КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков
Макроэкономическое равновесие. Макроэкономическое равновесие в отличие от микроэкономического, рассматривает равновесие не на отдельно взятом рынке, а на всех рынках экономической системы. Это такое состояние экономики, при котором существует сбалансированность всех рынков, и максимально эффективно используются все виды ресурсов. Макроэкономическое равновесие является главной и центральной темой раздела макроэкономики. При макроэкономическом анализе под рынком товаров и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей и продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использования, т.е. произведенного в стране общественного продукта. Рынок товаров и услуг является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рынков. В свою очередь конъюнктура и механизм функционирования рынков труда, денег, ценных бумаг, международного валютного рынка и международного рынка капитала оказывают прямое и обратное воздействие на рынок товаров и услуг. · Рынок труда определяет формирование функции совокупного предложения на рынке товаров и услуг. В свою очередь совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд. · Денежный рынок и рынок ценных бумаг оказывают влияние на рынок благ путем воздействия на формирование функций совокупного спроса. В то же время параметры равновесного состояния рынка благ (уровень цен, объем продаж) влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги, а также на величины спроса и предложения на рынке ценных бумаг.
· Международные финансовые рынки в открытой экономике непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги, а уровень цен и объемов продаж на рынке товаров и услуг данной страны оказывает обратное воздействие на величину обменного курса национальной валюты и потоки экспорта и импорта капитала. Совокупный спрос и его составляющие Под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике. Выделяют следующие основные элементы совокупного спроса: потребительские расходы домохозяйств (С); инвестиционные расходы частного сектора (I); государственные закупки (G); чистый экспорт (Ехр). Следовательно: АД = С + I + G + Ехр. Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги С, называемый потреблением. Под инвестициями понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы осуществляют инвестиции, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домохозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. В микроэкономике инвестициями фирм или домохозяйств являются вложения денежных средств не только в реальный капитал, но и в финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги). С макроэкономической точки зрения покупки финансовых активов не являются инвестициями, они только перераспределяют существующие активы между различными экономическими субъектами. Поэтому в макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают:
· реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия; · чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным — сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций). Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут, и экономика находится на подъеме. Когда валовые инвестиции меньше, чем амортизация, то возникает неблагоприятная ситуация стагнации экономики: за год потребляется больше капитала, чем покупается. В этих условиях чистые инвестиции становятся величиной отрицательной, что свидетельствует о деинвестировании (сокращении инвестиций) в экономике. При анализе равновесия на рынке благ в общий объем совокупного спроса, включаются только чистые инвестиции, запланированные на покупку общественного продукта, измеряемого показателем национального дохода. Третий элемент совокупного спроса — государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг (например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Чистый экспорт (Ехр) представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей). Объем запланированных расходов на все конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов: 1. доходов домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);
2. размеров налогообложения доходов; 3. стоимости накопленного имущества; 4. общего уровня цен в стране; 5. ожиданий фирм и домохозяйств относительно изменения общего уровня цен; 6. величины процентной ставки; 7. количества денег, находящихся в обращении; 8. совокупности политических и социально-экономических факторов, определяющих величину государственных расходов; Основными факторами, оказывающими наиболее существенное влияние на величину совокупных расходов на покупку созданного в стране общественного продукта, являются доход населения от продажи факторов производства и общий уровень цен в стране. Кривая совокупного спроса обозначается AD = AD (Р), она строится на предположении о том, что в стране изменяется только уровень цен. Уровень реальных доходов населения и все прочие факторы остаются неизменными. Их изменения рассматриваются как неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой совокупного спроса. Кривая совокупного спроса представляет собой убывающую зависимость величины запланированного объема покупок от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен. Рис. 21.1. Кривая совокупного спроса Эффект процентной ставки. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, домов, квартир и других дорогостоящих товаров длительного пользования. Эффект богатства (или реальных кассовых остатков) состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.
Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными. В результате снизится величина экспорта. Снижение экспорта и увеличение импорта вызовет сокращение чистого экспорта и, следовательно, общей величины совокупного спроса. При изменении неценовых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо может происходить при росте благосостояния потребителей, увеличении денежной массы, возрастании государственных расходов, снижении налогов, массовом ожидании новой волны повышения цен или реальных доходов населения и пр. При обратном характере изменения этих показателей происходит сдвиг кривой совокупного спроса влево. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения — это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Таким образом: УР = С + S, где УР — располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов: У – Т). Экономисты-классики полагали, что чем выше реальная ставка процента, тем больше у людей стимулов для сбережений, и, напротив, при снижении этой ставки у людей уменьшается заинтересованность в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей, а потребление — убывающей функцией от реальной ставки процента. Против этого положения классической доктрины выступил Дж. М. Кейнс. Он утверждал, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная процентная ставка не играет определяющей роли, поскольку нынешнее потребление для людей всегда предпочтительнее, чем потребление в отдаленном будущем. Кейнс выдвинул гипотезу о том, что главным фактором, определяющим уровень потребления, является текущий доход домохозяйств: "Основной психологический закон,…состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход". На этом основании он рассматривал потребление как возрастающую функцию от текущего дохода домохозяйств: С = f (Y). К субъективным факторам, оказывающим влияние на уровень потребления, относят предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов и т.д. При построении кейнсианской функции потребления значения всех этих факторов предполагаются стабильными. А их изменения трактуются как сдвиги функции потребления. Предельная склонность к потреблению (Су) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления, она измеряется как отношение изменения потребления к изменению располагаемого дохода: СУ = ∆С/∆ УР, где ∆С – изменение потребления, ∆УР – изменение в располагаемом доходе. Поскольку каждая дополнительная единица располагаемого дохода распределяется домохозяйствами между потреблением и сбережением, то количественное значение предельной склонности к потреблению находится в интервале от 0 до 1, 0 < СУ < 1. Если Су = 0, то весь прирост дохода направляется на сбережения. Если С = 1, то весь прирост дохода потребляется. Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений, она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода: SУ = ∆S/∆УР, где ∆S – изменение сбережений, ∆УР – изменение в располагаемом доходе. Значение предельной склонности к сбережению также находится в интервале от 0 до 1, 0 < SУ < 1. SУ + СУ = 1 Функция потребления, математически может быть записана в виде: С = С0 + CУ УР, где С0 — величина автономного (т.е. независимого от текущего располагаемого дохода) потребления. Она определяется факторами потребления, не отражаемыми напрямую функцией потребления. Если текущий доход равен 0, то потребление осуществляется за счет сокращения накопленного имущества (продажи акций, облигаций, предметов длительного пользования, ювелирных украшений, недвижимости и пр.) На основе функции потребления может быть выведена функция сбережений: S = - S0 + SУ УР Средняя склонность к потреблению (АРС) — это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу: АРС = С/УР Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу: АРS = S/УР АРС + АРS = 1 Если бы расходы на потребление в точности соответствовали доходам, то это бы отражала любая точка, лежащая на биссектрисе угла (луче OF). В действительности полного совпадения потребления и располагаемого дохода не происходит. Из уравнения, характеризующего функцию потребления, видно, что потребительские расходы могут не только быть меньше располагаемого дохода, но и превышать его. Поэтому кривая потребления отклоняется от биссектрисы угла. Значение предельной склонности к потреблению определяет тангенс угла наклона кривой потребления С = С (Yр). В точке А потребление и уровень располагаемого дохода совпадают. Это означает, что сбережения равны 0. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение. В данном случае расходы превышают доходы. Справа от точки А сбережение положительное. Рис. Функция потребления Величина потребления определяется расстоянием от оси абсцисс до кривой потребления, а величина сбережения — расстоянием от кривой потребления до биссектрисы. Например, при доходе УР1 отрезок D1D2 показывает размеры потребления, а отрезок D 2D3 — размеры сбережения. Функция сбережения показывает отношение сбережений к доходу в их движении. Поскольку сбережения являются той частью дохода, которая не потребляется, то графики сбережения и потребления взаимно дополняют друг друга. Рис. Функция сбережения Для построения функции сбережения совместим биссектрису угла ОF и ось абсцисс на рис. ОУР. Затем повернем вдоль этой оси, график функции потребления. После проведенных преобразований он превратится в график функции сбережения. Предельная склонность к сбережению будет характеризовать тангенс наклона этого графика относительно оси абсцисс. Эмпирические исследования подтвердили справедливость кейнсианских функций потребления и сбережения в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде вытекающие из этих функций закономерности к снижению средней склонности к потреблению и возрастанию средней склонности к потреблению не подтвердились статистическими данными. Значения этих показателей оказались достаточно стабильными, несмотря на значительные изменения дохода. Противоречие между теорией и практикой послужило импульсом для посткейнсианского развития теории потребительского выбора. Наиболее известными среди этих теорий являются теория межвременного потребительского выбора И.Фишера, теория перманентного дохода М.Фридмена и теория жизненного цикла Ф.Модильяни. Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на объем национального производства и темпы его роста. Причем это влияние в краткосрочном и долгосрочном периодах не однозначно. В краткосрочном периоде инвестиции выступают как элемент совокупного спроса на блага. Они не влияют на совокупное предложение, так как строящиеся объекты еще не дают отдачи в виде дополнительно выпускаемых товаров и услуг. В долгосрочном периоде инвестиции обусловят рост запаса капитала, что приведет к росту производственных возможностей страны и увеличению совокупного предложения. Инвестиции сильно зависят от изменений хозяйственной конъюнктуры и поэтому их величина очень нестабильна. В зависимости от функционального назначения выделяют три вида инвестиционных расходов. 1. Инвестиции в основные фонды предприятий — это расходы фирм на здания, сооружения, машины и оборудование, которые приобретаются ими для использования в своей производственной деятельности. 2. Инвестиции в запасы — это те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия. 3. Инвестиции в жилищное строительство — расходы домохозяйств на приобретение вновь построенных домов или квартир для последующего проживания или для последующей сдачи в аренду. Наиболее существенное влияние на объем и динамику инвестиций оказывают два фактора — изменение реального объема национального дохода (∆У) и реальная ставка процента (г). Поэтому в общем случае функция инвестиций — это функция от двух аргументов: I = I (∆У,г). В зависимости от роли этих факторов в формировании спроса на инвестиции последние делятся на индуцированные (производные) и автономные. Индуцированные инвестиции (IИ) – это инвестиции, порождаемые устойчивым увеличением спроса на товары и услуги, которое приводит к росту цен. Рост цен, создает возможности для увеличения прибыли за счет расширения предложения на рынке благ. Предприниматели первое время могут удовлетворять возросший спрос при неизменном объеме производства за счет уменьшения запасов. Постепенно запасы истощаются, и у предпринимателей появляется заинтересованность в увеличении объемов производства и расширения производственных мощностей. Автономные инвестиции (Iа) – это инвестиции, осуществляемые при неизменном спросе на блага. Они осуществляются с целью внедрения новой техники и повышения качества продукции. Они сами становятся причиной увеличения национального дохода, а не его следствием. Источником инвестиций являются сбережения домохозяйств. Платой за привлечение единицы заемных средств является процентная ставка. Инвестиционный спрос находится в обратной зависимости от процентной ставки. Чем меньше ставка процента, тем большее число инвестиционных проектов становятся выгодными, тем выше будет спрос на инвестиционные товары. При увеличении процентной ставки число прибыльных инвестиционных проектов сокращается, что ведет к уменьшению инвестиционного спроса. Следовательно, функция автономных инвестиций имеет вид: Iа = I (г). r Рис. Функция инвестиций Связь между изменением объема инвестиций и изменением реальной ставки процента определяется субъективным фактором — предельной склонностью предпринимателей к инвестированию (Ir), которая показывает, на сколько единиц изменится объем инвестиций при изменении процентной ставки на единицу: Ir = ∆I/ ∆r. Функция инвестиций может быть записана и виде: Iа =I0 +Ir *r Функция инвестиций строится при условии неизменности предельной склонности к инвестированию. Если этот параметр изменяется, происходит сдвиг функции инвестиций. Предельная склонность к инвестированию является очень неустойчивым показателем. На изменение ее значения может повлиять множество не только экономических, но и политических обстоятельств, поскольку данный показатель характеризует оценку предпринимателями ожидаемой прибыли от инвестиционных вложений. Поэтому инвестиции считаются самым динамичным элементом совокупного спроса, который может обусловливать не только экономический рост, но и циклические колебания в экономике. Макроэкономическое равновесие в модели "доходы—расходы" и мультипликативный эффект в экономике. Парадокс бережливости Для характеристики условий и механизма формирования равновесного объема национального производства при негибкости цен во всей системе национальных рынков (т.е. при условии стабильности уровня цен на блага, процентной ставки, ставки заработной платы и обменного курса валют) Кейнсом была разработана статическая краткосрочная модель «доходы — расходы». Основным условием равновесия на рынке благ является равенство произведенного национального дохода (У) совокупным расходам на его покупку (Е = С + I + G + Ехр). Используя функцию потребления, можем записать данное условие в следующем виде: Y= С0+ CУ * (У-Т) + I + G + Ехр. Если государственная бюджетно-налоговая политика стабильна, то государственные расходы (G) и налоги (Т) являются заданными величинами. Если неизменны все цены, то будут стабильными значения автономного потребления, инвестиций и чистого экспорта. Следовательно, агрегированные плановые расходы (Е) будут расти пропорционально доходу: Е = Е (Y). Это означает, что график плановых расходов может быть получен путем сдвига графика потребления вверх по оси ординат на величину автономных расходов (А0 = С0 + I + G + Ехр). Тогда модель "доходы- расходы" графически может быть представлена следующим образом: Рис. Модель "доходы—расходы" Когда экономика находится в точке М, лежащей на пересечении биссектрисы угла и графика плановых расходов, планы производителей и потребителей будут совпадать, т.е. объем выпуска достигнет своего равновесного значения (У* = Е*). Механизм восстановления нарушенного равновесия действует следующим образом. Допустим, что достигнут реальный объем выпуска (У1), который меньше своего равновесного значения (У1 < У*). В этом случае объем запланированных расходов (Е1) будет больше, чем объем выпуска (Е1 > У1). На рынке благ возникнет дефицит. Предприниматели обнаружат, что их товарные запасы истощаются, и будут нанимать новых рабочих и увеличивать объем производства. По мере роста объема производства и дохода домохозяйства будут увеличивать свои потребительские расходы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится нарушенное равновесие. Если объем выпуска превышает свое равновесное значение (У2 > У*), то на рынке благ возникнет избыток. Предприниматели обнаружат, что запасы готовой продукции на складах растут. Столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, они будут уменьшать объем производства и занятости. Результатом будет снижение дохода и потребительских расходов домохозяйств. Оно будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения. При увеличении инвестиций, которое ведет к увеличению совокупных расходов (сдвиг кривой агрегированных плановых расходов из положения Е0 в положение Е2), равновесный объем национального производства увеличивается. В противном случае (сдвиг кривой плановых расходов из положения Е0 в положение Е1 при уменьшении инвестиций) равновесный объем выпуска сокращается. В обоих случаях изменение равновесного объема производства превышает обусловившее его изменение агрегированных расходов (∆У1 > ∆Е1, и ∆У2 > ∆Е2). Такая ситуация не случайна. Она порождается наличием мультипликативного эффекта в экономике. Рис. Влияние инвестиций на равновесный объем национального производства Суть этого эффекта состоит в том, что прирост инвестиций приводит к многократному увеличению национального дохода. Это объясняется тем, что дополнительные инвестиционные расходы предпринимателей превращаются в доходы домохозяйств, которые часть своих дополнительных доходов направляют на потребление. Потребительские расходы одних домохозяйств, становятся доходами других. Коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, называется мультипликатором µ. Его величина характеризует соотношение между отклонением от равновесного объема реального национального дохода и исходным изменением инвестиционных расходов: µ = ∆У/ ∆I, где ∆У- изменения в реальном НД, ∆I - изменения в инвестициях. В общем виде формула мультипликатора может быть записана следующим образом: µ = 1/(1-СУ) = 1/Sу Прирост равновесного значения реального НД при любом изменении инвестиций: ∆У = µ * ∆I = ∆I /(1 — CУ) = ∆I /SУ. Следует иметь в виду, что мультипликатор оказывает двустороннее воздействие на экономику. С одной стороны, рост инвестиций ведет к мультипликативному увеличению дохода. С другой стороны, при снижении инвестиций происходит многократное уменьшение национального дохода. Модель "доходы — расходы" и анализ мультипликатора свидетельствуют о существовании парадокса бережливости, который состоит в том, что стремление общества к увеличению своего богатства путем наращивания сбережений может закончится тем, что сбережения не увеличатся, а уровень дохода упадет. Если домохозяйства увеличивают склонность к сбережениям, то при неизменном уровне автономных расходов объем получаемого ими реального дохода сократится, а сбережения, несмотря на рост их доли в каждой единице располагаемого дохода, не изменятся, поскольку доход упадет пропорционально росту предельной склонности к сбережению. Если же люди, напротив, будут расходовать на потребление большую часть своего располагаемого дохода, то им удастся увеличить свой доход без снижения объема сбережений. Если при равновесном объеме национального дохода У* домохозяйства будут стремиться сберегать больше и снизят предельную склонность к потреблению, то угол наклона кривой агрегированных плановых расходов уменьшится и она сдвинется из положения Е0 в положение E1 Следствием явится снижение уровня дохода до У1*,. При этом уровне дохода объем сбережений останется таким же, каким он был при доходе У0*, а объем потребления снизится на величину ∆С. Рис. Парадокс бережливости Парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать инвестиции. На основании этого парадокса Кейнс заключил, что в периоды низкой деловой активности, когда у домохозяйств большая склонность к сбережению, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений. Совокупное предложение Совокупным предложением в экономической теории называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен. Это реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. В макроэкономическом анализе различают долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения. В макроэкономике в отличие от микроэкономики основным критерием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала. В долгосрочном периоде все цены, как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном цены такой гибкостью не обладают. Изменение цен может происходить под влиянием следующих причин: 1) Когда растет совокупный спрос и средний уровень товарных цен, увеличивается стоимость жизни всех категорий работников. Рабочие будут настаивать на повышении ставок номинальной заработной платы, чтобы сохранить достигнутый жизненный уровень. Фирмы, получающие в результате повышения цен больший доход от реализации выпускаемой продукции, смогут увеличить заработную плату рабочих в той же пропорции, в которой увеличился их доход в связи с ростом товарных цен. 2) Многие виды продукции являются одновременно и готовыми товарами и ресурсами. Если фирмы ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде (АS) имеет вид вертикальной прямой. Рис. Долгосрочная кривая совокупного предложения Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определенного периода цены на ресурсы и, следовательно, издержки производства останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем производства при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой. Если они будут рассчитывать на то, что при росте совокупного спроса цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции, чем товарные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Рис. Краткосрочная кривая совокупного предложения Объединив все три рассмотренные ситуации, можно построить кривую совокупного предложения (АS). Эта кривая состоит из трех отрезков: горизонтального (кейнсианского), восходящего и вертикального (классического). Промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. Предприниматели для расширения производства вынуждены привлекать более дорогие дополнительные, ресурсы, повышать заработную плату рабочим и платить более высокие цены поставщикам сырья. Рост цен на ресурсы влечет за собой увеличение издержек производства и чтобы их окупить, предприниматели повышают цены на свою продукцию. Рис. Кривая совокупного предложения Помимо уровня цен на объем национального производства оказывают влияние многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо, к числу неценовых факторов относят: изменение объема и цен применяемых ресурсов; изменение производительности ресурсов; изменение налогов и субсидий и др. Макроэкономическое равновесие в модели "совокупный спрос—совокупное предложение" Для анализа механизма формирования равновесного объема национального производства в условиях изменяющихся цен, а также для выявления специфики приспособления экономики к состоянию равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах используется модель «совокупный спрос — совокупное предложение» Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Механизм формирования равновесного объема национального производства будет зависеть от того, на каком из отрезков кривая совокупного предложения пересечется с кривой совокупного спроса. Точка М1 отражает ситуацию макроэкономического равновесия при высоком уровне безработицы и негибкости цен. Точка М2 характеризует макроэкономическое равновесие в условиях неполной занятости и незначительного роста цен. Точка М3 — это равновесие в условиях полной занятости. Рис. Модель "совокупный спрос- совокупное предложение" В кейнсианской теории доминирующую роль в формировании равновесного объема национального производства играет совокупный спрос. При абсолютной стабильности цен и наличии большого числа безработных реальный объем производства У1, определяется величиной совокупного спроса при сложившемся уровне товарных цен (Р1). Эту величину Кейнс назвал эффективным спросом. Если предприниматели переоценят эффективный спрос и произведут товаров и услуг больше У1, они будут вынуждены снижать объем производства. Если они произведут меньше, то будут увеличивать реальный выпуск до тех пор, пока он не достигнет величины эффективного спроса. Следовательно, как считает Кейнс, для повышения уровня занятости в экономике в условиях высокого уровня безработицы, правительству следует проводить экспансионистскую политику, направленную на расширение совокупного спроса. Согласно классической теории равновесное значение реального объема национального производства полностью определяется факторами предложения и. прежде всего, объемом имеющихся производственных ресурсов и их производительностью. Совокупный спрос влияет лишь на уровень цен. Отсюда делается вывод о нецелесообразности государственного вмешательства в экономику, поскольку экспан-сионистская политика государства может привести лишь к инфляции, а рестрикционная (направленная на уменьшение совокупного спроса) — вызвать дефляцию в экономике. Современные представители неокейнсианского и неоклассического направлений экономической мысли считают, что в краткосрочном периоде на формирование равновесного объема национального производства оказывают влияние, как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Это соответствует ситуации, при которой поведение фирм на рынке благ описывается восходящей краткосрочной кривой совокупного предложения. Представители неоклассического направления полагают, что экономика не может далеко отклоняться от полной занятости и поэтому кривая совокупного предложения на своем промежуточном отрезке достаточно "крута". Государственное вмешательство в экономику малоэффективно, поскольку его следствием будет в основном изменение уровня цен, а не реального объема производства и занятости. Сточки зрения неокейнсианцев рассматриваемый отрезок кривой совокупного предложения относительно "пологий". Поэтому государственная экспансионистская политика в краткосрочном периоде может дать значительный эффект в виде прироста реального объема национального производства и уровня занятости в экономике
Рис.. Неоклассическая и неокейнсианская трактовки результатов государственной политики.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |