Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Субъекты предупреждения преступности




Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специализированных и неспециализированных, различающихся по другим признакам.

К неспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего Президент Российской Федерации, его администрация, органы законодательной и исполнительной власти, Совет Безопасности РФ, создаваемые при нем межведомственные комиссии. Они задействуют превентивный потенциал общего предупреждения, формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности. О том, насколько широко и активно задействованы органы только исполнительной власти в специально-криминологическом предупреждении, можно судить по такому примеру. В одной из Федеральных программ Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью (на 1994-1995 годы), в каждой из ее частей (первоочередные меры и последующие меры) имелся раздел «Профилактика преступлений», содержащий 21 позицию. В них - разнообразные меры специально-криминологического предупреждения преступности: подготовка концепции и проекта закона «О профилактике правонарушений»; разработка единой методики комплексной оценки и прогнозирования преступности, социальных конфликтов и их криминогенных последствий, современной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, восстановление и развитие сети общественных формирований правоохранительной направленности, создание фондов социальной помощи лицам, осво-


божденным из мест лишения свободы, реализация системы мер по защите предпринимательства от недобросовестного партнерства и мошенничества и т.п. В соответствии с программой к проведению этих и других мероприятий специально-криминологического характера привлекались помимо правоохранительных органов, администраций регионов также около 20 министерств и ведомств (многие неоднократно). Среди них: Минобороны, Минфин, Минэкономики, МПС, Минсоцзащиты, Минтруда, Госкомимущество, Минкультуры, Минздрав, Минобразования и др.

Следует отметить особую роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы, Антимонопольного комитета, Госторгинспек-ции, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органов санэпиднадзора, лесной и рыбной охраны и др. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т.д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования на них, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как приостановление действия хозяйствующих субъекгов, отзыв лицензий, административные штрафы и т.д. Эти меры препятствуют перерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению, ограничению действия широкого спектра криминогенных факторов.

Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально-криминологического предупреждения преступности должно вносить местное самоуправление. Это достигается путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но, прежде всего и главным образом - по осуществлению охраны общественного порядка.

Определенную роль в специально-криминологическом предупреждении играют не только государственные и муниципальные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, образования, но и частные, коммерческие структуры производственного и иного назначения (особенно в плане обеспечения собственной безопасно-


сти). Функции финансового контроля, имеющего большое значение для предупреждения экономических преступлений, в настоящее время осуществляются как государственными органами, так и коммерческими структурами, органами их управления (коммерческими банками, аудиторскими фирмами).

К числу неспециализированных субъектов специального предупреждения относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, все активнее проявляют себя религиозные конфессии, представители которых занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в отношении нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Казачьи формирования активно участвуют в охране общественного порядка, предупреждения преступлений на улицах, в общественных местах, в сфере быта.

Определенные задачи в сфере специально-криминологического предупреждения преступности решают также уличные, квартальные, домовые комитеты, родительские советы школ, попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психологические, социальные центры, семейные детдома и др.

Для перечисленных субъектов (как государственных, так и общественных) при всех различиях в содержании, направленности деятельности, если рассматривать их с криминологических позиций, характерно одно: функция предупреждения преступлений (и более широко - борьбы с преступностью и правонарушениями) не является для них единственной, профилирующей и даже основной (одной из основных). Их деятельность вызвана разнообразными потребностями общества (в производстве материальных благ, организации власти, управлении различными сторонами социальной жизни, удовлетворении религиозных чувств и верований, самоопределении этнических общностей и др.), кроме одной - потребности в защите, предохранении от преступных посягательств. Но в силу социальной природы преступности, того, что она детерминируется многообразными экономическими, политическими, социальными и другими факторами, эти субъекты социальной (в широком смысле этого слова) практики в состоянии решать задачи упреждающего противо-


действия социально негативным явлениям, правонарушениям, включая наиболее опасные из них- преступления.

Другую большую группу составляют специализированные субъекты специально-криминологического предупреждения преступности, общим для которых является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение), что выступает в качестве единственной либо профилирующей, основной (одной из основных) функции.

В этой группе также различаются государственные и негосударственные субъекты. В методических целях, учитывая задачи данного курса лекций, целесообразно начать изложение с последних (имея в виду необходимость отдельного, более подробного рассмотрения предупредительных функций правоохранительных органов). Из числа общественных структур к специализированным субъектам предупреждения преступности традиционно относятся: общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, добровольные народные дружины (рабочие отряды) по охране общественного порядка, комиссии предприятий по борьбе с пьянством, советы профилактики трудовых коллективов, общественные помощники прокуроров, следователей, внештатные сотрудники милиции и некоторые другие. К настоящему времени отдельные формирования, из числа указанных, (например, советы профилактики) практически прекратили свое существование, деятельность других (например, ДНД) осуществляется далеко не с прежним размахом (ранее в ДНД были вовлечены более 12 млн. граждан), она значительно сузилась, во многом наполнилась новым содержанием, организуется и стимулируется по-новому.

В какой-то мере это объективный процесс, связанный с глобальными переменами в жизни общества. Более того, в нем есть и позитивный заряд, если иметь в виду устранение таких издержек «всенародного фронта борьбы с преступностью», как чрезмерная идеолог изированность некоторых общественных формирований, их необоснованная централизация, сильные элементы формализма, показухи в работе, нередкие факты нарушения ими прав человека, отступления от принципа добровольности при формировании и т.д. Нельзя, однако, не видеть того, что в этом деле были допущены и определенные перегибы, повлекшие устранение из системы общественной профилактики не только негативного, но и позитивного, что,


по существу, означало ее ликвидацию. И не случайно уже в новых условиях ставится задача «восстановить с учетом местных условий>> и до принятия Закона Российской Федерации «Об участии населения в охране правопорядка» деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности, оказания гражданам юридической и консультативной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации»). Разумеется, в данном случае речь должна идти не просто о механическом копировании прошлого, а о том, чтобы содержание, формы, методы деятельности указанных субъектов борьбы с правонарушениями (одновременно являющихся субъектами специально-криминологического предупреждения) соответствовали новым экономическим, политическим, социальным и правовым реалиям. Так, участие граждан в работе указанных формирований должно осуществляться без каких-либо разнарядок сверху, на условиях подлинной добровольности и, как правило, на возмездной основе.

Наряду с этим идет поиск качественно новых форм привлечения граждан к охране правопорядка. Это, например, создание по опыт} ряда стран локальных общественных формирований, основанных на естественной потребности людей в защите от определенных видов преступных посягательств (объединение мелких предпринимателей для борьбы с вымогательством, автовладельцев - против краж и угонов автотранспорта; ассоциации родителей и учителей, старших братьев и сестер, создаваемые в целях пресечения сексуальных посягательств на детей и подростков, и т.п.), сориентированных на предупредительную работу с жертвами преступлений, и др.

К названным субъектам специально-криминологического предупреждения примыкают органы (формирования), которые в настоящее время рассматриваются как общественно-государственные. Это, например, комиссии по делам несовершеннолетних.

Конституирующим признаком следующей разновидности субъектов специально-криминологического предупреждения преступно-


сти является их принадлежность к системе правоохранительных органов государства либо к судебной власти. Это - органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, тамо-экенной службы, юстиции и некоторые другие, а также суды (общей юрисдикции и арбитражные). Правоохранительные органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном законом порядке на их нарушения, привлекать к юридической ответственности виновных лиц. При этом предупреждение преступлений и других правонарушений, по прямым указаниям закона, относится к одной из основных их функций.

Органы внутренних дел выполняют значительный объем работы по специально-криминологическому предупреждению преступности. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями и основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, и некоторыми другими факторами. Криминальная милиция, действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и коррупцией вносят решающий вклад в дело предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений. Наряду с этим они проводят по соответствующим линиям служебной деятельности большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов.

Содержание деятельности милиции общественной безопасности таково, что практически вся она так или иначе связана с предупреждением преступности. Сугубо профилактические функции выполняют подразделения по делам несовершеннолетних. В поле их зрения - подростки, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, употребляющие наркотики, пьянствующие, совершающие правонарушения непреступного характера, и другие категории несовершенно-


летних, от которых, судя по их аморальному или противоправному поведению, можно ожидать совершения (повторения) преступлений.

Характеристика предупредительной деятельности участковых уполномоченных милиции заняла бы слишком много места, поэтому можно ограничиться указанием на то, что они, как должностные лица органов внутренних дел, ближе всего стоящие к населению, осуществляют на закрепленных участках практически все функции милицейской профилактики. Служба участковых уполномоченных -центральное звено в системе специально-криминологического предупреждения преступлений, осуществляемого милицией.

В оперативном реагировании как на преступления, так и на действия, ситуации, чреватые угрозой их совершения, большую роль играют дежурные части милиции. От того, насколько эффективно срабатывает эта служба, во многом зависят результаты предупредительной деятельности остальных подразделений милиции.

Большим предупредительным потенциалом обладает патрульно-постовая служба (ППС), обеспечивающая общественный порядок на улицах и в других общественных местах. Сотрудники ППС принимают к нарушителям общественного порядка предусмотренные законом мерыт пресекают административные правонарушения, многие из которых могут перерастать в преступления. Осуществляя патрулирование, они выявляют места возможного совершения преступлений, появления и укрытия преступников, концентрации лиц с антиобщественной направленностью поведения. В зависимости от обстановки они либо сами непосредственно пресекают противоправные действия, либо немедленно сигнализируют об источниках криминальной опасности в дежурные части, в оперативно-розыскные и другие службы.

На предупреждение преступлений, связанных с оружием и боеприпасами, их незаконным оборотом, направлена деятельность такого звена милиции общественной безопасности, как подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Осуществляя свои основные функции, вносят вклад в дело предупреждения преступлений работники изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу, служба охраны и конвоирования задержанных и арестованных, специализированные подразделения дознания.


 


Широкий комплекс мер, направленных на предупреждение преступлений, связанных с автомототранспортом, осуществляет Государственная инспещия безопасности дорожного движения. Это контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, соблюдением правил дорожного движения, обеспечение допуска к управлению транспортом специально подготовленных лиц, разъяснительная работа с населением и- многое другое. Наряду с этим сотрудники инспекции участвуют в проведении мероприятий по предупреждению не только автотранспортных, но и других преступлений, включая проявления организованной и профессиональной преступности (изымают при проверках автотранспорта похищенное имущество, наркотики, используемые в преступных целях оружие, боеприпасы и т.д.).

Деятельность подразделений вневедомственной охраны полностью подчинена задачам предупреждения преступлений, прежде всего краж, бандитских и разбойных нападений. Они обследуют, объекты хранения имущества, проверяют их укрепленность, обеспечивают физическую и техническую охрану, оперативно реагируют на сигналы о противоправном проникновении в жилища и служебные помещения.

Следственные аппараты органов внутренних дел при расследовании уголовных дел выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и вносят представления об их устранении. Наряду с этим они ведут предупредительную работу в непроцессуальных формах, например, принимают участие в правовом просвещении и воспитании.

Подразделения федеральной миграционной службы, действующей в настоящее время в составе органов внутренних дел, координируют, иным образом организуют и непосредственно осуществляют меры предупреждения преступлений со стороны беженцев и вынужденных переселенцев, способствуют выявлению и устранению разнообразных криминогенных факторов, связанных с незаконной миграцией, с использованием на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Паспортно-визовая служба проводит мероприятия по предупреждению преступлений, связанных с пребыванием в России иностранцев, а также правонарушений в сфере обеспечения свободы



передвижения, выбора места пребывания и жительства в Российской Федерации, выезда за ее пределы и въезда на территорию РФ.

В отраслевых службах органов внутренних дел создаются специализированные подразделения (группы) по профилактике преступлений либо предупредительные функции возлагаются на специально выделенных сотрудников.

На воздушном, водном и железнодорожном транспорте, режимных объектах и территориях предупреждением преступности в полном объеме занимаются органы внутренних дел па транспорте и спецмитщия.

Место и роль прокуратуры в ряду субъектов специально-криминологического предупреждения определяются, прежде всего, ее статусом как единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Первостепенное значение в этом плане имеет прокурорский надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местным самоуправлением, органами контроля, военного управления, их должностньгми лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также "за соответствием закону издаваемых ими правовых актов. Выявляя и пресекая (путем опротестования, объявления должностным лицам предостережений о недопустимости нарушений закона, возбуждения уголовного или административного преследования и другими способами) нарушения законодательства о собственности, приватизации, землепользовании, налогах, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности, прокуратура способствует введению в правовое русло и стабилизации базовых экономических отношений, устранению из них криминально опасных ситуаций, ограничению сферы действия причин и условий, способствующих хищениям, хозяйственным, должностным и иным преступлениям.

В настоящее время усилилась правозащитная роль прокуратуры и, соответственно, увеличился ее вклад в дело предупреждения преступлений, посягающих на политические, трудовые, имущественные и другие права и интересы граждан. Ежегодно восстанавливаются нарушенные права около 200 тыс. человек, которым


средствами прокурорского надзора обеспечивается своевременная и полная выплата зарплаты, пенсий, пособий по инвалидности, сиротству, безработице, а также реализация других мер социальной поддержки и помощи. Тем самым ослабляется действие условий неблагоприятного формирования личности, устраняются конкретные жизненные ситуации, которые могут привести к совершению преступлений.

Предупреждению преступлений способствует также прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурор наблюдает за реализацией этими органами их полномочий по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений и реагирует средствами прокурорского надзора на нарушения закона, которые могут выражаться в виде активных действий противоправного характера (например, нарушения прав граждан при проведении профилактических мероприятий) либо в форме бездействия (непринятия мер профилактики, предотвращения и пресечения преступлений).

Значительный объем предупредительной работы как в процессуальных, так и в непроцессуальных формах выполняется при расследовании уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности прокуратуры, а также любых других, принятых к ее производству.

Для предупреждения рецидива преступлений большое значение имеет прокурорский надзор за законностью в деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, мест содержания заключенных под стражу, а также за исполнением милицией законодательства об административном надзоре за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Еще одно направление предупредительной деятельности прокуратуры связано с ее участием в рассмотрении дел судами. В частности, в процессе судебного разбирательства уголовных дел прокурор выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; оценивает обоснованность, полноту, законность предупредительных мер, принятых на стадии предварительного расследования; вносит суду предложения о реагировании на установленные Причины и условия правонарушений.


На прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая ее предупреждение. В настоящее время эта функция прокуратуры, с учетом появления новых субъектов специально-криминологического предупреждения, наличия в их компетенции совпадающих моментов, а порой и элементов дублирования и некоторых других факторов, приобретает особое значение для упорядочения, регулирования, обеспечения эффективности многоаспектной предупредительной деятельности.

Необходимо, наконец, отметить, что деятельность прокуратуры на всех указанных направлениях способствует воспитанию граждан и должностных лиц в духе правовых принципов и требований законности, формирует уважительное отношение к юридическим нормам и процедурам, что также имеет большое предупредительное значение.

Суды всей своей деятельностью, так или иначе, способствуют предупреждению преступности и других правонарушений. В этом существенная особенность судебной власти.

Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или превенция). Следует подчеркнуть особое значение гласности судебного разбирательства для предупреждения преступности. Осуществляя правосудие по уголовным делам. суд исследует как причины и условия преступления, непосредственно входящие в характеристику объективной и субъективной сторон деяния, так и криминогенные факторы, проявившиеся иным путем, в частности в виде обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности. В ходе судебного разбирательства подлежат выявлению причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Соответственно, судом выясняются обстоятельства: возникновения у подсудимого антиобщественной ориентации (интересов, мотивов, взглядов, привычек, всего того, что составляет субъективные детерминанты преступления); непосредственно вызвавшие формирование преступного умысла, намерения совершить данное преступление (например, подстрекательство); облегчившие действие источников отрицательных влияний (например, безнад-


зорность несовершеннолетнего); способствовавшие реализации противоправных намерений (например, плохая охрана ценностей); конкретной жизненной ситуации криминогенного характера (например, провоцирующее поведение потерпевшего). Эти обстоятельства суд исследует, прежде всего, в целях назначения справедливого наказания. Вместе с тем очевидно большое значение данной стороны его деятельности для специально-криминологического предупреждения преступности. Ко времени судебного разбирательства конкретные меры по выявлению, оценке и устранению причин и условий, способствовавших преступлению, уже могут быть приняты органом дознания, следователем, прокурором, организациями и учреждениями, которым адресованы их представления по этому поводу. И суд, рассматривая уголовное дело, не ограничивает свою предупредительную деятельность собственным исследованием причин и условий преступления. Он также контролирует профилактическую работу других специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступности, оценивает ее с точки зрения законности, а также полноты, своевременности, эффективности. С>д должен выяснить, какие меры приняты по представлению следователя (прокурора) об устранении причин и условий преступления. При установлении фактов игнорирования этих документов, их несвоевременного или формального рассмотрения суд выносит частные определения (постановления) в адрес тех организаций, предприятий, учреждений, которым направлялось представление, либо в вышестоящие органы. Не должен суд оставлять без внимания и факты нереагирования органов дознания, следователей на причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.

Велика роль суда в предупреждении преступлений путем реализации норм уголовного законодательства с так называемой двойной npeeemjueu. Например, наказанием за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью суд, несомненно, способствует предупреждению других, как правило, несравненно более опасных преступлений (в данном случае убийств), которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения запугиваний, обещаний расправиться и т.п.

Аналогичным образом срабатывает механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении судами дел частного обвинения, а также о вовлечении несовершеннолетних в


преступную деятельность, о незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других преступлениях.

Предупреждение преступности осуществляется судами не только путем уголовного, но и административного, а также гражданского судопроизводства. В последнем случае определенную роль в специально-криминологическом предупреждении преступности, наряду с судебными органами общей юрисдикции, играют арбитражные суды, особенно в части выявления и устранения обстоятельств, способствующих уголовно наказуемым посягательствам на экономические отношения.

В начале 1990-х годов вследствие односторонней трактовки правозащитной роли суда, сути его независимости наметилась тенденция к ограничению предупредительных функций судебной системы и даже сведению их на нет. Например, стали редкостью выездные заседания суда. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством суды по сути освобождены от обязанности выявлять причины и условия преступлений, соответствующим образом реагировать на них, контролировать деятельность субъектов предупреждения преступлений. Конечно, сложившиеся в прошлом представления об идентичности задач суда и органов уголовного преследования, об ответственности суда за состояние преступности должны быть отвергнуты как противоречащие самой идее судебной власти. Вместе с тем является необоснованным «отказ от воспитательно-профилактической функции правосудия, от возможностей предупредительного воздействия правосудия на преступность, формирование правового и нравственного сознания населения, культуры правоотношений»1.

Предупредительная деятельность рассмотренных правоохранительных органов (органов внутренних дел, прокуратуры), а также судов в известном смысле универсальна. Она может способствовать недопущению подавляющего большинства деяний, составляющих массив преступности. Предупредительная деятельность осуществляется ими практически в отношении всех видов криминогенных

Сухарев А Я Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия. Автореф. дис. докт юрид. наук. М. 1996. С. 39.


факторов, поддающихся специально-криминологическому воздействию. Наряду с этим существуют правоохранительные органы, предупредительная деятельность которых, в соответствии с их компетенцией, имеет более узкий, локальный характер.

Органы федеральной службы безопасности осуществляют мероприятия по предупреждению (профилактике, предотвращению, пресечению) шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и некоторых других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ведению, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.

Действующая в составе ФСБ пограничная служба предупреждает преступления, связанные с нарушениями режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальные органы проводят работу по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений, предусмотренных статьями 228-233 УК РФ и других (связанных с незаконным оборотом указанных средств и веществ). На это звено исполнительной власти возложены координация антинаркотической деятельности в стране, создание и ведение соответствующего банка данных, поддержание взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, осуществление других функций, которые имеют выраженный предупредительный характер.

Органы таможенной службы проводят мероприятия по предупреждению контрабанды, фактов умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей; незаконного экспорта товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращения на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, других уголовно наказуемых нарушений таможенного законодательства.


Органы юстиции, как одно из важных звеньев системы право-охраны, участвуют в работе по совершенствованию законодательства о предупреждении преступности и обеспечивают механизм реализации правовых актов и исполнительных документов по уголовным делам.

Ведущим направлением развития уголовно-исполнительной системы, находящейся в ведении органов юстиции, является приведение ее в соответствие с международно-правовыми стандартами и правилами обращения с осужденными. В соответствии с этим пересматриваются формы и методы воспитательной работы с осужденными с учетом требований строгого соблюдения прав человека. Все это способствует предупреждению рецидива преступлений.

В ходе становления рыночных отношений существенно возрастает роль нотариата в предупреждении преступлений. Это связано с тем, что появляется множество новых субъектов гражданских правоотношений, усиливается свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, активизируется гражданский оборот, расширяется договорная практика. Удостоверяя юридические факты, разнообразные гражданско-правовые сделки, оформляя наследственные и иные имущественные права, совершая другие действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав, нотариусы все в большей мере способствуют предупреждению преступлений и других правонарушений, особенно в сфере экономики.

Вносит свой вклад в дело предупреждения преступности адвокатура. Выступая на предварительном следствии и в суде в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, адвокаты участвуют в исследовании причин и условий преступлений, которые с уголовно-правовых позиций нередко могут рассматриваться как обстоятельства, существенным образом влияющие на меру ответственности. Определенный предупредительный эффект имеет также участие адвокатов в рассмотрении дел об административных правонарушениях, гражданских дел. Правомерному разрешению споров, конфликтных ситуаций, чреватых угрозой совершения преступлений, способствуют консультации и разъяснения, даваемые адвокатами по самому широкому круг> юридических вопросов, оказание ими разнообразной юридической помощи в иных формах.


К числу основных задач Федеральной службы охраны РФ откосится осуществление комплексных мер по предотвращению угрозы жизненно важным интересам лиц, подлежащих государственной охране, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Наряду с правоохранительной деятельностью, осуществляемой перечисленными органами (организациями), функции правоохраны (а соответственно, и предупреждения преступлений) могут выполнять и некоторые другие структуры.

Из числа реально действующих органов негосударственной правоохраны следует, прежде всего, назвать структуры (лиц), занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью. Многие из оказываемых ими услуг (изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, сбор сведений по уголовным делам, защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества собственников, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и др.) способствуют решению задач предупреждения преступлений.

К сожалению, частные сыск и охрана на деле оказались несвободными от ряда издержек, имеющих не антикриминогенное, а противоположное по своему характеру значение (способствующих совершению преступлений).

Наконец, о гражданах (физических лицах) как субъектах специально-криминологического предупреждения преступности. В советской криминологии практически все граждане, независимо от их статуса и выполняемых социальных ролей, признавались субъектами предупредительной деятельности. Определенные основания для такого решения вопроса усматривались не только в широко трактуемом понятии морального долга, но и в некоторых юридических установлениях. В частности, ст. 65 Конституции СССР (1977г.) предусматривала обязанность граждан быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка. Конечно, эта конституционная норма напоминала скорее декларацию, чем общеобязательное правило поведения граждан СССР, но, тем не менее, она существовала и могла быть истолкована указанным выше образом. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) такой нормы нет.


В свете современных правовых реалий вряд ли оправдано отнесение всех граждан к числу субъектов предупреждения преступности. В качестве таковых они могут рассматриваться лишь как носители конкретных прав и обязанностей в связи с исполнением некоторых социальных ролей, например, родителей, опекунов, членов специализированных общественных формирований.

Исключение составляет виктимологическая профилактика. В принципе в ней может участвовать по своему усмотрению любой гражданин, не неся в этой связи юридических обязанностей.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте деятельность неспециализированных субъек
тов предупреждения преступности.

2. Какие специализированные субъекты предупреждения преступ
ности, из числа негосударственных структур, Вам известны?

3. Охарактеризуйте деятельность по предупреждению преступле
ний, осуществляемую:

а) органами внутренних дел;

б) прокуратурой;

в) судами;

г) органами юстиции, нотариатом, адвока!урой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.