Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый и управленческий учет

Читайте также:
  1. BSC и управленческий учет
  2. III. Финансовый механизм
  3. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий)
  4. Вопрос № 4.Финансовый аппарат, его структура
  5. Государственный финансовый контроль
  6. Государственный финансовый контроль.
  7. Денежный и финансовый формат
  8. Лекция 1. Управленческий труд: сущность и особенности.
  9. Лекция № 5 Управленческий анализ как вид экономического анализа.
  10. Международный финансовый рынок и его структура.
  11. Методы учета затрат и их влияние на финансовый результат
  12. Мировой финансовый и экономический кризис и меры по его преодолению

За рубежом принято подразделять бухгалтерский учет на финансовый и управленческий.

В России традиционно не существовало деления на финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет понимался как единое целое и являлся информационной базой и для анализа хозяйственной деятельности, и для составления отчетности, принятия управленческих решений.

Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию хозяйственных операций и их бухгалтерское оформление. Именно этот вид учета позволяет составить финансовую отчетность организации.

Управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней.

Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изменения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде. Зарубежный опыт показывает, что данные управленческого учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения как в текущей деятельности, так и на перспективу. Изучение опыта западных компаний в области управленческого учета и применение его методов на практике с учетом национальных особенностей позволяют повысить эффективность управления в организациях, а значит, и их функционирование в целом.

Управленческий учет предназначен для подготовки информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера — принятия решений, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческий решений не хватает финансового учета, а требуется еще и управленческий. Эта необходимость вытекает из различных целей ведения финансового и управленческого учета.

В общем случае финансовый учет нужен для исчисления налогов и контроля за деятельностью организаций, а также для создания единого информационного пространства для инвесторов. Поэтому государство регулирует методологию финансового учета и регламентирует правила его ведения и подготовки отчетности. Управленческий учет позволяет менеджерам принимать управленческие решения, поэтому методология его ведения отвечает требованиям конкретной организации. Следовательно, создание системы управленческого учета индивидуально для каждой организации.

Между управленческим и финансовым учетом существуют следующие различия:

1. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.)- Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации. Управленческий учет предназначен для подготовки информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера - принятия решения, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческий решений не хватает финансового учета, а требуется еще и управленческий. Этот вид учета предназначен только для внутреннего пользователя.



2. Финансовые учет ориентирован на периодическое представление обязательной отчетности регламентированного вида. Управленческая отчетность представляется по необходимости, формы отчетов не регламентированы и могут различаться на разных предприятиях. Управленческая отчетность составляется только при условии, что выгода от ее использования больше затрат на ее сбор.

3. Информация для принятия управленческих решений требует быстрого сбора данных, поэтому может быть неполной. Приблизительной информации может быть достаточно для оперативного принятия управленческих решений, в отличие от информации финансового учета, которая должна быть предельно точной.

4. Управленческий учет может быть подробнее финансового настолько, насколько это необходимо для принятия управленческих решений.

5. Финансовые отчеты должны быть составлены в соответствии с правилами учета, определенными государством, либо исходя из общепринятых норм учета. Это позволит внешним пользователям сопоставлять и сравнивать. Управленский учет ведется по внутренним правилам, которые наиболее подходят для принятия управленческих решений.

6. Финансовые отчеты составляются на основе уже совершенных фактов хозяйственной деятельности предприятия. А управленческие могут содержать прогнозные или еще не свершившиеся факты. Кроме того, управленческие отчеты содержат плановые показатели.

7. Управленческий учет не регламентируется государственными нормативными документами, и его данные являются конфиденциальными.

Данные финансового учета не являются конфиденциальными, а в ряде случаев законодательство предусматривает обязательную публикацию финансовой отчетности в средствах массовой информации.

Для ведения управленческого учета в целях управления предприятием требуются системы:

· планирования бюджетов;

· планирования сметы движения денежных средств;

· планирования управленческого баланса;

· накопления информации на основе фактов хозяйственной деятельности в разрезе статей бюджетов, статей плана движения денежных средств и управленческого баланса;

· управленческой отчетности.

Система управленческого учета предполагает группирование информации об издержках производства по видам, месту возникновения, носителям затрат.

Между финансовым и управленческим учетом много общего. Можно сказать, что больше общего, чем различий, т.е. граница между ними весьма условна. Отсутствие в организации обособленного управленческого учета вовсе не означает, что он там не ведется. В этом случае функции управленческого учета выполняет финансовый учет. Это подтверждается многолетней практикой работы отечественных организаций.

Постановка и ведение финансового учета в зарубежных западных странах в большинстве случаев относятся к компетенции самой организации. Общепринятые нормы или правила лишь Определяют рамки, в пределах которых организации предоставляется широкая свобода выбора.

Элементы свободы выбора для организаций в финансовом учете существуют и в российском законодательстве, хотя и в ограниченном виде. Так, например, в российском Плане счетов и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности для организаций предусмотрена возможность использовать различные варианты учета. Первый учетный стандарт в России — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98 — четко определяет, что учетная политика как совокупность способов ведения учета является внутренним делом каждой организации.

Необходимость определения общепринятых правил и норм для западных компаний обусловлена потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений различными группами пользователей: собственников компании, кредиторов, инвесторов, государственных организаций, работников организации и т.д. Для этой цели в различных странах разрабатываются так называемые стандарты учета. Например, в США это Общепринятые принципы учета, в Великобритании — Положения о стандартах ведения учета. Национальные правила, регулирующие ведение учета, существенно отличаются. Однако можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. Причем не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны.

Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем, которая включает:

1. британо-американскую модель;

2. континентальную модель;

3. южноамериканскую модель.

Британо-американская система учета охватывает Австралию, Великобританию, Гонконг, Израиль, Ирландию, Исландию, Индию, Канаду, Кипр, Мексику, Нидерланды, Центральную Америку и другие страны.

Для этой модели характерны финансовые основы учета: ориентация учета на нужды инвесторов и кредиторов; наличие развитого рынка ценных бумаг; высокий уровень профессиональной бухгалтерской подготовки; наличие в этих странах большого количества транснациональных корпораций и объединений.

Континентальная система учета применяется в Австрии, Бельгии, Греции, Египте, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Федеративной Республике Германии, Швейцарии, Швеции, Японии и ряде других стран.

Эта система учитывает сильную зависимость от банковской системы и государства:

· тесные производственные связи с банками; подробный юридический регламент учета и отчетности; ориентация учета и отчетности и на интересы государственного управления налогообложением;

· макроэкономическое планирование, обусловленное сильным влиянием Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Южноамериканская система учета применяется в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, Эквадоре и ряде других стран. Она характерна такими чертами:

· высокий и колеблющийся уровень инфляции; жесткие требования государства по учету и контролю доходов фирм и населения;

· унификация принципов учета (нет свободы выбора системы и порядка учета, т.е. учетная политика жестко детерминирована).

 

3) Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на современном этапе является ориентация его на Международные стандарты учета и финансовой отчетности.
Бухгалтерские системы имеют национальный характер, хотя они могут быть похожими и иметь похожую методологическую основу — план счетов, систему двойной записи на бухгалтерских счетах, баланс и т.д. Развитие национальных бухгалтерских систем зависит от исторических традиций и теории учета. В последние годы в экономике развитых стран усилилось внимание к проблеме международной унификации бухгалтерского учета, что связано с постоянно возрастающей международной интеграцией в сфере экономики и появлением транснационального капитала.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это нормативные документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет имеет статус независимого негосударственного органа, его Правление находится в Лондоне. МСФО носят рекомендательный характер, и государства самостоятельно принимают решения об их применении. Утвержденным текстом всех МСФО считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), в процессе находится работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанские языки. Неофициально международные стандарты переведены более чем 30 языков.
Информация о деятельности организации представляется в страну нахождения, страну резидентом которой она является. Если отчетность организации составлена по правилам страны, резидентом которой она является, то организация учета в ней может отличаться от организации учета в стране нахождения. Кроме того, деятельность такой организации может быть частью или продолжением деятельности материнской компании. Общим правилом является оценка операций филиала (дочерней организации) в валюте материнской компании и составление консолидированной отчетности. Цель такой отчетности состоит в том, чтобы представить их деятельность как единое целое. Решение проблемы заключается в разработке сопоставимых бухгалтерских правил составления отчетности. После принятия странами такие правила становятся соответствующими стандартами. Стандартизированность правил составления бухгалтерских отчетов не означает полную унификацию отчетов и учетной методологии. Отчеты, построенные по стандартным правилам, позволяют сравнить деятельность организаций различных стран при разном финансовом и налоговом законодательстве и оценить их финансовое положение.
Пользователями отчетной информации являются инвесторы (фактические и потенциальные), кредиторы (прежде всего, банки), государственные органы (в первую очередь, налоговые), персонал организации, общественность, поставщики и покупатели, которые связаны с организацией долгосрочными договорами. Заметным преимуществом МСФО является то, что для финансовых аналитиков и инвесторов информация финансовых отчетов становится понятной, сравнимой, прозрачной, надежной, не требующей больших издержек на анализ. Кроме того, использование МСФО позволяет хозяйствующим субъектам привлекать капитал за меньшие расходы. В настоящее время существуют региональные и мировые международные бухгалтерские стандарты отчетности. На региональном уровне первыми стали юридически регулировать сопоставимость финансового учета страны-члены Европейского Сообщества (ЕС). Цель регулирования была сформулирована как «гармонизация бухгалтерского учета». Она явилась следствием гармонизации законодательства предпринимательской деятельности.
Страны-члены ЕС имеют общие экономические интересы, поэтому они стремятся взаимоувязать учетную практику, согласовать национальные бухгалтерские стандарты. Применение МСФО является необходимым условием становления участником международного рынка капитала. Если иностранные инвесторы не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный ими капитал, то такая страна останется зоной повышенного риска. Между тем, слепое копирование МСФО отдельными государствами может негативно сказаться на сформированных в течение длительного исторического периода национальной практике и теории бухгалтерского учета. Данное мнение обусловлено тем, что МСФО можно рассматривать как обобщенную практику бухгалтерского учета наиболее развитых учетных систем ведущих стран мира.
Формирование учетной политики организации определяет теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета в организации, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При разработке учетной политике организации утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. При формировании учетной политики предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). Учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводится с начала финансового года.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.


 

Лекция 8

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другие возможности MPI-2 | Вопрос Основные понятия

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3760; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.