Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательная политика Временного правительства

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

Г


зываегся Демократическое Совещание из представителей со­ветов, кооперативов, земств и армейских организаций. Сове­щание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем поднимал­ся вопрос об однородной «социалистической власти», т. е. с большевиками. На совещании был сформирован орган кон­троля над правительством — Временный Совет Республики («предпарламент»), превратившийся в орган законодатель­ных предположений.;

Еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Госу­дарственного совета. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, тогда же распускается Госу­дарственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на прави­тельство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако кризисы в правительстве привели к перефор­мированию его состава: первое коалиционное правительство было образовано 5 мая, второе — 24 июля, третье — 25 сентяб­ря 1917 г. За время своей деятельности Временное правитель­ство включило в свой состав ряд вновь образованных ве­домств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социально­го страхования), Министерство продовольствия, унаследо­вавшее задачи Министерства земледелия. Министерство го­сударственного призрения, принявшее на себя функции бла­готворительных органов.

В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на цер­ковном Соборе в августе).

Для выработки «общего плана организации народного хо­зяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и


Государство и право в период буржуазно- демократической республики 325

общих мер по регулированию хозяйственной жизни» созда­ются Экономический Совет и Главный экономический коми­тет под председательством Львова (из 36 мест 9 в нем отводи­лось профсоюзам). Положение об этих органах было приня­то в июне 1917 г. В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, проф­союзов. Комитет состоял из министров, назначаемых прави­тельством. Особые совещания и комитеты были обязаны ру­ководствоваться постановлениями Совета. Функциями Коми­тета являлись: руководство деятельностью всех органов, ре­гулирующих народное хозяйство, согласование мероприя­тий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Для координации законотворческой деятельности минис­терств Временное правительство сформировало Юридичес­кое совещание.

В мае 1917г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях». Компетенция земских органов само­управления значительно расширялась в сравнении с Положе­нием 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внут­ренних дел утверждало договоры с частными лицами об уст­ройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущест­ва. Исполнительным органом земств становится милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собра­ния, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, 6т выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандида­тов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собра­ниями.

Компетенция земств значительно расширялась: к их веде­нию были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны.

Представителями власти на местах были комиссары Вре­менного правительства, под их контролем действовали во­лостные комитеты. Действовавшие на местах различные ко-


 

•УВ.

 


 


митеты общественности были призваны противодейство­вать Советам.

Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятель­ность заключалась в осуществлении мероприятий, вызван­ных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры, на иски и обязательства. Он опери­ровал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов

самого Союза.

Его органами были: собрание уполномоченных. Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве»» упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежав­шие на волостных правлениях и волостных старшинах. В ком­петенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж

труда.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компе­тенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные

обязанности.

Волостное земское собрание состояло из волостных зем­ских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установ­ленные волостным земством сборы, договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован инсти­тут сословных представителей, мировых судей и их съезды).


Государство и право в период буржуазно- демократической республики 32?

Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутст­виях. В мае и июне 1917 г. принимаются акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — сред­нее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окруж­ных судей — высшее образование и определенный стаж рабо­ты в госаппарате.

В самом начале революции (в марте) постановлением пра­вительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы упраздняются.

В мае принимается закон «О временном устройстве мест­ного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждался их список мировым съездом.

В мае 1917 г. в стране возрождается система администра­тивной юстиции: в уездах стали действовать административ­ные судьи, в губерниях открылись административные отделе­ния окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В апреле 1917г. вместо полиции учреждается милиция, на которую возлагались функции по охране общественного по­рядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного/ведомства и воен­ным органам. Отчитывалась милиция перед уездными зем­скими и городскими управами, а через них — перед думами.

В Петрограде в июле создается Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контро­лируемое прокурором судебной палаты. Формирование орга­нов розыска и дознание осуществлялись в рамках систем об­щего суда и местного самоуправления с целью усиления за ними контроля общественности и представительных орга­нов.

В компетенцию органов административной юстиции вхо­дило разрешение конфликтов между государственными орга­нами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты..;


328 •VII.

Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917г. Цель, которая была поставлена перед ними, — подготовка земельной реформы для ее окончательного утверждения на Учредительном собра­нии. В задачи земельных комитетов входили сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализи­рованных земель, урегулирование земельных споров.

К компетенции Главного земельного комитета относи­лись: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных коми­тетов. Функции губернских и уездных комитетов — подготов­ка представлений о помехах на пути земельной реформы, ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйст­венным владением, разрешение споров о владении.

Члены земельных комитетов избирались земскими собра­ниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, ок­ружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты со­стояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представи­телей уездных комитетов, экономических отделов губерн­ских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледе­лия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета ра­бочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, пред­ставители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспоряд­ках.

Для разрешения конфликтов на промышленных предпри­ятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третей­ские суды.


Государство и право в период буржуазно- демократической республике 329

Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, воз­главлявших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находились биржи труда, закон о которых был при­нят в августе. В апреле же специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе зако­нодательно закрепляется порядок найма рабочей силы, хозя­евам предприятий предоставлялось право проводить локаут (увольнение бастующих рабочих).

Весь спектр политических партий, сложившийся еще в 1905 г., вновь проявился в революции весной 1917 г. Новой политической задачей для партий стало участие в коалицион­ном Временном правительстве, различного рода форумах (Демократическое совещание. Государственное совещание, Съезд Советов), а также подготовка к Учредительному собра­нию.

В работе коалиционного правительства приняли участие представители партий «Союз 17 октября», конституционных демократов, социалистов-революционеров, социал-демокра­тов (меньшевиков). Правые и крайне правые политические партии находились в состоянии кризиса, центристские либе­ральные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. К этому времени в Советах, совещаниях и правительстве значитель­ную роль стали играть партии эсеров и меньшевиков. Крайне левые партии стремились усилить свое влияние в солдатских и фабрично-заводских комитетах, а с лета — в Советах.

Политические платформы партий в основном оставались прежними, наиболее острыми программными вопросами становились аграрный вопрос и избирательная платформа к выборам в Учредительное собрание.

На своем майском (1917 г.) съезде «Партия народной сво­боды» (кадеты) сформулировала основные программные по­ложения по аграрному вопросу:


330,а'УП.

1. Следует устранить из действующего законодательства меры насильственного разрушения общины, порядок выхода из общины не должен вести к ущемлению ее хозяйственных интересов. Земельный фонд должен составляться из кабинет­ных, удельных, монастырских, церковных и частновладель­ческих земель и удовлетворять нуждающееся население зем­лей;

2. Земли отчуждаться могут сверх установленной трудо­вой нормы, не отчуждаться — земли сельских обществ, город­ских и земских учреждений, мелких'владельцев. Допускается сохранение в частном владении сверхнормативных земель при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное отчуждение частновладельческих земель допускается в порядке выкупа их государством по цене, соответствующей их нормальной доходности, выкуп­ная сумма понижается с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводятся на началах безвозмездно­го пользования как общинам, так и отдельным землевладель­цам.

Московская конференция партии народной свободы в марте 1917 г. приняла резолюцию, в которой основной целью аграрных преобразований стало превращение земли в госу­дарственную собственность. Для подготовки реформы на местах должны быть созданы земельные комитеты, в задачи которых входило урегулирование поземельных отношений (во избежание анархии в этой сфере), сбор материалов, вре­менное руководство местными земельными делами и государ­ственными землями.

В резолюции третьего съезда партии эсеров также подчер­кивалась основная цель земельной реформы — превращение земли в государственную собственность (она должна «перей­ти в общенародное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования»). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание. Земельным комитетам предлагалось взять на себя распоряжение всеми землями и распределение рабочих рук в аграрном секторе. По мнению этой партии, реформа должна «влить новые силы в общину и урегулировать отношения между остающимися и выходящими из общины». При этом следовало обеспечить получение кредитов для общины. Вышедшим должно предо­ставляться право возвращаться в общину, организовывать


Пюударство и право в период буржуазно- демократической республики 3Х1

новые общины (из отрубов и хуторов), возвращать излишки земли в общину.

В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конферен­ции партии большевиков в качестве цели аграрной реформы назывались немедленная конфискация всех помещичьих зе­мель, немедленный переход ее Советам крестьянских депута­тов. Большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государству, а право распоряжения — местным органам. Землю следует брать немедленно, не дожи­даясь открытия Учредительного собрания. На основе помес­тий следует создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комитетам, настаи­вающим на немедленном захвате земли, необходимо оказы­вать содействие.

В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции соци­ал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо под­вергнуть конфискации все излишки частновладельческих зе­мель, превышающих установленную норму, провести муници­пализацию земли, т. е. передачу ее местным органам, которые в свою очередь передадут ее населению. Формы пользования муниципализированной землей устанавливаются местными органами.

Социалистические партии организационной формой для своей политической деятельности выбрали Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Образованный в пер­вые дни революции Петроградский совет стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть, члены Испол­нительного комитета Петроградского совета (эсеры и мень­шевики) входили в состав коалиционного Временного прави­тельства. Внутри самих Советов шла борьба между умеренны­ми и радикальными группировками, и политическая позиция Советов, в частности их отношение к Временному правитель­ству, менялась в процессе развития революции.

Территориальная система Советов включала областные, районные, губернские объединения (съезды) и Всероссий­ские объединения (съезды, совещания). Выборы в городские Советы были прямыми, в волостные и вышестоящие Сове­ты — многостепенными. Советы имели исполнительные орга­ны: ВЦИК, ЦИК, исполкомы. Советы фактически располага­ли собственными вооруженными формированиями: мили-


яю

УИ.

 


 


цией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общего­родской) и Красной гвардией, ориентированной на борьбу^с контрреволюцией.

В ходе революции Советами осуществлялась экономичес­кая деятельность: явочным порядком был установлен рабо­чий контроль на предприятиях (в октябре Первая Всероссий­ская конференция органов рабочего контроля предложила единые формы и методы контроля);

осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие заменяли правление предприятий или рекви­зировали само предприятие;

проводилось регулирование труда: Исполком Петросове-та в марте заставил частных предпринимателей установить восьмичасовой рабочий день;

регулирование поземельных отношений: Советы крес­тьянских депутатов отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным комитетам, а те, в свою очередь, в бесплатное пользование крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетам для последующей ее сдачи в аренду.

В июне 1917г. в Петрограде состоялся Первый Всероссий­ский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, боль­шинство на котором получили партии меньшевиков и эсеров. Съезд выразил поддержку правительству (большевики наста­ивали на передаче всей власти советам), связывая свою поли­тику с предстоящим Учредительным собранием.

Еесной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Происходит демократизация политичес­кой жизни страны. В марте принимается постановление «О кооперативных товариществах и их союзах», возникающих без особого разрешения правительственной власти. В апреле принимается Положение «О регистрации товариществ, об-


Государство и право в период буржуазно- демократической республики 933

ществ и союзов», дополнившее Устав гражданского судопро­изводства и определившее порядок регистрации обществ (в регистрационных отделах окружных судов), значительно уп­рощенный.

В апреле принимается Закон «О рабочих комитетах в про­мышленных заведениях», которые создавались на предпри­ятиях по предложению одной десятой части рабочих в них занятых. Фабрично-заводские комитеты должны были рас­сматривать споры рабочих с предпринимателями, представ­лять рабочих перед правительством, заниматься культурно-просветительской деятельностью.

Тогда же принимаются Законы «О печати» и «Об учреж­дениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только после­дующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялись Главное управление по делам печа­ти и штат профессиональных цензоров. Их функции возлага­лись на комиссаров Временного правительства.

После июльских событий политика правительства ужес-точается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление «О наказаниях за публичные призывы» к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким пре­ступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о печа­ти. В специально изданном постановлении «О печати» уста­навливается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации.

Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении — по­становление «О лицах, арестованных во внесудебном поряд­ке». Еще в марте была отменена смертная казнь (восстанов­ленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление «Об условиях досрочно­го освобождения» заключенных.

Создавались специальные органы по регулированию эко­номики (Экономический Совет, Главный экономический ко­митет, отраслевые министерства, земельные комитеты и др.), целью которых была стабилизация хозяйственной си­туации в стране, ведущей войну и охваченной революцией. Правительство делало попытки регулировать все секторы на­родного хозяйства (промышленность, торговля, сельское хо-


зяйство и финансы), для чего и был издан ряд общих и специ­альных правовых актов.

Военноцадминистративные методы, введенные еще до ре­волюции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства «Об обеспечении снабжением го­сударственных и общественных учреждений, путей сообще­ния, заводов и предприятий, работающих на нужды оборо­ны, металлами и топливом». В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Осо­бые совещания, учрежденные еще при царе, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период «глав-кизма», уже Советской властью.

В начале марта принимается постановление правительст­ва «Об учреждении общегосударственного Продовольствен­ного комитета», действующего в целях «выработки общегосу­дарственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу» под руководством министра земледелия. Несколько позже было издано постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах», вво­дившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольст­венные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба «за вычетом продовольственных нужд владельца» и разрешали отчуждение «излишков» только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные ко­митеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производи­ли реквизиции продуктов, контролировали цены и организо­вывали обязательные гужевые перевозки. (Их опыт приго­дился позже продотрядам эпохи «военного коммунизма».)

В начале июля 1917г. было принято положение «О Минис­терстве продовольствия». Определенная ему компетенция включала: снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия, регулирование производства и потребления, а также покупных и продажных цен на продук­ты и предметы первой необходимости. Экономическому под­отделу министерства поручалось изучить вопросы произвол-


Государство и право в период буржуазно- демократической республики 336

ства, обмена и потребления, а также «выработать основания для нормальных цен, установления таксы и нормирования распределения». (Опыт работы Министерства продовольст­вия будет использован Наркоматом продовольствия в 1918— 1920 гг.).

В марте было принято постановление «Об установлении принудительного порядка на перевозные средства», вводив­шее транспортную повинность для государственных и обще­ственных нужд. Тогда же принимается постановление «Об образовании Особого временного комитета по делам о част­ных железных дорогах», в состав которого вошли представил тели Центрального военно-промышленного комитета, Зем-гора, Вольного экономического общества. Комитет рассмат­ривал дела о передаче частных железных дорог государству.

Более масштабную деятельность предполагали осущест­влять образованные в мае 1917 г. Совет по вопросам развития производительных сил страны и Заготовительный комитет при Министерстве торговли и промышленности, положения о которых были приняты в один и тот же день.

Совет по вопросам развития производительных сил стра­ны учреждался, так же как и другой орган, при Министерстве промышленности и торговли. Его целями были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскание общих мер содействия развитию добывающей и обрабаты­вающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли. В работе Совета участвовали представители минис­терств торговли и промышленности, земледелия, путей сооб­щения, финансов, иностранных дел, военного, морского про'-свещения, Государственного контроля, а также ученые, ко­операторы, представители земств и военно-промышленных комитетов.

Целями деятельности Заготовительного комитета при Министерстве торговли и промышленности стали: содейст­вие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массо­вых заготовок как внутри страны, так и за границей — сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовле­творения потребностей ведомств, земских, городских и про­чих организаций, а также промышленных и торговых органи­заций. В его компетенцию входило: изучение потребностей в


336 УЛ.

сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке, подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями, установление нормальных цен по внутрен­ним заказам, подготовка типовых договоров на заготовки, рассмотрение предложений ведомств о государственных им­портных закупках и заказах, разработка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов. Членами Заготовитель­ного комитета являлись: представители министерств торгов­ли и промышленности, путей сообщения, земледелия, финан­сов, Государственного контроля. Центрального военно-про­мышленного комитета, Земгора, Совета рабочих депутатов, Съезда представителей промышленности и торговли, част­ных железных дорог.

Через две недели после принятия положений о Совете по вопросам развития производительных сил страны и Загото­вительном комитете было принято положение «О экономи­ческом совете и Главном экономическом комитете при Вре­менном правительстве», ставшем высшим координационным и планирующим органом в сфере экономики.

Для законотворческой деятельности Временного прави­тельства важное значение имело постановление (август • 1917 г.) «О согласовании Свода законов с издаваемыми Вре­менным правительством постановлениями», определившее критерии для использования в новых условиях законодатель­ства, изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголов­ного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юри­дическое совещание, на которое возлагались «обсуждение во­просов публичного права, возникающих в связи с установле­нием нового государственного строя», подготовка заключе­ний по законопроектам, «по которым такие заключения будут признаны Временным правительством необходимы­ми». Юридическое совещание рекомендовало правительству оставить в силе акты, принятые до революции императором в порядке ст. 87 Основных законов; подчинить надзору адми­нистративного суда деятельность общественных организа­ций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение пра­вовой традиции и дореволюционной юридической практи­ки. Создание административной юстиции стало одним из зна-


Государство и право в период буржуазно- демократической республики 337

чительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.

В положении «О судах по административным делам» (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружно­му, наделялся правом рассматривать дела: по протестам ко­миссаров правительства на местные органы, по жалобам пра­вительственных учреждений на земские органы и местных органов — на правительственных комиссаров.

В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных зако­нов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учре­дительное собрание, одним из них стал проект «Об организа­ции Исполнительной власти при Учредительном собрании». Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государ­ства и главой правительства. Законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по распоряжению и от имени Президента, который наделялся законодательной инициативой.

Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован: Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.


VIII. Социалистическая революция в России и создание Советского государства

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Февральская революция | Социалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 339
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.