Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и развитие человека

Человек как основная проблема философии

Философия человека

Происхождение человека – это тайна, которую пока не удалось объяснить никакими научными теориями. Не удалось объяснить и тайну возникновения жизни. До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса или возникла на самой планете химическим путем. Для того, чтобы возникла жизнь на Земле, необходимы были десятки факторов:

· расположение солнечной системы на самом краю Галактики, в относительно спокойном месте;

· оптимальное расстояние до Солнца (на Венере слишком жарко, на Марсе слишком холодно);

· объем Земли (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и ядовитая), и т.д..

Но и возникнув, жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибков или плесени. Во Вселенной нет однонаправленного развития в сторону усложнения, наоборот – Вселенная стремится из состояния упорядоченности к хаосу, от сложного – к более простому.

То, что возник человек - совершеннейшая случайность, непредсказуемая мутация. Природа наобум перепробовала десятки вариантов: питекантропы, неандертальцы, пока не возникли кроманьонцы (у которых был чуть больше мозг, быстрее скорость реакции). Кроманьонцы начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться на Земле. А могли бы и не выжить, потому что неандертальцы были сильнее.

А человек сегодняшний? Homo sapiens (человек разумный) совершенно не приспособлен к природе и не должен был бы выжить. Чтобы человек мог рождаться совершенно готовым к жизни (как жеребенок, который через несколько часов после рождения самостоятельно передвигается и питается), человек должен был бы проводить в утробе матери 21 месяц. Мы рождаемся недоношенными. Ребенок человека не может жить самостоятельно долгие годы, ни одно животное не может себе позволить такую роскошь – до 10-15 лет кормить и обучать собственное дитя.

Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Человек рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно. Из него можно вылепить что угодно: вырастет среди волков – будет волком, среди обезьян – обезьяной, а среди людей, - если повезет, может стать человеком.

Много лет в материалистической философии (откройте любой учебник) господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд. Это положение сейчас некоторым философам, например, Л.Мамфорду представляется неверным: каменные топоры, дубины просуществовали миллион лет, не подвергаясь почему-то со стороны человека никаким усовершенствованиям - животные преуспели здесь значительно больше (плотины бобров, геометрические формы пчелиных сот свидетельствуют о поразительном развитии технических навыков животных).

Человек обладал гораздо большей умственной энергией, чем требовалось для животной жизни. На что шла эта энергия? При раскопках археологи не всегда находили орудия труда, но почти всегда – предметы религиозного культа или примитивного искусства. Человек – не столько животное, производящее орудия труда, сколько производящее культурные символы (ритуалы, рисунки, письмо, язык). Человек – символическое животное.

Борьба за существование не полностью завладела огромной энергией и жизнеспособностью человека и не отвлекла его от более насущной потребности: вносить порядок и смысл в каждый момент своей жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Николай Бердяев: этика закона и этика творчества | Для чего живет человек?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.