Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-информационное обеспечение механизма ценообразования

 

Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. В республике создан национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (далее - центр). Цель его создания заключается в обеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическом уровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в республике сырья, материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, а также проведении аналитической работы в области ценообразования.

Таблица 3.1

Содержание научно-информационного обеспечения ценообразования

в Республике Беларусь

Научно-информационное обеспечение ценообразования: - создание Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен; - определение перечня товаропроизводителей для представления в Центр информации о ценах; - определение перечня импортных товаров для представления в Центр информации об уровне отпускных цен; - издание ежемесячного бюллетеня «Цены и тарифы»; - установление сроков хранения всех калькуляций регулируемых цен субъектами хозяйствования на бумажных носителях; - ежемесячный расчет и представление вышестоящей организации ин­дексов изменения цен; - ведение государственной статистической отчетности о ценах; - создание автоматизированной информационной системы (АИС) по це­нам ни товары и услуги.

 

Постановлением Совета Министров Республики Бела русь № 852 от 12 июня 2000 г. предусмотрен ряд мер по научно-информационному обеспечению механизма ценообразования.

Утверждена «Инструкция о порядке предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации о ценах на производимые в Республике Беларусь товары, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», а также на ввозимые из Российской Федерации товары».

Более 460 организаций включены Министерством экономики Республики Беларусь в перечень и обязаны в пятидневный со дня утверждения отпускных цен срок информировать Министерство экономики об изменении цен на свою продукцию.

Определен также перечень товаров иностранного производства (рыба, масло подсолнечное, чаи, кофе, какао, мука, овощи, фрукты, табачные изделия), по которым при ввозе их на территорию Республики Беларусь информация об уровне сформированных отпускных цен также сообщается в пятидневный срок с момента утверждения отпускных цен центру.

Ежемесячно издается бюллетень «Цены и тарифы». Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться в центр за получением информации о ценах.

Заинтересованным лицам на платной основе могут предо ставляться данные таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь по видам товаров о направлениях товаропотока, стоимости товара, количестве товара, странах проис хождения, которые не содержат конфиденциальной информации.

Решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на производимые в Республике Беларусь товары, товары произ веденные из сырья, передаваемого нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров свободного обращения», а также на ввозимые из Российской Федерации товары хранятся в установленном порядке этими субъектами, но не менее трех лет с даты принятия соответствующего решения.

Существует ряд форм государственной статистической четности о ценах, например форма цены (производителей) «Отчет о ценах производителей промышленной продукции».

Всеми субъектами хозяйствования ежемесячно рассчитывают ся индексы изменения цен, которые не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляются в вышестоящую организацию либо в облисполкомы и Минский горисполком.

Министерством статистики и анализа Республики Беларусь организуется наблюдение за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказанные населению, и рассчитывается сводный индекс потребительских цен.

Ведется информационная база данных «Конъюнктура цен на производимые в Республике Беларусь и импортируемые товары».

Концепцией ценообразования в Республике Беларусь предусмотрено создание системы ценового мониторинга в целях отслеживания цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка, обеспечения прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка. Предусматривается создание Автоматизированной информационной системы по ценам на товары и услуги.

3.5 Функции цены

 

Посредством функций цены проявляются ее сущность, ее роль и место в регулировании воспро­изводственного процесса. Наиболее рас­пространенной в экономической литературе является точка зрения о том, что в условиях рыночной экономики цена обладает такими функция­ми как измерительная, учетная, регулирующая, стимулирующая, пере­распределительная, сбалансированности спроса и предложения.

Измерительная функция цены состоит в том, что она обслуживает процесс производства и реализации продукции, способствуя тем самым реализации экономических интересов всех участников процесса об­щественного воспроизводства, т.е. товаропроизводителя, посредника и потребителя. Посредством использования измерительной функции це­ны появляется возможность измерить или определить количество денег, которое покупатель согласен уплатить, а продавец получить за товар. Измерительная функция позволяет сравнивать между сбой цены различных товаров, определять, какой из них дороже или дешевле. Дан­ная функция несет информацию о качестве продукции, ее потреби­тельских свойствах, а в конечном счете о полезности потребительского блага, т.е. измерительная функция через соотношение цен позволяет судить о соотношении полезности разных товаров.

Учетная функция цены вытекает из ее измерительной функции. С помощью учетной функции натурально-вещественнаяформа товаров преобразуется в стоимостную, получает денежную оценку. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются такие макро- и микроэкономи­ческие показатели, как валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реали­зованной продукции отдельных отраслей, предприятий. Учетная функция цены несет в себе экономическую информацию и тем самым определяет поведение субъектов экономических отношений. Как носи­тель экономической информации цена является важнейшим инстру­ментом анализа, прогнозирования и планирования различных показа­телей на макро- и микроэкономическом уровне. С помощью учетной функции цены эффективно работающие субъекты хозяйствования возмещают свои издержки производства и получают необходимую прибыль. Если затраты на производство про­дукции превышают ее отпускную цену, соответствующую общественно признаваемым затратам труда, то это свидетельствует об убыточности производства, что также связано с функционированием учетной фун­кции цены. Поэтому с ее помощью в экономике осуществляется учет производства и реализации продукции, контроль понесенных затрат и получаемой прибыли. Реализация на практике учетной функции цены позволяет посредством использования ее экономически обоснованного уровня стимулировать производство продукции, улучшать ее качество, повышать эффективность хозяйствования.

При выполнении регулирующей функции цена выступает как ин­струмент регулирования экономических процессов и тем самым она уравновешивает спрос и предложение путем соединения их с платежес­пособностью товаропроизводителя и потребителя. Характерно, что на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, уравно­вешивающая спрос и предложение и не порождающая стимулов для из­менения размеров предложения и спроса и, соответственно, корректи­ровки уровня цены) устанавливается в результате стихийного взаимо­действия спроса и предложения.

На рынках с разной степенью монополизации товаропроизводители и потребители могут непосредственно влиять на уровень и динамику цен. В частности, товаропроизводитель-монополист в случае перепро­изводства может не снижать цену (как в условиях совершенной конку­ренции), а изменить предложение товара при сохранении прежней це­ны. В случае повышенного спроса на ето продукцию он может не увели­чивать предложение, а повысить цену. Тем самым цена все больше те­ряет стихийный характер действия, а ее уровень и соотношение с други­ми ценами начинают определяться элементами регулирования со сто­роны товаропроизводителя-монополиста, товаропроизводителя-потребителя или государства.

Стимулирующая функция цены связана с тем, что в условиях ры­ночной экономики цена дает возможность альтернативного выбора при­нятия решения. Это ведет к усилению роли цены и, соответственно, по­вышению ее стимулирующей функции. В частности, товаропроизводи­тель может ориентироваться на выбор того или иного рынка, вид выпускаемой продукции, он может выбирать различное сочетание факторов производства. Реализация стимулирующей функции состоит в том, что ее уровень является стимулом к применению наиболее эффективных методов хозяйствования и максимально рационального использования ресурсов. Для стимулирования создания высокоэффективной продукции государство может снимать все ограничения по росту прибыли товаропроизводителя. В то же время государство может вводить жесткие ценовые ограничения на продукцию, являющуюся низкоприбыльной или убыточной в потенциально про­грессивных отраслях. Это делается с целью ускорения развития данных отраслей. Данная функция цены может реализовываться также посред­ством использования рыночного механизма.

Стимулирующая функция цены реализуется путем повышенной (пониженной) нормы прибыли в цене продукции, различных надбавок (скидок) к цене, применения разных видов цен. Это приводит к тому, что предприятие может иметь различный уровень доходов и побуждает его к обновлению ассор­тимента выпускаемой продукции, расширению производства наиболее прибыльной продукции, поиску новых рынков сбыта. Посредством сти­мулирующей функции цены также поощряется потребление продукции, например, за счет снижения цены на единицу ее полезного эффекта.

Перераспределительная функция цены обеспечивает распределе­ние и перераспределение доходов. Посредством перераспределитель­ной функции цены происходит перераспределение вновь созданной сто­имости между отраслями и секторами национальной экономики, регио­нами страны и социальными группами населения, т.е. осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий и населения. Перераспределение доходов реализуется через уровень цен, их структуру, соот­ношения цен продукции сельского хозяйства и промышленности, продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, а также систему роз­ничных цен и тарифов. Такое перераспределение достигается через действие относительно высоких или низких цен с помощью включения или невключения в цену различных налогов, установления разных уровней цен на одну и ту же продукцию для различных категорий потребителей, например, для про­мышленности и населения, а также для субъектов хозяйствования раз­ных форм собственности. Использование перераспределительной фун­кции цены характерно как для командно-административной, так и ры­ночной экономики. Так, наличие монополистических структур порож­дает перераспределительное ценообразование, посредством которого происходит присвоение чужой прибыли. Это обусловлено стратегией максимилизации прибыли, а монополия обеспечивает возможности для ее реализации. Перераспределительное ценообразование существует в условиях олигополистической структуры рынка, когда товаропроизво­дители устанавливают относительно низкие цены, чтобы препятство­вать проникновению на рынокдругих компаний.

Функция сбалансированности спроса и предложения состоит в том, что только определенный уровень цены решает эту задачу. В усло­виях классического (нерегулируемого) рынка цена является стихийным регулятором процесса общественного воспроизводства. Результатом этого является стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, сокращение производства избыточной продукции и перемещение ре­сурсов для производства дефицитных товаров. Неизбежным следстви­ем этого являются нерациональные затраты общественные труда. В условиях оптимального регулирования рыночной экономики мо­жет достигаться экономия общественного труда, а достижение сбалан­сированности спроса и предложения достигается не только путем ис­пользования ценового механизма, но и посредством денежно-кредит­ной, финансовой, налоговой политики. Тем не менее, именно через использование функции сбалансирования спроса и предложения осу­ществляется взаимосвязь между производством товара и его потреблением, и поэтому только на основании цены данного товара можно де­лать вывод о степени разбалансированности спроса и предложения. Данная функция цены проявляется в том, что при дефиците товаров они могут продаваться по более высокой цене. Это стимулирует това­ропроизводителя на увеличение выпуска пользующейся спросом продукции до тех пор, пока не будет ликвидирована ее нехватка, и тем са­мым предложение сбалансируется со спросом. При избытке товаров они реализуются по более низким ценам, что является сигналом для производителя об уменьшении объемов производства до тех пор, пока не будет устранен избыток товаров, и их предложение опять сбаланси­руется со спросом. В случае сбалансированности спроса и предложения повышение цен на отдельные товары может происходить в случае по­вышения их качества или расширения ассортимента.

 

3.6. Основные ценообразующие факторы

 

Все многообразие ценообразующих факторов можно разделить на две большие группы: факторы, лежащие в сфере производства товара и фак­торы, находящиеся в сфере обращения и потребления товара (рис.3.5).

 

 

Рис. 3.5 Факторы изменения уровня цен

К ценообразующим факторам в сфере производства, относятся те из них, которые воздействуют на величину затрат трудовых и материальных ресурсов по созданию продукции и в будущем призна­ются потребителем. Данное признание реализуется через согласие пот­ребителя приобрести товар по той или иной цене. К основным ценооб­разующим факторам сферы производства можно отнести, во-пер­вых, научно-технический прогресс, во-вторых, специализацию и кон­центрацию производства, проявляющиеся в уровне его обобществле­ния, в-третьих, квалификацию работников и эффективностьорганиза-ции труда, в-четвертых, природные условия.

Научно-технический прогресс как ценообразующий фактор сфе­ры производства связан прежде всего с динамикой затрат на производ­ство и реализацию продукции. Данный ценообразующий фактор носит двойственный, относительно противоречивыйхарактер. С одной сторо­ны, научно-технический прогресс приводит к снижению затрат трудо­вых и материальных ресурсов на создаваемую продукцию. С другой постоянное обновление производства и создание новых видов продук­ции и повышение ее качества приводит к росту затрат на ее изготовле­ние. В частности, улучшение качества товаров является элементом их удорожания, поскольку требует дополнительных затрат. К тому же ди­намика затрат по различным отраслям и группам товаров различна, а иногда разнонаправленна.Так, в отраслях, использующих высшие дос­тижения научно-технического прогресса, затраты быстро снижаются, как, например, в радиоэлектронике. В тех же отраслях, где ассортимент продукции является относительноустойчивым, темпы снижения затрат невысокие. В ряде отраслей возможен даже рост затрат под воздействи­ем ухудшения естественных условий производства, например, в добы­вающей промышленности.

Особое значение имеет выполнение требования относительного удешевления товаров или снижения цены на единицу полезного эффекта продукции. Тем самым разрешается противоречие, состоя­щее втом, что, во-первых, научно-техническихпрогресс связан с появ­лением все более сложных машин, приборов, предметов потребления, во-вторых, производство продукции более высокого технического уровня и качества связано, как правило, с дополнительными затратами трудовых и материальных ресурсов и, соответственно, ростом цены фи­зической единицы продукции. Все это разрешается через относитель­ное удешевление продукции, определяющие экономические границы повышения ее потребительной стоимости, т.е. дополнительные затра­ты на повышение технического уровня и качества экономически оправ­даны в том случае, если полученный от этого полезный эффекту потре­бителя будет больше величины дополнительных затрат.

Специализация и концентрация производства, связанные с уг­лублением общественного разделения и кооперации труда создают до­полнительную производительную силу, обеспечивают оптимальное со­четание современныхсистем машин, что приводит к экономии на общих условиях производства и тем самым способствует снижению затрат и, соответственно, создает предпосылки для удешевления продукции. В то же время для каждого данного этапа развития техники и технологии су­ществует оптимальный уровень концентрации производства. Превы­шение этого уровня, например, связанное со строительством предпри­ятий-гигантов, ведет к дополнительным затратам, которые могут нам­ного превзойти экономию от увеличения мощности предприятия. До­вольно часто причины удорожания кроются также в нерациональной специализации производства, изготовлении одних и тех же изделий на множестве мелких фирм в небольших количествах (например, инстру­мент, литье, поковки и штамповки).

Квалификация работников и эффективность организации труда как ценообразующий фактор проявляются втом, что более ква­лифицированный работник в единицу времени создает больше продук­ции. Это должно, при прочих равных условиях, приводить к снижению затрат на единицу продукции. Однако необходимо учитывать, что с рос­том квалификации рабочей силы растут затраты на ее воспроизводство, т.е. растет заработная плата. Поскольку вместе с ростом сложности тру­да увеличивается заработная плата, то не всегда данный фактор выступа­ет в роли удешевляющего. Эффективность организации труда связана прежде всего с правильным управлением в процессе производства.

Природные условия как ценообразующий фактор в динамике цен носят противоречивый характер. С одной стороны, вовлечение в про­изводственный процесс новых богатых месторождений полезных иско­паемых, лесных массивов, плодородных земель и водных источников ведет к повышению производительности труда и, соответственно, к снижению затрат на производство продукции. Этообусловленотем, что силы природы сами по себе являются бесплатными. С другой стороны, ухудшение естественныхусловий производства (исчерпание лучших за­пасов минерального сырья, вырубка лучших лесов, освоение менее плодородных участков земли), а также быстрый рост затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды ве­дут к росту издержек производства и, соответственно, вызывают повы­шательную динамику цен.

Ценообразующие факторы сферы обращения и сферы потреб­ления товара, как правило, не имеют прямого отношения к затратам трудовых и материальных ресурсов за исключением издержек, связан­ных с доведением товара до потребителя. Это обусловлено спецификой данных сфер, что вызывает к жизни такие ценообразующие факторы, как соотношение спроса и предложения, покупательная способность денег, требования к качеству продукции, рационализация структуры потребления.

Соотношение спроса и предложения как ценообразующий фак­тор сферы обращения в наибольшей мере влияет на цены товаров на­родного потребления и платныхуслуг. Это проявляется не только в виде общего соотношения количества денег на руках у населения (включая сбережения прошлых лет) и массы товаров и платных услуг, но и в ассортиментном разрезе. Такое положение обусловлено тем, что посто­янные изменения структуры потребностей населения и возможностей производства приводят к дефициту одних товаров и избытку других. С ростомдоходов населения разнообразие и изменчивостьспроса возрас­тает, что требуетболеечастогообновленияассортимента. На новыето-вары, подверженные сильному влиянию спроса, устанавливаются по­вышенные цены. По мере роста производства и изменения структуры потребностей спрос на данный товар падает, что вынуждаеттоваропро-изводителей снижать цены с целью расширения рамок спроса. Поэтому фактор спроса и предложения может порождать как повышательную, так и понижательную динамику цен.

Покупательная способность денег сказывается на динамике цен через изменение реального стоимостного содержания денежной едини­цы. Если покупательная способность денег снижается при неизменном объеме производства, то при прочих равных условиях цены растут. Эта закономерность имеет свою специфику в условиях золотомонетного и бумажно-денежного обращения. Когда в роли денег выступали золотые и серебряные монеты, то изменение их собственной стоимости (всех затрат, связанныхс появлени­ем в обращении золотых и серебряных монет) оказывало в конечном результате влияние на динамику цен. В частности, массовый ввоз в Ев­ропу из Америки в XVI в. значительно более дешевого золота и серебра привел к «революции цен», т.е. к повышению цен на товары в несколь­ко раз, хотя затраты труда на их производство снижались. С вытеснением в XX в. золота из денежного обращения оно было за­менено бумажными деньгами – знаками стоимости, не имеющими собственной стоимости. Это привело к усилению отрыва тенденций ди­намики цен от стоимости (затраттруда на производствотовара)под воз­действием закона бумажно-денежного обращения. Согласно данному закону, реальная покупательная способностьденег определяется соот­ношением между количеством выпущенных бумажно-денежных еди­ниц и количеством золотых монет, которые были бы необходимы для обслуживания оборота наличной товарной массы. Выпуск бумажных денег сверх этого предела приводитк переполнениюканаловденежного обращения и порождает инфляцию, выражающуюся в обесценении бу­мажно-денежной единицы и росте потребительских цен.

Рационализация структуры потребления как ценообразующий фактор проявляется в сбережении материалов, сырья, топлива, энер­гии, снижении материалоемкости продукции, замене первичного сырья и энергоносителей вторичными, что обеспечивает в конечном счете снижение издержек потребления и позволяет удешевлять продукцию. Рационализация структуры личного потребления связана с удовлетво­рением потребностей более экономичными потребительскими товара­ми при абсолютно и относительно меньших затратах на их производ­ство, что может являться удешевляющим фактором.

Существуют другие подходы к выделению ценообразующих факторов. Вчастности, в некоторых учебных пособиях по ценообразованию все мно­гообразие ценообразующих факторов подразделяют на три группы: базо­вые (неконъюнктурные), конъюнктурные, регулирующие. Базовыми (неконъюнктурными) факторами в условиях рынков разных типов являются различные затраты производственного и внепроизводственного характера. Изменение цен под влиянием этих факторов происходит в том же направлении, в каком движутся затраты на производство продукции. Конъюнктурные факторы ценообразования связаны с изменчивостью рынка и зависят от макроэкономических и политических условий, пред­почтений потребителя. Регулирующие ценообразующие факторы определяются степенью вмешательства государства в экономику и про­являются более очевидно, чем активное вмешательство.

Иногда ценообразующие факторы подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят особые свойства товара, способ про­изводства, организационный и технический уровни производства, орга­низованный и технический уровни производства, ориентацию на раз­личных покупателей, жизненный цикл товара, организацию сервиса, имидж предприятия на рынке, рекламу, продвижение товара, а внеш­ними ценообразующими факторами выступают политическая и эконо­мическая ситуация в стране, обеспеченность основными ресурсами, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового за­конодательства, внешнеэкономическая политика государства.

 

3.7. Классификация видов цен

 

В настоящее время существуют различные классификации видов цен. Это обусловлено спецификой функционирования цен, находящих­ся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Но несмотря на большое многообразие цен, тем не менее их можно классифицировать по ряду экономических признаков, по различным видам и подвидам.

Классификация цен в зависимости от сферы обслуживания на­циональной экономики или от характера оборота.

По такому при­знаку цены делятся на оптовые, закупочные, розничные, сметную стои­мость (цены строительства), тарифы на услуги, внешнеторговые (ми­ровые) цены.

Оптовые цены – это цены, по которым промышленные предприя­тия или их посредники реализуют свою продукцию оптом, не прибегая при этом к услугам торговых розничных органи­заций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятия­ми и отраслями путем продажи из оптовой сферы торговым розничным предприятиям (но не физическим лицам), которые совершают покупки относительно мелкими партиями. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как пра­вило, путем безналичных расчетов.

Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная про­дукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены.

От закупочных цен следует отличать цены государственных закупок. Цены государственных закупок – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельекохозяйственной) для формирования централизованных государ­ственных фондов. Включение того или иного вида продукции в государ­ственные закупки связано с ее повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, зер­на, хлопка и др.). Посредством цен государственных закупок решаются прежде всего общенациональные задачи. Вследствие этого государства предоставляют продавцам определенные льготы. В частности, с целью устранения негативных последствий инфляции применяется так назы­ваемое демпфирование или сглаживание. Эффект сглаживания дости­гается как прямой государственной поддержкой (льготными кредитами, обеспечением материально-техническими ресурсами и др.), так и непосредственным взаимодействием сельскохозяйственных товаропро­изводителей с различными подсистемами хозяйственного механизма (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, ценовой и др.).

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются ко­нечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются в основном продукцией потребительского назначе­ния. При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется налично-денежная форма расчетов.

Сметная стоимость строительства (цены строительства) – это цены строительства новых, расширения, реконструкции и техни­ческого перевооружения действующих производственных и непроиз­водственных основных фондов (основного капитала). При этом цены на строительную продукцию классифицируются по трем видам:

сметная стоимость – это предельный размер затрат на строи­тельство каждого отдельного объекта. Для определения сметной стои­мости строительства применяются базисно-компенсационный, ресур­сный и ресурсно-индексный методы. Первый метод предусматривает использование имеющихся сметных норм, а сметная стоимость строительства формируется на основе фактических затрат и полностью мо­жет быть определена только после завершения строительства. Соглас­но второму методу, определение стоимости строительства представля­ет собой калькулирование в текущих ценах и тари­фах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации строительного проекта. Калькулирование себестоимости ведется на основе потребности в материалах, изделиях и конструкциях, данных о расстоя­нии и способах их доставки на строительную площадку, времени эксплуатации строительных машин и их состава, расхода энергоносите­лей на технологические цели, затрат труда рабочих (в стоимостном вы­ражении). Третий метод представляет собой сочетание ресурсного ме­тода с системой индексов на различные ресурсы (материальные, техни­ческие, энергетические, трудовые и др.). Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой и представляют собой отношение цен продук­ции, работ и ресурсов в текущем периоде к базисному уровню цен;

прейскурантная цена – это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой, за 1 м2 полезной площади, за 1 м2 малярных работ);

договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Тарифы на услуги – это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. Поскольку у покупателя в момент приобретения услуги отсутствует возможность иметь полное представление о ее качестве, то он судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. В зависи­мости от сферы обслуживания различают оптовые тарифы (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные тарифы на услуги для населения.

Внешнеторговые (мировые) цены – это цены, по которым осу­ществляются экспортно-импортные сделки. Выделяют, во-первых, экспортные цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (ус­луги) на мировом рынке посредством выбора цены-ориентира, приве­дением этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, ус­ловий транспортировки, страхования, хранения, валюты платежа), включения экспортной пошлины, перевода в валюту страны-эк­спортера по курсу банка на дату заключения сделки и, во-вторых, импортные цены – это цены, по которым закупаются то­вары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на основе таможенной стоимости (цены) импортного това­ра с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, косвен­ных налогов и расходов на реализацию данного товара внутри страны.

Классификация цен в зависимости от степени государствен­ного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с класси­фикацией цен по данному критерию можно выделить рыночные (сво­бодные), регулируемые и фиксированные цепы.

Рыночные (свободные) цены – это цены, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения (конъюнктуры). Эти це­ны являются свободными, поскольку они освобождены от прямого це­нового вмешательства государства. В то же время данный вид цен не свободен от действия других экономических инструментов, не затраги­вающих непосредственно уровень и структуру цен. Прежде всего это связано с налогами, которые могут начисляться на прибыль. В частнос­ти, прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным по­вышение цен для продавца. Тем не менее эти цены являются свободны­ми, поскольку в данном случае отсутствует прямое ограничение на них со стороны государства. Как известно, степень государственного вме­шательства в экономику является обратно пропорциональной масшта­бам свободного ценообразования.

Регулируемые цены – это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства. В этом случае изменение цен допус­кается в определенных пределах и по определенной методике, устанавли­ваемой государственными органами ценообразования. В условиях рыноч­ной экономики эти цены являются достаточно распространенными и уста­навливаются на товары и услуги, которые традиционно являются объек­том повышенного государственного контроля (основные виды сырья, топ­лива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социаль­ного значения). При этом основное речулирующее воздействие со стороны государства на цены может проявляться в следующих формах:

• установление верхнего абсолютного уровня цены (наиболее жес­ткий метод в условиях рыночных отношений), реализуемого путем оп­ределения базовой (исходной) цены и предельных ценовых коэффици­ентов ее роста;

• ограничение роста цены путем регламентирования нормы прибы­ли по отношению к определенной базе (себестоимости, заработной плате, стоимости основного капитала и др.);

• установление ограничений на получение посредниками соответствуюшего вознаграждения (прибыли или комиссионных);

• установление нижнего предела цены.

Первые три формы государственного воздей­ствия на цены связаны с ограничением их роста с целью сдерживания инфляции, в то время как четвертая форма применяется прежде всего в фискальных целях. Это связано с тем, что невозможность снижения це­ны позволяет если не увеличить, то хотя бы оставить неизменными от­числения в бюджет. Данная форма, или рычаг государственного воздей­ствия, широко используется в отношении товаров с большей долей кос­венных налогов (прежде всего акцизов), являющихся важной статьей доходов бю;гжета. Установление нижнего предела цены на новую техни­ку используется также для стимулирования научно-техническою про­гресса, а для монополий введение нижнего предела цены лишает их воз­можности использовать снижение цен для ослабления немонополизированных предприятий – производителей аналогичной продукции. К государственным методам регулирования цен относятся также предва­рительное уведомление продавцом покупателя об изменении цены, декларирование цеп продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.

Фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавлива­емые государе вте иным и органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования. Они являются ценами так называе­мого однозначного уровня, когда продавец не имеет права отклоняться от этого уровня в какую-либо сторону. Такой уровень цен больше ха­рактерен для командно-административной, а не рыночной экономики.

Классификация цен в зависимости от стадий ценообразова­ния или стадий движений товара отражает взаимосвязь между це­нами, складывающуюся в ходе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Характерной особенностью данного движе­ния является то, что цена на каждой предыдущей стадии является сос­тавным элементом цены последующей стадии. На практике формиро­вание конечной (розничной) цены начинается с установления цен в до­бывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Оптовые (отпускные) цены изготовителя формируются на ста­дии производства товара, они носят промежуточный характер и должны компенсировать производителю затраты на создание и реализацию продукции. Кроме того, товаропроизводитель должен получить такую величину прибыли, которая обеспечивала бы ему постоянное возоб-новление процесса производства (в худшем случае простое воспроиз­водство, а в лучшем – расширенное). Поскольку норма прибыли фор­мируется на рынке и может быть окончательно определена после реа­лизации товара, то перед началом его производства отсутствует гаран­тия полной компенсации издержек и получения необходимой прибыли. Поэтому конечный экономический результат деятельности фирмы мо­жет быть как прибыльным, так и убыточным.

Кроме оптовой (отпускной) цены изготовителя выделяют также оп­товую (отпускную) цену оптового звена. Реализация продукции по этой цене происходит в том случае, когда товаропроизводитель не мо­жет самостоятельно продать свой товар, поэтому прибегает к услугам оптового предприятия или посредника. Отпускная цена включает в се­бя помимо оптовой цены предприятия-изготовителя также оптовую торговую надбавку и в ряде случаев налог на добавленную стоимость, а также акциз. Фактически отпускная цена оптового звена дает информа­цию о цене, по которой поступает товар на рынок, поэтому она характе­ризует не только условия производства товара, но и его обращения, прежде всего оптовую торговлю.

Разновидностью оптовой (отпускной) цены изготовителя является трансфертная (внутрихозяйственная) цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании или фирмы. Трансфертные цены, как правило, не со­риентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, поскольку они должны решать внутренниеучетно-распределительныепроблемы в со­ответствии с общей политикой фирмы. В отдельных случаях трансфер­тные цены количественно могут совпадать с конечной ценой изготови­теля. Применение трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. В частности, путем заниже­ния цен на сырье и материалы, поставляемыедочерними предприятия­ми, компания может существенно повысить свою конкурентоспособ­ность по сравнению с другими фирмами. Понижение цены довольно часто применяется для уменьшения таможенных пошлин, хотя это про­тиворечит положениям таможенного законодательства.

Розничные цены являются конечными ценами и формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых (отпускных) цен они включают в себя торговые надбавки, которые фактически являются це­ной розничной торговли. Розничные цены, включающие в свою структуру экономически обоснованную величину торговой надбавки, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Классификация цен с учетом базисных условий. Формирование цен по базисным условиям связано с отражением в цене и характером распределения расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и па ее таможенное оформление (в случае пере­сечения товарами государственной границы) между продавцом и поку­пателем. Поэтому под базисными условиями понимаются условия от­ражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование товаров и на их таможенное оформление. В мировой пра­ктике эти условия (правила) применяются на основе специального до­кумента «Инкотермс 2000». Считается, что чем меньше расходов берет на себя продавец, тем цена является структурно менее полной, и наобо­рот. В то же время структурно более полные цены используются при поставках, во-первых, специальной продукции, качество которой зави­сит как от качества транспортировки, так и от качества монтажа у пот­ребителя, во-вторых, специальной продукции с использованием специ­ального транспорта (нефть в трубопроводах и газ в газопроводах), в-третьих, любых видов продукции, когда продавец ведет политику за­воевания рынка того или иного товара.

Несмотря на наличие специального документа «Инкотермс 2000», во многих странах СНГ при внутригосударственных поставках исполь­зуют традиционные принципы формирования цен по базисным условиям с учетом расходов по транспортировке продукции. В данном случае порядок возмещения ценой (включения в цену) транспортных расходов объясняется термином франко (до), по­казывающим до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Включение в цену различных транспортных расходов означает установление для потребителей в различных зонах страны разных цен и тем самым реализует географический принцип це­нообразования.

Обычно используются две группы франко, соответствующие раз­личным условиям поставки. Первая группа включает цены, тяготею­щие к местам производства или отправки продукции, ко второй группе относятся цены, тяготеющие к местам потребления или доставки про­дукции. Для первой группы характерными являются следующие виды Франко:

• франко-склад поставщика (предприятия-изготовители) При данном виде цен нее расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя несет покупатель, и погощу расходы по доставке продукции в цену не включаются;

• франко-станция (порт, пристань) отправления. В данном случае поставщик продукции включаете цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Эти расходу можно относить на себестоимость продукции. Остальные транспорт тные расходы по доставке продукции к месту назначения покупатель оплачиваетсамостоятельно, и они выделяются в цену в качестве самосто­ятельных элементов в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указывают отдельной строкой);

• франко-mpaнспортное средство (вагон, баржа) – станция отправления. При учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продук ции в транспортное средство.

Применительно второй группы франко используются его следующие виды:

• франко-транспортное средство – станция назначения. При таком виде франко в отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования;

• франко-станция назначения. В данном случае в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукциидо станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства;

• франко-склад покупателя (потребителя). В отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой продукции до потребителя.

Использование того или иного вида франко-цен обусловлено особенностями продукции, связанными с ее реализацией. В частности, при поставках внутри города применяются цены франко-склад предприятия-изготовителя. На сложнотехническую продукцию устанавливаются. как правило, цены франко-склад поставщика или франко-станции отправления. Многие виды машин и оборудования приобретаются покупателем непосредственно на предприятий-изготовителей оплачиваются по ценам франко-склад поставщика.

Цены франко-станция назначения обычно устанавливаются на те виды продукции, которые широко применяются в отраслях экономики в качестве сырья, материалов, топлива. В данном случае поставщик выбирает ту пли иную станцию в качестве базисного пункта и устанавли­вает одну цену для всех близко расположенных потребителей. В эти це­ны включаются усредненные транспортные расходы по доставке про­дукции, сложившиеся в предшествующем периоде. Если в контракте цены были определены на условиях франко-станция назначения, а покупатель вывез продукцию самостоятельно, то предприятие-изготовитель должно возместить ему 50 % фактически понесенных транспортных расходов.

Если предприятие-изготовительиспытываетзатруднения со сбытом своей продукции или заинтересовано в поддержании долговременных хозяйственных связей с определенными покупателями, то они чаще всего применяют цены франко-склад покупателя. В то же время вклю­чение значительной части расходов в цену может вести к их значитель­ному завышению, поскольку в существующих экономических условиях пропорциональноувеличиваются размеры включаемых в цены косвен­ных налогов и неналоговых платежей.

Классификация цен по форме организации торговли и харак­теру ценовой информации. По форме организации торговли выделя­ют цены прямых контрактов, биржевые цены, цены аукционов, цены торгов. Цены прямых контрактов подразделяются на цены продав­цов, цены покупателей, контрактные цены (цены фактических сделок).

Цены продавца – это цены, по которым продавец предлагает свою продукцию, т.е. это желаемые продавцом цены.

Цены покупателя – это цены, которые объявляет покупатель на заинтересовавшую его продукцию, т.е. это желаемые покупателем цены.

Контрактные цены или цены фактической сделки – это цены, по которым достигается фактическаядоговоренность между продавцом и покупателем. Данные Цены закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка (спроса и предложения) цены контрактов могут тяготеть к ценам как продавца, так и покупателя.

Контрактные цены фиксируются в специальных коммерческихдоку-ментах (контрактах и счетах) и отражают реальные условия торговой сделки, т.е. количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия и валюту платежа, гарантии и др. Условия сделки согласовыва­ются между реальными продавцами и покупателями, а контрактные цены при этом являются индикатором состояния того или иного сегмента рынка товаров и услуг. В то же время эти цены затрудняют получение объективной информации, поскольку они, как правило, составляют коммерческую тайну. Данные цены также значительно дцфференцированы в зависимости от специфики реальных сделок, что так­же затрудняет проведение объективного анализа. Поэтому механизм формирования контрактных цен включает в себя твердые, с послелеющей фиксацией и подвижные (скользящие) цены.

Твердая цена – это цена, которая устанавливается при подписа­нии контракта и не подлежит изменению в течение его действия, а так­же не зависит от сроков поставки партии товара. Такие цены применяются, как правило, в сделках, предусматривающих немедленную пос­тавку в короткий срок. При этом значительное влияние на применение данных цен оказывает стабильность конъюнктуры рынка.

Цена с последующей фиксацией – это цена, которая зафиксиро­вана при заключении контракта и впоследствии может быть скорректи-рована в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на моментего фактической поставки. В этом случае изменение происходит на основе информации о текущих ценах, действующих на данный момент времени. В контракте обычно оговаривается так называемая величина «зоны нечувствительности», т.е. такое отклонение рыночной цены от зафиксированной в контракте, при котором не требуется ее пересматривать. Величина такой «зоны» находится обычно в пределах 2–3 % от указанной в контракте цены. Такие цены могут применяться в ходе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например, фиксирование цены перед поставкой каждой пар­тии товаров и перед началом каждого календарного года.

Скользящая цена – это цена, определяемая на момент фактичес­кого исполнения контракта путем пересмотрадоговорной базисной це­ны, т.е. первоначально эта цена определяется в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка о ее пересмотре в период ис­полнения контракта при изменении согласованныхэлементов цены или параметров конъюнктуры рынка. Подвижные цены применяются в ос­новном в долгосрочных контрактах на поставку продукции и при неус­тойчивости конъюнктуры рынка этой продукции. В данном случае учи­тывается изменение издержек на производство товара за время дей­ствия контракта. Специфической особенностью скользящих цен явля­ется то, что обычно они устанавливаются на продукцию с длительным оком изготовления. В этом случае при заключении контракта оговаривается не только величина базисной цены, но и ее отдельные элементы; также согласовывается метод пересчета скользящей цен. При этом заранее оговаривается величина «зоны нечувствительности», а также предельная величина допустимого изменения базисной договор­ной цены, которая называется лимитом скольжения цены. Цена может быть скользящей не в течение всего срока действия контракта, а лишь на какой-либо определенный период контрактного срока или на время поставки определенного товара.

Биржевые цены – это цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций. Считает­ся, что биржевые цены несут наиболее объективную ценовую информацию о том или ином товаре. Это обусловлено особенностями бирже­вого товарного рынка, на котором присутствуют прежде всего массо­вые стандартные товары, имеется много продавцов и покупателей, а сделки совершаются регулярно. Фактически биржевой рынок – это рынок, основанный на конкуренции и не требующий вмешательства государства.

Аукционные цены – это цены, отражающие процесс продажи то­вара на аукционе. В классическом понимании аукцион представляетсо­бой рынок продавца, основные аукционные товары являются нестан­дартными и спрос на них обычно превышает предложение. Вследствие этого для аукциона характерна повышательная динамика цен, а в ходе его проведения различают, во-первых, стартовую цену, по которой объявляется начало торгов, во-вторых, цену аукционного шага, или промежуточную цену, которая превышает стартовую и объявляется по­купателем, в-третьих, цену фактической продажи, превышающую стартовую на сумму цен аукционных шагов. Аукционные цены несут участникам рынка информацию о возможностях покупки или продажи товара на аукционе.

Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены, которой может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Стартовая цена несет информацию о затратах на производство товара и его качестве, соотношении сил продавцов и покупателей, а также технике проведения торгов. В частности, чем ча­ще проводятся аукционные торги, тем меньше различия между старто­вой ценой и фактической ценой реализации на аукционе. Это объясня­ется незначительными изменениями затрат на производство товара и конъюнктуры рынка во времени. Фактическая реализация товара на аукционе обычно проводится по максимальной цене, предложенной покупателем.

Цены торгов – это цены при специализированной форме торгов-ли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. В данном случае превалирует рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). На данном рынке общая динамика цен является понижательной, поскольку при прочих равных условиях покупатель предпочитает относительно более дешевое предложение и, соответственно, более низкую цену. Цеы торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства. Это обусловлено тем, что значительная часть заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государственными органами. Торги в отличие от аукционов являются более закрытыми и ограниченными, а ценовая информация с них поступает нерегулярно.

По характеру ценовой информации можно выделитьсправочные, публикуемые и расчетные цены. Справочные цены – это цены, которые информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителями или продавцами. Справочные цены обычно публику­ются под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или информация о них поступает к торговым партнерам по состоявшим­ся ранее сделкам купли-продажи другим путем. В свою очередь по форме предоставления информации справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.

Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) – это цены, которые публикуются в специальных изданиях фирмами-пропзводп ге­лями стандартной, массовой продукции с кратким описанием основных технико-экономических параметров изделий.

Цены предложений устанавливаются производителями на специ­альную, заказанную потребителем продукцию без согласования с ним. Тем не менее при формировании уровня этих цен учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. Иногда цены предложений могут определяться на онове цен конкурентов, а также с учетом полезного эф- фекта. получаемого потребителем при приобретении нового изделии место старого. Поэтому при определении цен предложений важнейшее начение имеют условия потребления новой продукции, поскольку одни и те же потребительские свойства нового изделия могут по-разному оце­ниваться покупателями. При этом информация о ценах предложений мо­жет предоставляться производителями но запросам потребителей.

В случае недостатка информации об абсолютных уровнях цен и для повышения качества ценового анализа могут применяться средние и удельные цены, а также индексы цен. Средние уровни цен могут рас­считываться по группам товаров, подотраслям и отраслям. В качестве удельных цен чаще всего используются ценовые показатели на едини­цу основного потребительского параметра или единицу полезного эф­фекта. Индексы цен представляют собой показатели динамики цен за определенный период.

Справочные цены отражают, как правило, интересы товаропроиз­водителя (продавца), носят ориентировочный характер и поэтому могут существенно отклоняться от цен фактическихсделок. Поэтому для поставшиков справочные цены являются базой при определении цен пред­ложений, а для потребителей – ориентиром при согласовании цепы сделки. Поэтому вполне закономерно, что разница между справочными ценами и ценами фактическихсделок составляетдо 30 % в зависимости от особенностей контракта и конъюнктуры рынка. В настоящее время справочные цены публикуются в широких источниках различными объединениями товаропроизводителей, информационными агентства­ми и бюро, консультационными и брокерскими фирмами, информацию о них можно получить без каких-либо затруднений.

Публикуемые цены с позиций носителя ценовой информации дос­таточно близки к справочным ценам и помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут быть общедоступ­ными. Эти цены обычно отражают мировой уровень и динамику цен, применяемых наиболее известными и влиятельными компаниями-пос­тавщиками конкретного вида продукции. К публикуемым ценам отно­сятся, во-первых, биржевые котировки, являющиеся ценами това­ров, выступающими предметом биржевой торговли, во-вторых, цены ауккционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированныхв оп­ределенный момент времени, в-третьих, цены фактических внут­ренних сделок и средние цены экспортно-импортных сделок за оп­ределенный период времени, в-четвертых, цены предложений крупных торговых компаний и других предприятий продавцов.

Расчетные цены – это цены, которые применяются или оговариваются при составлении контрактов. Это могут быть контракты на поставку продукции, основывающиеся на использовании публикуемых цен или когда применение последних является недостаточным с позиций обоснованности контракта. Это происходит довольно часто тогда, когда речь идет о заключении контракта на поставку нестандартного и специального оборудования, а также выполнения уникального индивидуального заказа. В данном случае исходная цена, позволяющая вести пере­говоры о заключении контракта, определяется расчетным путем.

 

3.8. Структура и элементы цены

 

Структура представляет собой определенные соотношения элементов цены в процентах или долях. В общем виде цена состоит из трех составляющих: издержки (себестоимость) производства и обращения; налоги, сборы, отчисления; прибыль (производителя, посредников, розничного продавца). При централизованном ценообразовании структура цены формиро­валась на основе затратного метода, а при рыночном ценообразовании – в основном под воздействием спроса и предложения. Структура цен как по основным их составляющим (себестоимость, прибыль, налоги), так и по составу этих составляющих, особенно се­бестоимости, может различаться по отдельным товарным группам и товарам. Это определяется рыночной конъюнктурой и специфи­кой производимой продукции. Поскольку рынок через соотношение спроса и предложения определяет уровень цены, то, следовательно (при относительно стабильной себестоимости), он воздействует на раз­мер прибыли и налогов. При этом основным по значимости элементом в составе цены товара для предприятий является его себестоимость, т.е. выражение в денежной форме затрат на производство и реализацию продукции.

В условиях рыночной экономике структура розничной цены выглядит следующим образом (рис 3.6).

Рис. 3.6 Структура свободно-розничной цены

 

Свободно-розничные цены формируются по более простой схеме в за­висимости от конъюнктуры рынка, потребительских свойств товара, места производства и реализации продукции, размера косвенных налогов, допустимых оптовых и торговых (розничных) надбавок. Если же рассматривать поэлементно структуру конечной или розничной цены по стадиям движения она будет выглядеть следующим образом:

Оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя = Издержки (себестоимость) продукции + Прибыль + Различные надбавки к цене (если они есть) + Налог на добавленную стоимость (НДС). По этой цене покупатели продукции рассчитывают предприятиями-изготовителями.

Если же товары поставляются в розничную сеть через посредников (снабженческо-сбытовая или оптовые организации), то оптовая (от­пускная) цена предприятия-оптовика будет иметь следующий вид:

Оптовая (отпускная) цена предприятия-оптовика = От­пускная цена предприятия-изготовителя + Оптовая надбавка (издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации) + Прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации +НДС на оптовую надбавку + Акциз (в случае его оплаты опто­вым звеном). По этой цене розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей.

Конечная или розничная цена, по которой товары реализуются насе­лению, имеет следующий вид:

Розничная цена = Оптовая (отпускная) цена оптового пред­приятия + Розничная надбавка (издержки розничной торговли) + Прибыль розничной торговли + НДС на торговую надбавку + Акциз (если его не перечислило оптовое предприятие) + Налог на продажу (если он включен в розничную цену).

Как видно, цена любого товара или услуги состоит из ряда обособ­ленных элементов. Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производ­ства, прибыли и косвенных налогов. Себестоимость представляет собой плановые или нормативные затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему положению она включает ряд налогов и отчислений в различные фонды. Косвенные налоги уста­навливаются государством с учетом общественных потребностей и увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут быть налог на добавленную стоимость, акциз, различные спецналоги, отчисления во внебюджетные фонды. В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) го­сударство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, час­тично возмещающую затраты и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовителя и надбавки (наценки) в пользу оптовой организации. Роз­ничная цена – это цена конечного потребления товара. По розничной цене торговые предприятия продают товар населению. Розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку и по некоторым товарам налог на продажу.

Оптовая и розничная торговые надбавки (наценки) представ­ляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему соста­ву они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, содержат издержки оптовых и торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги предусмотрены законодательством государства. Сумма торговой надбавки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров продавцов и покупателей размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентахк отпускной, а торговую скидку – к роз­ничной цене. В рамках системы государственного регулирования цен во избежание их завышения торговые надбавки ограничивают­ся государственными органами управления.

Местным Советам депутатов дано право вводить на своей террито­рии налоги на продажу пива, винноводочных и табачных изделий, изде­лий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сборы за услуги гостиниц, ресторанов и некоторые другие. Такие налоги представляют собой дополнительную надбавку к розничной цене товара (налог на продажу). В свою очередь, состав отпускной цены товара, используе­мой в расчетах между экономическими агентами с учетом системы на­логообложения, может иметь следующий вид (рис.3.7).

Рис. 3.7 Поэлементный состав цены (возможный)

 

Цена конечной реализации включает также издержки обращения, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Поэтому географический фактор играет значительную роль в образова­нии структуры цены. В зависимости от этого экономического признака различают:

цену в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В данном случае покупательопла-чиваетвее фактические расходы по транспортировке продукции до мес­та назначения;

единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывает­ся как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства продукции, и фактические транспортные расходы с данном случае значительно превышают средние;

зональные цены. При этом методе определения цен выделяются несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиен­тов, распложенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены неодинаковы, поскольку они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности от зоны цена возрастает;

цены на основе базисного пункта. При этом мето­де предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пун­ктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены прода­жи рассчитываются путем добавления к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

В качестве самостоятельного элемента отпускной цены выступают отчисления в целевые бюджетные фонды местных Советов депутатов для возмещения расходов по содержанию ведомственного жилого фон­да. Их ставки в процентах различаются по административно-террито­риальным образованиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность механизма ценообразования?

2. Что понимается под системой цен?

3. Какие факторы определяют уровень цен?

4. Каковы признаки классификации цен?

5. В чем различие между фиксированными и предельными ценами?

6. Как взаимосвязаны уровень цен и инфляция?

7. Какие принципы ценообразования вы знаете?

8. Что представляют собой функции цен?

9. Какие ценообразующие факторы находятся в сфере производства продук­ции?

10. Что представляют собой факторы сферы обращения и потребления товара?

11. Как влияет соотношение спроса и предложения на уровень цен?

12. По каким признакам классифицируются цены?

Какие бывают цены в зависимости от степени государственного регулирования экономики и уровня конкуренции?

Из каких элементов состоит розничная цена?

Как различаются цены в зависимости от географического признака?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы ценообразования | Обслуживание кабельных линий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.