Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование всесословного самоуправления

ХЬсударство и право в период перехода к буржуазной монархия 255

лась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерно­земных — фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу. При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось пла­тить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интере­сом помещика.

Неблагоприятными последствиями реформы стали сле­дующие: наделы крестьян уменьшились по сравнению с доре­форменными, а платежи (в сравнении со старым оброком) возросли; община фактически потеряла свои права на поль­зование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием.

Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйст­вования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, администра­тивно-судебную и политическую власть над своими крестья­нами. Император Павел I говорил: «У меня столько полиц­мейстеров, сколько помещиков в государстве».

На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Наказом 1837 г. губернаторы наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и др. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии.

Следующее по назначению место после губернатора зани­мал губернский предводитель дворянства, исполнявший раз­нообразные полицейские, следственные, попечительские и иные функции. Уездный предводитель дворянства возглав­лял аппарат уездных чиновников.


 

VI.

 


 


Дореформенная система местного управления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладающие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населе­ния, местной промышленности и местного торгового оборо­та. Картина усугублялась нерасчлененностью административ­ных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.

Проведение крестьянской реформы требовало неотлож­ной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управ­ления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее кон­сервативные представители дворянства настаивали на созда­нии открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ори­ентирующихся на капиталистический путь развития Рос­сии, — всесословных земских организаций. Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила оконча­тельные проекты положения о земских учреждениях и вре­менных правил для них.

Круг вопросов, решение которых предполагалось возло­жить на земские органы, очерчивался исключительно преде­лами местного интереса и местного хозяйства. В предложен­ном комиссией проекте отмечалось' «Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных — губернских или уездных инстан­ций, или иметь в своем подчинении какие-либо из правитель­ственных мест». С самого начала земские учреждения проек­тировались как местные и общественные, не имевшие своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства.

Государство должно было осуществлять жесткий кон­троль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за закон­ностью принимавшихся земскими органами решений и по­становлений, либо форму прямого специального наблюде­ния и утверждения конкретных действий земских учрежде­ний. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства


(осударство и право в период перехода к буржуазной монарх 257

внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значи­тельно укреплена в ходе ее реорганизации.

Создание земских учреждений тормозилось попытками правительства сосредоточить всю местную власть в руках бю­рократических органов. В 1859 г. полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоявшему из исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управ­ление всей городской и уездной полицией сосредоточива­лось у исправника в уездном управлении. Правительство спе­шило сконцентрировать административно-полицейскую власть в бюрократическом аппарате на местах, чтобы оста­вить проектируемым земским учреждениям только узкий круг местных хозяйственных вопросов.

Устроители земской реформы не решились открыто про­вести сословный принцип формирования новых местных ор­ганов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее изби­рательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части — курии, в каждой из которых, как отмечала комиссия, «преобладает одно из главных исторически сложившихся со­словий». Избирательная система должна комбинировать со­словное начало с началом имущественного ценза. Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представи­телей правящего класса.

1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях». На них возлагались:

заведывание капиталами, имуществами и деньгами земства;

содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия», мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имуще­ства; попечение о развитии местной торговли и промышлен­ности; санитарные меры, участие в хозяйственных отноше­ниях в области здравоохранения и образования.

9-407


Законом предусматривалось создание трех избиратель­ных курий:

курии уездных землевладельцев, состоявшей преимущест­венно из дворян-помещиков, для участия в которой требовал­ся высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномочен­ных;

городской курии, участники которой должны были распо­лагать купеческим свидетельством либо предприятием опре­деленного размера;

сельской курии, в которой не был установлен имуществен­ный ценз, но была введена система трехступенчатых выбо­ров: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось члена­ми уездных собраний. Председатель уездной управы утверж­дался в должности губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализа­ции не было создано органа, возглавляющего и координиру­ющего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербург­ское губернское земское собрание поставило вопрос об обра­зовании такого органа, оно было попросту закрыто прави­тельством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях.

Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений — волостного земст­ва. Попытки многих земских собраний на своих первых сес­сиях поставить этот вопрос были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства исключи­тельно дворянскими учреждениями, правительство законо­дательным путем все же внедрило в руководство земств пред­ставителей этого сословия: председателями земских собра­ний стали предводители губернского и уездного дворянства.

Отсутствие достаточных материальных средств (они фор­мировались за счет обложения специальным налогом местно-


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Втеударство и право в период перехода к буржуазной монархии 253 | Государство и право в период перехода к буржуазной монархии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.