Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое христианство?

Христианство - одна из мировых религий. Оно насчитывает более 1.5 млрд. последователей. Христианство осознает себя как новая жизнь, устанавливает особые взаимоотношения человека с Богом - Творцом, Промыслителем, Спасителем (Искупителем). В основе христианства - личность Иисуса Христа. Оно - религия спасения (жажда спасения, обетование спасения), хотя идея спасения есть и в других религиях, например в буддизме (страстное стремление к избавлению от зла; Будда говорил, что как воды морские пропитаны солью, так и его учение - карма - проникнуто идеей спасения). Идея спасения в своей полноте открывается в христианстве в событиях Крестной смерти Иисуса Христа - Сына Божия, Спасителя и Его Воскресении. Поэтому христианство - религия Искупления и Воскресения. Принципиальные идеи христианства: богочеловечество, воплощение и обожение (особенно полно эта идея раскрывается в православной богословской традиции). Для христианина христианство - не учение, которое можно было бы воспринять через внешнее научение, но жизнь, которой должно существенно приобщиться. Оно не только учение о спасении, но само Спасение, совершенное Богочеловеком. «Христианство есть религия свободы и этого не вытравить из него никакими силами. Можно окутать его драгоценными ризами, заковать в золоченую раку теологии, права, политики, - оно останется огненным по своей природе. И нет такого каменного града, построенного на его мистерии, который не был бы рано или поздно, расплавлен этим огнем»[1]. Христианство не исчерпывается ни учением, ни моралью, ни совокупностью теоретических познаний, ни сводом нравственных предписаний и правил. И, все же, и для того, кто только впервые слышит христианскую проповедь с готовностью вступить в новую жизнь, и для изучающего христианств со стороны, даже с холодным сердцем, возможно и необходимо описание христианства, некое повествование о нем.

Существуют многочисленные попытки выделить, сформулировать "сущность христианства" (например А. Гарнака), но такую задачу нельзя понимать буквально. Ни с точки зрения науки (ведь понятие "сущность" - природы метафизической), ни с точки зрения религии не может быть кратко, да и пространно, сформулирована "сущность" христианства. Его нельзя свести только к проповеди Иисуса Христа, к Его Евангелию. Это очевидно не только для Православия и Католичества, для которых священно не только Писание, но и Предание. Это очевидно даже и для таких протестантских ученых как Адольф Гарнак, который подчеркивал, что для решения такой задачи нельзя ограничиваться описанием деятельности Иисуса Христа и основных черт Его Евангелия. "Нужно непременно принять во внимание влияние и действие, произведенные Иисусом Христом на лиц, вождем и Богом которых Он стал, необходимо познакомиться с первым поколением Его учеников... В христианстве мы имеем дело с силой, действие которой не может быть приурочено только к одной определенной эпохе, и так как в нем и через него рождаются все новые и новые источники сил, то мы должны привлечь к рассмотрению и все более поздние порождения его духа. Мы имеем тут дело не с "учением", которое передается с однообразными повторениями или искажается произвольно, а с жизнью, которая постоянно вспыхивает с новой силой и горит своим собственным пламенем...Сам Христос и апостолы были убеждены, что религия, которую они насаждали, в будущем представит из себя гораздо более глубокое и величественное зрелище, чем во времена ее основания. Они верили, что Дух будет вести к все новым и новым откровениям и к обнаружению сил более глубоких... христианскую религию уяснить мы можем только при помощи всесторонней индукции, охватывающей его во всей истории"[2].

В то же время необходимо признать, что в процессе изучения христианства или в его проповеди необходимо пользоваться категориями "существенное" и "несущественное". Это относится как ко всему христианству в целом, так и к отдельным его традициям.

Христиане - последователи христианства. Впервые слово это появляется в Антиохии в 41 г. Не имеет смысла говорить о степени, в которой человек является христианином. Он может быть плохим или хорошим христианином, но, если он уже принял таинство Крещения, то он - христианин, хотя может быть и не практикующий, может быть даже отступник, т.е. падший. Поскольку таинство Крещения не повторимо, нельзя перестать быть христианином, а потом стать им второй раз.

Трудно установить необходимый и достаточный критерий принадлежности христианству, но, во всяком случае, необходимый критерий - это принадлежность к христианской Церкви, вступление в которую совершается именно через принятие таинства Крещения. Вероучительный критерий - принятие вероучения выражается в провозглашении крещаемым Символа веры.

Конфессиональный спектр Христианств широкий. Названия категорий направлений, течений, организованных структур различны: церковь, деноминация, секта, свободная церковь, конфессия и др. Основные конфессиональные традиции: католичество, православие, протестантизм (со своим богатым спектром), англиканство.

 

 

ХРИСТИАНСТВО осознает себя как Откровение Единого в Троице Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя и Освятителя людей. Для христианства принципиально:

1) единобожие, углубленное учением о Троице в едином сущест­ве Божием;

2) понятие о Боге, как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной благости и любви;

3) учение об абсолютной ценности человеческой личности, как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему об­разу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все пред­назначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать;

4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании;

5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог - безусловный Владыка материи, как ее Творец; человеку им вручено господство над материальным миром, чтоб чрез материальное тело и в материальном мире осуществить свое идеальное назначение;

6) Христианство одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру, как таковым. Зло не в материи и не от мате­рии, а от извращенной свободной воли духовных сушеств (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю. Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд Х. на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти.

7) учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей пло­ти праведников вместе с их душами, в просветленном, вечном, мате­риальном мире и во втором кардинальном догмате христианства - Боговоплоще­нии.

8) учение о Богочеловеке, воистину воплотившемся и вочелове­чишимся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвеч­ном Сыне Божием, отождствляемым христианской церковью с ее Осно­вателем, Иисусом Христом.

Христианство при всей безупречной своей идеалистичности, есть религия гармонии материи и духа; оно не клянет и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая пом­нить, что все они - только средства к достижению человеком бого­подобного совершенства.

Исключительна важна Личность Основателя. Отречься от Христа может быть много труднее, чем отречься от христианства.

. Христианство осознает себя завершением Откровения, данного еще Адаму в раю и затем возвещенного через Моисея и еврейских пророков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дуговая резка под водой | Священное Писание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.