Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые основы управления юстицией

Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Одной из особенностей юстиции является многообъектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции.

Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции.

Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов — метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры — метод регулирования. В целом же управляющее воздействие органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности.

Система органов управления в сфере юстиции закреплена постановлением Кабинета Министров Украины от 30 апреля 1998г. «О системе органов юстиции». Ее составляют: Министерство юстиции Украины, Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные, районные в городах управления юстиции, городские (городов областного значения) управления юстиции.

Министерство юстиции Украины (далее — Минюст Украины) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 30 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 15 сентября 1998 г. и 31 июля 2000 г.), является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной правовой политики и государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и эмиграционных отношений.

Основными задачами Минюста Украины являются: подготовка предложений по проведению в Украине правовой реформы и совершенствованию законодательства, содействие развитию правовой науки; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; организационное и материальное обеспечение судов общей юрисдикции, кроме Верховного Суда Украины и хозяйственных судов, организация исполнения судебных решений, работа с кадрами, экспертное обеспечение правосудия; организация работы нотариата, деятельности по регистрации актов гражданского состояния; развитие правовой информации, формирование у граждан правового мировоззрения; осуществление международно-правового сотрудничества.

Минюст Украины разрабатывает проекты законов и других нормативно-правовых актов; осуществляет работу по систематизации законодательства Украины; ведет Единый общеправовой рубрикатор; осуществляет меры по совершенствованию работы органов регистрации актов гражданского состояния и учреждений нотариата, контролирует их деятельность; оказывает содействие работе объединений адвокатов; выдает и аннулирует специальные разрешения (лицензии) на осуществление юридической практики субъектами предпринимательской деятельности; осуществляет в соответствии с законодательством легализацию всеукраинских объединений граждан, регистрацию политических партий, международных общественных организаций, а также контролирует соблюдение ими положений их уставов и др.

Важным направлением деятельности Минюста Украины является организация выполнения решений судов и других органов. В соответствии с Законом Украины от 25 марта 1998 г. «О государственной исполнительной службе» Минюст Украины осуществляет подбор кадров, методическое руководство деятельностью государственных исполнителей, повышение их профессионального уровня, финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственной исполнительной службы, рассматривает жалобы на действия государственных исполнителей.

Минюст Украины имеет право: получать от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов статистики — статистические данные для выполнения возложенных на него задач и привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции; отменять акты управлений юстиции, которые противоречат решениям Минюста Украины и актам законодательства Украины.

Минюст Украины как орган управления представляет собой систему взаимодействующих элементов. В его организационную структуру входят: руководство Минюста Украины, патронажная служба Министра юстиции Украины, отраслевые и функциональные департаменты, управления и отделы. Среди них главная роль принадлежит руководству Минюста Украины, в состав которого входят Министр юстиции Украины, его заместители и коллегия.

Министр юстиции Украины назначается Президентом Украины. В пределах своих полномочий Министр издает приказы, инструкции и указания, которые являются обязательными для органов подчиненной ему системы, и проверяет их выполнение.

Для согласованного разрешения вопросов, относящихся к компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве создается коллегия. Члены коллегии утверждаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра юстиции Украины. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра юстиции Украины.

Центральный аппарат Минюста Украины структурно организован в зависимости от выполняемых задач и функций. Он состоит из департаментов (законопроектной работы и экспертизы законодательных актов; обеспечения реализации конституционных прав граждан, юридических лиц и интересов государства; судебного; государственной исполнительной службы; международно-правовой деятельности; финансово-хозяйственной деятельности), управлений и отделов.

Непосредственно руководство учреждениями и организациями юстиции осуществляют Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, а также районные, районные в городах, городские (городов областного значения) управления юстиции. Эти управления образованы и действуют в соответствии с положениями, утвержденными приказом Минюста Украины от 5 февраля 1999 г.

Управления юстиции участвуют в организации осуществления на местах государственной правовой политики; обобщают практику применения законодательства, разрабатывают предложения по его совершенствованию и подают их в Минюст Украины; осуществляют государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, республиканских комитетов АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их подразделений и местных органов хозяйственного управления и контроля; проверяют состояние правовой работы в местных органах исполнительной власти, на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях, вносят рекомендации по улучшению этой работы; осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности лицензионных условий в отношении осуществления предпринимательской деятельности по юридической практике и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины | Регистрация актов гражданского состояния
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.