Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в условиях кризиса социализма. В 1957 г. была реорганизована система управления промыш­ленностью и строительством: создана система совнархозов

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ

В 1957 г. была реорганизована система управления промыш­ленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял коопери­ровать производство в пределах экономических районов. Па­раллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую техническую ^ политику. Однако гармоничного сочетания территориально­го и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло.

С 1962 г. в области капитального строительства восстанав­ливаются центральные органы отраслевого управления (Гос­строй СССР). В октябре 1965 г. принимается закон о реорга­низации системы органов управления промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-республикан­ских министерств, многие комитеты были также преобразо­ваны в министерства. Вновь министерства становятся основ­ной формой отраслевого управления. ВСНХ Совета Мини­стров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образо­ван в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управ­ления (Госстрой, Госснаб и др.).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономичес­


 


 


кого стимулирования промышленного производства», зало­жившее основу экономической реформы, в качестве главно­го инструмента экономической политики определяло пяти­летний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии предпри­ятий, ослаблением регламентации их хозяйственной дея­тельности, введением ценовых и кредитных рычагов.

В 1960—1961 гг. часть функций Министерства сельского хозяйства СССР была передана другим органам: для закупок е сельхозпродукции были созданы районные и межрайонные I инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы уст-I ранены от оперативного контроля за работой колхозов, уп-• разднены земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил ' контроль за сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г. была сделана попытка исправить положение: было принято постановление правительства, по которому создава­лась (в областях, краях, республиках) сеть территориальных управлений по руководству сельскохозяйственным производ­ством, включая заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях, республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными секрета­рями соответствующих территориальных~единиц.

В марте 1965 г. принимается новое постановление прави­тельства, которым на Минсельхоз возлагались важные плано­вые, организационные и контрольные функции. Производст­венные территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в районные производственные управле­ния. Центр управления аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности управления» в ноябре 1969 г. создается Союзный Совет колхозов; Советы создавались также в республиках, краях, областях и районах.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась систе­ма правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были при­няты новые законы: о Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие измене­ния в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входили надзор за деятельнос-


тью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъясне­ний по применению законодательства (разъяснения Пленума Верховного суда были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского над­зора, включив в нее государственные комитеты, исполни­тельные и распорядительные органы местных Советов. Кроме коллегий, в прокуратурах союзных республик и проку­ратуре СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокурату­ры, прокуратур автономных республик, краев, областей, го­родов, автономных областей. В состав коллегий входили ру­ководящие работники прокуратур, состав утверждался проку­рором вышестоящей инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллегиальности в правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйст­венных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты в союзных республиках). Кроме этих высших органов, в сис­тему арбитражных судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.,

На основании Закона об адвокатуре и республиканских положений об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представи­тельство интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. упраздняется МВД СССР, а его функции переда­ются МВД союзных республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного порядка. Для коорди­нации их работы в 1966 г. было создано союзно-республикан­ское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственно пере-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право в условиях кризиса социализма | Государство и право в условиях кризиса социализма 509
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.