Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Логистические системы. Системный подход в логистике

План

Крещение Руси

  1. Религиозная ситуация в довладимирский период.
  2. Причины принятия христианства князем Владимиром.
  3. Особенности восприятия акции крещения жителям разных районов государства.
  4. Значение крещения для истории Руси.

 

В X веке было не так уже много ярых ревнителей язычества; традиционные обряды пользовались определенной популярностью, но массового фанатизма не наблюдалось. В городах на пути «из варяг в греки» частыми гостями были иноземные купцы, в том числе и христиане. Среди дружинников киевских князей встречались, принявшие крещение. В то время, в середине Х века, в Киеве существовала церковь Ильи Пророка, построенная при Аскольде, который по некоторым сведениям тоже был христианином. Во второй половине Х в. Существовали христианские храмы в Корсуни, Новгороде, других городах на пути «из варяг в греки».

Время правления Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем. Среди горожан и обитателей княжьих дворов было немалое число христиан. В целом, городское население, часто лишь по традиции и без особого рвения участвовавшее в языческих обрядах, было готово к восприятию новой веры. Степень приверженности язычеству сельских жителей определить сложнее. Видимо, в некоторых восточно-славянских землях племенные божества занимали немалое место в религиозной жизни людей. В Х в. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне городов землепашцев и охотников. Христианство постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но прямо не поощряемой. Распространение христианства в придворной и дружинной среде постепенно создавало предпосылки для официального признания новой религии для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было реализоваться при князе Владимире.

2.В конце Х в. Киев был довольно христианизированным городом. Возможно, попытка Владимира, который поначалу был воинствующим язычником, после его прихода к власти в Киеве оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти, была связана с политическим противостоянием киевских «лучших людей» и пришедших из Новгорода княжеских советников. Язычество, казалось, переживало подъем; идолам приносились человеческие жертвы, князь и значительное число горожан с явным одобрением воспринимали эти кровавые ритуалы, которые, судя по всему, в предшествующие десятилетия были почти забыты (по крайней мере, в Киеве). Однако искусственное возрождение религии предков оказалось делом бесперспективным. Это очень скоро почувствовал сам Владимир.

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от былой приверженности язычеству, принял крещение и приступил к обращению в христианство своих подданных. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была, конечно, в какой-то мере подготовлена предшествовавшим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако встречающееся иногда утверждение, будто Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства, лишено правдоподобия. Очевидно, что без глубокого внутреннего перелома, без серьезного переосмысления собственного опыта, без искреннего обращения к христианству, Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, а порой и принуждая к крещению жителей обширной языческой державы.

Мы не знаем в точности, когда и как закоренелый язычник уверовал во Христа. С большой вероятностью можно предположить, что это обращение стало результатом раскаяния в совершенных злодеяниях, усталости от разгульной жизни и ощущения духовной пустоты, которую не могла заполнить языческая религия, уже утратившая былую естественность и привлекательность восприятия человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. На духовную жизнь Владимира, вероятно, повлияло и общение с его женами – христианками; по некоторым сведениям, христианкой была и Малуша – мать Владимира.

Став христианином, Владимир, обладавшим несомненным государственным умом и деятельной натурой, пришел к мысли о распространении новой веры в своих владениях. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимиру явно не хотелось мириться. Обращение в христианство, вероятно, умерило властолюбие князя, но обострило и до того присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет и силу.

Внешние обстояте6льства в 980-е годы благоприятствовали усилению Руси. Владимир помог византийскому императору подавить мятеж военачальника Никифора Фоки, после чего попросил у императора в качестве награды руки его дочери – принцессы Анны. Однако, по византийским православным канонам император не мог выдать свою дочь замуж за язычника и тогда Владимир, отбросив последние сомнения, принял крещение. Многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении победоносной рати в Киев, Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

3. Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру», если не с энтузиазмом, то без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство именно как государственную религию: отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в иноязычной многоплеменной среде.

Куда большее сопротивление религиозное новшество встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991 г), высмеивавшего языческие верования. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева была приверженность населения к традиционным обрядам, Видимо, именно в этих городах, особенно в Ростове и Новгороде, сложились существенные элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов). В южных городах и в сельской местности языческие верования существовали скорее как неоформившиеся суеверия, чем как развитая религия. Не случайно попытка установления регулярных жертвоприношений в 980-е годы воспринималась киевлянами как нововведение; до этого систематическое поклонение идолам было плохо знакомо приднепровским славянам. Вполне вероятно, что идолопоклонство, распространенной на севере, казалось киевлянам религией чужой, лишь от части похожей на местные верования.

Другой причиной сопротивления христианству новгородцев или ростовчан было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле киевского князя основывалось на традиции, и было отнюдь не безграничным. Нарушивший традицию Владимир, хотя и выросший в Новгороде, но затем поддавшийся чуждым греческим влияниям, был в глазах принудительно обращаемых в христианство горожан Севера и Востока отступником, попиравшим исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным; земледельцы и охотники, поклонявшиеся духам домашнего очага, лесов, полей, рек, чаще всего совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Двоеверие, существовавшее в славянских селах на протяжении веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священников. Понятно, что при Владимире Крестителе число христианских священнослужителей было невелико, и князь – реформатор поневоле был вынужден ограничиться христианизацией городов. Надо заметить, что элементы языческого сознания вообще обладают большой устойчивостью, сохраняются в виде различных суеверий.

4. Одной из насущных задач Владимира после крещения подданных стало их просвещение в христианском духе.

Крещение Руси, если его понимать не как кратковременное внешне эффектное действие, не как массовый обряд, многие участники которого не слишком жаждали приобщения к христианской вере, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племен – крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этически сближавшихся друг с другом племен и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Русь была признана как христианское государство, что определило качественно иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, через некоторое время государство развалилось.

 

 

Учебные вопросы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иллюстративный материал | Вопрос 1. Общие понятия о системах и системном подходе. Принципы системного подхода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.