КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и право в переход от капитализма к социализму 409
IX. постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывающее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями. По определению НКВнуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло им экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, а организациями общественными. В составе бирж создавались. секции частной торговли. Для координации работы бирж уч- '" реждалось Бюро съездов биржевой торговли. Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих им правовых институтов. Имущественный оборот в условиях многоукладности по своей структуре состоял из: государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товарного оборота (где взаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорной основе); частного товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота. В условиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались. С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов. Имущественный фонд предприятия, его деятельность, связи с другими предприятиями оказывались подчиненными действию двух правовых режимов: автономного (частно-правового), поскольку предприятие участвует в товарном обороте и находится под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правового), поскольку оно входит в систему планового хозяйства и подчиняется воздействию плановых органов. С переходом к нэпу вновь стал актуальным вопрос о правовой форме хозяйственных предприятий. Перед законодателем встал ряд вопросов, ранее ему неизвестных: определение четких правовых рамок деятельности частных предприятий, установление правовых норм взаимодействия государственной, кооперативной и частной промышленности; разработка правовой базы для государственных предприятий, которая позволила бы им наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры. Сторонники рыночной системы заявляли: «нэп требует решительного, единого, централизованного законодательства, направленного ценой уступок интересам частных лиц и буржуазной идеологии на развитие производительных сил страны. В отношении гражданского права это означает восстановление основных положений гражданского законодательства, действующего в западноевропейских государствах». Организационные формы государственной промышленности должны были строиться в соответствии с двумя основными функциями государства в сфере хозяйс1 кования: регулированием торговой деятельности и ее организацией. Приспосабливаясь к законам рынка, государственная промышленность вынуждена была использовать принцип конкуренции как инструмент для удержания рынка в собственных руках. С правовой точки зрения главной задачей овладения рынком являлось создание норм торгового законодательства. Сочетание свободного рынка с системой основных государственных монополий в экономике для правовой «над-; стройки» должно было вызвать (с точки зрения рыночной концепции хозяйственного права) развитие коммерческого оборота на основе гражданского и торгового права, с одной стороны, и появление особой правовой формы для построения всей массы государственных предприятий, с другой. Деятельность как государственных, так и частных предприятий регулировалась промышленным законодательством, разделенным на две сферы. Критерии разграничения основывались на разном подходе законодателя к тем или 410 К. иным социальным группам предприятий. Товарно-денежное хозяйство обусловило сосуществование частно-правовых элементов с новыми формами планирования и регулирования. Главной задачей было установление наиболее эффективных организационных форм и отношений, в которые включались госпредприятия, участвуя в товарном обороте. В свою очередь, рыночная деятельность госпредприятий потребовала их выделения в качестве субъектов права, т. е. наделения их правами юридического лица. Обособление предприятия в коммерческом обороте шло по трем направлениям: счетно-бухгалтерскому, имущественному и хозяйственно-административному (управленческому). С организационной точки зрения юридические лица делились на корпорации и учреждения. Характерными чертами юридического лица являлись: субъективность (самостоятельность в обороте), производность и инструментальность его органов, единство (целостность), бессрочность (срок его существования не оговаривался) и единообразие этого института (юридического лица) при различном его содержании. Оно могло возникнуть как объединение физических или юридических лиц. В последнем случае имело место появление сложного юридического лица, отличающегося особым способом образования, процедурой участия его членов в управлении делами и порядком использования результатов совместной деятельности. Сложные юридические лица различались по степени связи целого с частями. Практика дала три основные разновидности такой связи: акционерное общество — входящие в него юридические лица, достаточно автономны; трест — связь эта достаточно жесткая (усиленное единство, сниженная субъективность составных частей); син-дикатские и кооперативные объединения (промежуточный тип). По соображениям хозяйственной целесообразности закон признавал юридическими лицами самые различные формирования и не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали вне его прямых велений. С точки зрения гражданского оборота важным представлялось деление юридических лиц на преследующие чисто хозяйственные цели и преследующие цели публично-правовые, социальные, культурные. Это деление не совпадало с делением юридических лиц на публично-правовые и частноправ овые. Государство и право в переход от капитализма к социализму 411 Хозяйственная ситуация 1921—1922 гг. (максимальная автономия, отсутствие регулирующих центров и планов, стихийность рынка) выдвинула на первый план хозяйственную и юридическую самостоятельность трестов, когда «их юридическая природа превалировала над социально-экономической природой». Механизм товарного хозяйства позволял противопоставлять в сфере гражданско-правовых отношений трест как юридическое лицо другим государственным, хозяйствующим организациям. Вне рынка, в отношениях с вышестоящими органами, трест раскрывал другую свою сторону. Его отношения с ними приобретали внутренний функциональный, а не гражданско-правовой характер. Трест был одновременно хозяйствующим субъектом и хозяйственным органом. Первое Положение о трестах было утверждено декретом ВЦИК и СНК в начале 1923 г. Подчеркивалось, что трест есть выделенное из общего состава государственного достояния имущество, которое находится в управлении «особых доверенных органов», действующих на правах юридических лиц. Руководящие органы (наркоматы, ВСНХ) являлись органами регулирования по отношению к тресту и одновременно включались вместе с ним в единую хозяйственную организацию. Это усложняло правовой статус треста как организации. Структура треста включала его внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя (рыночная) сторона треста мыслилась как «заимствованные из частного хозяйства техника и прием работы», а внутренняя сторона — как «публично-хозяйственное содержание». В связи с этим процессы трестирования сопровождались двумя тенденциями: централизаторской и децент-рализаторской. Первая вела к созданию системы концернов, т. е. расширению сферы деятельности треста за счет присоединения к нему предприятий, производящих сырье и готовые изделия. Такие концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По декрету о трестах 1923г. имущество треста распадалось на основной и оборотный капитал. Формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, и имущественная ответственность по долгам на него не распространялась. Однако на практике наметилась тенденция к выделению из состава основного капитала некоторого имущества, вовлека- емого в оборот. Непосредственно это было связано с вопросом о кредитоспособности треста. Были поставлены вопросы о возможности перераспределять основной капитал между государственными предприятиями и о дополнительной ответственности трестов перед кредиторами-госорганами в полном объеме уставного капитала. Предполагалось при этом, что передача имущества одним государственным предприятием другому не будет означать его окончательного отчуждения (купли-продажи) и не окажет негативного воздействия на единство государственного имущественного фонда. Декрет о трестах 1923 г. предусматривал передачу трестам не совокупности имущественных прав, а совокупности вещей. Поэтому уставный капитал треста делился не по принципу оборачиваемости, а по производственному принципу: основной — оборотный капитал. На первом совещании юрисконсультов государственной промышленности в 1925 г. декрет о трестах был подвергнут развернутой критике, в том числе и по вопросу о правовом режиме имущества трестов. По заданию правительства специально созданная комиссия ВСНХ начала работу по пересмотру Положения о трестах. Главные задачи были сформулированы следующим образом: «особо отразить в проекте нового декрета о трестах плановый характер работы трестов», урегулировать вопросы правового режима имущества треста и разграничения управления этим имуществом между СТО, ВСНХ и трестом. В проекте нового закона о трестах перечислялись все основные организационные формы промышленности (не только тресты). Из текста была исключена прежняя мотивировка хозяйственной деятельности трестов: с целью извлечения «прибыли» и оставлена только ссылка «на коммерческий расчет». Наиболее важное нововведение — ликвидация ранее существовавшего деления уставного капитала треста на основной и оборотный. Вместо этого предусматривалось деление имущества на изъятое и неизъятое из оборота. Вместе с тем торговая сфера треста ограничивалась реализацией предметов только собственного производства. Если основными направлениями в деятельности треста были по декрету 1923 г. «извлечение прибыли» (автономия) и «общественные задачи» (плановость), то проект нового декрета пытался синтези-
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |