Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в условиях кризиса социализма. Эта Конституция, как и другие республиканские конститу­ции, в значительной степени повторила все основные поло­жения союзного Основного закона

XI.

Эта Конституция, как и другие республиканские конститу­ции, в значительной степени повторила все основные поло­жения союзного Основного закона. В республиканских кон­ституциях устанавливалось право республик участвовать в ре­шении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» говорило о стремлении усилить федеральные нейтралистские начала.

87. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные ре­формы системы. С середины 70-х гг. «теневая экономика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с корруп­цией, и в 1981—1982 гг. проходят несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных пре­образований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военно­го режима в Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афга­нистане. Вновь начало подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение было призвано ре­формировать существующую систему, но привело к ее разру­шению (это напоминало реформы середины XIX в.). Рефор­мы вышли из-под контроля их инициаторов. «Гласность», от­крывшая доступ к ранее закрытой информации и породив­шая плюрализм рецептов социальной и национальной рекон­струкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государст­ва, общества и правам человека». Но «гласность» привела к


 


 


подрыву идеологической неоспоримости партийных реше­ний и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-командной системы уп­равления», социализма как системы в целом. С 1986 г. начина­ет ограничиваться роль цензуры, в организациях либераль­ной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологичес­кие дискуссии по политическим вопросам. Быстро происхо­дило размежевание общества на демократов, национал-пат­риотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряжен­ность. Выдвигались требования о признании государственно­го статуса национальных языков, возвращении на историчес­кую родину депортированных народов, выводе российских войск и «мигрантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйствен­ного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляцион­ные тенденции. Реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть част­ную предпринимательскую инициативу. В июне 1987 г. прини­мается Закон «О государственном предприятии» (распро­страненный на все предприятия с 1989 г.), предусматривав­ший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Пред­приятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные ин­вестиции и директивы плановых органов существенно сокра­щали свою сферу действия. На практике государственные мо­нополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогооб­ложение находились в ведении центральных органов) огра­ничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централи­зованном порядке, значительный дефицит и «теневая эконо­мика» также не позволяли наладить новую систему ценообра-

1 7-ЛП7

17-607


 

XI.

 


 


зования. Становление рынка проходило с огромными труд­ностями.

В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производствен­ных и сервисных областей. Быстро стали развиваться коопе­ративный сектор экономики и индивидуальная трудовая дея­тельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой экономики». Сложились четыре уровня цен (госу­дарственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуа­ции. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психо­логические (неприятие) препятствия. Формирующаяся ры­ночная экономика в значительной степени стала носить спе­кулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сию­минутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном сек­торе начинается в 1988 г., когда введение арендных догово­ров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для форми­рования фермерства. В новом положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе ре­шений коллектива каждого колхоза. Однако арендное движе­ние так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выде­ление и определение размеров приусадебных участков, за­ключение договоров аренды и т. п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро уда­лялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происхо­дила на каждом новом этапе перестройки. Происходило об­новление всех руководящих партийных структур. Для эффек­тивности преобразований было признано необходимым пол­ностью восстановить роль Советов как «органов социалисти­ческой власти», роль, которую присвоили себе партийные


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Еусударство и право в условиях кризиса социализма 511 | Государство и право в условиях кризиса социализма 519
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.