Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличия современной социальной антропологии

Отличия современной антропологии определяют её возможности и значение в процессе познания человеком себя и своего места в своем и окружающем мире, что является качественно определяющим для деятельности человека во всех бытовых и бытийных процессах.

Выделяют четыре основных принципиальных отличия современной и классической антропологии.

Первое отличие связано с акцентами характерныз особенностей предмета изучения

Классическая антропология видит человека продуктом средовых влияний (как природных, так и социальных). Предмет изучения классической антропологии – факторы среды, являющиеся внешними по отношению к человеку и поведенческие характеристики человека в ответ на факторы влияния (то есть, внешние проявления реакции человека, а не личностно-индивидуальные внутренние процессы, предваряющие внешнюю реакцию).

Современная антропология не отрицает определенного влияния среды на человека, но доказывает, что данное влияние является опосредованным, так как преломляется особенностями личностно-индивидуальных характеристик внутреннего духовного мира человека. Человек – творец своего окружающего мира, и поэтому социальная среда – это прежде всего продукт деятельности человека. Предмет изучения современной антропологии – внутренний духовный мир человека, процессы которого определяют поведенческие характеристики человека.

Второе отличие связано с пониманием свободы как научной категориии как принципа действия субъекта. В классической антропологии свобода понимается как результат познания объективной реальности; человек свободен в рамках познания бытия и внешней необходимости. Современная антропология не отрицает необходимость познания объективной реальности, но доказывает, что проблема свободы деятельности человека определяется его внутренним духовным миром и проявляется доминантой его мировоззрения. На определенном уровне знания о строении и функционировании внутреннего духовного мира, человек осознаёт возможность выхода за пределы объективной реальности, вплоть до выхода за наличное бытиё и приобретает новый уровень свободы. Механизмы выхода: а) «удвоения себя» в бытийном плане; б) выход за пределы наличного бытия в трансцендентальном плане.

Третье отличие связано с определением направленности деятельности и предназначения человека как субъекта. Классическая антропология утверждает, что основная деятельность человека направлена на переустройство окружающего мира (на основе познания объективной реальности). Современная антропология не отрицает необходимости создания человеком «второй природы», но доказывает, что в связи с наличием родовой (видовой) неспециализированности человека, его предназначение - развитие и совершенствование себя в разных формах деятельности, включая профессиональную; и что деятельность, направленная на развитие человеком самого себя по своей сути является способом развития биосферы и её перехода в стадию ноосферы, что имеет высокую космическую значимость (В.И.Вернадский).

Четвертое отличие обосновывает новые акценты понятия и сочетания категорий «общечеловеческое» и «индивидуальное». Классическая антропология определяет их как противоречивые взаимоисключающие категории. Современная антропология использует их как синонимы и выводит новый термин «общеиндивидуальное», показывая возможность формирования такого уровня развития человека, когда при определенных состояниях внутреннего духовного мира общечеловеческие ценности становятся индивидуальными потребностями.

 

 

Раздел 2. Теоретические основы методологии современной антропологии

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучения изменений массового сознания | Онтологические предпосылки свободы человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.