Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы российского федерализма

1. Государственная целостность

Ч.3, ст.5 Конституции говорит о государственной целостности РФ. Включает:

А) Единство территории – связано с единой государственной границей. Статус границы определяется ФЗ. В соответствии с нормами международным правом и законам РФ, граница может быть изменена только федерацией.

Б) Единый государственный суверенитет – в соответствии с ст.1 и ст.3 Конституции суверенитетом обладает государство в целом. Положение республики о ее суверенитете является неконституционным на основании решения Конституционного Суда (от 6 декабря 2001 года №250-О, от 7 июня 2000 года).

В) Государственная целостность предполагает единое экономическое пространство –

- единая денежная система

- единые правила перемещения товаров, услуг, рабочей силы по территории страны

Г) Единство правового пространства

- верховенство норм федерального права (исключение при коллизии актов центра и субъекта, приоритет у акта субъекта – ч.6, ст.76 К РФ)

2. Единство государственной власти и ее системы (ч.3, ст.5 К РФ)

А) Единство природы государственной власти (источник власти – народ)

Б) Однотипные организации государственной власти. Принципиальные сходства организации власти в субъектах определено ФЗ от 6 октября 1999 года №4 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Государственная власть федерации представляет весь народ данной страны, государственная власть субъекта – часть народа на его территории. Первая власть – суверенна, вторая – нет. Федеральная власть ограничена только теми полномочиями, которыми федеральная Конституция закрепляет за субъектами. Государственная власть субъекта ограничена и подчинена государственной власти федерации. Отсюда вытекает возможность федерального принуждения в отношении субъектов.

3. Равноправие народов и субъектов.

А) Равноправие народов

1) Народ =население страны = электорат.

2) Народ = коллектив, проживающий на одной территории, имеющий свои этнические особенности, традиции, культуру.

Конституция закрепляет положения о равноправии народов, проживающих на территории РФ (ч.3, ст.5). Но говорить о реализации конституционного принципа на практике с абсолютной уверенностью не совсем корректно (часть народов не оформлена). Для «выравнивания» статуса народов, проживающих на территории РФ, в России возможна такая форма самоопределения народа, как национально-культурная автономия. В 1996 – закон об автономии.

Национально-культурная автономия – форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям.

Б) Равноправие субъектов - по отношении к друг другу и к центру.

Дописать.

Равноправие не полное:

- в Конституции записано о разном наименовании субъектов

- распределение полномочий и предметов ведения.

Республикам изначально предоставляется больше полномочий, чем другим субъектам. На деле равноправия не существует.

4. Право народов РФ на самоопределение

Т.е. право на самостоятельно определение способов организации экономических, социальных, политических и духовных начал своей жизни. Все народы сохраняют за собой право на изменение формы политической организации. Самоопределение народов не предполагает выход из состава РФ, т.е. право сецессии отсутствует – самоопределение в рамках федерации.

5. Разграничение предметов ведение и полномочий.

Поскольку в федерации действуют, хоть и неравные, формы государственной власти, существует разграничение предметов ведения и полномочий. Прежде всего это связано с законодательной сферой. В России принят способ, основанный на идеях кооперативного федерализма. Он связан с отказом от дуалистического подхода – выделена третья сфера, компетенция –

Дописать.

Ст.73 – исключительное ведение субъектов.

Сфера компетенции субъектов определяется по остаточному принципу.

Дописать

Единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав, свобод и обязанностей. Статья 6 Конституции устанавливает, что каждый гражданин обладает на территории РФ всеми правами и свободами и несет обязанности, предусмотренные Конституцией.

Субъекты федерации не вправе изменять конституционный статус личности.

 

7. Верховенство федерального права (ч.2, ст.4 К РФ)

Для претворения этого принципа в жизнь существует:

1) Институт Полномочный Представителей Президента в федеральных округах

Дописать.

Президент может распустить законодательный орган власти субъекта. Президент может приостановить действие нормативного акта высшего должностного лица субъекта, если издается…..

Президент может вынести предупреждение такому должностному лицу.

Отрешение высшего должностного лица от должности.

Президент может временно отстранить высшее должностное лицо субъекта от исполнения обязанностей (если возбуждается уголовное дело)

Дописать.

 

23.04.12

Конституционно – правового статуса субъекта.

Основы определены ст.5 и ст.11 К РФ, а также конституциями и уставами субъектов. Конституционно – правовое положение субъекта характеризуется с одной стороны, общими чертами (они характерны для всех субъектов) и с другой стороны, присущими только данному субъекту, особенностями.

Общие черты:

1. Все субъекты – неотъемлемая часть федерации (они не обладают государственным суверенитетом и правом сецессии)

2. Субъекты федерации обладают собственной государственной властью. Но она имеет ограниченный и иерархически-подчиненный характер. Статус субъекта не может быть изменен федерацией в одностороннем порядке. Народ может выбрать новую форму самоопределения

3. На всех субъекты федерации распространяется принцип территориальной целостности. Два момента:

а) Изменение границ, связанных с изменением государственной территории возможно по решению федерации.

б) Изменение границ между субъектами возможно на основании части 3 ст.67 К РФ. Изменение по взаимному согласию между субъектами, а порядок в ФКЗ (найти закон!). Изменение границ между субъектами утверждает Совет Федерации (ст.102, ч.1, п. «а»)

4. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно- территориальные единицы, муниципальные образования, изменяют границ между ними (только при участии населения).

5. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты – равноправны, в том числе и в отношениях с федеральным центром.

6. Субъекты федерации самостоятельно создают собственные органы государственной власти (исполнительная и законодательная). Собственная прокуратора и судебная система в субъектах отсутствуют.

7. Основную структуру от 6 октября 1999 №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государственной власти субъектов РФ». Срок полномочий 4 или 5 лет. Парламент в Нижегородской 25 по пропорциональной системе, 25 по одномандатной. (7)

8. Субъекты обладают правом собственного правового регулирования. Основы регулирования составляют конституции и уставы субъектов, ряд вопросов регулируется региональными законами.

9. Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов.

10. Субъекты имеют свою собственность, которая не находится в исключительном ведении федерации. Собственность не может быть совместной. Доходы от федеральной собственности могут делиться между федерацией и соответствующим субъектом.

Дописать.

11. Субъект федерации не вправе объявлять своими достоянием природные ресурсы, находящиеся на его территории.

12. Субъекты вправе заключать внутренние федеральные договоры, а также участвовать и в международных и внешнеэкономических связях. Но субъекты не имеют права заключать политические договоры. Пример внутрифедеральных – «Сибирское соглашение». Дописать. Субъекты могут осуществлять внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций, а также с административно-территориальными единицами иностранных государств. Субъект устанавливает подобные отношения с «согласия» Правительства РФ. Процедуру соответствующих соглашений определяет МИД. Соглашения между субъектами не являются международными договорами. Федеральные органы не несут ответственности по ним. Субъекты, по согласованию с МИД, иметь представительство за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических. Соглашение субъекта с зарубежными субъектами могут быть оспорены федеральными органами в суде РФ. До момента вынесения решения по данному вопросу, федерация вправе приостановить это соглашение.

Переписать пункт 12!

13. Субъекты сами определяют свое наименование (устанавливается законодательным органом субъекта). Имеет свою символику.

 

Наряду с общими признаками, правовое положение различных субъектов имеет свои особенности. Учитывая их, можно выделить 3 вида субъектов:

1. Республики.

2. Территориально-государственные образования с преимущественно русскоязычным населением (края, области, федерального значения).

3. Территориально-государственные образования этнического характера (автономные области и округа).

 

Конституционно-правовое положение республики

Ст.65 К РФ, ч.1 определяет состав. Республики не одинаковы? В 18 республиках проживает абсолютное большинство, в 3 …. Дописать.

Республику характеризуют общими и специфическими чертами. ДОПИСАТЬ.

Республика – государство в государстве. Республики не одинаковы по форме:

А) Президентские республики пример?

Б) Полупрезидентские республики?

В) Парламентские (Карелия)

В) Все республики – унитарны.

 

 

28.04.12

2. Дописать

3.

4) Республика имеет свою территорию. Территория республики не может быть изменена без согласия республики. Даже если субъект решает вопрос о изменении своей территории, участие федерации все равно необходимо, поскольку изменение территорий и границ относится к совместному ведению.

5) В отличии от других субъектов, республика имеет свою конституцию. Конституции различаются по способом принятия и изменения, например парламентом, большинством в 2\3 обоих палат, изменяется конституция в Кабардино-Балкарии. Только нижней палатой парламента изменяется конституция в Карелии. В Калмыкии требуется референдум (Степное уложение). В Бурятии поправки принимаются Конституционным Собранием (учредительный орган).

6) Республики имеют свои органы государственной власти.

7) Согласно ст.68 К РФ, республики вправе устанавливать государственный язык, при этом общефедеральный язык – русский.

8) Республики имеют свои столицы.

 

Особенности правового положения краев, областей, городов федерального значение.

 

1. Особенности краев и областей

Особое место среди данных субъектов занимают сложно составные субъекты (эффект Матрешки). (РФ (Край (АО))) Все АО, которые находятся внутри края, обладают равными правами по отношению друг другу (Постановление КС от 14 июля 1997). 89-6 – поглощение субъектов.

Края, области не могут устанавливать конституции и язык.

 

2. Особенности городов федерального значения.

А) Москва является субъектом федерации, является столицей РФ, положение которой регулируется законом РФ «О статусе столицы РФ».

Столица – это место нахождения федеральной власти, представительств субъектов, дипломатических представительств. Москва обязана предоставлять им здания, транспортные услуги и т.д.

Здание парламента и т.д. это собственность Москвы или федерации?

Москва как столица, должна обеспечивать необходимые условия для проведения общегосударственных и международных предприятий, согласовывать генеральный план города с федеральными органами власти. Одновременно органы государственной власти Москвы вправе участвовать в разработке и осуществлении целевых федеральных программ, касающихся Москвы. Затраты города, связанные с осуществлением функций столицы, компенсируется за счет субвенций из бюджета страны, а также за счет платежей за предоставляемые услуги федеральным органам, представительствам субъектов и иностранным дипломатическим представительствам.

 

Б) Санкт – Петербург получил статус города федерального значения по причине исторической и культурной ценности города.

 

3. Особенности правового положения авто…

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности российского федерализма. Понятия и признаки федерации | Томск 2005
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.