Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Цены в механизме функционирования национальной экономики

МОДУЛЬ 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Система ценообразования

 

В рыночных условиях производственные отношения и хозяй­ственные связи между отраслями экономики и отдельными орга­низациями опосредованы товарно-денежными отношениями.

Система ценообразования включает систему цен и меха­низм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалент­ный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособ­ного спроса потребителей на нее (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1 Система ценообразования в период становления и развития рынка

 

Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязан­ных процессов формирования и изменения цен под воздей­ствием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов произ­водителей, потребителей, посредников, при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в меха­низме ценообразования выступает система цен и отдельные их виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республи­канские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Ценообразование в ст. 3 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» трактуется как процесс по установлению, регулиро­ванию цен (тарифов) и контролю за применением установленно­го законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляю­щими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Под ценой в соответствии с Законом понимается денежная оценка стоимости единицы товара, под тарифом денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

В трансформационной экономике существует система цен, которая сочетает в себе как элементы директивного ценообра­зования, так и рыночного саморегулирования. Многообразие цен связано с многосторонностью производственных отноше­ний, многофункциональным характером общественного про­изводства, иерархичностью экономики, сложной структурой рынка.

В экономической литературе в систему цен включают их классификацию по видам, разновидностям и типам установле­ния.

Сущность отдельных видов и типов цен раскрыта в «Поло­жении о порядке формирования и применения цен и тарифов» № 43 от 22 апреля 1999 г.

 

3.2 Структура механизма ценообразования

 

В механизме ценообразования выделяются механизмы государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными по требностями (рис. 3.2). Объект регулирования в этом механизме – фиксированные и предельные цены.

Рис. 3.2 Содержание процесса государственного планирования и прогнозирования цен

 

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций как планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители, водку); планирование поэтапного ввода свободных цен на конкретные товары с отменой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменения индексов цен на товары, тарифов на услуги). В республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования.

Регулирование ценообразования – воздействие на процессы
установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Контроль цен в период становления и развития рыночных отношений сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль (статистические расчеты индексов измене ния цен и доходов) и социальный контроль со стороны потребителей (рис. 3.3). Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

 

Рис. 3.3 Виды контроля цен

Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том. что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и вормирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров.

Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок (рис. 3.4). При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, обесценивание денег, инфляция.

 

Рис. 3.4 Содержание механизма рыночного ценообразования

 

Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены в свою очередь влияют на инфляцию, они могут ее сдерживать, но могут и ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции. Инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обшестве превышает возможности их материального обеспечения.

Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является либерализация цен. Однако она должна осуществляться при реализации таких условий, как демонополизация производства и создание конкурентной среды; разгосударствление и приватизация собственности; умеренно жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Валютный курс и цены | Принципы ценообразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.