Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное и рациональное познание




Учение о познании

 

В конце XX в. наиболее развитые страны мира начали переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Для него характерны беспрецедентное внедрение наукоемких технологий, создание индустрии знаний. Впервые в истории условием принадлежности человека к господствующему классу становится не частная собственность и богатство, а различие в уровнях образования людей. Знания превращаются в чрезвычайно ценный капитал. Принятая объединенной Европой концепция «обучения в течение всей жизни» заставляет по-новому задуматься о той роли, которую играет познание в жизни каждого человека.

Что такое познание? Познание это деятельность, направленная на получение знаний.

Загадки и парадоксы познания будоражат умы людей с незапамятных времен. Однако с бурным развитием науки в современном мире нерешенных вопросов не становится меньше. Основные проблемы познания (изучение видов, ступеней, форм познания, разработка критериев истины и т.д.) решаются в философии в рамках гносеологии. Основной вопрос гносеологии - вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа все философские школы можно разделить на два основных направления:

· гностицизм (учение, утверждающее, что мир полностью познаваем);

· агностицизм (учение, утверждающее, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах).

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Согласно его теории:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями;

сам окружающий мир непознаваем в принципе (человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе»).

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма. Такой оптимизм гностиков базируется на принципах:

диалектики - необходимости подходить к проблеме познания с точки зрения развития;

историзма — рассматривании всех предметов и явлений в контексте их исторического становления;

практики — признании главным способом познания - практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);

активности творческого отображения действительности;

убежденности в самой возможности познания.

 

Познание включает в себя:

· объект познания, т.е. то, на что направлено познание (окружающий мир);

· субъект познания – конкретного носителя познавательной деятельности (отдельных людей, группы людей, общество в целом);

· уровни познания.

В процессе познания выделяют два уровня: чувственное ( опытное, эмпирическое) и рациональное ( логическое) познание.

Сенсуалисты (от sense –чувство) считали, что чувства – единственный и достоверный источник наших знаний. В размышлениях мы можем ошибиться, а чувства нас никогда не обманывают. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д. Основные формы чувственного познания:

· ощущение – когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество (цвет, вкус, звук);

· восприятие – это сумма ощущений, создающих целостный образ предмета;

· представление – образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий.

Благодаря чувственному познанию человек составляет впечатление о внешних свойствах предмета.

Рационалисты не доверяют чувствам. Очень многие явления мира нельзя себе представить, - например, скорость света или искривляющуюся в четырехмерном пространстве Вселенную, но ее можно понять. Основной лозунг рационалистов: чтобы видеть – надо знать. Постижение сущности вещей и явлений происходит через основные формы рационального познания:

· понятие – мысль-обобщение, отражающую общие признаки данного класса предметов и выражающуюся с помощью слов и словосочетаний;

· суждение – мысль, утверждающую либо отрицающую что-либо, выражающуюся в форме предложений;

· умозаключение – высшую форму абстрактного мышления; мысль, получаемую из двух или нескольких суждений на основе законов логики, выражающуюся через текст.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.