Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счетная палата

І. Государственный контроль- это одна из функций государственного управления, которая заключается в оценивании правомерности деятельности объекта контроля и осуществляется соответствующими государственными органами (должностными лицами).

Контроль и его виды

Исходя из ранее предложенной классификации, детальнее остановимся на освещении особенностей государственного и общественного контроля.

Целесообразно различать такие виды государственного контроля:

1. Президентский контроль осуществляется непосредственно главой государства или структурами Секретариата Президента Украины. Из этих рассуждений он разделяется на прямой и непрямой. Прямой президентский контроль применяется исходя из полномочий главы государства, которые содержатся в Конституции Украины. Речь идет о том, что Президент Украины:

- назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины;

- назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;

- останавливает действие актов Кабинета Министров Украины по мотивам несоответствия Конституции Украины с одновременным обращением к Конституционному Суду Украины относительно их конституционности;

- отменяет акты Совета министров Автономной Республики Крым;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины;

- назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства;

- возглавляет Совет национальной безопасности и обороны;

- принимает решение о принятии к гражданству Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении пристанища в Украине и тому подобное.

Непрямой президентский контроль сводится к использованию полномочий соответствующих структур Администрации Президента Украины.Администрация главы государства является вспомогательным органом относительно обеспечения осуществления Президентом Украины его полномочий. Для примера, в структуре Администрации Президента Украины имеют место такие подразделы (должностные лица), деятельность которых наполняет содержанием непрямой президентский контроль в сфере государственного управления:

- представитель Президента Украины в Верховной Раде Украины;

- представитель Президента Украины в Кабинете Министров Украины;

- представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины;

- представитель Президента Украины на Чернобыльской АЭС;

- Главная государственно-правовая служба;

- Главная служба политического анализа;

- Главная служба внешней политики;

- Служба по вопросам обращений граждан и др.

Контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента Украины предусматривает постоянный мониторинг, получение от исполнителей соответствующей промежуточной и итоговой информации, анализ этой информации и результатов мониторинга, информирование Президента Украины, главы Администрации Президента Украины о ходе реализации акта или поручения.

2. Парламентский контроль осуществляется единственным органом законодательной власти в Украине - Верховной Радой Украины и также может быть прямым и непрямым. Прямой парламентский контроль осуществляется в соответствии с полномочиями Верховной Рады Украины (ст. 85 Конституции Украины). Это касается таких полномочий как:

- заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;

- рассмотрение и принятие решения относительно одобрения Программы деятельно, Кабинета Министров Украины;

- осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины.

- назначение на должности и освобождение от должностей председателя Счетной Палаты, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

- назначение по предоставлению Президента Украины Премьер-министра Украины, Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины, назначения по предоставлению Премьер-министра Украины других членов Кабинета Министров Украины, председателя Антимонопольного комитета Украины, председателя Фонда государственного имущества Украины, освобождения отмеченных лиц с должностей, решение вопроса об отставке Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины и тому подобное.

Что касается непрямого парламентского контроля, то в этом случае речь идет о деятельности таких постоянно или временно действующих структур, как:

- Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;

- Счетная палата;

- комитеты Верховной Рады Украины; - временные контрольные, ревизионные, следственные комиссии.

Остановимся детальнее на вариантах непрямого парламентского контроля в сфере государственного управления.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защита прав каждого на территории Украины и в пределах ее юрисдикции на постоянной основе осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (дальше Уполномоченный), который в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Уполномоченный осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц. Институт Уполномоченного, которого еще нередко называют омбудсменом (швед, ombudsman - уполномоченное лицо), впервые появился в Швеции в 1809 г. На сегодня в Украине сферой контроля со стороны Уполномоченного являются отношения, которые возникают в процесе реализации прав и свобод человека и гражданина лишь между гражданином Украины, независимо от места его пребывания, иностранцем или лицом без гражданства, которые находятся на территории Украины, и органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными и служебными лицами. Это положение свидетельствует о важной роли Уполномоченного именно в сфере отношений гражданина и власти, которые преимущественно урегулированы нормами административного права.

Целью парламентского контроля, который осуществляет Уполномоченный, является:

1) защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами Украины;

2) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;

3) предотвращение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их возобновлению;

4) содействие приведению законодательства Украины о правах и свободах человека и гражданина в соответствие с Конституцией Украины, международными стандартами в этой отрасли;

5) улучшение и последующее развитие международного сотрудничества в отрасли защиты прав и свобод человека и гражданина;

6) предотвращение любые формы дискриминации относительно реализации человеком своих прав и свобод;

7) содействие правовой информированности населения и защита конфиденциальной информации о лице (Закон Украины от 23 декабря в 1997 г. № 776/97-ВР «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»).

Уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые получает:

1) из обращений граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей;

2) из обращений народных депутатов Украины;

3) по собственной инициативе.

Уполномоченный в конкретном случае начинает свою работу с рассмотрения обращений. Обращения подаются в письменной форме на протяжении года после выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина. При наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть продлен Уполномоченным, но не более чем до двух лет.

Важным фактором правового статуса Уполномоченного, который Свидетельствует также о действенности контроля, что им осуществляется, являются права, предоставленные действующим законодательством Уполномоченному. Среди их необходимо выделить:

- право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности;

- право требовать от должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности содействия в проведении проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов в проведении проверок, экспертиз и предоставления соответствующих выводов;

- право приглашать должностные и служебные лица, граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства для получения от них устных или письменных объяснений относительно обстоятельств, которые проверяются по делу.

Актами реагирования Уполномоченного могут быть:

а) конституционное представление - акт реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины или другого правового акта Верховной Рады Украины, акта Президента Украины и Кабинета Министров Украины, правового акта Автономной Республики Крым; официального толкования Конституции Украины и законов Украины;

б) представления Уполномоченного - акт реагирования к органам государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и их должностных и служебных лиц для осуществления соответствующих мероприятий в месячный срок относительно устранения обнаруженных нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Среди проблем, которые имеют место в деятельности и организационно-правовом статусе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, необходимо отметить такие:

- акты реагирования Уполномоченного не имеют юридически властного характера. То есть, для изменения ситуации, где нарушаются права, свободы и законные интересы людей, Уполномоченный должен информировать об обнаруженных нарушениях парламент, Кабинет Министров Украины и центральные органы исполнительной власти, общественность через средства массовой информации;

- отсутствие права законодательной инициативы;

- отсутствие полномочий относительно обеспечения прав военнослужащих и некоторых других категорий граждан.

Согласно со ст. 98 Конституции Украины контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата. Она является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой Украины, подчиненный и подотчетный ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых других органов государства.

Основными заданиями Счетной палаты является:

- организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в частности средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;

- осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;

- контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках (Закон Украины от 11 июля в 1996 г. JV° 315/96-BP «О Счетной палате»).

Счетная палата имеет право контролировать также местные государственные администрации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, банки, кредитные учреждения, хозяйственные общества, страховые компании, другие финансовые учреждения и их союзы, ассоциации и другие объединения независимо от форм собственности, объединения граждан, негосударственные фонды и другие негосударственные некоммерческие общественные организации в той части их деятельности, которая касается использования средств Государственного бюджета Украины.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении | Контроль со стороны органов исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.