Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые учения в России в период 11 -16 веков

Читайте также:
  1. I ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА И (ИЛИ) ЕГО СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ
  2. I. Общие цели и задачи обучения физики
  3. I. Отмена крепостного права в России
  4. II этап формирования педагогики как науки (Средневековье, эпоха Возрождения)
  5. II. Внутренняя и внешняя политика России при первых Романовых
  6. II. Крупнейшие земли и княжества в период раздробленности.
  7. II.1994- 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
  8. III-V ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ОЦЕНКА ЕГО КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
  9. III. Социально-экономическое развитие России в XVII в.
  10. III. Экономико-математические методы изучения межотраслевых связей.
  11. IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
  12. IV. Дополнительный материал для самостоятельного изучения.

1) политико-правововая идеология русского государства

2) основные направления политической мысли в период образования централизованного государства 14 -15 века

1. митрополит Илларион, его трактат. Ярослав Мудрый произвел его митрополитом, не считаясь с Константинополем. Произведение Иллариона « слово о законе и благодати».

Сторонник единодержавия. Анализирует что такое закон и что такое благодать. Здесь закон – не юридическое понятие, сравнивает новый и ветхий заветы. закон внешнее предписание. Благодать = истина - высоконравственное состояние личности, когда человек в регулировании законом и закон регулирует внешние поступки людей на той стадии когда они не постигли истину, закон приуготовляет благодать, ибо человек – скверный сосуд д быть омыт водой млеком закона, но он не сама благодать ибо закон утверждает но не просвещает, благодать живит ум, ум познает истину. Закон не делает людей свободными, только познание истины приносит свободу.

Иудеи в законе ищут свое оправдание, христиане основывают свое спасение. Закон погружен в мир, суету. благодать пришедшая на смену закона уничтожает этот закон и рабство. Истину мало провозгласить, ее надо и утвердить. Вторая часть трактата посвящена восхвалению Владимира первого крестившего Русь: единодержавный правитель, власть основана на законе – наследственной преемственности, власть д б основана на правде и законе, правосудие д осуществляться и моральными и насильственными мерами. Основная задача - поддержание мира. Такая власть – была у Владимира. История Руси – история князей и не только христианских, реабилитирует дохристианское прошлое Руси. Единодержавие –гарантия единства и силы государства, его территориальной целостности.

Учение Владимира Мономаха (1113-1125) «Поучение Мономаха»: стал великим князем в возрасте 60 лет, произведение направлено не только детям как будущим наследникам, но и всем русским князьям, нравственный облик правителя приобретает громаднейшее значение – от него зависит судьба народа, вопрос о том как прекратить междоусобицы: ничего не остается как призывать к соблюдению христовых заповедей, нет ни слова о божественном происхождении власти, власть – дар бога, правитель д оставаться человеком , правитель д б справедливым, в основе правосудия д лежать правда, оправдывать , значит судить по закону, правда защита убогого человека, сироты, недопустимость смертной казни. Правда д лежать в основе междукняжеских отношений. Принцип добра обязывает предвидеть губительные последствия войны друг с другом. Принцип единства русских земель. Князь д постоянно учиться ( его отец знал 5 языков).

Идеальный князь – великий труженик. Духовенство подчиняется государству. Не молитвами надо служить богу, теория малых дел – каждый день совершать дела полезные дела. Реабилитация мирского знания. Идея общеполезного труда, труд – высшее мирило богоугодности человека. Умственный труд облагораживает физический труд.



Монах Нестор : в 17 лет пришел в киево – печерский монастырь, основная задача обосновать те идеи которых он придерживался: законность династии, устройство государства, богоизбранность славянского народа, его происхождение и избранность.

Довольствуется библейской версией : ной, его сын Иофет – у истоков славянского народа, первоучитель славян – апостол Павел. Происхождение государства Руси от варягов. Период язычества - период невежества. Всю социальную историю рассматривает в контексте борьбы двух сил – бога и сатаны. Злые люди сродни сатаны, от них междоусобицы. Вся ответственность за междоусобицы - на князей. Божье блюдение милее княжеского. Объединение под властью церкви, отвергает светское единодержавство, стремление к великому княжению – причина упадка Руси. Каждый пусть держит вотчину свою, во главе церковь. Вся история борьба двух сил божьего блюдения и дьявольского наущения. Государство создано путем добровольного призвания, путем неписанного договора, инициатива от народа, который и подписал это соглашение. Три брата: Рюрик, Троур и Синеус.

Даниил Заточник в 13 в. « слово (моление)» моление – редактированное.предвидение начала татаро-монгольского ига. Человек интересен для него независимо от статуса, главный критерий значимости – ум, мудрости – душеполезные помыслы. Мудрость и красота - опора сердца. Превосходство любого мудрого человека над любым чином, включая ангельский. Любит бога, но критикует монашества, принять постриг, все равно что солгать богу . сторонник просвещенного умного правления: лучше один смыслен нежели 10 владеющих градами без ума. Не корабль топит человека, а ветер, также и ты княже не сам впадешь в печаль, ведут тебя туда думцы твои. Делать правителя принять собственное решение. От думца требуется высказать собственное суждение. Политический идеал – наличие ума. Критика монашества, официальной церкви. Монарху нужно воздерживаться от лукавых советников. Окружение князя – высоконравственные и умные советники, дело князя – выслушать их, но поступить так как считает нужным.

 

 

2. стяжатели и нестяжатели.

Нил Сорский – основатель нестяжательства, происходил из боярского рода, основал на реке Соре скит. Школа естественного права, людям присущи серебролюбие, гнев, печаль, уныние, гордыня и др. наиболее гибельный – серебролюбие. Требовал секуляризации церковных земель, поддержка Ивана 3. проблема соотношения властей: полная автономность церковной и светской властей. Отступление от веры не является преступлением, которое подлежит со стороны государство. Церковь убеждает, государство принуждает.

1490 церковный собор, не была применена смертная казнь к еретикам благодаря Нилу.

Вассиан Патрикеев – его последователь. Сторонник Эмпидокла – основателя стихийного материализма: в основе мироздания – четыре стихии. Отрицание роли бога в сотворении мира. Выступал за секуляризацию церковных имуществ. В 1509 году его возвращают из ссылки.

Феодосий Косой – автор первой российской социальной утопии. Холоп московского боярина, принял постриг. Отвергал божественное происхождение Христа, отвергал бессмертие души. За полное социальное освобождение человека.

Стяжатели (Иосифляне): Иосиф Володский : игумен Волоколамского монастыря . стяжатели – за сохранение частной собственности церквей и монастырей. Богатая церковь помогли в деле объединения всей страны. Стяжание монастыря - не стяжание отдельного монаха. Симфония властей – соотношение церковной и светской власти- обе власти имеют одну цель, поэтому государство д помогать церкви - преследовать еретиков. Государство не д покушаться на церковную собственность церковная власть д поддерживать княжескую. Церковь д поддерживать законную власть, если нарушаются права церкви граждане м не подчиняться государству. Лучшее – наследственная монархическая власть, предпочтенный от бога, но по естеству равный всем людям. Последователь – Иван Грозный. «просветитель» - настольная книга Ивана Грозного: бог поручил царю владеть царством, строить его , быть владыкой над подданными, могущество зависит от повиновения. Церковная и светская власть д б различными. Священники спасают души верующих, священники подлежат наказанию со стороны государства. Царство выше священства и достойнее его. Политические концепции д рождать не церковь.

Теория Москва – третий Рим, основатель монах Филофей ( Псково- Елизаров монастырь).

Все христианские царства попраны от неверных, пришли в упадок. Два Рима пали, третьей стоит, четвертому не быть.

Иван Семенович Пересветов: «сказание о Магомет султане и царе Константине» противопоставление царства более передовым государством. Беззаконие опасно прежде всего для царской власти ибо само царево имя обесценивается. Совет является атрибутом законной власти. Критика бояр за полное пренебрежение к закону, в том что они богатели незаконно: незаконные процессуальные средства – лжесвидетельство, лжеприсяга, фабрикация дел. Судей нужно назначать верховной властью, жалования - из государственной казны, судебные пошлины – в государственную казну, государственный контроль. Соотношение веры и правды: бог любит не веру, а правду. Закон верой не уничтожается, а утверждается, праведное поведение предполагает и уважение к закону, вера без дел мертва. Если вера мертвый груз в царстве, то и правда также мертвый груз.

Вера нужна для исполнения правды, справедливости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Политические и правовые учения в России в период 11 -16 веков

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.202.184
Генерация страницы за: 0.009 сек.