Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков




Макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическое равновесие в отличие от микроэкономического, рассматривает равновесие не на отдельно взятом рынке, а на всех рынках экономической системы. Это такое состояние экономики, при котором существует сбалансированность всех рынков, и максимально эффективно используются все виды ресурсов.

Макроэкономическое равновесие является главной и центральной темой раздела макроэкономики.

При макроэкономическом анализе под рынком товаров и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей и прода­жей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использова­ния, т.е. про­изведенного в стране общественного продукта.

Рынок товаров и услуг является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рын­ков. В свою очередь конъюнктура и механизм функционирования рынков труда, денег, ценных бумаг, международного валютного рынка и международного рынка капитала оказывают прямое и об­ратное воздействие на рынок товаров и услуг.

· Рынок труда определяет формирование функции совокупного предложения на рынке товаров и услуг. В свою очередь совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказы­вать определяющее воздействие на формирование спроса на труд.

· Денежный рынок и рынок ценных бумаг оказы­вают влияние на рынок благ путем воздействия на формирование функций совокупного спроса. В то же время параметры равновесно­го состояния рынка благ (уровень цен, объем продаж) влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги, а также на величины спроса и предложения на рынке ценных бумаг.

· Международные финансовые рынки в открытой экономике непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги, а уровень цен и объемов продаж на рынке товаров и услуг данной страны оказывает обратное воздействие на величину обменного курса национальной валюты и потоки экспорта и импорта капитала.

Совокупный спрос и его составляющие

Под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокуп­ные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, создан­ных в национальной экономике. Выделяют следующие основ­ные элементы совокупного спроса:

потребительские расходы домохозяйств (С);

инвестиционные расходы частного сектора (I);

государственные закупки (G);

чистый экспорт (Ехр).

Следовательно: АД = С + I + G + Ехр.

Большую часть совокупного спроса составляют расходы населе­ния на товары и услуги С, называемый потреблением.

Под инвестициями понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы осуществляют инвестиции, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домохозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций.

В мик­роэкономике инвестициями фирм или домохозяйств являются вложения денежных средств не только в реальный капитал, но и в финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги). С макроэкономической точки зрения по­купки финансовых активов не являются инвестициями, они толь­ко перераспределяют существующие активы между различными экономическими субъектами. Поэтому в макроэкономике под инвес­тициями подразумевается только покупка нового реального капи­тала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (ва­ловые частные инвестиции) включают:

· реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;

· чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике.

Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисле­ния фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной эконо­мики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным — сбе­режения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).

Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощ­ности страны растут, и экономика находится на подъеме. Когда валовые инвестиции меньше, чем амортизация, то воз­никает неблагоприятная ситуация стагнации экономики: за год по­требляется больше капитала, чем покупается. В этих условиях чис­тые инвестиции становятся величиной отрицательной, что свидетельствует о деинвестировании (сокращении инвестиций) в эко­номике. При анализе равновесия на рынке благ в общий объем со­вокупного спроса, включаются только чистые инвес­тиции, запланированные на покупку общественного продукта, из­меряемого показателем национального дохода.

Третий элемент совокупного спроса — государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг (например, образование, здравоохранение), приобре­тение товаров и выплату заработной платы государственным чи­новникам. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам.

Чистый экспорт (Ехр) представляет собой разницу между экс­портом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).

Объем запланированных расходов на все конечные товары и услу­ги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следую­щих факторов:

1. доходов домохозяйств от продажи факторов производства (на­ционального дохода страны);

2. размеров налогообложения доходов;

3. стоимости накопленного имущества;

4. общего уровня цен в стране;

5. ожиданий фирм и домохозяйств относительно изменения обще­го уровня цен;

6. величины процентной ставки;

7. количества денег, находящихся в обращении;

8. совокупности политических и социально-экономических фак­торов, определяющих величину государственных расходов;

Основными факторами, оказывающими наиболее существенное влияние на величину совокупных расходов на покупку созданного в стране общественного продукта, являются доход населения от продажи факторов производства и общий уровень цен в стране. Кривая совокупного спроса обозна­чается AD = AD (Р), она строится на пред­положении о том, что в стране изменяется только уровень цен. Уро­вень реальных доходов населения и все прочие факторы остаются неизменными. Их изменения рассматриваются как неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса представляет собой убывающую зависимо­сть величины запланированного объема покупок от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффек­тов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен.

Рис. 21.1. Кривая совокупного спроса

Эффект процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обус­ловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в полу­чении кредитов для покупки автомобилей, мебели, домов, квар­тир и других дорогостоящих товаров длительного пользования.

Эффект богатства (или реальных кассовых остатков) состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость мно­гих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают эко­номить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень бо­гатства.

Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностран­ных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конку­рентоспособными. В результате снизится величина экспорта. Сни­жение экспорта и увеличение импорта вызовет сокращение чистого экспорта и, следовательно, общей величины совокупного спроса.

При изменении неценовых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо может происходить при росте благосостояния потребителей, увеличении денежной массы, возрастании государственных расходов, снижении налогов, массовом ожидании новой волны повышения цен или реальных доходов населения и пр. При обратном характере изменения этих показателей происходит сдвиг кривой совокупного спроса влево.

Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике

Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства зак­лючается в индивидуальном и совместном использовании населени­ем потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Домохозяйства делают выбор меж­ду потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбе­режений в настоящем периоде. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения — это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Таким образом:

УР = С + S, где

УР — располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов: У – Т).

Экономисты-классики полагали, что чем выше реальная ставка процента, тем больше у людей стимулов для сбережений, и, напротив, при снижении этой ставки у людей уменьшается заинтересован­ность в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей, а потребление — убывающей функцией от реальной ставки процента.

Против этого положения классической доктрины выступил Дж. М. Кейнс. Он утверждал, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная процентная ставка не играет опре­деляющей роли, поскольку нынешнее потребление для людей всегда предпочтительнее, чем потребление в отдаленном будущем. Кейнс выдвинул гипотезу о том, что главным фактором, опреде­ляющим уровень потребления, является текущий доход домохозяйств: "Основной психологический закон,…состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход".

На этом основании он рассматривал потребление как возраста­ющую функцию от текущего дохода домохозяйств: С = f (Y).

К субъективным факторам, оказывающим влияние на уровень потребления, относят предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей от­носительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов и т.д. При построении кейнсианской фун­кции потребления значения всех этих факторов предполагаются стабильными. А их изменения трактуются как сдвиги функции потребления.

Предельная склонность к потреблению (Су) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления, она измеряется как отношение изменения потребления к изменению располагаемого дохода:

СУ = ∆С/∆ УР, где

∆С – изменение потребления,

∆УР – изменение в располагаемом доходе.

Поскольку каждая дополнительная единица располагаемого до­хода распределяется домохозяйствами между потреблением и сбе­режением, то количественное значение предельной склонности к потреблению находится в интервале от 0 до 1, 0 < СУ < 1.

Если Су = 0, то весь прирост дохода направляется на сбереже­ния. Если С = 1, то весь прирост дохода потребляется. Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличе­ние сбережений, она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода:

SУ = ∆S/∆УР, где

∆S – изменение сбережений,

∆УР – изменение в располагаемом доходе.

Значение предельной склонности к сбережению также находится в интервале от 0 до 1, 0 < SУ < 1.

SУ + СУ = 1

Функция потребления, математически может быть записана в виде:

С = С0 + CУ УР, где

С0 — величина автономного (т.е. независимого от текущего рас­полагаемого дохода) потребления. Она определяется фактора­ми потребления, не отражаемыми напрямую функцией потреб­ления. Если текущий доход равен 0, то потребление осуществляется за счет сокращения накопленного имущества (продажи акций, облигаций, предметов длительного пользования, юве­лирных украшений, недвижимости и пр.)

На основе функции потребления может быть выведена функция сбережений:

S = - S0 + SУ УР

Средняя склонность к потреблению (АРС) — это отношение обще­го объема потребления к располагаемому доходу:

АРС = С/УР

Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) пред­ставляет собой отношение общего объема сбережений к располага­емому доходу:

АРS = S/УР

АРС + АРS = 1

Если бы расходы на потребление в точности соответствовали доходам, то это бы отражала любая точка, лежа­щая на биссектрисе угла (луче OF). В действительности полного совпадения потребле­ния и располагаемого дохода не происходит. Из уравнения, характеризующего функцию потребления, видно, что потребительские расходы могут не только быть меньше располагаемого дохода, но и превышать его. Поэтому кривая потребления отклоняется от биссектрисы угла. Значение предельной склонности к потреблению определяет тангенс угла наклона кривой потребления С = С (Yр).

В точке А потребление и уровень распола­гаемого дохода совпадают. Это означает, что сбережения равны 0. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение. В дан­ном случае расходы превышают доходы. Справа от точки А сбере­жение положительное.

Рис. Функция потребления

Величина потребления определяется расстоянием от оси абс­цисс до кривой потребления, а величина сбережения — расстоя­нием от кривой потребления до биссектрисы. Например, при дохо­де УР1 отрезок D1D2 показывает размеры потребления, а отрезок D 2D3 — размеры сбережения.

Функция сбережения показывает отношение сбережений к доходу в их движении. Поскольку сбережения являются той частью дохода, которая не потребляется, то графики сбереже­ния и потребления взаимно дополняют друг друга.

Рис. Функция сбережения

Для построения функции сбережения совместим биссектрису угла ОF и ось абсцисс на рис. ОУР. Затем повернем вдоль этой оси, график функции потребления. После проведенных преобразований он превратится в график функции сбережения. Предельная склонность к сбережению будет характеризовать тангенс наклона этого графика относительно оси абсцисс.

Эмпирические исследования подтвердили справедливость кейнсианских функций потребления и сбережения в краткосрочном пе­риоде. Однако в долгосрочном периоде вытекающие из этих функ­ций закономерности к снижению средней склонности к потребле­нию и возрастанию средней склонности к потреблению не под­твердились статистическими данными. Значения этих показателей оказались достаточно стабильными, несмотря на значительные из­менения дохода. Противоречие между теорией и практикой послу­жило импульсом для посткейнсианского развития теории потреби­тельского выбора. Наиболее известными среди этих теорий являют­ся теория межвременного потребительского выбора И.Фишера, теория перманентного дохода М.Фридмена и теория жизненного цикла Ф.Модильяни.

Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на объем национального производства и темпы его роста. Причем это влияние в краткосрочном и долгосрочном периодах не однозначно. В краткосрочном периоде инвестиции выступают как элемент совокупного спроса на блага. Они не влияют на совокупное предложение, так как строящиеся объекты еще не дают отдачи в виде дополнительно выпускаемых товаров и услуг. В долгосрочном периоде инвестиции обусловят рост запаса капитала, что приведет к росту производственных возможностей страны и увеличению совокупно­го предложения. Инвестиции сильно зависят от изменений хозяй­ственной конъюнктуры и поэтому их величина очень нестабильна. В зависимости от функционального назначения выделяют три вида инвестиционных расходов.

1. Инвестиции в основные фонды предприятий — это расходы фирм на здания, сооружения, машины и оборудование, которые приоб­ретаются ими для использования в своей производственной деятельности.

2. Инвестиции в запасы — это те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершен­ное производство и готовые изделия.

3. Инвестиции в жилищное строительство — расходы домохо­зяйств на приобретение вновь построенных домов или квартир для последующего проживания или для последующей сдачи в аренду.

Наиболее суще­ственное влияние на объем и динамику инвестиций оказывают два фактора — изменение реального объема национального дохода (∆У) и реальная ставка процента (г). Поэтому в общем случае функция инвестиций — это функция от двух аргументов: I = I (∆У,г). В зави­симости от роли этих факторов в формировании спроса на инвестиции последние делятся на индуцированные (производные) и ав­тономные.

Индуцированные инвестиции (IИ) – это инвестиции, порождаемые устойчивым увеличением спроса на товары и услуги, которое приводит к росту цен. Рост цен, создает возможности для увеличения прибыли за счет расширения предложения на рынке благ. Предприниматели первое время могут удовлетворять возросший спрос при неизменном объеме производ­ства за счет уменьшения запасов. Постепенно запасы истощаются, и у пред­принимателей появляется заинтересованность в увеличении объе­мов производства и расширения производственных мощностей.

Автономные инвестиции (Iа) – это инвес­тиции, осуществляемые при неизменном спросе на блага. Они осуществляются с целью внедрения новой техники и повышения качества продукции. Они сами становятся причиной уве­личения национального дохода, а не его следствием.

Источником инвестиций являются сбережения домохозяйств. Платой за привлечение единицы заемных средств является процентная ставка. Инвестиционный спрос находится в обратной зависимости от процент­ной ставки. Чем меньше ставка процента, тем большее число инвестиционных проектов становятся выгодными, тем выше будет спрос на инвес­тиционные товары. При увеличении процентной ставки число при­быльных инвестиционных проектов сокращается, что ведет к умень­шению инвестиционного спроса. Следовательно, функция автономных инвестиций имеет вид: Iа = I (г).

r

Рис. Функция инвестиций

Связь между изменением объема инвестиций и изменением ре­альной ставки процента определяется субъективным фактором — предельной склонностью предпринимателей к инвестированию (Ir), которая показывает, на сколько единиц изменится объем инвестиций при изменении процентной ставки на единицу:

Ir = ∆I/ ∆r.

Функция инвестиций может быть записана и виде:

Iа =I0 +Ir *r

Функция инвестиций строится при условии неизменности пре­дельной склонности к инвестированию. Если этот параметр изме­няется, происходит сдвиг функции инвестиций.

Предельная склонность к инвестированию является очень неус­тойчивым показателем. На изменение ее значения может повлиять множество не только экономических, но и политических обстоя­тельств, поскольку данный показатель характеризует оценку предпринимателями ожидаемой прибыли от инвестиционных вложений. Поэтому инвестиции считаются самым динамичным элементом совокупного спроса, который может обусловливать не только экономический рост, но и циклические колебания в экономике.

Макроэкономическое равновесие в модели "доходы—расходы" и мультипликативный эффект в экономике. Парадокс бережливости

Для характеристики условий и механизма формирования равно­весного объема национального производства при негибкости цен во всей системе национальных рынков (т.е. при условии стабильно­сти уровня цен на блага, процентной ставки, ставки заработной платы и обменного курса валют) Кейнсом была разработана статическая краткосрочная модель «доходы — расходы». Основным условием равновесия на рынке благ явля­ется равенство произведенного национального дохода (У) совокуп­ным расходам на его покупку (Е = С + I + G + Ехр). Используя функцию потребления, можем записать данное условие в следующем виде:

Y= С0+ CУ * (У-Т) + I + G + Ехр.

Если государственная бюджетно-налоговая политика стабиль­на, то государственные расходы (G) и налоги (Т) являются заданными величинами. Если неизменны все цены, то будут ста­бильными значения автономного потребления, инвестиций и чис­того экспорта. Следовательно, агрегированные плановые расходы (Е) будут расти пропорционально доходу: Е = Е (Y). Это означает, что график плановых расходов может быть получен путем сдвига графика потребления вверх по оси ординат на величину автоном­ных расходов (А0 = С0 + I + G + Ехр). Тогда модель "доходы- расходы" графически может быть представлена следующим обра­зом:

Рис. Модель "доходы—расходы"

Когда экономика находится в точке М, лежащей на пересече­нии биссектрисы угла и графика плановых расходов, планы произ­водителей и потребителей будут совпадать, т.е. объем выпуска дос­тигнет своего равновесного значения (У* = Е*).

Механизм восстановления нарушенного равновесия действует следующим образом. Допустим, что достигнут реальный объем выпуска (У1), который меньше своего равновесного значения (У1 < У*). В этом случае объем запланированных расходов (Е1) будет больше, чем объем выпуска (Е1 > У1). На рынке благ возникнет дефицит. Предприниматели обнаружат, что их товарные запасы истощаются, и будут нанимать новых рабо­чих и увеличивать объем производства. По мере роста объема про­изводства и дохода домохозяйства будут увеличивать свои потреби­тельские расходы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится нарушенное равновесие.

Если объем выпуска превышает свое равновесное значение (У2 > У*), то на рынке благ возникнет избыток. Предприниматели об­наружат, что запасы готовой продукции на складах растут. Столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, они будут уменьшать объем производства и занятости. Результатом будет снижение дохода и потребительских расходов домохозяйств. Оно будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения.

При увеличении инвестиций, которое ведет к увеличению совокупных расходов (сдвиг кривой агрегированных плановых расходов из положения Е0 в положение Е2), равновесный объем национального производства увеличивается. В противном случае (сдвиг кривой плановых расходов из положения Е0 в положение Е1 при уменьшении инвестиций) равновесный объем выпуска со­кращается.

В обоих случаях изменение равновесно­го объема производства превышает обусловившее его изменение агрегированных расходов (∆У1 > ∆Е1, и ∆У2 > ∆Е2). Такая ситуация не случайна. Она порождается наличием мультипликативного эффекта в экономике.

Рис. Влияние инвестиций на равновесный объем национального производства

Суть этого эффекта со­стоит в том, что прирост инвестиций приводит к многократному увеличению национального дохода. Это объясняется тем, что дополнительные инвестицион­ные расходы предпринимателей превращаются в доходы домохо­зяйств, которые часть своих дополнительных доходов направляют на потребление. Потребительские расходы одних домохозяйств, ста­новятся доходами других.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохо­да от изменения инвестиций, называется мультипликатором µ. Его величина характеризует соотношение между отклонением от рав­новесного объема реального национального дохода и исходным изменением инвестиционных расходов:

µ = ∆У/ ∆I, где

∆У- изменения в реальном НД,

∆I - изменения в инвестициях.

В общем виде формула мультипликатора может быть записана следующим образом:

µ = 1/(1-СУ) = 1/Sу

Прирост равновесного значения реального НД при любом изменении инвестиций:

∆У = µ * ∆I = ∆I /(1 — CУ) = ∆I /SУ.

Следует иметь в виду, что мультипликатор оказывает двусто­роннее воздействие на экономику. С одной стороны, рост инвести­ций ведет к мультипликативному увеличению дохода. С другой сто­роны, при снижении инвестиций происходит многократное уменьшение национального дохода.

Модель "доходы — расходы" и анализ мультипликатора свидетель­ствуют о существовании парадокса бережливости, который состоит в том, что стремление общества к увеличению своего богатства путем наращивания сбереже­ний может закончится тем, что сбережения не увеличат­ся, а уровень дохода упадет.

Если домохозяйства увеличивают склон­ность к сбережениям, то при неизменном уровне автономных расхо­дов объем получаемого ими реального дохода сократится, а сбережения, несмотря на рост их доли в каждой единице располагаемого дохода, не изменятся, поскольку доход упадет пропорционально росту предельной склонности к сбережению. Если же люди, напро­тив, будут расходовать на потребление большую часть своего располагаемого дохода, то им удастся увеличить свой доход без сни­жения объема сбережений.

Если при равновесном объеме национального дохода У* домо­хозяйства будут стремиться сберегать больше и снизят предельную склонность к потреблению, то угол наклона кривой агрегирован­ных плановых расходов уменьшится и она сдвинется из положения Е0 в положение E1 Следствием явится снижение уровня дохода до У1*,. При этом уровне дохода объем сбережений останется таким же, каким он был при доходе У0*, а объем потребления снизится на величину ∆С.

Рис. Парадокс бережливости

Парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать инвести­ции. На основа­нии этого парадокса Кейнс заключил, что в периоды низкой дело­вой активности, когда у домохозяйств большая склонность к сбережению, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений.

Совокупное предложение

Совокупным предложением в экономической теории называет­ся сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определен­ного периода при каждом возможном уровне цен. Это реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. В макроэкономическом анализе различают долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.

В макроэкономике в отличие от микроэкономики основным кри­терием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов являет­ся гибкость цен, а не стабильность запаса капитала. В долгосрочном периоде все цены, как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном цены такой гибкостью не обладают. Изменение цен может происходить под влиянием следующих причин:

1) Когда растет совокупный спрос и средний уровень товар­ных цен, увеличивается стоимость жизни всех категорий работни­ков. Рабочие будут настаивать на повышении ставок номинальной заработной платы, чтобы сохранить достигнутый жизнен­ный уровень. Фирмы, получающие в результате повы­шения цен больший доход от реализации выпускаемой продукции, смогут увеличить заработную плату рабочих в той же пропорции, в которой увеличился их доход в связи с ростом товарных цен.

2) Многие виды продукции являются одновременно и готовыми товарами и ресурсами. Если фирмы ожидают пропорционального изменения цен на то­вары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде (АS) имеет вид вертикальной прямой.

Рис. Долгосрочная кривая совокупного предложения

Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определен­ного периода цены на ресурсы и, следовательно, издержки произ­водства останутся без изменения, то в ответ на увеличение сово­купного спроса они будут увеличивать реальный объем производ­ства при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой. Если они будут рассчитывать на то, что при росте совокупного спроса цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции, чем то­варные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон.

Рис. Краткосрочная кривая совокупного предложения

Объединив все три рассмотренные ситуации, можно пост­роить кривую совокупного предложения (АS). Эта кривая состоит из трех отрезков: горизонтального (кейнсианского), восходящего и вертикального (классического).

Промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. Предприниматели для расширения производства вынуждены при­влекать более дорогие дополнительные, ресурсы, повышать зара­ботную плату рабочим и платить более высокие цены поставщикам сырья. Рост цен на ресурсы влечет за собой увеличение издержек производства и чтобы их окупить, предприниматели повышают цены на свою продукцию.

Рис. Кривая совокупного предложения

Помимо уровня цен на объем национального производства ока­зывают влияние многие неценовые факторы, под действием кото­рых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо, к числу неценовых факторов относят: изменение объема и цен применяемых ресурсов; изменение производительности ресурсов; изменение налогов и субсидий и др.

Макроэкономическое равновесие в модели "сово­купный спрос—совокупное предложение"

Для анализа механизма фор­мирования равновесного объема национального производства в условиях изменяющихся цен, а так­же для выявления специфики приспособления экономики к состо­янию равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах ис­пользуется модель «совокупный спрос — совокупное предложение» Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда со­вокупный спрос равен совокупному предложению. Механизм формирования равновесного объема национального производства будет зависеть от того, на ка­ком из отрезков кривая совокупного предложения пересечет­ся с кривой совокупного спроса. Точка М1 отражает ситуацию макроэкономического равнове­сия при высоком уровне безработицы и негибкости цен. Точка М2 характеризует макроэкономическое равновесие в условиях непол­ной занятости и незначительного роста цен. Точ­ка М3 — это равновесие в условиях полной занятости.

Рис. Модель "совокупный спрос- совокупное предложение"

В кейнсианской теории доминирующую роль в формировании равновесного объема национального производства играет совокуп­ный спрос. При абсолют­ной стабильности цен и наличии большого числа безработных ре­альный объем производства У1, определяется величиной совокупно­го спроса при сложившемся уровне товарных цен (Р1). Эту величину Кейнс назвал эффективным спросом. Если предприниматели переоценят эффективный спрос и произведут товаров и услуг больше У1, они будут вынуждены снижать объем производ­ства. Если они произведут меньше, то будут увеличивать реальный выпуск до тех пор, пока он не достигнет величины эффективного спроса. Следовательно, как считает Кейнс, для повышения уровня занятости в экономике в условиях высокого уровня безработицы, правительству следует проводить экспансионистскую политику, направленную на расширение совокупного спроса.

Согласно классической теории равновесное значе­ние реального объема национального производства полностью опре­деляется факторами предложения и. прежде всего, объемом имею­щихся производственных ресурсов и их производительностью. Совокупный спрос влияет лишь на уровень цен. Отсюда делается вывод о нецелесообразности государственного вмешательства в экономику, поскольку экспан-сионистская политика государства может привес­ти лишь к инфляции, а рестрикционная (направ­ленная на уменьшение совокупного спроса) — вызвать дефляцию в экономике.

Современные представители неокейнсианского и неоклассическо­го направлений экономической мысли считают, что в краткосроч­ном периоде на формирование равновесного объема национального производства оказывают влияние, как совокупный спрос, так и сово­купное предложение. Это соответствует ситуации, при которой поведение фирм на рынке благ описывается восходящей краткосрочной кривой совокупного предложения. Представи­тели неоклассического направления полагают, что экономика не может далеко отклоняться от полной занятости и поэтому кривая совокупного предложения на своем промежуточном отрезке доста­точно "крута". Государственное вмешательство в экономику малоэффективно, поскольку его следствием будет в ос­новном изменение уровня цен, а не реального объема производ­ства и занятости. Сточки зрения неокейнсианцев рассматриваемый отрезок кривой совокупного предложения относи­тельно "пологий". Поэтому государственная экспансионистская политика в краткосрочном периоде может дать значительный эф­фект в виде прироста реального объема национального производства и уровня занятости в экономике

Рис.. Неоклассическая и неокейнсианская трактовки результатов государственной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.