Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость и возможность изменения массового сознания сегодня

Массовое сознание и человечество только тогда делает очередной эволюционный шаг, когда грамотно овладевает научными представлениями своего времени и проспективными идеями.

В первой половине 20 столетия В.И.Вернадским открыта закономерность эволюции сознания человека. Биосферный этап существования человека как биологического вида обязательно должен смениться этапом существования в периоде ноосферы. Основой перехода Биосферы в Ноосферу должно стать информационное и качественное изменение состояния сознания человека и человечества. Логика эволюционного развития человека утверждает обязательность и необходимость изменения его сознания. Но пока остается риторическим вопрос о том, возможно ли изменение сознание без усилий со стороны самого человека.

Предположение, что обучение индивидуумов правилам общественной жизни (с пояснениями причин именно такой тактики деятельности или без пояснений) даёт возможность организовать всеобщее комфортное сосуществование, давно опровергнуто реальной жизнью.

Общеизвестно, что запрограммированный результат обучения или не формируется, или реализуется только у небольшой части лиц. Основная масса индивидуумов вносят индивидуальные вариации в свои поведенческие характеристики, не выходя за рамки общественных требований. Небольшая часть индивидуумов своими поведенческими характеристиками резко отличается от существующих требований сообщества как в положительную, так и отрицательную сторону.

С точки зрения социально-психологических подходов это разнообразие результата обучения, выявляемое через внешние поведенческие характеристики, означает, что информация одного содержания, объема и качества воспринималась, перерабатывалась и использовалась разными индивидуумами различным образом. При данном подходе к оценке результатов единообразного массового обучения виновной стороной объявлялись либо обучающий, либо обучаемый.

С точки зрения социально-антропологических подходов это разнообразие результатов обучения закономерно и обусловлено разными ступенями развития механизмов сознания индивидуумов и соответственно разным уровнем развития их внутреннего духовного мира. При индивидуально-дифференцированном подходе процесс обучения изначально программируется в едином целевом направлении с дифференциацией по уровням базовой информационной подготовки и состоянию психоадаптационных систем индивидуумов.

Таким образом, существующий качественный и информационный уровень массового сознания может быть изменен. Наиболее естественный путь изменения массового сознания (общей направленности или с целевыми установками профессионального, социального характера) формируется при индивидуально-дифференцированном подходе к процессу обучения индивидуумов.

При этом уровень возможного обучения определяется определенным качеством сознания индивидуума – восприимчивостью к идеям других лиц, которая основывается на широте собственных интересов и толерантности к интересам и особенностям их проявления у других индивидуумов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естествознание и массовое сознание сегодня | Изучения изменений массового сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.