КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-информационное обеспечение механизма ценообразования
Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. В республике создан национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (далее - центр). Цель его создания заключается в обеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическом уровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в республике сырья, материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, а также проведении аналитической работы в области ценообразования. Таблица 3.1 Содержание научно-информационного обеспечения ценообразования в Республике Беларусь
Постановлением Совета Министров Республики Бела русь № 852 от 12 июня 2000 г. предусмотрен ряд мер по научно-информационному обеспечению механизма ценообразования. Утверждена «Инструкция о порядке предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации о ценах на производимые в Республике Беларусь товары, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», а также на ввозимые из Российской Федерации товары». Более 460 организаций включены Министерством экономики Республики Беларусь в перечень и обязаны в пятидневный со дня утверждения отпускных цен срок информировать Министерство экономики об изменении цен на свою продукцию. Определен также перечень товаров иностранного производства (рыба, масло подсолнечное, чаи, кофе, какао, мука, овощи, фрукты, табачные изделия), по которым при ввозе их на территорию Республики Беларусь информация об уровне сформированных отпускных цен также сообщается в пятидневный срок с момента утверждения отпускных цен центру. Ежемесячно издается бюллетень «Цены и тарифы». Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться в центр за получением информации о ценах. Заинтересованным лицам на платной основе могут предо ставляться данные таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь по видам товаров о направлениях товаропотока, стоимости товара, количестве товара, странах проис хождения, которые не содержат конфиденциальной информации. Решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на производимые в Республике Беларусь товары, товары произ веденные из сырья, передаваемого нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров свободного обращения», а также на ввозимые из Российской Федерации товары хранятся в установленном порядке этими субъектами, но не менее трех лет с даты принятия соответствующего решения. Существует ряд форм государственной статистической четности о ценах, например форма цены (производителей) «Отчет о ценах производителей промышленной продукции». Всеми субъектами хозяйствования ежемесячно рассчитывают ся индексы изменения цен, которые не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляются в вышестоящую организацию либо в облисполкомы и Минский горисполком. Министерством статистики и анализа Республики Беларусь организуется наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказанные населению, и рассчитывается сводный индекс потребительских цен. Ведется информационная база данных «Конъюнктура цен на производимые в Республике Беларусь и импортируемые товары». Концепцией ценообразования в Республике Беларусь предусмотрено создание системы ценового мониторинга в целях отслеживания цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка, обеспечения прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка. Предусматривается создание Автоматизированной информационной системы по ценам на товары и услуги. 3.5 Функции цены
Посредством функций цены проявляются ее сущность, ее роль и место в регулировании воспроизводственного процесса. Наиболее распространенной в экономической литературе является точка зрения о том, что в условиях рыночной экономики цена обладает такими функциями как измерительная, учетная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная, сбалансированности спроса и предложения. Измерительная функция цены состоит в том, что она обслуживает процесс производства и реализации продукции, способствуя тем самым реализации экономических интересов всех участников процесса общественного воспроизводства, т.е. товаропроизводителя, посредника и потребителя. Посредством использования измерительной функции цены появляется возможность измерить или определить количество денег, которое покупатель согласен уплатить, а продавец получить за товар. Измерительная функция позволяет сравнивать между сбой цены различных товаров, определять, какой из них дороже или дешевле. Данная функция несет информацию о качестве продукции, ее потребительских свойствах, а в конечном счете о полезности потребительского блага, т.е. измерительная функция через соотношение цен позволяет судить о соотношении полезности разных товаров. Учетная функция цены вытекает из ее измерительной функции. С помощью учетной функции натурально-вещественнаяформа товаров преобразуется в стоимостную, получает денежную оценку. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются такие макро- и микроэкономические показатели, как валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий. Учетная функция цены несет в себе экономическую информацию и тем самым определяет поведение субъектов экономических отношений. Как носитель экономической информации цена является важнейшим инструментом анализа, прогнозирования и планирования различных показателей на макро- и микроэкономическом уровне. С помощью учетной функции цены эффективно работающие субъекты хозяйствования возмещают свои издержки производства и получают необходимую прибыль. Если затраты на производство продукции превышают ее отпускную цену, соответствующую общественно признаваемым затратам труда, то это свидетельствует об убыточности производства, что также связано с функционированием учетной функции цены. Поэтому с ее помощью в экономике осуществляется учет производства и реализации продукции, контроль понесенных затрат и получаемой прибыли. Реализация на практике учетной функции цены позволяет посредством использования ее экономически обоснованного уровня стимулировать производство продукции, улучшать ее качество, повышать эффективность хозяйствования. При выполнении регулирующей функции цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов и тем самым она уравновешивает спрос и предложение путем соединения их с платежеспособностью товаропроизводителя и потребителя. Характерно, что на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, уравновешивающая спрос и предложение и не порождающая стимулов для изменения размеров предложения и спроса и, соответственно, корректировки уровня цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия спроса и предложения. На рынках с разной степенью монополизации товаропроизводители и потребители могут непосредственно влиять на уровень и динамику цен. В частности, товаропроизводитель-монополист в случае перепроизводства может не снижать цену (как в условиях совершенной конкуренции), а изменить предложение товара при сохранении прежней цены. В случае повышенного спроса на ето продукцию он может не увеличивать предложение, а повысить цену. Тем самым цена все больше теряет стихийный характер действия, а ее уровень и соотношение с другими ценами начинают определяться элементами регулирования со стороны товаропроизводителя-монополиста, товаропроизводителя-потребителя или государства. Стимулирующая функция цены связана с тем, что в условиях рыночной экономики цена дает возможность альтернативного выбора принятия решения. Это ведет к усилению роли цены и, соответственно, повышению ее стимулирующей функции. В частности, товаропроизводитель может ориентироваться на выбор того или иного рынка, вид выпускаемой продукции, он может выбирать различное сочетание факторов производства. Реализация стимулирующей функции состоит в том, что ее уровень является стимулом к применению наиболее эффективных методов хозяйствования и максимально рационального использования ресурсов. Для стимулирования создания высокоэффективной продукции государство может снимать все ограничения по росту прибыли товаропроизводителя. В то же время государство может вводить жесткие ценовые ограничения на продукцию, являющуюся низкоприбыльной или убыточной в потенциально прогрессивных отраслях. Это делается с целью ускорения развития данных отраслей. Данная функция цены может реализовываться также посредством использования рыночного механизма. Стимулирующая функция цены реализуется путем повышенной (пониженной) нормы прибыли в цене продукции, различных надбавок (скидок) к цене, применения разных видов цен. Это приводит к тому, что предприятие может иметь различный уровень доходов и побуждает его к обновлению ассортимента выпускаемой продукции, расширению производства наиболее прибыльной продукции, поиску новых рынков сбыта. Посредством стимулирующей функции цены также поощряется потребление продукции, например, за счет снижения цены на единицу ее полезного эффекта. Перераспределительная функция цены обеспечивает распределение и перераспределение доходов. Посредством перераспределительной функции цены происходит перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями и секторами национальной экономики, регионами страны и социальными группами населения, т.е. осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий и населения. Перераспределение доходов реализуется через уровень цен, их структуру, соотношения цен продукции сельского хозяйства и промышленности, продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, а также систему розничных цен и тарифов. Такое перераспределение достигается через действие относительно высоких или низких цен с помощью включения или невключения в цену различных налогов, установления разных уровней цен на одну и ту же продукцию для различных категорий потребителей, например, для промышленности и населения, а также для субъектов хозяйствования разных форм собственности. Использование перераспределительной функции цены характерно как для командно-административной, так и рыночной экономики. Так, наличие монополистических структур порождает перераспределительное ценообразование, посредством которого происходит присвоение чужой прибыли. Это обусловлено стратегией максимилизации прибыли, а монополия обеспечивает возможности для ее реализации. Перераспределительное ценообразование существует в условиях олигополистической структуры рынка, когда товаропроизводители устанавливают относительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению на рынокдругих компаний. Функция сбалансированности спроса и предложения состоит в том, что только определенный уровень цены решает эту задачу. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена является стихийным регулятором процесса общественного воспроизводства. Результатом этого является стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, сокращение производства избыточной продукции и перемещение ресурсов для производства дефицитных товаров. Неизбежным следствием этого являются нерациональные затраты общественные труда. В условиях оптимального регулирования рыночной экономики может достигаться экономия общественного труда, а достижение сбалансированности спроса и предложения достигается не только путем использования ценового механизма, но и посредством денежно-кредитной, финансовой, налоговой политики. Тем не менее, именно через использование функции сбалансирования спроса и предложения осуществляется взаимосвязь между производством товара и его потреблением, и поэтому только на основании цены данного товара можно делать вывод о степени разбалансированности спроса и предложения. Данная функция цены проявляется в том, что при дефиците товаров они могут продаваться по более высокой цене. Это стимулирует товаропроизводителя на увеличение выпуска пользующейся спросом продукции до тех пор, пока не будет ликвидирована ее нехватка, и тем самым предложение сбалансируется со спросом. При избытке товаров они реализуются по более низким ценам, что является сигналом для производителя об уменьшении объемов производства до тех пор, пока не будет устранен избыток товаров, и их предложение опять сбалансируется со спросом. В случае сбалансированности спроса и предложения повышение цен на отдельные товары может происходить в случае повышения их качества или расширения ассортимента.
3.6. Основные ценообразующие факторы
Все многообразие ценообразующих факторов можно разделить на две большие группы: факторы, лежащие в сфере производства товара и факторы, находящиеся в сфере обращения и потребления товара (рис.3.5).
Рис. 3.5 Факторы изменения уровня цен К ценообразующим факторам в сфере производства, относятся те из них, которые воздействуют на величину затрат трудовых и материальных ресурсов по созданию продукции и в будущем признаются потребителем. Данное признание реализуется через согласие потребителя приобрести товар по той или иной цене. К основным ценообразующим факторам сферы производства можно отнести, во-первых, научно-технический прогресс, во-вторых, специализацию и концентрацию производства, проявляющиеся в уровне его обобществления, в-третьих, квалификацию работников и эффективностьорганиза-ции труда, в-четвертых, природные условия. Научно-технический прогресс как ценообразующий фактор сферы производства связан прежде всего с динамикой затрат на производство и реализацию продукции. Данный ценообразующий фактор носит двойственный, относительно противоречивыйхарактер. С одной стороны, научно-технический прогресс приводит к снижению затрат трудовых и материальных ресурсов на создаваемую продукцию. С другой постоянное обновление производства и создание новых видов продукции и повышение ее качества приводит к росту затрат на ее изготовление. В частности, улучшение качества товаров является элементом их удорожания, поскольку требует дополнительных затрат. К тому же динамика затрат по различным отраслям и группам товаров различна, а иногда разнонаправленна.Так, в отраслях, использующих высшие достижения научно-технического прогресса, затраты быстро снижаются, как, например, в радиоэлектронике. В тех же отраслях, где ассортимент продукции является относительноустойчивым, темпы снижения затрат невысокие. В ряде отраслей возможен даже рост затрат под воздействием ухудшения естественных условий производства, например, в добывающей промышленности. Особое значение имеет выполнение требования относительного удешевления товаров или снижения цены на единицу полезного эффекта продукции. Тем самым разрешается противоречие, состоящее втом, что, во-первых, научно-техническихпрогресс связан с появлением все более сложных машин, приборов, предметов потребления, во-вторых, производство продукции более высокого технического уровня и качества связано, как правило, с дополнительными затратами трудовых и материальных ресурсов и, соответственно, ростом цены физической единицы продукции. Все это разрешается через относительное удешевление продукции, определяющие экономические границы повышения ее потребительной стоимости, т.е. дополнительные затраты на повышение технического уровня и качества экономически оправданы в том случае, если полученный от этого полезный эффекту потребителя будет больше величины дополнительных затрат. Специализация и концентрация производства, связанные с углублением общественного разделения и кооперации труда создают дополнительную производительную силу, обеспечивают оптимальное сочетание современныхсистем машин, что приводит к экономии на общих условиях производства и тем самым способствует снижению затрат и, соответственно, создает предпосылки для удешевления продукции. В то же время для каждого данного этапа развития техники и технологии существует оптимальный уровень концентрации производства. Превышение этого уровня, например, связанное со строительством предприятий-гигантов, ведет к дополнительным затратам, которые могут намного превзойти экономию от увеличения мощности предприятия. Довольно часто причины удорожания кроются также в нерациональной специализации производства, изготовлении одних и тех же изделий на множестве мелких фирм в небольших количествах (например, инструмент, литье, поковки и штамповки). Квалификация работников и эффективность организации труда как ценообразующий фактор проявляются втом, что более квалифицированный работник в единицу времени создает больше продукции. Это должно, при прочих равных условиях, приводить к снижению затрат на единицу продукции. Однако необходимо учитывать, что с ростом квалификации рабочей силы растут затраты на ее воспроизводство, т.е. растет заработная плата. Поскольку вместе с ростом сложности труда увеличивается заработная плата, то не всегда данный фактор выступает в роли удешевляющего. Эффективность организации труда связана прежде всего с правильным управлением в процессе производства. Природные условия как ценообразующий фактор в динамике цен носят противоречивый характер. С одной стороны, вовлечение в производственный процесс новых богатых месторождений полезных ископаемых, лесных массивов, плодородных земель и водных источников ведет к повышению производительности труда и, соответственно, к снижению затрат на производство продукции. Этообусловленотем, что силы природы сами по себе являются бесплатными. С другой стороны, ухудшение естественныхусловий производства (исчерпание лучших запасов минерального сырья, вырубка лучших лесов, освоение менее плодородных участков земли), а также быстрый рост затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды ведут к росту издержек производства и, соответственно, вызывают повышательную динамику цен. Ценообразующие факторы сферы обращения и сферы потребления товара, как правило, не имеют прямого отношения к затратам трудовых и материальных ресурсов за исключением издержек, связанных с доведением товара до потребителя. Это обусловлено спецификой данных сфер, что вызывает к жизни такие ценообразующие факторы, как соотношение спроса и предложения, покупательная способность денег, требования к качеству продукции, рационализация структуры потребления. Соотношение спроса и предложения как ценообразующий фактор сферы обращения в наибольшей мере влияет на цены товаров народного потребления и платныхуслуг. Это проявляется не только в виде общего соотношения количества денег на руках у населения (включая сбережения прошлых лет) и массы товаров и платных услуг, но и в ассортиментном разрезе. Такое положение обусловлено тем, что постоянные изменения структуры потребностей населения и возможностей производства приводят к дефициту одних товаров и избытку других. С ростомдоходов населения разнообразие и изменчивостьспроса возрастает, что требуетболеечастогообновленияассортимента. На новыето-вары, подверженные сильному влиянию спроса, устанавливаются повышенные цены. По мере роста производства и изменения структуры потребностей спрос на данный товар падает, что вынуждаеттоваропро-изводителей снижать цены с целью расширения рамок спроса. Поэтому фактор спроса и предложения может порождать как повышательную, так и понижательную динамику цен. Покупательная способность денег сказывается на динамике цен через изменение реального стоимостного содержания денежной единицы. Если покупательная способность денег снижается при неизменном объеме производства, то при прочих равных условиях цены растут. Эта закономерность имеет свою специфику в условиях золотомонетного и бумажно-денежного обращения. Когда в роли денег выступали золотые и серебряные монеты, то изменение их собственной стоимости (всех затрат, связанныхс появлением в обращении золотых и серебряных монет) оказывало в конечном результате влияние на динамику цен. В частности, массовый ввоз в Европу из Америки в XVI в. значительно более дешевого золота и серебра привел к «революции цен», т.е. к повышению цен на товары в несколько раз, хотя затраты труда на их производство снижались. С вытеснением в XX в. золота из денежного обращения оно было заменено бумажными деньгами – знаками стоимости, не имеющими собственной стоимости. Это привело к усилению отрыва тенденций динамики цен от стоимости (затраттруда на производствотовара)под воздействием закона бумажно-денежного обращения. Согласно данному закону, реальная покупательная способностьденег определяется соотношением между количеством выпущенных бумажно-денежных единиц и количеством золотых монет, которые были бы необходимы для обслуживания оборота наличной товарной массы. Выпуск бумажных денег сверх этого предела приводитк переполнениюканаловденежного обращения и порождает инфляцию, выражающуюся в обесценении бумажно-денежной единицы и росте потребительских цен. Рационализация структуры потребления как ценообразующий фактор проявляется в сбережении материалов, сырья, топлива, энергии, снижении материалоемкости продукции, замене первичного сырья и энергоносителей вторичными, что обеспечивает в конечном счете снижение издержек потребления и позволяет удешевлять продукцию. Рационализация структуры личного потребления связана с удовлетворением потребностей более экономичными потребительскими товарами при абсолютно и относительно меньших затратах на их производство, что может являться удешевляющим фактором. Существуют другие подходы к выделению ценообразующих факторов. Вчастности, в некоторых учебных пособиях по ценообразованию все многообразие ценообразующих факторов подразделяют на три группы: базовые (неконъюнктурные), конъюнктурные, регулирующие. Базовыми (неконъюнктурными) факторами в условиях рынков разных типов являются различные затраты производственного и внепроизводственного характера. Изменение цен под влиянием этих факторов происходит в том же направлении, в каком движутся затраты на производство продукции. Конъюнктурные факторы ценообразования связаны с изменчивостью рынка и зависят от макроэкономических и политических условий, предпочтений потребителя. Регулирующие ценообразующие факторы определяются степенью вмешательства государства в экономику и проявляются более очевидно, чем активное вмешательство. Иногда ценообразующие факторы подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят особые свойства товара, способ производства, организационный и технический уровни производства, организованный и технический уровни производства, ориентацию на различных покупателей, жизненный цикл товара, организацию сервиса, имидж предприятия на рынке, рекламу, продвижение товара, а внешними ценообразующими факторами выступают политическая и экономическая ситуация в стране, обеспеченность основными ресурсами, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства.
3.7. Классификация видов цен
В настоящее время существуют различные классификации видов цен. Это обусловлено спецификой функционирования цен, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Но несмотря на большое многообразие цен, тем не менее их можно классифицировать по ряду экономических признаков, по различным видам и подвидам. Классификация цен в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики или от характера оборота. По такому признаку цены делятся на оптовые, закупочные, розничные, сметную стоимость (цены строительства), тарифы на услуги, внешнеторговые (мировые) цены. Оптовые цены – это цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом, не прибегая при этом к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями и отраслями путем продажи из оптовой сферы торговым розничным предприятиям (но не физическим лицам), которые совершают покупки относительно мелкими партиями. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как правило, путем безналичных расчетов. Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены. От закупочных цен следует отличать цены государственных закупок. Цены государственных закупок – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельекохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Включение того или иного вида продукции в государственные закупки связано с ее повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, зерна, хлопка и др.). Посредством цен государственных закупок решаются прежде всего общенациональные задачи. Вследствие этого государства предоставляют продавцам определенные льготы. В частности, с целью устранения негативных последствий инфляции применяется так называемое демпфирование или сглаживание. Эффект сглаживания достигается как прямой государственной поддержкой (льготными кредитами, обеспечением материально-техническими ресурсами и др.), так и непосредственным взаимодействием сельскохозяйственных товаропроизводителей с различными подсистемами хозяйственного механизма (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, ценовой и др.). Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется налично-денежная форма расчетов. Сметная стоимость строительства (цены строительства) – это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных фондов (основного капитала). При этом цены на строительную продукцию классифицируются по трем видам: • сметная стоимость – это предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта. Для определения сметной стоимости строительства применяются базисно-компенсационный, ресурсный и ресурсно-индексный методы. Первый метод предусматривает использование имеющихся сметных норм, а сметная стоимость строительства формируется на основе фактических затрат и полностью может быть определена только после завершения строительства. Согласно второму методу, определение стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации строительного проекта. Калькулирование себестоимости ведется на основе потребности в материалах, изделиях и конструкциях, данных о расстоянии и способах их доставки на строительную площадку, времени эксплуатации строительных машин и их состава, расхода энергоносителей на технологические цели, затрат труда рабочих (в стоимостном выражении). Третий метод представляет собой сочетание ресурсного метода с системой индексов на различные ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые и др.). Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой и представляют собой отношение цен продукции, работ и ресурсов в текущем периоде к базисному уровню цен; • прейскурантная цена – это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой, за 1 м2 полезной площади, за 1 м2 малярных работ); • договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками. Тарифы на услуги – это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. Поскольку у покупателя в момент приобретения услуги отсутствует возможность иметь полное представление о ее качестве, то он судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. В зависимости от сферы обслуживания различают оптовые тарифы (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные тарифы на услуги для населения. Внешнеторговые (мировые) цены – это цены, по которым осуществляются экспортно-импортные сделки. Выделяют, во-первых, экспортные цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке посредством выбора цены-ориентира, приведением этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, условий транспортировки, страхования, хранения, валюты платежа), включения экспортной пошлины, перевода в валюту страны-экспортера по курсу банка на дату заключения сделки и, во-вторых, импортные цены – это цены, по которым закупаются товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на основе таможенной стоимости (цены) импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, косвенных налогов и расходов на реализацию данного товара внутри страны. Классификация цен в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с классификацией цен по данному критерию можно выделить рыночные (свободные), регулируемые и фиксированные цепы. Рыночные (свободные) цены – это цены, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения (конъюнктуры). Эти цены являются свободными, поскольку они освобождены от прямого ценового вмешательства государства. В то же время данный вид цен не свободен от действия других экономических инструментов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Прежде всего это связано с налогами, которые могут начисляться на прибыль. В частности, прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным повышение цен для продавца. Тем не менее эти цены являются свободными, поскольку в данном случае отсутствует прямое ограничение на них со стороны государства. Как известно, степень государственного вмешательства в экономику является обратно пропорциональной масштабам свободного ценообразования. Регулируемые цены – это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства. В этом случае изменение цен допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государственными органами ценообразования. В условиях рыночной экономики эти цены являются достаточно распространенными и устанавливаются на товары и услуги, которые традиционно являются объектом повышенного государственного контроля (основные виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения). При этом основное речулирующее воздействие со стороны государства на цены может проявляться в следующих формах: • установление верхнего абсолютного уровня цены (наиболее жесткий метод в условиях рыночных отношений), реализуемого путем определения базовой (исходной) цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста; • ограничение роста цены путем регламентирования нормы прибыли по отношению к определенной базе (себестоимости, заработной плате, стоимости основного капитала и др.); • установление ограничений на получение посредниками соответствуюшего вознаграждения (прибыли или комиссионных); • установление нижнего предела цены. Первые три формы государственного воздействия на цены связаны с ограничением их роста с целью сдерживания инфляции, в то время как четвертая форма применяется прежде всего в фискальных целях. Это связано с тем, что невозможность снижения цены позволяет если не увеличить, то хотя бы оставить неизменными отчисления в бюджет. Данная форма, или рычаг государственного воздействия, широко используется в отношении товаров с большей долей косвенных налогов (прежде всего акцизов), являющихся важной статьей доходов бю;гжета. Установление нижнего предела цены на новую технику используется также для стимулирования научно-техническою прогресса, а для монополий введение нижнего предела цены лишает их возможности использовать снижение цен для ослабления немонополизированных предприятий – производителей аналогичной продукции. К государственным методам регулирования цен относятся также предварительное уведомление продавцом покупателя об изменении цены, декларирование цеп продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др. Фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавливаемые государе вте иным и органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования. Они являются ценами так называемого однозначного уровня, когда продавец не имеет права отклоняться от этого уровня в какую-либо сторону. Такой уровень цен больше характерен для командно-административной, а не рыночной экономики. Классификация цен в зависимости от стадий ценообразования или стадий движений товара отражает взаимосвязь между ценами, складывающуюся в ходе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Характерной особенностью данного движения является то, что цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены последующей стадии. На практике формирование конечной (розничной) цены начинается с установления цен в добывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. Оптовые (отпускные) цены изготовителя формируются на стадии производства товара, они носят промежуточный характер и должны компенсировать производителю затраты на создание и реализацию продукции. Кроме того, товаропроизводитель должен получить такую величину прибыли, которая обеспечивала бы ему постоянное возоб-новление процесса производства (в худшем случае простое воспроизводство, а в лучшем – расширенное). Поскольку норма прибыли формируется на рынке и может быть окончательно определена после реализации товара, то перед началом его производства отсутствует гарантия полной компенсации издержек и получения необходимой прибыли. Поэтому конечный экономический результат деятельности фирмы может быть как прибыльным, так и убыточным. Кроме оптовой (отпускной) цены изготовителя выделяют также оптовую (отпускную) цену оптового звена. Реализация продукции по этой цене происходит в том случае, когда товаропроизводитель не может самостоятельно продать свой товар, поэтому прибегает к услугам оптового предприятия или посредника. Отпускная цена включает в себя помимо оптовой цены предприятия-изготовителя также оптовую торговую надбавку и в ряде случаев налог на добавленную стоимость, а также акциз. Фактически отпускная цена оптового звена дает информацию о цене, по которой поступает товар на рынок, поэтому она характеризует не только условия производства товара, но и его обращения, прежде всего оптовую торговлю. Разновидностью оптовой (отпускной) цены изготовителя является трансфертная (внутрихозяйственная) цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании или фирмы. Трансфертные цены, как правило, не сориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, поскольку они должны решать внутренниеучетно-распределительныепроблемы в соответствии с общей политикой фирмы. В отдельных случаях трансфертные цены количественно могут совпадать с конечной ценой изготовителя. Применение трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. В частности, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемыедочерними предприятиями, компания может существенно повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими фирмами. Понижение цены довольно часто применяется для уменьшения таможенных пошлин, хотя это противоречит положениям таможенного законодательства. Розничные цены являются конечными ценами и формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых (отпускных) цен они включают в себя торговые надбавки, которые фактически являются ценой розничной торговли. Розничные цены, включающие в свою структуру экономически обоснованную величину торговой надбавки, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли. Классификация цен с учетом базисных условий. Формирование цен по базисным условиям связано с отражением в цене и характером распределения расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и па ее таможенное оформление (в случае пересечения товарами государственной границы) между продавцом и покупателем. Поэтому под базисными условиями понимаются условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование товаров и на их таможенное оформление. В мировой практике эти условия (правила) применяются на основе специального документа «Инкотермс 2000». Считается, что чем меньше расходов берет на себя продавец, тем цена является структурно менее полной, и наоборот. В то же время структурно более полные цены используются при поставках, во-первых, специальной продукции, качество которой зависит как от качества транспортировки, так и от качества монтажа у потребителя, во-вторых, специальной продукции с использованием специального транспорта (нефть в трубопроводах и газ в газопроводах), в-третьих, любых видов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка того или иного товара. Несмотря на наличие специального документа «Инкотермс 2000», во многих странах СНГ при внутригосударственных поставках используют традиционные принципы формирования цен по базисным условиям с учетом расходов по транспортировке продукции. В данном случае порядок возмещения ценой (включения в цену) транспортных расходов объясняется термином франко (до), показывающим до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Включение в цену различных транспортных расходов означает установление для потребителей в различных зонах страны разных цен и тем самым реализует географический принцип ценообразования. Обычно используются две группы франко, соответствующие различным условиям поставки. Первая группа включает цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции, ко второй группе относятся цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции. Для первой группы характерными являются следующие виды Франко: • франко-склад поставщика (предприятия-изготовители) При данном виде цен нее расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя несет покупатель, и погощу расходы по доставке продукции в цену не включаются; • франко-станция (порт, пристань) отправления. В данном случае поставщик продукции включаете цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Эти расходу можно относить на себестоимость продукции. Остальные транспорт тные расходы по доставке продукции к месту назначения покупатель оплачиваетсамостоятельно, и они выделяются в цену в качестве самостоятельных элементов в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указывают отдельной строкой); • франко-mpaнспортное средство (вагон, баржа) – станция отправления. При учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продук ции в транспортное средство. Применительно второй группы франко используются его следующие виды: • франко-транспортное средство – станция назначения. При таком виде франко в отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования; • франко-станция назначения. В данном случае в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукциидо станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства; • франко-склад покупателя (потребителя). В отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой продукции до потребителя. Использование того или иного вида франко-цен обусловлено особенностями продукции, связанными с ее реализацией. В частности, при поставках внутри города применяются цены франко-склад предприятия-изготовителя. На сложнотехническую продукцию устанавливаются. как правило, цены франко-склад поставщика или франко-станции отправления. Многие виды машин и оборудования приобретаются покупателем непосредственно на предприятий-изготовителей оплачиваются по ценам франко-склад поставщика. Цены франко-станция назначения обычно устанавливаются на те виды продукции, которые широко применяются в отраслях экономики в качестве сырья, материалов, топлива. В данном случае поставщик выбирает ту пли иную станцию в качестве базисного пункта и устанавливает одну цену для всех близко расположенных потребителей. В эти цены включаются усредненные транспортные расходы по доставке продукции, сложившиеся в предшествующем периоде. Если в контракте цены были определены на условиях франко-станция назначения, а покупатель вывез продукцию самостоятельно, то предприятие-изготовитель должно возместить ему 50 % фактически понесенных транспортных расходов. Если предприятие-изготовительиспытываетзатруднения со сбытом своей продукции или заинтересовано в поддержании долговременных хозяйственных связей с определенными покупателями, то они чаще всего применяют цены франко-склад покупателя. В то же время включение значительной части расходов в цену может вести к их значительному завышению, поскольку в существующих экономических условиях пропорциональноувеличиваются размеры включаемых в цены косвенных налогов и неналоговых платежей. Классификация цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации. По форме организации торговли выделяют цены прямых контрактов, биржевые цены, цены аукционов, цены торгов. Цены прямых контрактов подразделяются на цены продавцов, цены покупателей, контрактные цены (цены фактических сделок). Цены продавца – это цены, по которым продавец предлагает свою продукцию, т.е. это желаемые продавцом цены. Цены покупателя – это цены, которые объявляет покупатель на заинтересовавшую его продукцию, т.е. это желаемые покупателем цены. Контрактные цены или цены фактической сделки – это цены, по которым достигается фактическаядоговоренность между продавцом и покупателем. Данные Цены закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка (спроса и предложения) цены контрактов могут тяготеть к ценам как продавца, так и покупателя. Контрактные цены фиксируются в специальных коммерческихдоку-ментах (контрактах и счетах) и отражают реальные условия торговой сделки, т.е. количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия и валюту платежа, гарантии и др. Условия сделки согласовываются между реальными продавцами и покупателями, а контрактные цены при этом являются индикатором состояния того или иного сегмента рынка товаров и услуг. В то же время эти цены затрудняют получение объективной информации, поскольку они, как правило, составляют коммерческую тайну. Данные цены также значительно дцфференцированы в зависимости от специфики реальных сделок, что также затрудняет проведение объективного анализа. Поэтому механизм формирования контрактных цен включает в себя твердые, с послелеющей фиксацией и подвижные (скользящие) цены. Твердая цена – это цена, которая устанавливается при подписании контракта и не подлежит изменению в течение его действия, а также не зависит от сроков поставки партии товара. Такие цены применяются, как правило, в сделках, предусматривающих немедленную поставку в короткий срок. При этом значительное влияние на применение данных цен оказывает стабильность конъюнктуры рынка. Цена с последующей фиксацией – это цена, которая зафиксирована при заключении контракта и впоследствии может быть скорректи-рована в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на моментего фактической поставки. В этом случае изменение происходит на основе информации о текущих ценах, действующих на данный момент времени. В контракте обычно оговаривается так называемая величина «зоны нечувствительности», т.е. такое отклонение рыночной цены от зафиксированной в контракте, при котором не требуется ее пересматривать. Величина такой «зоны» находится обычно в пределах 2–3 % от указанной в контракте цены. Такие цены могут применяться в ходе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например, фиксирование цены перед поставкой каждой партии товаров и перед началом каждого календарного года. Скользящая цена – это цена, определяемая на момент фактического исполнения контракта путем пересмотрадоговорной базисной цены, т.е. первоначально эта цена определяется в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка о ее пересмотре в период исполнения контракта при изменении согласованныхэлементов цены или параметров конъюнктуры рынка. Подвижные цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку продукции и при неустойчивости конъюнктуры рынка этой продукции. В данном случае учитывается изменение издержек на производство товара за время действия контракта. Специфической особенностью скользящих цен является то, что обычно они устанавливаются на продукцию с длительным оком изготовления. В этом случае при заключении контракта оговаривается не только величина базисной цены, но и ее отдельные элементы; также согласовывается метод пересчета скользящей цен. При этом заранее оговаривается величина «зоны нечувствительности», а также предельная величина допустимого изменения базисной договорной цены, которая называется лимитом скольжения цены. Цена может быть скользящей не в течение всего срока действия контракта, а лишь на какой-либо определенный период контрактного срока или на время поставки определенного товара. Биржевые цены – это цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций. Считается, что биржевые цены несут наиболее объективную ценовую информацию о том или ином товаре. Это обусловлено особенностями биржевого товарного рынка, на котором присутствуют прежде всего массовые стандартные товары, имеется много продавцов и покупателей, а сделки совершаются регулярно. Фактически биржевой рынок – это рынок, основанный на конкуренции и не требующий вмешательства государства. Аукционные цены – это цены, отражающие процесс продажи товара на аукционе. В классическом понимании аукцион представляетсобой рынок продавца, основные аукционные товары являются нестандартными и спрос на них обычно превышает предложение. Вследствие этого для аукциона характерна повышательная динамика цен, а в ходе его проведения различают, во-первых, стартовую цену, по которой объявляется начало торгов, во-вторых, цену аукционного шага, или промежуточную цену, которая превышает стартовую и объявляется покупателем, в-третьих, цену фактической продажи, превышающую стартовую на сумму цен аукционных шагов. Аукционные цены несут участникам рынка информацию о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены, которой может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Стартовая цена несет информацию о затратах на производство товара и его качестве, соотношении сил продавцов и покупателей, а также технике проведения торгов. В частности, чем чаще проводятся аукционные торги, тем меньше различия между стартовой ценой и фактической ценой реализации на аукционе. Это объясняется незначительными изменениями затрат на производство товара и конъюнктуры рынка во времени. Фактическая реализация товара на аукционе обычно проводится по максимальной цене, предложенной покупателем. Цены торгов – это цены при специализированной форме торгов-ли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. В данном случае превалирует рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). На данном рынке общая динамика цен является понижательной, поскольку при прочих равных условиях покупатель предпочитает относительно более дешевое предложение и, соответственно, более низкую цену. Цеы торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства. Это обусловлено тем, что значительная часть заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государственными органами. Торги в отличие от аукционов являются более закрытыми и ограниченными, а ценовая информация с них поступает нерегулярно. По характеру ценовой информации можно выделитьсправочные, публикуемые и расчетные цены. Справочные цены – это цены, которые информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителями или продавцами. Справочные цены обычно публикуются под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или информация о них поступает к торговым партнерам по состоявшимся ранее сделкам купли-продажи другим путем. В свою очередь по форме предоставления информации справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений. Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) – это цены, которые публикуются в специальных изданиях фирмами-пропзводп гелями стандартной, массовой продукции с кратким описанием основных технико-экономических параметров изделий. Цены предложений устанавливаются производителями на специальную, заказанную потребителем продукцию без согласования с ним. Тем не менее при формировании уровня этих цен учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. Иногда цены предложений могут определяться на онове цен конкурентов, а также с учетом полезного эф- фекта. получаемого потребителем при приобретении нового изделии место старого. Поэтому при определении цен предложений важнейшее начение имеют условия потребления новой продукции, поскольку одни и те же потребительские свойства нового изделия могут по-разному оцениваться покупателями. При этом информация о ценах предложений может предоставляться производителями но запросам потребителей. В случае недостатка информации об абсолютных уровнях цен и для повышения качества ценового анализа могут применяться средние и удельные цены, а также индексы цен. Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям. В качестве удельных цен чаще всего используются ценовые показатели на единицу основного потребительского параметра или единицу полезного эффекта. Индексы цен представляют собой показатели динамики цен за определенный период. Справочные цены отражают, как правило, интересы товаропроизводителя (продавца), носят ориентировочный характер и поэтому могут существенно отклоняться от цен фактическихсделок. Поэтому для поставшиков справочные цены являются базой при определении цен предложений, а для потребителей – ориентиром при согласовании цепы сделки. Поэтому вполне закономерно, что разница между справочными ценами и ценами фактическихсделок составляетдо 30 % в зависимости от особенностей контракта и конъюнктуры рынка. В настоящее время справочные цены публикуются в широких источниках различными объединениями товаропроизводителей, информационными агентствами и бюро, консультационными и брокерскими фирмами, информацию о них можно получить без каких-либо затруднений. Публикуемые цены с позиций носителя ценовой информации достаточно близки к справочным ценам и помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут быть общедоступными. Эти цены обычно отражают мировой уровень и динамику цен, применяемых наиболее известными и влиятельными компаниями-поставщиками конкретного вида продукции. К публикуемым ценам относятся, во-первых, биржевые котировки, являющиеся ценами товаров, выступающими предметом биржевой торговли, во-вторых, цены ауккционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированныхв определенный момент времени, в-третьих, цены фактических внутренних сделок и средние цены экспортно-импортных сделок за определенный период времени, в-четвертых, цены предложений крупных торговых компаний и других предприятий продавцов. Расчетные цены – это цены, которые применяются или оговариваются при составлении контрактов. Это могут быть контракты на поставку продукции, основывающиеся на использовании публикуемых цен или когда применение последних является недостаточным с позиций обоснованности контракта. Это происходит довольно часто тогда, когда речь идет о заключении контракта на поставку нестандартного и специального оборудования, а также выполнения уникального индивидуального заказа. В данном случае исходная цена, позволяющая вести переговоры о заключении контракта, определяется расчетным путем.
3.8. Структура и элементы цены
Структура представляет собой определенные соотношения элементов цены в процентах или долях. В общем виде цена состоит из трех составляющих: издержки (себестоимость) производства и обращения; налоги, сборы, отчисления; прибыль (производителя, посредников, розничного продавца). При централизованном ценообразовании структура цены формировалась на основе затратного метода, а при рыночном ценообразовании – в основном под воздействием спроса и предложения. Структура цен как по основным их составляющим (себестоимость, прибыль, налоги), так и по составу этих составляющих, особенно себестоимости, может различаться по отдельным товарным группам и товарам. Это определяется рыночной конъюнктурой и спецификой производимой продукции. Поскольку рынок через соотношение спроса и предложения определяет уровень цены, то, следовательно (при относительно стабильной себестоимости), он воздействует на размер прибыли и налогов. При этом основным по значимости элементом в составе цены товара для предприятий является его себестоимость, т.е. выражение в денежной форме затрат на производство и реализацию продукции. В условиях рыночной экономике структура розничной цены выглядит следующим образом (рис 3.6). Рис. 3.6 Структура свободно-розничной цены
Свободно-розничные цены формируются по более простой схеме в зависимости от конъюнктуры рынка, потребительских свойств товара, места производства и реализации продукции, размера косвенных налогов, допустимых оптовых и торговых (розничных) надбавок. Если же рассматривать поэлементно структуру конечной или розничной цены по стадиям движения она будет выглядеть следующим образом: Оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя = Издержки (себестоимость) продукции + Прибыль + Различные надбавки к цене (если они есть) + Налог на добавленную стоимость (НДС). По этой цене покупатели продукции рассчитывают предприятиями-изготовителями. Если же товары поставляются в розничную сеть через посредников (снабженческо-сбытовая или оптовые организации), то оптовая (отпускная) цена предприятия-оптовика будет иметь следующий вид: Оптовая (отпускная) цена предприятия-оптовика = Отпускная цена предприятия-изготовителя + Оптовая надбавка (издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации) + Прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации +НДС на оптовую надбавку + Акциз (в случае его оплаты оптовым звеном). По этой цене розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей. Конечная или розничная цена, по которой товары реализуются населению, имеет следующий вид: Розничная цена = Оптовая (отпускная) цена оптового предприятия + Розничная надбавка (издержки розничной торговли) + Прибыль розничной торговли + НДС на торговую надбавку + Акциз (если его не перечислило оптовое предприятие) + Налог на продажу (если он включен в розничную цену). Как видно, цена любого товара или услуги состоит из ряда обособленных элементов. Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов. Себестоимость представляет собой плановые или нормативные затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему положению она включает ряд налогов и отчислений в различные фонды. Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут быть налог на добавленную стоимость, акциз, различные спецналоги, отчисления во внебюджетные фонды. В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую затраты и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию. Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовителя и надбавки (наценки) в пользу оптовой организации. Розничная цена – это цена конечного потребления товара. По розничной цене торговые предприятия продают товар населению. Розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку и по некоторым товарам налог на продажу. Оптовая и розничная торговые надбавки (наценки) представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, содержат издержки оптовых и торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги предусмотрены законодательством государства. Сумма торговой надбавки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров продавцов и покупателей размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентахк отпускной, а торговую скидку – к розничной цене. В рамках системы государственного регулирования цен во избежание их завышения торговые надбавки ограничиваются государственными органами управления. Местным Советам депутатов дано право вводить на своей территории налоги на продажу пива, винноводочных и табачных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сборы за услуги гостиниц, ресторанов и некоторые другие. Такие налоги представляют собой дополнительную надбавку к розничной цене товара (налог на продажу). В свою очередь, состав отпускной цены товара, используемой в расчетах между экономическими агентами с учетом системы налогообложения, может иметь следующий вид (рис.3.7). Рис. 3.7 Поэлементный состав цены (возможный)
Цена конечной реализации включает также издержки обращения, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Поэтому географический фактор играет значительную роль в образовании структуры цены. В зависимости от этого экономического признака различают: • цену в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В данном случае покупательопла-чиваетвее фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения; • единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства продукции, и фактические транспортные расходы с данном случае значительно превышают средние; • зональные цены. При этом методе определения цен выделяются несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, распложенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены неодинаковы, поскольку они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности от зоны цена возрастает; • цены на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем добавления к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара. В качестве самостоятельного элемента отпускной цены выступают отчисления в целевые бюджетные фонды местных Советов депутатов для возмещения расходов по содержанию ведомственного жилого фонда. Их ставки в процентах различаются по административно-территориальным образованиям.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит сущность механизма ценообразования? 2. Что понимается под системой цен? 3. Какие факторы определяют уровень цен? 4. Каковы признаки классификации цен? 5. В чем различие между фиксированными и предельными ценами? 6. Как взаимосвязаны уровень цен и инфляция? 7. Какие принципы ценообразования вы знаете? 8. Что представляют собой функции цен? 9. Какие ценообразующие факторы находятся в сфере производства продукции? 10. Что представляют собой факторы сферы обращения и потребления товара? 11. Как влияет соотношение спроса и предложения на уровень цен? 12. По каким признакам классифицируются цены? Какие бывают цены в зависимости от степени государственного регулирования экономики и уровня конкуренции? Из каких элементов состоит розничная цена? Как различаются цены в зависимости от географического признака?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |