Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс. Процедура внесения, рассмотрения и принятия закона

Процедура внесения, рассмотрения и принятия закона.

Законодательный процесс состоит из нескольких стадий:

1. Законодательная инициатива, т.е. внесения законопроекта в ГД.

Кто обладает правом внесения – ч.1, ст.104 Конституции. Законопроекты вносятся только в ГД. Любой законопроект, который вносится, обязательно регистрируется в Совете ГД. После регистрации заводят электронную карту, в которую записываются все поправки. Назначается комитет, который будет вести его.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта назначенным комитетом.

3. Рассмотрение и принятие ГД.

Рассматривается в 3 чтениях. Исключение – бюджет в 4 чтениях

Первое чтение – рассматривается концепция, нужен ли вообще?

Второе чтение – внесение поправок в законопроект. Заводится сводная таблица поправок.

Третье чтение – голосование «за» или «против». На этой стадии вносить поправки уже нельзя. Если нужно внести поправку, то законопроект возвращается во 2ую.

Бывает законопроекты проходят не все чтения.

Дописать.

4. Рассмотрение законов Советом Федерации; Согласительной комиссией (ч.4, ст.105 Конституции).

5. Рассмотрение законов (подписание и обнародование) Президентом.

14 дней дается Президенту.

Повторное рассмотрение ГД законов, отклоненных Президентом.

Повторное рассмотрение СФ законов, отклоненных Президентом.

Ст.107 Конституции.

19.12.11

Конституционный статус Правительства.

 

1. Порядок формирования.

2. Компетенция

А) Премеьер-министра

3. Взаимодействие Президента и Правительства

4. Правительство и Федеральное Собрание

5. Правительство и органы государственной власти субъектов.

6. Прекращение полномочий Правительство

 

Нормативная база – глава 6 Конституции, ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.97 года №2-ФКЗ.

 

1. Порядок формирования

Согласно ст.110 Конституции Правительство осуществляет исполнительную власть. Это коллегиальный орган, состоящий из:

1) Председатель (премьер-министр)

2) Заместитель Председателя (вице-министр) (от 2 до 5)

3) Федеральные министры

 

Председателя назначает Президент с одобрением ГД, замов – Президент по представлению Председателя.

Члены Правительства не в праве:

1) Заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой)

2) Не могут занимать какую – либо другую должностью.

3) Быть представителями по делам в органах государственной власти

4) Использовать информацию, предназначенную для служебного пользования

5) Получать гонорар за выступления и публикации в качестве члена Правительства

6) Без разрешения Президента получать почетные или специальные звания, награды иностранных государств

7) Уезжать в командировки за пределы страны за счет средств физических и юридических лиц

 

Заместители федеральных министров стали называет статс-секретари – ввели для повышения эффективности работы.

Перед вновь избранным Президентом (новом) Правительство слагает свои полномочия. В течение 2ух недель после вступления в должности Президент должен предоставить кандидатуру нового Председателя или если Премьер уходит в отставку – в течение 1ой недели.

 

2. Компетенция

 

А) Компетенция Премьер-министра

1) Не позднее недельного срока с момента назначения представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

На сегодняшний день: министерства, агентства, службы. Агенства и службы всегда подведомственны министерствам.

Федеральные министерства, агентства, службы, руководство деятельности которых осуществляет Президент, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В рамках МВД существует федеральная миграционная служба, в министерстве юстиции – федеральная служба наказаний, судебных приставов и т.д. Управление делами Президента носит статус агентства.

Федеральные министерства, находящиеся в ведомости Правительства, федеральные службы и агентства – подведомственные этим федеральных министерствам.????

Служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

2) Определяет основные направления деятельности Правительства.

3) Предлагает кандидатуры заместителей и федеральных министров

4) Организует работу Правительства –

А) Руководит заседаниями Правительства, обладает правом решающего голоса, подписывает

Б) Подписывает акты Правительства (постановление, распоряжения)

В) Систематически информирует Президента о работе Правительства

5) Представляет Правительство в РФ и за ее пределами.

 

Б) Полномочия Правительства в целом

Заседания проходят не реже одного в месяц и носят открытый характер.

Существует кабинет министров.

1. Полномочия в сфере экономики (Ст.14 ФКЗ)

А) Обеспечивает единство экономического пространства.

Б) Прогнозирует социально-экономического развития страны.

В) Управляет федеральной собственностью.

Г) Руководство таможенным делом.

 

2. Полномочия в бюджетной, финансовых, кредитных сферах – ст.15

А) Разработка и исполнение бюджета

Б) Налоговая политика

В) Регулирование рынка ценных бумаг.

 

3. Социальная сфера – ст.16

А) Проведение единой миграционной политики (признание лица беженцем, гражданство)

Б) Меры по развитию спорта, туризма, физической культуры.

В) Меры по реализации трудовых прав граждан.

 

4. Полномочия в сфере науки, культуры, образования – ст.17

А) Обеспечение государственной поддержки культуры.

Б) Обеспечение единой государственной политики в области образования

В) Государственная поддержка науки

 

5. В сфере природопользовании и охраны среды.

А) Меры для обеспечения благоприятных условий окружающей среды.

Б) Деятельность по предупреждению и устранению последствий ЧС (аварий)

 

6. В сфере обеспечения законности прав и свобод граждан, борьбе с преступности – ст.19

А) Обеспечение правопорядка

 

7. Обеспечение обороны и государственной безопасности – ст.20

А) Обеспечение службы разведки

Б) Обеспечение реализации военной политики

8. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений

А) Обеспечение представительства РФ за грацией (посольства, консульства)

Б) Защита граждан за пределами страны

В) Заключение межправительственных отношений

 

3. Взаимодействие Правительства и Президента

Обычно внешняя политика – Президент, внутренняя - Премьер

Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства – «министр без портфеля».

Право Президента председательствовать на заседания Правительства и Президиума Правительства.

Если Президент не может занимать свой пост его занимает Премьер но не более 3 месяцев. Прездиент может омтенить акт Правительства. Елси он протирвоечит Констиутции. ФЗ, ФКЗ, указам Президента

 

4. Правительство и Федеральной Собрании

 

А) Право законодательной инициативы

Б) Письменное заклюние по фининсовым законопроектам.

В) членыВ праве притсутствовать на заседаниях правлмента

Г) Представление бюджета и отчета о его исполнении депутатам.

Д) Дача согласия Думой на назначение Премьера

Е) Процедура вотум доверия и недоверия – ч.3-4 ст.117

Ж) Запрос министрам от депутатов ГД – ст.39.


Касательно отношений с субъектами – ст.43, 44 ФКЗ

 

 

5. Прекращение полномочий Правительства

 

А. По собственному желанию.

Б) По желанию Президента

В) По «желанию» ГД (ст.117 Конституции)

 

 

6.01.12

 

Конституционные основы судебной власти.

 

1. Конституционные принципы судебной власти

2. Структура судебной власти

3. Конституционный Суд РФ:

А) Структура

Б) Становление и развитие конституционной юстиции в РФ.

В) Регламент.

Г) Компетенция

Д) Требование к кандидатам на должность судьи КС РФ.

Е) Приостановление, прекращение и отставка судьи КС

 

 

1. Принципы

Глава 7 КС посвящена судебной власти.

Судебная власть – совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России. Юрисдикционная деятельность – деятельность суда.

Особенности судебной власти в РФ:

1) Судебная власть (правосудие) осуществляется только судом – ст.118 К РФ.

Федеральные суды – Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд и суды субъектов (уставные, мировые судьи).

2) Судебной деятельностью в праве заниматься определенные лица: высшее юридическое образование, возраст (25 лет), стаж работы по юридической профессии – не менее 5 лет. (ст.119).

А) Для судей КС РФ – возраст – 40 лет, стаж – 15 лет.

Б) Для ВС и ВАС – 35 лет, не менее 10 лет.

В) Для судов республик, окружных, арбитражно-опр – 30 лет, не менее 7

Г) Для мировых, уставных и уставных субъекта – 25 лет, не менее 5 лет.

Следователь, прокурор, преподавательская деятельность входит в стаж. Можно заниматься научной деятельностью.

Будет ли участковая деятельность, деятельность частных детективов входит в стаж?

 

3) Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (Ст.120)

Гарантии:

А) Исключение внешнего воздействия в момент принятия решения (тайное вынесение).

Б) Преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

В) Освобождение судей от обязанности отчитывается перед кем-нибудь о своей деятельностью.

Г) Право судьи на отставку (по собственному желанию – за ним сохраняются гарантии?).

Д) Предоставление судьям материального и социального обеспечения государством (должностные оклады, доплата, страхование жизни).

Е) Особая защита судей (судьи имеют право на ношение оружия)

 

4) Судьи несменяемы (особая форма, производство) – ст.121.

5) Суд принимает решение в соответствии с законом (в противном случае – запрос в КС, прямое действие к РФ - крайне редко).

6) Судебная деятельность осуществляется в особой форме – особый порядок ведения судопроизводства.

7) Судебные разбирательства всегда открыты (Ст.123).

Закрытые заседания проводится, если:

А) Существует вероятность разглашения государственной тайны.

Б) Предмет рассмотрения – сведения военного характера.

В) В целях предотвращении разглашения информации об интимной жизни лиц, участвующих в процессе.

Г) О половых преступлениях.

Д) Врачебная тайна.

Все, что касается приватных сторон жизни лица – закрытое заседание, но приговор оглашается открыто.

8) Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел

Исключения:

А) Если неучастие не будет препятствовать установлению истины по делу (человек находится за пределами государства).

Б) При ходатайстве (когда санкцией не является лишение свободы).

9) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч.3, ст.123 К РФ)

10) Судопроизводство осуществляется судом при помощи присяжных:

Кто может быть присяжным:

- Лица не моложе 25 лет и не старше 70

- Лица, не имеющие судимости

Кто не может быть присяжным:

- Несоответствие возрастным ограничениям

- Недееспособные

- Не владеющие языком

- Подавшие письменное заявление

- Руководители исполнительных и представительных органов власти

- Военнослужащие, судьи, прокуроры, адвокаты

- Священнослужители

- Инвалиды (слепые, глухие)

Скамья присяжных формируется при судах субъекта. 20 кандидатов -> из них выбираются 12 присяжных + 2 запасных.

Списки присяжных формируются по спискам избирателей. Присяжные избирают старейшину. Через него общаются с председательствующим судьей.

Присяжные не знакомятся с материалами дела заранее. Они люди из народа, не дающие юридическую оценку.

После напутствующего слова председательствующего судьи присяжные удаляются для принятия решения в «тайную комнату»:

- Доказано ли, что совершено деяние?

- Доказано ли, что это деяние совершено этим человеком?

- Виновен ли он?

Присяжные не определяют юридический состав преступления.

Если присяжные выносят обвинительный вердикт, то суд может вынести оправдательный приговор – но, наоборот НЕЛЬЗЯ.

Присяжные не собраны для того, чтобы рассматривать личность.

Если в преступлении, в рамках дела, участвуют несколько лиц, то для рассмотрения дела присяжными, все преступники должны быть согласны на это.

Плюсы и минусы участия присяжных:

1. Плюсы:

- участие присяжных призвано обеспечивать объективность и беспристрастность судей.

- присяжные принимают решение самостоятельно и независимо от профессионального судьи

- присяжные не знакомятся с материалами дела заранее

- присяжные выносят решение, не имея специальных знаний, руководствуясь жизненным опытом и здравым смыслом.

2. Минусы:

- так как предмет доказывания сложен, то он требует специальных познаний права и опыта правоприменительной деятельности, которых нет у присяжных

- присяжные руководствуются эмоциями

- суд присяжных дорог в содержании.

 

11) Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти.

А. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничение тайной переписки).

Б. Судьи удостоверяют факты, имеющие юридическое значение.

В. Устанавливают ограничение правосубъектности (признание недееспособным)

Г. Осуществляют судебный надзор в отношении решений нижестоящих судов

Д. Выносят определение по осуществлению конституционных прав.

Е. Пленум ВС дает судам руководящие разъяснения по вопросам судебной практики, т.е. толкуют нормы права.

 

 

Вывод:

По закону судебная власть велика, но на практике она слаба (в системе разделения властей).

Обособление судебной власти предполагает создание особо органа судейского сообщества:

- Всероссийский съезд судей – 1 раз в 4 года.

- Конференция судей субъектов – не реже 1 раза в 2 года или по мере необходимости

- Советы судей избираемые конференциями

- Общее собрание судей судов

- Высшая квалификационная коллегия судей

- Квалификационная коллегия судей субъектов.

 

ФЗ от 14.03.2002 №30 «Об органах судейского сообщества РФ».

 

 

13.02.12

 

2. Структура судебной системы.

В соответствии с ч.3 ст.118 структура выглядит следующим образом.

Судебная власть:

1. Конституционный Суд РФ. Конституционный суд субъекта.

2. Высший Арбитражный < -Арбитражный суд округов <-Арбитражный апелляционный суд <- Арбитражные суды субъектов.

3. Система общих судов: а) Военные суды б) Гражданские суды (в том смысле, что не военные). Высший суд – Верховный суд.

А) Верховный суд <-Военные суды среднего звена <- Военные суды основного суда.

Б) Верховный суд <- Верховные суды республик, краев, областей <- Районные суды <- Мировые суды

 

В соответствие со ст.26 ФКЗ «О судебной системе» от 31 декабря 1996 года на территории РФ возможно образование специализированных федеральных судов. Ст.26.1 – Суд по интеллектуальным правам (статья «мертвая»).

 

Компетенция Конституционного суда – ст.125 К РФ. Компетенция судов общей юрисдикции – ст.126. АС – ст.127. В ст.126-127 - бланкетные нормы, т.е. ссылки на другие законы.

 

 

3. Конституционный суд.

а) Становление и развитие конституционной юрисдикции.

КС – орган, осуществляющий конституционный контроль. Правовая регламентация – ст.125 и ФКЗ «О КС РФ» от 21.07.94.

Зарождение института судопроизводства – США. Верховный Суд США, дело Marbery vs. Madison, 1803 год (появление понятия «проверка на конституционность»). В Америке нет конкретного органа, этим занимаются суды общей юрисдикции. Первый Конституционный суд в Австрии, 1920 год.

В России 23 декабря 1989 год – принимается закон «О конституционном надзоре в СССР». Этим законом создается комитет конституционного надзора. В чем разница в понятии «надзор» и «контроль»? Работу этого комитета возглавлял С.С. Алексеев. Членов комитета избирал Съезд народных депутатов (но выбирали только председателя и заместители).

Итоги работы этого комитета:

1) Комитет прекратил практику издания секретных актов, влияющих на права граждан.

2) Комитет постановил, что ограничение свободы передвижения и выбора места жительства нарушают международные соглашения (права человека) и Конституции.

3) Комитет постановил, что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушают Конституцию и международные акты.

4) Было установлено, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушающие права потребителей.

12 июня 1990 года принимается декларация о суверенитете -> «парад суверенитетов»

12 июля 1991 года принимается закон РСФСР «О Конституционном суде», деятельность суда включала 3 процедуры:

1. Конституционный контроль нормативных актов.

2. Рассмотрение жалоб по поводу решений, нарушающих их основные права

3. Обнародование особых мнений.

23 октября 1991 года СНД РСФСР тайным голосованием из 23 представителей избрал 13 судей КС (вместо 15). Первое дело – проверка указа Президента «О слиянии КГБ и МВД». Указ признали неконституционным -> указ отменили. За короткий срок работы КС было рассмотрено значительное количество дел, наиболее яркие из которых касались прав и свобод человека (пенсия для людей, живущих заграницей; права и свободы журналистов).

Закон РСФСР «О КС» отличало чрезмерная дотошность. Конституционный суд – первый исследователь конституционного пространства, в котором из-за огромного количества поправок, внесенных в Конституцию РСФСР 1978 года, положение одних статей противоречили положениям других статей конституции.

Конституционная юрисдикция была вынуждена искать свое место в конфликтующем обществе. В сентябре-октябре 1993 года Президент распускает Конституционный Суд.

Новый орган конституционного контроля был создан только после принятия закона в июле 1994 года.

 

Б) Структура Конституционного Суда:

Состав – 19 судей – 2 палаты. Дела разрешаются как в пленарном заседании, так и на заседании палат. Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении в течение 14 дней с момента получения представления Президента.

3 должностных лица в составе КС. – Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь. Они назначаются на должность на 6 лет.

В) Регламент Конституционного суда.

Правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее 2\3 от общего числа судей, а в заседании палаты – не менее 3\4 ее состава.

Обращение в Конституционный Суд может быть направлено в форме запроса, ходатайства, жалобы. Обращение в Конституционный Суд облагается государственной пошлиной. Если физическим лицом – 100 (по решению КС) и 300 (по Налоговому кодексу) рублей, юридическое лицо – 3000 рублей. Глава 25 НК РФ.

 

 

20.01.12

Виды решений Конституционного Суда.

 

По вопросам компетенции КС выносятся постановления и определения.

Решением КС является окончательным и не подлежащим обжалованию, вступает в силу незамедлительно после оглашения. Решения кроме основных гос. газет, публикуется в «Вестнике Конституционного Суда». Акты, отдельные положения которых признаются неконституционными, утрачивают силу.

Вопрос: Сам факт вынесения решения о неконституционности является достаточным для прекращения действия этого акта или же решение суда это всего лишь указание тому органу, который издал неконституционный акт?

 

Виды конституционного контроля:

1. Предварительный и последующий.

1). Предварительный – рассмотрение акта на конституционность до вступления его в силу. Действует в отношении международных договоров.

2). Последующий – проверка акта на конституционность после вступления в силу.

 

2. Абстрактный и конкретный

Абстрактный – не связан с обстоятельствами конкретного дела. Конкретный – соответственно связан. В РФ проверяются лишь те законы, в отношении которых был направлен запрос, или они нарушают права и свободы человека.

3. Обязательный и факультативный.

Речь идет о силе решений, принимаемых КС. Обязательный – решение органа конституционного контроля обязательно для исполнения. Факультативный – решение носит рекомендательный характер (Франция, Бельгия).

 

 

Статус судей Конституционного Суда.

 

Требования к судьям КС:

1. Гражданство.

2. Возраст.

3. Безупречная репутация.

4. Высшее юридическое образование.

5. Стаж работы по юридической профессии – не менее 15 лет.

6. Лицо должно обладать признанной высокой квалификации в области права – научная степень, научные (фундаментальные) труды.

Предельный возраст – 70 лет (от 40 до 70). Форма судей – в предварительном рассмотрении – свободная, при пленарном – мантия, галстук …..

Судья КС не может быть:

1. Депутатом ГД

2. Членом СФ

3. Заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской.

4. Принадлежать к политической партии (членство, денежная поддержка, агитация).

5. Выступать в СМИ по поводу дела, находящегося в производстве.

 

Основание приостановления полномочий судьи КС:

1. В отношении судьи возбуждено уголовное дело, либо он привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Какова процедура возбуждения уголовного дела в отношении судьи КС?

2. По состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности.

 

Основания для прекращения:

1. Нарушения порядка назначения на должность.

2. Достижение предельного возраста.

3. Личное письменное заявление об отставки (заявление до достижения 70 лет).

4. Утрата гражданства РФ.

5. Вынесение обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

6. Совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

7. Предложение судьей, несмотря на предупреждения КС, совершение действий, несовместимых с его должностью.

8.Неучастие в заседаниях КС или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины.

9. Признание судьи недееспособным (судом).

10. Признание судьи безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ).

11. Объявление судьи умершим (ст.45 ГК РФ).

12. Смерть судьи.

13. Неспособность выполнять свои полномочия по состоянию здоровья (если не менее 10 месяцев судья болен).

 

Отставка или почетное удаление от должности - это пункт 2, 3,9, 13. – остается статус судьи.

 

ФКЗ предоставляет возможность образования в субъектах федерации Конституционных (уставных) судов. Назначение таких судов – быть «хранителем» своих Конституций или уставов.

 

 

Гражданство.

 

1. Понятие и принципы российского гражданства.

2. Двойное гражданство: плюсы и минусы (бипатризм).

3. Основания приобретения российского гражданства.

4. Способы прекращения российского гражданства.

5. Правовой статус иностранцев на территории РФ,

6. Соотношение понятий беженец и вынужденный переселенец.

7. Право политического убежища.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статус депутата ГД и члена СФ | Приобретение российского гражданства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.