КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация образовательного процесса
ЛЕКЦИЯ 14 1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации. 2. Порядок приёма в образовательные учреждения. 3. Аттестация обучающихся. 4. Единый государственный экзамен (ЕГЭ). 5. Документы об образовании.
1. Образовательный (учебно-воспитательный) процесс – это система мер по организации и осуществлению деятельности обучающегося и педагогического персонала, нацеленных на достижение обучающимися определённых образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие личности Стадии образовательного процесса – его основные этапы, в рамках которых последовательно достигаются цели образования. Выделяют следующие стадии образовательного процесса : · Приём в образовательное учреждение; · Проведение текущих учебных занятий; · Проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся; · Проведение государственной (итоговой) аттестации. Этот этап обязателен лишь для основного общего и среднего (полного) общего, а также для всех видов профессионального образования. Проведение текущих учебных занятий определяют :
А) перспективный (на весь период обучения) Б) рабочий (на учебный год).
Организация образовательного процесса должна подчиняться определённым принципам:
Соблюдение этих принципов, как и проведение текущих учебных занятий, предполагает подчинение санитарно-эпидемиологическим требованиям (например, в школе): К размещению образовательных учреждений. Их здания должны быть расположены на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 м; устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступности школ. К участку общеобразовательного учреждения. Предусматривается самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зоны отдыха. К зданию общеобразовательного учреждения. Эти требования предусматривают: соответствие количества детей вместимости здания, предусмотренной проектом; этажность не более трех (в условиях плотной застройки городов — четырех) этажей; размещение гардеробов на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, а обучение учащихся II — III ступени осуществляется по классно-кабинетной системе. К оборудованию помещений общеобразовательного учреждения — к ученическим столам или партам и их размещению в кабинетах, техническим средствам обучения, лабораторному оборудованию и др. Также установлены санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях. К воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18—20°С при их обычном остеклении. К естественному и искусственному освещению. Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. К водоснабжению и канализации. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ. К режиму учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса включают показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов в зависимости от ступени обучения), продолжительности урока (не более 45 минут) и перемен (по 10 минут обычная и большая перемена продолжительностью до 50 минут). Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в определенных временных пределах в зависимости от ступени обучения (от 1 до 4 часов). К организации медицинского обслуживания учащихся. Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров, а при их отсутствии школа заключает с ближайшей Следование этим принципам чрезвычайно важно, поскольку, по оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в младшем школьном возрасте за счёт чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки учащихся. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуют следующие тенденции: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60-70% детей дошкольного и школьного возраста имеется кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, — со сниженной остротой зрения. 2. Порядок приёма обучающихся в образовательные учреждения регулируется законодательством и локальными нормативными актами. · Приём детей в дошкольные учреждения осуществляется по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, которые вправе выбрать конкретное учреждение с учётом его расположения, особенностей реализуемых им образовательных программ и других имеющих значение обстоятельств. В такие учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предусматривает, что порядок его комплектования определяется учредителем. При этом установлено право некоторых категорий детей на прием в такие учреждения в первую очередь: дети работающих · Обучение детей в общеобразовательных учреждениях начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев (если нет противопоказаний по состоянию здоровья) и не позже достижения ими 8 лет. Но обучение может быть разрешено и в более раннем возрасте по заявлению родителей (законных представителей). Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать приём в 1 класс всех детей, готовых к освоению общеобразовательных программ начального общего образования, и прежде всего живущих в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения на участке или в микрорайоне, закреплённом за ним. Причём не проживающим на данной территории может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. · Приём в образовательные учреждения профессионального образования осуществляется с соблюдением некоторых специальных правил. 1.Порядок приёма в государственные учреждения начального профессионального образования предусматривает, что в такие учреждения могут приниматься проживающие на территории РФ лица, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование. При этом данные учреждения обязаны зачислить в пределах квоты приёма всех желающих, которые проживают на соответствующей территории. Если же их количество превышает количество мест для приема, то проводится конкурс. 2.Порядок приёма в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования предусматривает, что для поступления в них необходимо иметь основное общее, среднее (полное) или начальное профессиональное образование. Для приёма же в учреждения высшего профессионального образования нужно иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, или диплом о начальном профессиональном образовании, в котором есть запись о получении среднего (полного) общего образования. Порядок приёма в учреждения среднего и высшего профессионального образования регулируется законодательством. Организует приём приёмная комиссия, принимает вступительные экзамены экзаменационная комиссия и принимает вступительные испытания на последующие курсы аттестационная комиссия. До начала приёма документов приёмная комиссия определяет и объявляет: · перечень специальностей, на которые принимаются документы, с указанием количества мест для приема за счет бюджетных средств, перечня вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения), их программы и системы оценок; · -порядок организации конкурса на коммерческие места; · -правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний; · -количество мест в общежитиях для иногородних студентов; · -правила приема заявлений от поступающих для обучения в филиалах образовательного учреждения и порядок зачисления. Для поступления абитуриент должен предоставить : · заявление · паспорт · оригинал документа об образовании · фотографии · медицинская справка, подтверждающая, что обучение по данной специальности не противопоказано · документы, подтверждающие льготы на поступление. Количество, перечень и форма вступительных испытаний определяются правилами приёма. Причём для вступительных испытаний могут выбираться только общеобразовательные предметы, указанные Министерством образования (русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранный язык). В качестве результатов вступительных испытаний могут засчитываться результаты и других испытаний:
Зачисление осуществляется по результатам конкурса. Для некоторых категорий граждан установлено льготы право на внеконкурсное зачисление
Существуют условия ограничения приёма граждан в образовательные учреждения - наличие у гражданина хотя бы одного из следующих заболеваний: паразитарные болезни (туберкулёз, ВИЧ, лепра, сифилис) хронические расстройства врождённые аномалии, деформации хронические нарушения 3. Аттестация обучающихся – это оценка освоения обучающимся программы учебной дисциплины или её части А) Текущая аттестация - оценка знаний, продемонстрированных обучающимся в течение четверти или семестра Эта аттестация обеспечивается только на очной форме обучения и в большей степени актуальна для общеобразовательных учреждений. Б) Промежуточная аттестация означает оценку освоения программы учебной дисциплины за определённый календарный промежуток (четверть, полугодие, учебный год, семестр. По её результатам обучающийся переводится на новый этап обучения. Форму аттестации определяет преподаватель или учитель: устная, письменная, контрольная работа с помощью теста и т. д. В) Итоговая аттестация – это оценка усвоения образовательных программ конкретного уровня, по результатам которой выдаётся документ, подтверждающий определённый образовательный ценз. Она обязательна для таких уровней образования, как основное общее, среднее (полное), и для всех видов профессионального образования. Существуют некоторые общие принципы её проведения : Обязательность государственной итоговой аттестации. Ни один обучающийся не может быть освобожден от итоговой аттестации. Не прошедший итоговую аттестацию учащийся или студент не может быть признан завершившим обучения, и ему не может выдаваться документ, подтверждающий уровень образования. Государственную итоговую аттестацию нельзя заменять оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Допуск к государственной итоговой аттестации получают только те обучающиеся, которые полностью освоили образовательную программу соответствующего вида и уровня. Условием допуска к итоговой аттестации является отсутствие академических задолженностей. Соблюдение процедурных требований при проведении государственной итоговой аттестации (формирование государственных аттестационных комиссий, порядок проведения экзаменов, предоставление выпускникам необходимой информации и т. д..) 4. ЕГЭ введён в 2001г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001г.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 19109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |