Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональная природа государства




Институциональные аспекты государственного регулирования

Исследования концептуальных основ природы государства и государственного регулирования занимают в неоинституциональной теории особое место. Объясняется это тем, что на современном этапе развития мировой хозяйственной системы обеспечение прав собственности, играющих важнейшую роль в определении пути экономического развития и формировании экономической основы того или иного государства, зависит от существующей политической структуры, наделенной монополией налагать определенные ограничения в сфере собственности, следить за соблюдением этих ограничений и применять насилие в случае нарушения этих ограничений.

Таким образом, государство играет огромную роль в форми­ровании системы формальных правил в обществе и тем самым оказывает решающее воздействие на изменение институциональной среды.

Эволюция человеческого сотрудничества от простых форм соглашений и обмена до сложных форм, отличающих современные процветающие экономики, происходила отнюдь не автоматически.

На протяжении большей части экономической истории господствовал тип обмена, характеризующийся персонифициро­ванными отношениями сторон в процессе мелкого производства и местной торговли. Такой обмен отличается повторяемостью, культурной гомогенностью (то есть наличием общего набора ценностей) и отсутствием контроля и принуждения со сторо­ны третьих лиц (в чем не было особой необходимости, так как трансакционные издержки персонифицированного обмена были невелики). Ограничения, которые испытывали участники такого обмена, возникали из наличия кровных связей, залогов, обмена заложниками и т.д.

С развитием общества обмен становился разнообразнее, больше происходило актов обмена, выходящих за рамки ранее установленных ограничений. Такой обмен — неперсони­фицированный — позволил расширить рынок и реализовать выгоды более сложного производства и сделок, выходящих за пределы небольших географических или этнических единиц. Более сложные соглашения, заключаемые между сторонами, способствовали формированию дополнительных институтов. Высокие издержки неперсонифицированного обмена, в свою очередь, явились причиной создания более эффективных форм организации, что привело к формированию государств и росту роли специализированных институтов в защите купцов и принятии торговых кодексов.

Таким образом, появляется третья форма обмена — неперсо­нифицированный обмен с контролем, осуществляемым третьей стороной. Обеспечение третьей стороной условий соглашения никогда не бывает идеальным и совершенным и связано с большими затратами для участников обмена. На начальной стадии развития государства его деятельность можно охарактеризовать с двух сторон: с одной оно служило источником защиты и обеспечения прав собственности, а с другой — часто осуществляло данные функции с большими трансакционными издержками для участников обмена. Однако самостоятельное обеспечение соглашений сторонами было связано с еще большими издержками, поскольку в сложных обществах становятся выгодными такие формы поведения, как оппортунизм (обман, мошенничество).

Приведенным выше этапам развития государства соответствуют следующие виды государственного устройства:

1)сообщество, в котором отсутствуют законодательные, судебные и правоохранительные органы и нет общих правил;

2)общество, в котором имеются общие правила, специфицирующие исключительные права, законодательный орган, суды, но отсутствует полиция или армия, и тем самым принуждение к соблюдению закона носит частный характер;

3)сообщество, в котором государство устанавливает правила, выполняет функции третейского суда при конфликтах и обеспечивает исключительные права2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.