Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятиях




Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных

Историческую последовательность развития управления качеством в России можно проследить путем следующего расположения таких взаимосвязанных вопросов, как:

o контроль качества продукции;

o оценка качества продукции;

o становление и развитие (этапы) системного подхода в управлении качеством продукции;

o процесс возрастания роли управления качеством (внимание со стороны органов государственной власти, внедрение единой государственной системы стандартизации, работа по ее адаптации, интеграции в систему международных стандартов и т.д.).

Данные об объекте управления приведены в определении ГОСТа 15467-79: "Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции".

Контроль качества (технический контроль) - необходимое составляющее любого способа управления качеством. При этом под техническим контролем понимается проверка соответствия продукции принятым техническим требованиям.

Виды технического контроля можно классифицировать следующим образом:

o по этапам процесса производства (входной, операционный и приемочный);

o по охвату контролем (сплошной, выборочный, оперативный, периодический и непрерывный);

o по отношению к объекту контроля (контроль качества продукции, товарной и сопроводительной документации, процесса технологии, контроль средств технологического оснащения и технологической дисциплины, соблюдения условий эксплуатации, реализации рекламаций и контроль уровня квалификации исполнителей;

o по уровню технической оснащенности (ручной и механизированный труд, автоматизированные и автоматические системы, активный контроль);

o по организационной структуре (самоконтроль, одноступенчатый контроль, включающий контроль исполнителя и приемочный контроль ОТК, и многоступенчатый контроль, состоящий из контроля исполнителя, операционного, специального и приемочного контроля);

o по воздействию на возможность дальнейшего использования продукции (разрушающий и неразрушающий).

Контроль качества представляет собой систему технических и административных мероприятий для обеспечения производства продукции в полном соответствии с требованиями нормативной документации. Организация контроля качества включает в себя проведение замеров количественных и качественных характеристик продукции или процесса, влияющего на качество изделий, в соответствии с установленными техническими требованиями.

Цель контроля качества - получение информации о состоянии объекта контроля и сопоставление полученных результатов с предъявляемыми требованиями, которые могут быть отражены в стандартах, ТУ, договорных обязательствах, чертежах и др. подобных документах.

Перечислим основные термины и определения контроля качества, зафиксированные ГОСТом 16-504-81:

o объект контроля;

o метод контроля;

o исполнители контроля;

o документация на проведение контроля.

Современные условия организации службы качества предприятия характеризуется комплексным подходом, суть которого сводится к объединению усилий не только подразделения, отвечающего за технический контроль, но и подразделения, охватывающего всю работу по обеспечению и анализу качества, а также привлечение методов стимулирования качества.

Организация работы в области качества крупной производственной компании включает в себя три блока основных задач:

o планирование и разработку методов обеспечения качества:

o контроль качества;

o стимулирование качества.

Планирование качества начинается на стадии проектной разработки изделия, планируются качественные характеристики, надежность продукции. Общий план должен учитывать элементы планирования качества, предпринимаемые поставщиками-смежниками. В подготовительный период должное внимание уделяется и подготовке контроля применения контрольных средств. В течение всего периода (разработка, запуск, производство) повышенное внимание уделяется аналитической работе с целью обработки, систематизации и анализа данных по качеству и затратам на его обеспечение, выработке соответствующих рекомендаций.

В свою очередь в планирование и разработку методов обеспечения качества входят:

o планирование качества и планирование контроля качества (планирования качества и надежности, контроля качества и планирования внедрения средств контроля);

o управление качеством (управление качеством продукции поставщиков и управление качеством продукции собственного производства);

o информация об уровне качества (информация о затратах на обеспечение и поддержание качества, систематизация и анализ данных о качестве, получаемых из процесса производства и эксплуатации, ведение соответствующей документации о качестве).

Непосредственно процесс контроля качества включает:

o лабораторный контроль качества, включающий контроль используемых материалов, контроль внедряемых моделей и образцов, испытание продукции на надежность;

o проверку качества, предусматривающую входной контроль, контроль процесса производства и контроль на выходе;

o использование измерительной техники (электронная измерительная техника, прецизионные средства измерений и контроль средств измерений).

Стимулирование качества предусматривает:

o организацию процесса обучения и повышения квалификации персонала;

o активное использование методов и средств мотивации в области обеспечения качества;

o постановку специальных задач в рамках системы качества.

Важнейшими составляющими организации работы по контролю качества являются:

o контроль закупаемых изделий;

o входной контроль на всех участках технологической цепи;

o операционный контроль;

o контроль готовой продукции (контроль на выходе).

При этом обеспечение эффективной функции контроля не возможно без применения современного метрологического обеспечения, которое позволит обеспечить разработку, качественную проверку, эксплуатацию в оптимальном режиме и контроль средств измерений и электронных устройств.

Если руководство средних предприятий ограничивается услугами инженера по качеству, время от времени прибегая к услугам консультационных и инжиниринговых фирм, то на крупных предприятиях в систему контроля качества включаются подразделения, специально занимающиеся контролем материалов, стендовой отработкой и проверкой макетов, проведением испытаний на надежность, в том числе и опытных образцов.

Важную роль в системе контроля качества играют организация обучения персонала и подготовка программ, направленные на повышение квалификации кадров, без которых сегодня уже не возможно поддержание производства на высоком технологическом уровне.

Нельзя забывать и о таком необходимом составляющем, каким является разработка, и внедрение системы мер по стимулированию действий сотрудников в области успешного решения вопросов, связанных с управлением качества.

Современной особенностью технического контроля является применение математико-статистических методов контроля. Методы управления качеством продукции можно разделить на операции по разбраковке изделий и меры, предпринимаемые для повышения технологической точности. При разбраковке изделий в процессе массового производства давно уже отказались от сплошного контроля, требующего содержания огромного контрольного аппарата, и перешли на выборочный контроль, который характеризуется применением статистических методов обработки результатов. В то же время эффективность данного метода зависит, прежде всего, от точного, стабильного функционирования технологических процессов, способных обеспечить гарантированный выпуск бездефектных изделий в автоматическом режиме. В этом случае на первый план выступает проблема стабилизации процесса производства, которая обеспечивается созданием системы качества, ее последующей сертификацией.

Основные области применения статистических методов управления качеством включают:

- статистический анализ точности и стабильности технологических процессов и качества продукции;

o статистическое регулирование технологических процессов;

o статистический приемочный контроль качества продукции;

o статистические методы оценки качества продукции.

Основные этапы управления качеством продукции с применением статистических методов:

o проектирование функции качества (перевод требований потребителя в соответствие с требованиями к разработке изделий и технологических процессов для организации выпуска продукции);

o разработка качественных изделий и процессов (с применением метода планирования экспериментов, характеризующихся минимальным отклонением от заданных величин и устойчивых к внутренним и внешним воздействиям);

o управление технологическим процессом (мониторинг всех сколько-нибудь значительных явлений с помощью контрольных карт, выявление и устранение причин спорадических отклонений);

o меры, направленные на совершенствование процесса (мониторинг всех данных, в том числе контрольных карт, для дальнейшего анализа характера последствий сбоев и отказов с целью формулирования гипотезы причин, оказывающих влияние на качественные характеристики; разработка и конкретных предложений по совершенствованию процесса).

Считается, что статистическое регулирование процессов может обеспечить систематический подход к оптимизации процессов, помогая при этом:

o снизить объем потерь (отходов);

o обнаружить проблемные участки (области);

o стабилизировать параметры технологического процесса;

o сделать процесс принятия решений более объективным.

До последнего времени разработка методов оценки качества продукции сталкивалась с наличием большого количества видов оценок, что в свою очередь было обусловлено сложностью самой проблемы оценки и отсутствием на протяжении довольно длительного времени единых достаточно объективных методов по количественной оценке качества. Отечественными специалистами были предприняты усилия по разработке объективных количественных оценок качества продукции. Появляется новое научное направление - квалиметрия, занимающееся выявлением количественной оценки качества, в том числе потребительской стоимости и полезности.

Квалиметрия начинает оперировать такими понятиями показателей качества продукции как:

o единичный;

o комплексный;

o групповой;

o обобщенный;

o относительный;

o интегральный.

Следует отметить, что квалиметрия дает определение качества, опираясь на относительные оценки, только по отношению к изделию, принятому за единицу сравнения, а, не оперируя отношением к некоему абсолютному качеству.

При проведении оценок качества продукции учитывались лишь важнейшие свойства продукции:

o надежность;

o технический уровень качества

o технико-экономический уровень качества.

Обязательным предварительным условием оценки качества продукции было определение номенклатуры показателей качества. В 1979 году ВНИИ Стандартизации Госстандарта ввел номенклатуру из 10 видов данных показателей. Каждый вид показателей включал в себя целый набор частных (конкретных) показателей.

В свою очередь методы измерения показателей качества в зависимости от применения тех или иных средств бывают:

o регистрационные;

o расчетные;

o измерительные;

o органолептические;

o экспертные и т.д.

С целью получения относительных показателей качества, наряду с единичными (дифференцированная оценка), применяются и обобщенные показатели (комплексная оценка). В то же время за исходную единицу измерения взята как существующая, конкретная, так и гипотетическая базовая модель. Она может отражать различные уровни качества, например:

o экономически оптимальный;

o перспективный народнохозяйственный;

o перспективный мировой;

o средний достигнутый народнохозяйственный;

o высший достигнутый народнохозяйственный и др.

Необходимо подчеркнуть, что данный подход к оценке качества продукции не имеет аналогов за рубежом, в современной отечественной практике применяется лишь в единичных случаях, например, для оценки уровня конкурентоспособности продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.