Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частью произведения может являться и его название




В современной юридической науке под произведениями также традиционно понимают результаты творческой деятельности, выраженные в той или иной объективной форме, охраняемые независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

Объекты авторского права

Развитие авторского законодательства в России

Авторское право прошло в России долгий путь становления и развития. Как и во многих странах мира, у нас авторское право берет истоки с тех времен, когда книгоиздательство стало носить характер предпринимательства, когда автор произведений мог постоянно получать доходы от авторства как особой профессиональной деятельности. Именно развитие издательского дела и особое положение авторов в России оказало ключевую роль в формировании авторского законодательства.

Первая датированная книга вышла в Москве в 1564 году. Вплоть до конца XVIII века в России почти не было частных типографий (даже при Петре I и его ближайших преемниках), книгоиздательской деятельностью занимается практически только государство, которое могло выдать привилегию лишь на открытие типографий, на напечатание материалов, произведений правительственным учреждениям, академиям.

Первым разрешением на создание и открытие частной типографии является привилегия, выданная в 1771 году иностранцу Гартунгу. Ему разрешалось печатать лишь книги на иностранных языках. Указом от 15 января 1783 года было разрешено создание «вольных» типографий, однако ни о каких правах издателей или авторов в нем не говорилось, отсутствовала монополия типографии на издаваемые книги и их могли перепечатывать другие частные типографии. Указ этот был отменен 16 сентября 1796 года, и все частные типографии были закрыты. Право открывать их было предоставлено уже Александром I указом 1801 года.

В XIX веке начинается практика предоставления Министерством народного просвещения средств на печатание книг. Пожалуй, первым из самых известных профессиональных писателей, которые получали значительные авторские гонорары за свои произведения от издателей, был А.С. Пушкин. Именно он вместе со своим издателем А.Ф. Смирдиным стал основоположником новых отношений между автором и издателем, при которых последний считался с правом автора на вознаграждение. Именно в это время в России возникает авторское право.

Первые нормы российского законодательства, касающиеся прав авторов произведений, были включены в Цензурные уставы 1826 и 1828 года, в специальной главе последнего, носящей название «О сочинителях и издателях книг». Также в 1828 году было утверждено Положение о правах сочинителей. Законодательно закреплялось исключительное право сочинителя и переводчика книги пользоваться всю жизнь своим изданием и продавать его по своему усмотрению как имущество благоприобретенное. По сути, авторское право было определено, как право собственности автора. Срок защиты авторского права составлял 25 лет со дня смерти автора, после чего произведении становилось «собственностью публики», позднее срок был увеличен до 35 лет. При контрафакции нарушитель должен был заплатить законному издателю двойную стоимость издания 1200 экземпляров, все напечатанные контрафактором книги отбирались в пользу законного издателя. 1/3 штрафа поступала в доход государства (в приказ общественного призрения). Позднее правила положения были изменены и перенесены в составе Цензурного Устава в т. X, ч. 1 Свода законов Российской Империи в виде приложения к ст. 420. Новый закон был принят лишь в 1911 году и отличался детальным урегулированием всех видов использования и всех объектов авторского права.

В советский период первым законом в области авторских прав был декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве». Этот и последующие акты были направлены на организацию и развитие государственной издательской деятельности, признание недействительными договоров издателей с авторами, установление правил, по которым издательства могли приобретать у автора право на издание произведений на определенный срок, любые произведения могли быть признаны достоянием государства, за что авторам выплачивалось вознаграждение. Законы 1925и 1928гг., посвященные авторскому праву, восстановили и расширили охрану авторских прав: за всеми авторами признавались исключительные права на их произведения пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на 15 лет после смерти автора, условия авторского договора детально регулировались законно. В начале 60-х годов нормы авторского права были включены в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года и в Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. В связи с присоединением СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года, в законодательстве был увеличен до 25 лет срок действия авторского права после смерти автора, закреплено право автора на перевод произведения. 31 мая 1991 года были приняты новые Основы гражданского законодательства СССР и республик, в которых срок действия авторских прав был увеличен до 50 лет, была введена охрана «смежных» прав, расширен круг охраняемых произведений. Принятие основ ускорило процесс создания законодательного акта в России, и итогом стало принятие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве) от 9 июля 1993 г., вступившего в силу 3 августа 1993 года, который представлял «новый этап в развитии авторского права в России» в условиях демократического общества и правового государства.

Высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве имеют положения Конституции Российской Федерации, некоторые из которых непосредственно затрагивают вопросы авторского права и смежных прав. Так ст. 44 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

13 марта 1995 г. Российская Федерация присоединяется к Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г. (Парижская редакция) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 г.). Парижская редакция Всемирной конвенции явилась промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества, к полному выполнению требований Бернской конвенции, несмотря на то, что и Бернская конвенция, и Всемирная конвенция в редакции 1971 г. вступили на территории Российской Федерации одновременно. Это было связано с вводимой Бернской конвенцией режима ретроохраны, т.е. восстановление сроков охраны произведений. Бернская конвенция ввела гораздо более высокий уровень минимальной охраны произведений, обнародованных за рубежом, предоставление авторско-правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей, а также принцип национального режима.

Ряд существенных изменений в Закон об авторском праве были внесены Федеральным законом РФ от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ. Основной целью внесения изменений и дополнений в Закон об авторском праве было приведение его в соответствие с международными нормами в этой области, в том числе для обеспечения возможности присоединения Российской Федерации к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашению ТРИПС) для вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию – сейчас эти положения содержатся в гражданском коднексе!!!!. увеличен срок охраны авторских прав до 70 лет,

Также «допускается без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания копий этих произведений в цифровой форме». В связи с этим публичным библиотекам запрещено выдавать экземпляры произведений во временное возмездное пользование без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения. Согласно новым дополнениям, Закон допускал возможность временного безвозмездного пользования оцифрованным экземпляром произведения читателями в помещении библиотеки. Следовательно, теперь библиотекам и архивам разрешается изготавливать экземпляр произведений в цифровой форме без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

В Закон была также введена новая норма, посвященная техническим средствам защиты авторского права и смежных прав, под которыми «признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав». Правонарушения в сфере незаконных действий с техническими средствами защиты авторского права и смежных прав были приравнены к нарушениям авторских и смежных прав. Закрепление данного положения было произведено в соответствии со ст. 11 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.

Среди способов защиты выделяется возмещение убытков (теперь без упущенной выгоды) либо выплата компенсации, размер которой увеличен в 10 раз и составляет от 10 тысяч рублей до 5 миллионов, или компенсация в размере двукратной стоимости экземпляров произведений, объектов смежных прав или прав на их использование. Компенсация возможна как за каждый случай неправомерного использования произведения или объекта смежных прав, так и за допущенные правонарушения в целом. Если ранее в сфере авторского права и смежных прав моральный вред подлежал компенсации в силу норм ГК РФ и только в случаях, «когда нарушены какие-либо неимущественные права», то по новой редакции авторы и исполнители вправе требовать подобную компенсацию и при нарушении их имущественных прав. В данном случае законодатель воспользовался возможностью, закрепленной в ч. 2 ст. 1099 ГК РФ. Также было предусмотрено право организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

Среди изменений введено и специальное авторское правомочие, а также аналогичные правомочия исполнителя и производителя фонограммы) – сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Данное право предназначено и для установления контроля правообладателя за использованием произведения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.

Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы, связанные с авторским правом содержатся также в уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации), административном (ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и процессуальном законодательстве.

В целом, в настоящее время IV часть Гражданского Кодекса РФ полностью соответствует международному законодательству об авторском праве, отвечает современным запросам в сфере законодательства, связанных с использованием произведений в цифровых сетях и продуктах мультимедиа.

Об авторском праве можно говорить в различных его значениях. Прежде всего авторское право есть часть (подотрасль) единого гражданского права и в этом смысле представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по использованию и защите авторских произведений (авторские правоотношения).

2.1. Понятие, признаки и виды объектов авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Определение литeратурноro и художественноro произведения дается в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., согласно ст. 2 которой литературные и художественные произведения охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения. Открытый перечень литературных и художественных произведений включает в себя книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди; драматические и музыкально­-драматические произведения; хореографические произведения и другие объекты. Вместе с тем в тексте конвенции не содержится определения произведения. В других ратифицированных Россией международных документах, посвященных авторским отношениям, также этого не делается. Определение произведения, а также конкретные случаи исключения из охраны авторским правом определенных объектов, обладающих признаками произведений, вырабатываются государствами самостоятельно на основании национального законодательства и судебной практики.

Российский законодатель при определении произведений науки, литературы, искусства устанавливает лишь примерный перечень их видов, а также их признаки. Так, к числу произведений согласно ст. 1259 ГК РФ относятся:

· литературные произведения;

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения.

Авторско-правовая охрана предоставляется произведениям, создаваемым в области науки, литературы и искусства.

Признаки произведений. Одним из наиболее актуальных вопросов авторского права является определение признаков (критериев охраноспособности) произведений науки, литературы и искусства. В литературе традиционно в качестве таких признаков называется признание произведения в качестве результата творческой деятельности, его формальная определенность и охрана независимо от достоинств и назначения, а также от способа выражения. Рассмотрим их более подробно.

1. Произведение является результатом творческой деятельности автора. Категория «творчество» на первый взгляд может показаться достаточно простой для понимания, но в то же время в полной мере отразить ее в рамках единого понятия очень сложно. Справедливым, наверное, поэтому будет рассматривать творчество как интеллектуальную деятельность человека, которая завершается производящим актом, в результате которого создаются новые (ранее неизвестные) и оригинальные результаты. При этом новизну произведения следует рассматривать в совокупности его оригинальных признаков, выражающихся в содержании, форме произведения, новых понятиях, определениях, идеях, образах, концепциях и т.п.

2. Охране подлежат произведения, которые выражены в той или иной объективной форме (объективированы во вне). Объективность формы следует связывать преимущественно с тем, что произведение способно восприниматься человеческими чувствами. Именно в этом смысле и надо толковать высказывания о форме произведения как «объективно воспринимаемого» результата труда и как «существующего самостоятельно от автора»

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. При этом необходимо учитывать, что в законодательстве содержится лишь примерный перечень форм выражения произведений. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей, в том числе проверка формальных критериев охраны в каком-либо государственном органе. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в Роспатенте. Несмотря на неразрывную связь произведения как объекта авторских прав с тем или иным материальным носителем, необходимо помнить, что произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью».

3. Произведения науки, литературы и искусства охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения.

При охране произведения не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть оно применено, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще затрачивать на эту об­ласть усилия. Не важно также мо­жет ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения.

В случае соответствия произведения всем исследованным критериям оно будет охраняться российским авторским правом, если определенным образом связано с гражданством Российской Федерации или территорией Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 1256 ГКРФ исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

· на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

· на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

· на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

2.2. Правовой режим специальных объектов авторского права

Производные и составные произведения. Кроме основных видов произведений науки, литературы и искусства в авторском законодательстве выделяется ряд объектов авторского права, в отношении которых устанавливаются специальные правила. В частности к объектам авторских прав относятся производные и составные произведения.

К производным относятся произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Это различного рода переводы, рефераты, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. произведения. Переводчику, а также автору иного производного произведения принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. Обязательным элементом в создании путем переработки нового произведения должен быть элемент творчества. Это правило закреплено в определении гражданской коллегии Верховного суда РСФСР по делу гр-на С. с издательством «Советская Энциклопедия», в котором было установлено, что «критерием закономерного использования чужого произведения должна быть творческая работа автора нового произведения»

Составные произведения – это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Авторско-правовая охрана программ для ЭВМ. В ст. 1225 ГК РФ программы для ЭВМ выделены из числа произведений науки, литературы и искусства и обозначены как самостоятельный вид результатов интеллектуальной деятельности. Во многом данный подход обусловлен специфичностью программ для ЭВМ как объекта, сочетание в нем признаков объекта патентно-правовой и авторско-правовой охраны. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Защита программ для ЭВМ осуществляется авторским правом, поскольку на современном этапе развития общественных отношений это наиболее эффективный способ. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

В отличие от большинства объектов авторских прав, программы для ЭВМ, а также базы данных, могут быть зарегистрированы правообладателем в течение срока действия исключительного права в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте).

Служебное произведение. Служебное произведение – это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Наличие трудовых обязанностей может подтверждаться служебными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, содержанием приказов и распоряжений по организации. Авторские права на служебное произведение принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Если же работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

Если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

В отношении отдельных произведений установлен более жесткий режим – при создании в порядке служебного задания энциклопедий, периодических сборников, сборников научных статей, иной периодики, исключительные права принадлежат издателю, что исключает право авторов на дополнительную оплату. Но они (авторы) не лишаются права придать произведению иную форму и издать произведение с сохранением исключительных прав.

Аудиовизуальные произведения. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, в том числе телевизионные программы, и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальные произведения являются сложными объектами интеллектуальной собственности, поскольку включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим одной из основных особенностей аудиовизуальных произведений как объектов авторского права является закрепление авторских прав на них сразу за несколькими субъектами. Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Многосубъектный состав в данной ситуации предполагает четкое распределение прав между авторами. Рассмотрим его.

При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Изготовитель аудиовизуального произведения, то есть лицо, организовавшее создание такого произведения (продюсер), приобретает право использования аудиовизуальных произведений на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в аудиовизуальное произведение, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право передается изготовителю или другим лицам либо переходит к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.

Авторско-правовая охрана п роектов официальных документов, символов и знаков. Одной из важных новелл четвертой части ГК РФ является включение в число охраняемых авторским правом произведений п роекты официальных документов, символов и знаков.

В соответствии со ст. 1261 ГК РФ право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию. При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.

Кроме вышеназванных мер защиты прав авторов официальных документов, символов и знаков, вводимых частью четвертой ГК РФ, сегодня уже можно говорить и о дополнительной защите прав авторов данных произведений. В частности О.А. Рузаковой совершенно справедливо указывается необходимость учитывать, «что во всех иных случаях, когда подобные произведения созда­ются вне рамок служебных функций, и автор по своей инициати­ве не предоставил его для официального использования, необхо­димо заключение договора с автором о выкупе всех имуществен­ных прав на такой объект».

Авторско-правовая охрана названий и персонажей произведений. Длительное время в советской и российской юридической литературе и правоприменительной практике рассматривалась возможность охранять авторским правом не только сами произведения, но и такие их части как название произведений и их персонажи.

Под частью произведения понимается «как механически выделенная из него часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа произведения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть, которая создана с помощью другого лица (адаптация главы из книги и т.п.)». Фридман В.Е. предлагает под частью произведения понимать «элемент внутренней или внешней формы произведения при условии, что такой элемент обладает оригинальностью и потенциальной возможностью использования независимо от произведения в целом. Частью произведения могут являться название, персонажи, иные элементы внутренней или внешней формы произведения. К охраняемым элементам им были отнесены художественная форма, включая систему образов и язык. Художественный образ всегда первоначально рождается в воображении автора, облекается им в слова, звуки или изобразительные объекты, а затем воссоздаются в воображении читателя, зрителя, слушателя. Образы являются охраняемыми, если представляют результат творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно, независимо от произведения частью которого они являются.

В соответствии с частью четвертой ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают другим признаком объекта авторского права.

. Законодатель поддержал концепцию отнесения персонажей к объектам авторского права, а в качестве критерия охраноспособности распространил общие условия авторско-правовой охраны. В то же время в части четвертой ГК РФ не раскрывается содержание категории «персонаж произведения». И здесь следует согласиться с В.Е. Фридман, что обязательной охране должны подлежать имя персонажа, его внешний вид (визуальное изображение) и иные индивидуальные характеристики.

Авторско-правовая охрана писем, дневников, личных заметок. Данные объекты не названы в законодательстве в качестве самостоятельных объектов авторско-правовой охраны, хотя таковыми являются по своей правовой сущности. Режим использования личных писем, заметок, дневниковпредполагает выполнение следующих требований.Во-первых, обнародование этих произведений может осуществляться только с согласия автора. Во-вторых, такие документы, как правило, носят частный характер, затрагивая персональные данные лица и сведения, составляющие тайну его личной и семейной жизни. Поэтому защита этих произведений осуществляется не только авторским правом, но и напрямую связана с обеспечением конституционного права граждан на охрану частной жизни. Подготовка к публикации или опубликование дневников, заметок и писем без разрешения авторов или его родственников является основанием для обращения в суд с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных материалов, а также о компенсации нанесенного морального вреда.

 

2.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

 

Одним из наиболее актуальных вопросов при характеристике произведений науки, литературы и искусства является определение объектов, на которые авторские права не распространяются.

В силу закона авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Кроме того, не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований.

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Фольклор определяется как коллективная творческая деятельность народа, воплощенная в произведениях художественной словесности, музыки, танца, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Данному объекту охрана не предоставляется, поскольку любое произведение народного творчества создается в результате творческой деятельности неопределенного числа лиц, каждое из которых вносит определенный вклад в окончательную форму произведения.

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Данная норма основана на положениях п. 8 ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, согласно которой «охрана не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.