Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический режим. Важнейшей характеристикой сущности государства является политический режим (от лат




Важнейшей характеристикой сущности государства является политический режим (от лат. regimen - управление). Понятие «политический режим» обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления властных отношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство, общество, отдельные индивиды. Это понятие включает способ функционирования политической системы, методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов.

Если категория «форма правления», описывая черты государственной организации только в том виде, как они обозначены в конституции и законах, отражает формально-юридическую сторону политической жизни, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти. Она значительно динамичнее и способна отражать глубинные изменения, происходящие внутри неизменных по формальным признакам систем власти.

В основу классификации политических режимов могут быть положены различные критерии: реальное выражение плюрализма интересов, многопартийность, наличие оппозиции, принципы разделения властей, взаимоотношений государства и гражданского общества, методы властвования, уровень политических свобод, характер выборов, тип политической культуры. По этим критериям выделяют три основных типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Их краткая характеристика дана в таблице Х.

Демократический политический режим (демократия от греч. demos - народ и cratos - власть, народовластие) характеризуется следующими основными признаками:

- основным источником власти в государстве являются граждане.

- в государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология.

- существование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политический орган относительно независимый от государства.

- наличие у индивида неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах.

- человек подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного призна­ния и уважения прав и свобод других и удовлетворения справед­ливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

- наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) - это государственно-политическое устройство общества, характеризующееся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Режим характеризуется определенной совокупностью признаков:

- в политической сфере - установление однопартийной системы, ликвидация оппозиции, системы разделения властей, уничтожение гражданских свобод, вождизм харизматического толка, полное сращивание партийного и государственного аппарата, культ насилия, массовые репрессии, террор;

- в экономической сфере - установление одной государственной формы собственности, плановая экономика или монопольный контроль государства над экономикой, процессом производства и распределения при сохранении рыночной экономики, милитаризация экономики, централизованное руководство экономикой;

- в духовной сфере - одна официальная идеология, особого рода идеология, отрицающая прошлое и настоящее во имя будущего, обосновывающая право режима на существование, борьба с инакомыслием, идеологизация общественной жизни, тотальный контроль над средствами массовой информации, установление «железного занавеса»;

- в обществе - огосударствление гражданского общества, милитаризация общественной жизни, разрушение его традиционной социально-классовой структуры, тотальная заорганизованность общества (создание массовых общественных организаций, охватывающих все население страны и являющихся проводниками идей правящей партии, официальной идеологии).

Авторитарный политический режим - третий вид политического режима. Авторитарный политический режим (авторитаризм) - недемократический политический режим, для которого характерна сильная личная диктатура одного человека или узкой группы лиц, установленная недемократическими процедурами и неподконтрольная гражданам. Он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной формы между демократическим и тоталитарным режимом. При этом возможен переход, как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

В качестве основных признаков авторитарной формы политического режима выделяются:

- сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты);

- бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти;

- юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения;

- внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;

- допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.);

- определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества;

- жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оппозиции;

- активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).


Сравнительная характеристика политических режимов Таблица 2

Критерий Демократический режим Авторитарный режим Тоталитарный режим
Выражение политических интересов Политический плюрализм -многопартийность, существование оппозиции Ограничение политического плюрализма - запрещение оппозиционных партий и течений Политический монизм (однопартийная система)
Выражение экономических интересов Плюрализм экономический (существование разных форм собственности) Сохранение плюрализма экономического Экономический монизм (одна форма собственности)
Выражение экономических интересов Плюрализм идейный (конкуренция идей, программ, сосуществование разных идеологий) Ограниченный идейный плюрализм Идейный монизм (одна идеология)  
Формирование государственной власти Источник власти народ Народ фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью. Полное отстранение народа от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью
Принцип организации государственной власти Разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную. Независимость ветвей власти друг от друга. Формальное разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную. Фактически действие принципа ограничено. власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.  
Отношения между государством и личностью Приоритет личности Приоритет государственных интересов над личными человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином. Личность лишена гарантий безопасности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.