КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и определения. Принципы построения и этапы проектирования баз данных
Принципы построения и этапы проектирования баз данных Лекция №8 Средства тестирования Под тестированием понимается процесс исполнения программы с целью обнаружения ошибок. Регрессионное тестирование — это тестирование, проводимое после усовершенствования функций программы или внесения в нее изменений. Одно из наиболее развитых средств тестирования QA (новое название – Quality Works) представляет собой интегрированную, многоплатформенную среду для разработки автоматизированных тестов любого уровня, включая тесты регрессии для приложений с графическим интерфейсом пользователя. QA позволяет начинать тестирование на любой фазе ЖЦ, планировать и управлять процессом тестирования, отображать изменения в приложении и повторно использовать тесты для более чем 25 различных платформ. В заключение приведем пример комплекса CASE-средств, обеспечивающего поддержку полного ЖЦ ИС. Нецелесообразно сравнивать отдельно взятые CASE-средства, поскольку ни одно из них не решает в целом все проблемы создания и сопровождения ИС. Это подтверждается также полным набором критериев оценки и выбора, которые затрагивают все этапы ЖЦ ИС. Сравниваться могут комплексы методологически и технологически согласованных инструментальных средств, поддерживающие полный ЖЦ ИС и обеспеченные необходимой технической и методической поддержкой со стороны фирм-поставщиков (отметим, что рациональное комплексирование инструментальных средств разработки ИС является важнейшим условием обеспечения качества этой ИС, причем это замечание справедливо для всех предметных областей). Содержание лекции Принципы построения и этапы проектирования баз данных.. 1 Основные понятия и определения. 1 Описательная модель предметной области. 7
В науке одним из наиболее сложных для строгого определения является понятие "информация". Согласно кибернетическому подходу "информация" — первоначальное сообщение данных, сведений, осведомление и т.п. Кибернетика вывела понятие информации за пределы человеческой речи и других форм коммуникации между людьми, связала его с целенаправленными системами любой природы. Информация выступает в трех формах: 1) биологической (биотоки; связи в генетических механизмах); 2) машинной (сигналы в электрических цепях); 3) социальной (движение знаний в общественных системах)". Иными словами, "информация — связь в любых целенаправленных системах, определяющая их целостность, устойчивость, уровень функционирования". Содержание и особенности информации раскрываются указанием действий, в которых она участвует: хранение (на некотором носителе информации); преобразование (в соответствии с некоторым алгоритмом); передача (с помощью передатчика и приемника по некоторой линии связи). В соответствии с этим же подходом "данные — факты и идеи, представленные в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать их при помощи некоторого процесса и соответствующих технических устройств". Толковый словарь по информатике определяет понятия "информация" и "данные" несколько иначе: "информация — 1) совокупность знаний о фактических данных и связях между ними; 2) в вычислительной технике — содержание, присваиваемое данным посредством соглашений, распространяющихся на эти данные; данные, подлежащие вводу в ЭВМ, хранимые в ее памяти, обрабатываемые на ЭВМ и выдаваемые пользователям"; "данные — информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека". Как легко заметить, приведенные определения вынужденно используют такие сложно определяемые понятия, как "факты", "идеи" и, особенно, "знания". В дальнейшем под информацией будем понимать любые сведения о процессах и явлениях, которые в той или иной форме передаются между объектами материального мира (людьми; животными; растениями; автоматами и др.). Если рассмотреть некоторый объект материального мира, информация о котором представляет интерес, и наблюдателя (в роли которого и выступают ИС), способного фиксировать эту информацию в определенной, понятной другим форме, то говорят, что в памяти ("сознании") наблюдателя находятся данные, описывающие состояние объекта. Таким образом, данными будем называть формализованную информацию, пригодную для последующей обработки, хранения и передачи средствами автоматизации профессиональной деятельности. Информацию в ЭВМ можно хранить в виде различных данных (числовых; текстовых; визуальных и т.п.). Более того, для описания одной и той же информации можно предложить различные варианты их состава и структуры. Иными словами, правомерно говорить о моделировании в ИС информации о некотором множестве объектов материального мира совокупностью взаимосвязанных данных. Информационное обеспечение (information support) ИС – совокупность единой системы классификации и кодирования информации; унифицированных систем документации и используемых массивов информации. В этой связи в качестве главных задач создания информационного обеспечения ИС можно выделить: § во-первых, определение состава и структуры данных, достаточно "хорошо" описывающих требуемую информацию; § во-вторых, обоснование способов хранения и переработки данных с использованием ЭВМ. Остановимся на понятиях и определениях, связанных с технологией банков данных. Прежде чем определить понятие "банк данных", необходимо остановиться на другом ключевом понятии — "предметная область". Под предметной областью будем понимать информацию об объектах, процессах и явлениях окружающего мира, которая, с точки зрения потенциальных пользователей, должна храниться и обрабатываться в информационной системе. Банк данных (БнД) — информационная система, включающая в свой состав комплекс специальных методов и средств для поддержания динамической информационной модели с целью обеспечения информационных потребностей пользователей. Очевидно, что БнД может рассматриваться как специальная обеспечивающая подсистема в составе старшей по иерархии ИС. Поддержание динамической модели предметной области (ПрОбл) предусматривает не только хранение информации о ней и своевременное внесение изменений в соответствии с реальным состоянием объектов, но и обеспечение возможности учета изменений состава этих объектов (в том числе появление новых) и связей между ними (т.е. изменений самой структуры хранимой информации). Обеспечение информационных потребностей (запросов) пользователей имеет два аспекта: § определение границ конкретной ПрОбл и разработка описания соответствующей информационной модели; § разработка БнД, ориентированного на эффективное обслуживание запросов различных категорий пользователей. С точки зрения целевой направленности профессиональной деятельности принято выделять пять основных категорий пользователей: § аналитики; § системные программисты; § прикладные программисты; § администраторы; § конечные пользователи. Кроме того, различают пользователей постоянных и разовых; пользователей-людей и пользователей-задач; пользователей с различным уровнем компетентности (приоритетом) и др., причем каждый класс пользователей предъявляет собственные специфические требования к своему обслуживанию (прежде всего – с точки зрения организации диалога "запрос—ответ"). Так, например, постоянные пользователи, как правило, обращаются в БнД с фиксированными по форме (типовыми) запросами; пользователи-задачи должны иметь возможность получать информацию из БнД в согласованной форме в указанные области памяти; пользователи с низким приоритетом могут получать ограниченную часть информации и т.д. Наличие столь разнообразного состава потребителей информации потребовало включения в БнД специального элемента — словаря данных. Уровень сложности и важности задач информационного обеспечения ИС в рамках рассматриваемой технологии определяет ряд основных требований к БнД: § адекватность информации состоянию предметной области; § быстродействие и производительность; § простота и удобство использования; § массовость использования; § защита информации; § возможность расширения круга решаемых задач. По сравнению с традиционным обеспечением монопольными файлами каждого приложения централизованное управление данными в БнД имеет ряд важных преимуществ: § сокращение избыточности хранимых данных; § устранение противоречивости хранимых данных; § многоаспектное использование данных (при однократном вводе); § комплексная оптимизация (с точки зрения удовлетворения разнообразных, в том числе и противоречивых, требований "в целом"); § обеспечение возможности стандартизации; § обеспечение возможности санкционированного доступа к данным и др. Все названные преимущества по существу связаны с такими основополагающими принципами концепции БнД, как интеграция данных, централизация управления ими и обеспечение независимости прикладных программ обработки данных и самих данных. Структура типового БнД, удовлетворяющего предъявляемым требованиям, приведена на рис. 1, где представлены: ВС — вычислительная система, включающая технические средства (ТС) и общее программное обеспечение (ОПО); БД – базы данных; СУБД – система управления БД; АБД – администратор баз данных, а также обслуживающий персонал и словарь данных. Рассмотрим составляющие БнД, представляющие наибольший интерес. БД – совокупность специальным образом организованных (структурированных) данных и связей между ними. Иными словами, БД — это так называемое датологическое (от англ, data — данные) представление информации о предметной области. Если в состав БнД входит одна БД, банк принято называть локальным; если БД несколько — интегрированным. Рис. 1. Основные компоненты БнД.
СУБД — специальный комплекс программ и языков, посредством которого организуется централизованное управление базами данных и обеспечивается доступ к ним. В состав любой СУБД входят языки двух типов: 1) язык описания данных (с его помощью описываются типы данных, их структура и связи); 2) язык манипулирования данными (его часто называют язык запросов к БД), предназначенный для организации работы с данными в интересах всех типов пользователей. Словарь данных предназначен для хранения единообразной и централизованной информации обо всех ресурсах данных конкретного банка: § об объектах, их свойствах и отношениях для данной ПрОбл; § о данных, хранимых в БД (наименование; смысловое описание; структура; связи и т.п.); § о возможных значениях и форматах представления данных; § об источниках возникновения данных; § о кодах защиты и разграничении доступа пользователей к данным и т. п. Администратор баз данных — это лицо (группа лиц), реализующее управление БД. В этой связи сам БнД можно рассматривать как автоматизированную систему управления базами данных. Функции АБД являются долгосрочными; он координирует все виды работ на этапах создания и применения БнД. На стадии проектирования АБД выступает как идеолог и главный конструктор системы; на стадии эксплуатации он отвечает за нормальное функционирование БнД, управляет режимом его работы и обеспечивает безопасность данных. Основные функции АБД: § решать вопросы организации данных об объектах ПрОбл и установления связей между этими данными с целью объединения информации о различных объектах; согласовывать представления пользователей; § координировать все действия по проектированию, реализации и ведению БД; учитывать текущие и перспективные требования пользователей; следить, чтобы БД удовлетворяли актуальным потребностям; § решать вопросы, связанные с расширением БД в связи с изменением границ ПрОбл; § разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению защиты данных от некомпетентного их использования, от сбоев технических средств, по обеспечению секретности определенной части данных и разграничению доступа к ним; § выполнять работы по ведению словаря данных; контролировать избыточность и противоречивость данных, их достоверность; § следить за тем, чтобы БнД отвечал заданным требованиям по производительности, т. е. чтобы обработка запросов выполнялась за приемлемое время; § выполнять при необходимости изменения методов хранения данных, путей доступа к ним, связей между данными, их форматов; определять степень влияния изменений в данных на всю БД; § координировать вопросы технического обеспечения системы аппаратными средствами, исходя из требований, предъявляемых БД к оборудованию; § координировать работы системных программистов, разрабатывающих дополнительное программное обеспечение для улучшения эксплуатационных характеристик системы; § координировать работы прикладных программистов, разрабатывающих новые прикладные программы, и выполнять их проверку и включение в состав ПрОбл системы. На рис. 2 представлен типовой состав группы АБД, отражающий основные направления деятельности специалистов. Рис. 2.Типовой состав группы АБД.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |