Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение окраин империи

Государство и право Российской империи в период абсолютизма


 


1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужите­лей. I

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрытое» крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.

В начале XIX в. правительство стремится создать собст­венный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерар­хов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817г. создается Министерство духовных дел и на­родного просвещения, которому передавались администра­тивные функции Синода, устанавливался контроль за его су­дебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству ду­ховных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидиру­ется.

Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Си­нода передаются некоторые вопросы, ранее рассматривае­мые самим этим органом. В 30-е гг. в непосредственное веде­ние обер-прокурора переходят канцелярия Синода и комис­сия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчинен­ные обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган цер­ковного управления оказался изолированным от местного ап­парата, утратившим хозяйственные, финансовые и админи­стративные функции, перешедшие к светским органам и чи­новникам. Государство стремилось организационно и адми­нистративно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

ё 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1875 г. — часть герцогства Варшавского, в 1812 г. — Бессарабия. Фин­ляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся Великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власти


230 V.

принадлежала сословному Сейму, а исполнительная (с 1809 г.) — Правительствующему Сенату из 12 человек, избран­ных Сеймом.

Великий князь Финляндский (российский император) яв­лялся главой исполнительной власти, утверждал законы, при­нимаемые Сеймом, назначал членов высших судебных орга­нов, наблюдал за отправлением правосудия, объявлял амнис­тии, представлял княжество Финляндское во внешних сноше­ниях.

Сейм созывался каждые пять лет, он состоял из двух палат, представляющих четыре сословия, — рыцарство и дворянст­во, духовенство, горожан и крестьян. Решение Сейма счита­лось принятым, если оно принималось тремя палатами. При­нятие или изменение основных законов требовало решения всех четырех палат.

Сейм имел право законодательной инициативы и право петиций перед императором, он устанавливал новые налоги или решал вопросы о новых источниках государственных до­ходов. Без согласия Сейма не мог быть принят, изменен или отменен ни один закон.

Сенат состоял из двух главных департаментов — хозяйст­венного и судебного. Первый ведал гражданским управлени­ем страной, второй являлся высшей судебной инстанцией Финляндии.

Генерал-губернатор был председателем Сената и предста­вителем императора и Великого князя Финляндии, ему под­чинялись губернаторы.

Министр статс-секретарь Финляндии был официальным посредником между высшим местным правительством Фин­ляндии (Сенатом) и Императором и Великим князем.

В 1816 г. Сенат был переименован в Императорский фин­ляндский. Во главе его находился назначаемый императором генерал-губернатор, сосредоточивший в своих руках всю фак­тическую исполнительную власть. Местное самоуправление в значительной мере сохраняло черты предыдущего периода, вся система управления отличалась определенной автоно­мией (Финляндия была разделена на восемь губерний).

В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства: император российский стал одновремен­но королем польским.


Государство и право Российской империи в период абсолютизма 2»1

С 1818г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законо­совещательный Сейм. Он созывался в 1820 и 1825 гг.

Исполнительная власть сосредоточивалась в руках на­местника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

Административный совет состоял из министерств: воен­ного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания — и являлся высшим исполнительным орга­ном, контролируемым наместником.

Сейм состоял из двух палат — сенаторской и посольской. Сенат составляли представители знати, пожизненно назна­чаемые царем, посольскую палату («избу») — шляхта и пред-Ц ставители общин («глины»). Депутатов избирали на воевод­ских сеймиках, в которых участвовала только шляхта.

Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля или Государственного совета. Законо­дательной инициативой Сейм не обладал.

После подавления польского восстания 1830 г. был издан «Органический статут», отменивший польскую конститу­цию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследственной в русском император­ском доме. Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важ­ных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.

Управление Польшей стал осуществлять административ­ный совет во главе с наместником императора. Была провоз­глашена несменяемость судей и учреждено городское самоуп­равление.

В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный устав, подготовленный М.М. Сперанским, бывшим ее гене­рал-губернатором. Согласно положениям устава, все «ино­родные» (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским, соответственно их сословной при­надлежности (землевладельцы включались в число государст­венных крестьян). Кочевые и бродячие инородцы подчиня­лись системе родового управления: стойбище или улус (не менее 15 семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родо­вой знатью.


232 V.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право Российской империи в период абсолютизма 227 | Военная и административная система Украины хуп-хуш вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.