Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность жизнедеятельности. Материалы лекции для студентов з/ф (4 часа)

Материалы лекции для студентов з/ф (4 часа)

Вопросы:

1. Опасности, риски их природа и краткая характеристика. Оценка опасностей.

2. Государственное управление безопасностью жизнедеятельности

3. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)

4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы)

5. Чрезвычайные ситуации социального характера

1. 1. Опасности, риски их природа и краткая характеристика. Оценка опасностей

Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Безопасность - коренная потребность человека.

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями.

Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности.

Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре.

Интегрально безопасность жизнедеятельности человека можно характеризовать продолжительностью его жизни.

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни. Каждый из нас выживает от одного дня до другого, избегая риска или преодолевая опасности, такие, например, как приведенные в табл. 1.

 

 

Таблица 1

Динамика численности населения России, рождаемости, смертности, гибели людей на производстве и быту

Показатели            
Среднегодовая численность постоянного населения, млн. чел. 145,38 146,49 147,33 147,91 148,24 148,31
Родилось, тыс. чел. 2499,9 2348,5 2160,5 1988,8 1794,6 1587,6
Умерли, тыс. чел. 1531,5 1569,1 1583,7 1656,0 1690,6 1807,4
Умерли от несчастных случаев, отравлений, травм, чел.            
Погибло, чел.:            
- на производстве            
- на транспорте            
- ДТП            
- утопление            
- при пожарах            
-убийства            
-самоубийства            
- отравления            

 

Наряду с понятием опасность иногда используется понятие угроза. Считается, что: Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной).

Классификация опасностей. Опасности можно классифицировать по следующим параметрам:

- по природе происхождения: природные, техногенные, социальные, экологические, смешанные;

- производственные опасности: физические, химические, биологические, психофизиологические, организационные;

- по времени проявления отрицательных последствий: импульсивные (в виде кратковременного воздействия, например удар) и кумулятивные (накопление в живом организме и суммирование действия некоторых веществ и ядов);

- по месту локализации в окружающей среде: связанные с атмосферой, гидросферой, литосферой;

- по сфере деятельности человека: бытовые, производственные, спортивные, военные, дорожно-транспортные и т.д.;

- по приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический и т.д.;

- по характеру воздействия на человека: активные (оказывают непосредственное воздействие на человека путем заключенных в них энергетических ресурсов); пассивно-активные (активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек, неровности поверхности, уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.); пассивные - проявляются опосредованно (к этой группе относятся свойства, связанные с коррозией материалов, накипью, недостаточной прочностью конструкций, повышенными нагрузками на оборудование и т.п. Проявляются в виде разрушений, взрывов и т.п.);

- добровольные и принудительные опасности: воздействию опасностей можно подвергаться как добровольно, например, занимаясь горнолыжным спортом, альпинизмом или работая на промышленном предприятии, так и принудительно, находясь вблизи места событий в момент реализации опасностей.

- опасности производственные и непроизводственные (риск для населения);

- по структуре (строению): простые (электрический ток, повышенная температура) и производные - порожденные взаимодействием простых (пожар, взрыв и т.п.).

- по сосредоточению: сконцентрированные (например, место захоронения токсичных отходов) и рассеянные (например, загрязнение почвы осажденными из атмосферы выбросами тепловых электростанций).

Методы обнаружения опасностей делятся на:

Инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.

Экспертный. Он направлен на поиск отказов. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.

Социологический. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.

Регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.

Органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения - внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Они характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные события - последствия.

Организмы и растения способны без вреда для себя переносить воздействие опасностей в определенных количествах, например, загрязняющих веществ, теплового излучения, вибрации. Их уровень, ниже которого болезненные реакции не наблюдаются, называют пороговым уровнем. При больших количествах проявляются отрицательные воздействия. Они зависят от величины опасной дозы (P), так и от длительности воздействия (экспозиции) опасности (t). При короткой экспозиции (малой длительности) переносимы более высокие уровни, т.е. пороговые значения для них могут быть выше и понижаться при более длительной экспозиции.

Для ряда опасностей, способных к биоаккумуляции, таких как, например, загрязнители элементов биосферы (тяжелые металлы, ДДТ), существуют определенные пределы, в рамках которых организм способен компенсировать их негативное воздействие. Именно такой подход заложен в ряд предельно допустимых значений - ПДУ (предельно допустимый уровень), ПДК (предельно допустимая концентрация) и др.

Пороговый уровень воздействия опасности существует и для технических систем, строительных конструкций, горнотехнических сооружений и т.д. Он характеризуется способностью элементов технических систем, строительных конструкций и т.д. сопротивляться до определенного предела и в течение определенного времени негативным (разрушающим) воздействиям или полезным (рабочим) нагрузкам, сохраняя при этом свои заданные функции. Этот уровень оценивается качественными и количественными характеристиками материала элементов или систем в целом, именуемыми показателями надежности.

Наиболее распространенной оценкой опасностей является риск - вероятность потерь при действиях, сопряженных с опасностями.

Риск – это вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других видов ущерба и вреда.

Классификация и характеристика отдельных видов риска показана в таблице 2.

Таблица 2

Классификация и характеристика видов риска

Вид риска Объект риска Источник риска Нежелательное событие
Природный Окружающая природная среда, человек Землетрясение, извержение вулкана, наводнение, оползни, ураган и другие стихийные бедствия Материальный ущерб, травматизм и смерть людей.
Технологический Технические системы и объекты Техническое несовершенство, низкий уровень научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ, опытное производство новой техники, серийный выпуск небезопасной техники, нарушение правил безопасной эксплуатации технических систем, ошибки персонала и т.д. Опасные и вредные производственные факторы. Аварии и катастрофы транспортных средств.
Экологический Экологические системы Разрушение природных ландшафтов; образование искусственных водоемов; интенсивная мелиорация; истребление лесных массивов, загрязнение водоемов, атмосферного воздуха вредными веществами, почвы - отходами производства; изменение газового состава воздуха; энергетическое загрязнение биосферы, природные факторы (землетрясения, наводнения, ураганы, засухи и т.д.). Некачественный воздух, вода, продукты питания; вирусные инфекции, бытовые травмы, пожары и т.д.
Индивидуальный Человек Образ и качество жизни человека Уменьшение продолжительности жизни, заболевания, травмы и т.д.
Социальный Социальные группы людей Снижение качества жизни. Распространение вирусных инфекций, голод, нищета. Ухудшение медицинского обслуживания. Низкое качество продуктов питания. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. Урбанизация экологически неустойчивых территорий. Строительство промышленных объектов повышенной опасности. Загрязнение окружающей среды Боевые действия. Применение оружия массового поражения и т.д. Вооруженный конфликт, гибель людей, рост преступлений и смертности, суицид, убийство, заболевания, и т.д.
Экономический Материальные ресурсы Повышенная опасность производства или природной среды Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостаточной защищенности и т.д.

Несмотря на научно-технический прогресс, уязвимость нашего общества от природных и природно-техногенных катастроф критически растет: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6%. Это обусловлено четырьмя основными причинами:

- ростом населения и урбанизации;

- возведением объектов повышенного риска (АЭС, ГЭС, химические предприятия, транспортные магистрали);

- изменением окружающей среды, способствующим активизации катастрофических процессов;

- отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними.

Ежегодно в России аварии и катастрофы уносят более 50 тыс. человеческих жизней, приводят к увечьям у более 250 тыс. человек и вызывают материальные потери, превышающие 500 млн. рублей. Относительные показатели частоты только техногенных аварий и катастроф в России в 2-3 раза выше аналогичных показателей других промышленно развитых стран.

В настоящее время на территории России и СНГ продолжается эксплуатация сотен потенциально опасных ядерных объектов с повышенной радиоактивностью. На дне мирового океана после аварий находятся более 50 ядерных боеголовок и 9 ядерных реакторов.

В России и государствах СНГ продолжается эксплуатация более 1000 крупных химических объектов с большими запасами отравляющих и взрывоопасных веществ, сопоставимых по своей мощности с ядерными.

Страна ежегодно теряет десятки тысяч людей из-за аварий и катастроф на транспорте (наземном, воздушном и водном). Мировая статистика показывает, что ежегодно происходит около 1200 крупных аварий на судах, десятки судов гибнут.

По официальным данным Департамента условий и охраны труда Министерства труда России, жертвами несчастных случаев на производстве ежегодно становятся 150-200 тыс. человек. Из них 20 тыс. пожизненно остаются инвалидами, а 5 тыс. гибнут. Экономическая сторона этой проблемы выглядит не менее впе­чатляюще. Из-за низкого уровня дисциплины, из-за несоблюдения требований техники безопасности «вылетают в трубу» огромные средства. Только прямые потери, связанные с различными формами возмещения, восстановления разрушенного оборудования и т. д., составляют ежегодно около 4 млрд. рублей.

Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания.

Основные положения учебной дисциплины БЖД:

- с момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Любая деятельность человека потенциально опасна.

- обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый риск. Безопасность — это приемлемый риск.

Таким образом - безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Застосування сучасної зброї | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.