Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родовая неспециализированность как предпосылка свободы человека

Родовая (видовая) неспециализированность – это отсутствие у человека как биологического вида (рода) общего для всех особей образа жизни, которым обладают все другие существа биосферы Земли на основе видовой специализации. Родовая неспециализированность присуща только человеку.

Природой человеку даны две его составляющие структуры - физическое и психическое тела, изначально не обладающие общевидовой специализацией для какого-либо определенного образа жизни, но имеющие индивидуальную генетическую программу с определенным набором задатков для самостоятельного развития. В связи с наличием индивидуального генотипа и родовой неспециализированности человек в течение всей жизни находится в процессе поиска и постоянного выбора своей цели и способов её достижения. Выбор своего предназначения, больших и малых целей человек всегда осуществляет сам, осознанно (сначала частично, затем полностью) предпочитая какой-либо вариант другим. Влияние обстоятельств, в которых выбор осуществляется, всегда является косвенным по отношению к результату выбора, так как в одинаковых условиях лица с разным уровнем развития сознания делают разный выбор.

В.В.Шаронов (1997) рассматривает родовую неспециализированность двояко: 1) как объективно существующую возможность человека сделать себя самому и 2) как способ компенсировать изначальное отсутствие определенного образа жизни (так как до человека все существа обладали предопределенным образом жизни – например, как муравьи или медведи).

Процесс реализации свободного выбора следует рассматривать как адаптацию человека к конкретным условиям. При этом просматривается прямая зависимость между осознанностью собственного выбора и качественным результатом адаптации человека – чем выше осознанность поступка, тем адекватнее состояние человека в конкретных условиях (независимо от интенсивности их влияния), тем полнее реализовано движение человека к избранной цели.

Адаптация как терминологическое понятие и как фактический процесс включает в себя прежде всего перестройку структур сознания (первичная перестройка) и физического тела (вторичная перестройка) под влиянием различных факторов воздействия (условий среды). Первичность перестройки сознания реализуется в эмоциональных и психических реакциях на этапах принятия решений. Одновременно или с некоторой отсрочкой реализуется вторичная перестройка – перестройка клеточно-тканевых процессов физического тела. Состоявшаяся достаточная перестройка человека обеспечивает его существование на новом функционально качественном уровне и соответствует адекватной адаптации в новых условиях. Сохранность результатов первичной и вторичной перестроек имеет различную индивидуальную продолжительность и зависит от целевых жизненных установок, выбираемых человеком.

Родовая неспециализированность структур Homo sapiensсвязана с понятием принципиальная родовая необоснованность. Данная характеристика человека является производной от первой онтологической предпосылки Принципиальная родовая необоснованность человека в биосфере – это отсутствие изначальной привязки к узким рамкам внешних обязательных условий и территории существования [8].

Критерии необоснованности человеческого рода указывают на: а) отсутствие фиксированного положения в биосфере Земли (Вселенной-?) и наличие косвенного (опосредованного) отношения ко всей Природе; б) отсутствие обоснованного бытия в мире вещей (положение относительно «второй природы», созданной самим Человеком).

В биосфере человек вездесущ, не фиксирован к какой-либо зоне [8]. Вездесущность человека усиливается его возможностями не только приспособить элементы естественной Природы к своим потребностям (такое свойство есть и у других существ), но и рукотворно переустроить их, создав искусственные, до того не существовавшие элементы, которые образовали «вторую природу» существования человека. Более того, создание для себя «второй природы» является жизненной необходимостью человека. без которой человек как биологический вид не имеет возможности выжить.

Не имея по родовой сущности фиксированного положения в биосфере, Человек не приобрел фиксированность (обоснованность) и среди вещей созданной им «второй природы». Принципиальная невозможность приобретения основности (фиксированности) в мире «второй природы» становится понятной, если осознать происхождение, целостное строение и предназначение человека. Если не отрицать космизм создания и развития биосферы, и в том числе человека (В.И.Вернадский), то основою предназначения Человека является его развитие, совершенствование – то есть эволюция. Процесс биологической эволюции включает в себя как эволюцию физического тела, так и эволюцию сознания. При этом эволюция сознания является основою перехода биосферы Земли в Ноосферу (ВИ.Вернадский). Таким образом, сознание человека, являясь его основной структурной частью и участвуя в всех процессах жизнедеятельности человека, обеспечивает разный уровень его адаптации в конкретных условиях среды и приобретает новые характеристики (эволюционирует).

Интенсивность и направленность развития сознания соотносится с интенсивностью и направленностью процессов жизнедеятельности человека.

Современной социальной антропологией на данном этапе общественного развития рассматриваются две идеи основания бытия человека. Выбор одной из идей основности бытия равнозначен выбору индивидуумом мировоззренческой позиции, то есть самоопределению себя и адаптации к своему месту в мире (биосфере Земли, Космосе, Вселенной, Универсуме) [8].

Первая идея – идея безосновности бытия (объективного, физического) - базируется на постулате нефиксированного положения человека как в мире естественной природы, так и вещей человеческой цивилизации (основной принцип родовой необоснованности), где непреложной ценностью обладает только сам индивидуум и возможности его развития, которые проявляются в виде его поведенческих характеристик. Эта идея логично приводит к идее самостоятельного существования сознания, с трансценденцией за пределы бытия (сознание вне физического тела человека, внешнее сознание с бесконечным существованием, наличие разных форм жизни), что осознается в настоящее время только на основе иррационального мышления в связи с отсутствием доказательности на существующем уровне развития современной науки. Вторая идея - идея многоосновности бытия человека более рациональна и строится каждым индивидуумом на основе индивидуальной шкалы многих разнообразных жизненных ценностей. Идея многоосновности бытия рассматривается как идея мысленного выбора реального варианта поведения человека в соответствии с собственными принципами, выхода за пределы каждой данной конкретной жизненной ситуации путем создания воображаемых вариантов новой ситуации, более адекватно отвечающих интересам и целям действующего индивидуума.

Основа бытия человека – самопоставленность и самополагание.

Самопоставленность - это видовое (родовое) свойство человека иметь индивидуально поставленный жизненный спектр возможностей (генетические задатки). Самополагание - понимание необходимости самостоятельно осознанной деятельности (так как только такой способ деятельности создает основу развития себя).

На основе самоощущений человек дистанциирует себя от остальных объектов Природы (включая людей), так как вычленяет прежде всего свои отличия и возможности.

При отсутствии чувства самоценности Человека мерилом и точкою отсчета смысла жизни становится ценность внешних вещественных материальных явлений.

Бытийная «несвобода» человека» (зависимость от мира вещей и явлений) является результатом ещё недостаточной силы внутреннего духовного мира, определенной степени начального развития сознания (отсутствия самопоставленности и самополагания), желания сформировать состояние внутренней стабильности через привязки к реально (ощущаемо) существующим внешним объектам [8].

 

2. Рефлексивное сознание человека

Новые акценты во взглядах на природу сознания человека: 1) сознание есть материальная структура; 2) сознание имеет космическое происхождение (В.И.Вернадский).

Сознание - это свойство определенным образом организованной саморазвивающейся материи. Происхождение сознания не известно. Сознанием разного уровня обладают все существа. Рефлексивное сознание – это определенный уровень развития сознания существа (индивидуума), достигшего способности постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. Рефлексия – процесс оперирования субъекта с собственным сознанием, в результате чего формируются идеи об этом сознании [8]..

Общее сознание и рефлексивное сознание неоднозначны. Общее сознание выполняет функции самоощущения (способности вычленять себя как отдельное существо) с ориентацией и взаимодействием во внешней среде, и есть у всех существ. Рефлексивное сознание выполняет функцию самопознания (способность анализировать состояния своего внутреннего духовного мира), формируется в процессе развития как специфическая особенность только человеческого сознания.

Различают два уровня функционирования рефлексии. Первый – исследование своего состояния в определенных житейских ситуациях; используется как механизм выбора своего отношения к ситуации независимо от конкретных событий. Второй – механизм постижения своего внутреннего мира, построения и исследования системы своих состояний, то есть самосознание и самопознание без необходимости конкретного применения результата; познание ради самого познания (Лефевр В.А.), как саморазвитие мышления (Тейяр де Шарден, «Феномен человека»).

Способность человека активно и направленно видоизменять вещество природы и приспосабливать природные ресурсы к своим потребностям и интересам (техника, культура, производительный труд, нефундаментальная наука) ещё не является проявлениями нового уровня сознания (рефлексивного, интеллектуально-познавательного, ноосферного сознания) и относится преимущественно к уровню общего (эмоционально-волевого) сознания. Поэтому рефлексивное сознание не тождественно внутреннему опыту на основании ощущений, возникающих в общем сознании в результате воздействия внешнего мира на органы чувств.

Рефлексивное сознание рассматривается в двух неразрывно связанных измерениях: 1) изначально как движущая сила и поле, на котором разворачивается процесс антропогенеза и антропосоциогенеза; 2) затем при определенном уровне развития человеческого общества как продукт антропогенеза и антропосоциогенеза [8].

Уровень свободы выбора в деятельности человека, самоосознание себя и своей роли в развитии жизни – Биосферы, Ноосферы и Сознания Вселенной,- есть результат функционирования рефлексивного сознания. Рефлексивное сознание – это способность человека, постигающего и/или постигшего свой внутренний духовный мир как уникальную сущность, осознавать свою причастность к мировому развитию и выстраивать линию своего поведения адекватно данному убеждению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Онтологические предпосылки свободы человека | Индивидуализация как основание развития свободы человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.