Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность участкового уполномоченного милиции

Служба участковых инспекторов милиции – центральное звено в системе специально – криминологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел. Основной груз по предупреждению рецидивной преступности ложится на службу участковых уполномоченных милиции, которая осуществляет для этого общую профилактику преступности на обслуживаемой территории и индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на административном учете.

Правовой основой профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции является: Федеральный закон «О милиции»; приказ МВД РФ № 900 от 16 сентября 2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 № 300), закрепляющий «Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»; Приказ от 11 августа 1998 г. № 490 (в ред. Приказа МВД РФ от 13.01.2003 № 21) "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", закрепляющий "Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"; Приказ МВД РФ № 231 14.07.92 г. и т.д.

Общепрофилактическая деятельность участкового уполномоченного милиции включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение и глубокий анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Информацию об обслуживаемой территории участковый уполномоченный получает в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел.

Участковый уполномоченный должен знать:

- территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства;

- население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения;

- количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших.

- места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;

2. Выявление в деятельности учреждений, предприятий, организаций причин и условий, способствующих совершению различных правонарушений и осуществления контроля за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению выявленных недостатков. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия мер;

3. Систематическое обследование расположенных на обследуемой территории объектов, мест массового отдыха граждан, обращая внимание на те из них, где наиболее часто совершаются правонарушения;

4. Осуществление проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета;

5. Выявление на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению и принятие к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

6. Проведение среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информирование об этом население через местные средства массовой информации; и т.д.

Участковый уполномоченный обязан систематически обходить обслуживаемую территорию и не реже одного раза в полугодие осуществлять поквартирный (подворный) обход административного участка, также он обязан постоянно осуществлять прием граждан. Полученная информация заносится в паспорт на административный участок, в паспорт на жилой дом (жилые дома) и в журнал обращений и приема граждан для последующего ее анализа, систематизации и принятия необходимых профилактических мер.

Индивидуально-профилактические мероприятия участковый уполномоченный в первую очередь осуществляет в отношении ранее судимых лиц.

Индивидуальное предупреждение включает в себя комплекс мер, направленных на то, чтобы: а) устранить неблагоприятные воздействия на конкретную личность, могущие привести к повторному совершению преступления; б) изменить социально неодобряемое поведение, взгляды, интересы, стремления и наклонности таких лиц, предупредив тем самым совершение ими очередного преступления. Оно включает также неотложные меры по пресечению подготовляемых преступлений и пресечению попыток их совершить. Индивидуальное предупреждение состоит в выявлении и устранении причин возможного преступного поведения конкретного человека; условий, способствующих такому поведению, благоприятствующих совершению лицом преступлений.

Успех индивидуального предупреждения рецидивных преступлений во многом зависит от того, насколько развита профилактическая работа на общесоциальном и специально-криминологическом уровне в регионе, среди отдельных социальных групп, в микрорайоне и т. д., а также профилактика отдельных видов преступлений.

Основанием для индивидуального профилактического контроля служит сообщение или уведомление из органов исполняющих уголовные наказания о том, что на обслуживаемой территории проживает осужденный, отбывающий наказание не связанное с лишением свободы или освободившийся из мест лишения свободы, в отношении которого установлены в судебном порядке ограничения.

Профилактическая работа участкового уполномоченного с конкретным лицом начинается с постановки его на учет. Наиболее распространенными формами профилактического учета являются контрольные карточки и контрольно-наблюдательные дела. Кроме того участковый уполномоченный вносит информацию о лицах, состоящих на профилактическом учете, в паспорт на административный участок и в паспорт на жилой дом.

Контрольные карточки заводятся на лиц: освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

Контрольная карточка представляет собой формализованный бланк, утвержденный Приказом МВД № 900 – 2002 г., в котором отражаются следующие сведения: фамилия, имя, отчество о лица, стоящего на профилактическом учете; дата и место его рождения; место жительства и место работы; семья, проживающая с ним совместно (степень родства, Ф.И.О., год рождения, место работы, учебы); основания для осуществления контроля; дата установления и окончания контроля; сведения о правонарушениях, совершенных лицом, в период нахождения под контролем (дата, вид правонарушения, принятые меры); отметки о проводимой в отношении профилактической работе.

Контрольно-наблюдательные дела заводятся на лиц, освобожденных из мест лишения в отношении которых установлены судебные ограничения. В контрольно-наблюдательном деле собираются сведения о противоправном поведении контролируемого лица в быту, его характеристики по месту жительства и на работе, данные об образе жизни, его связях, о лицах, которые могут оказать на него положительное влияние. В ходе ведения контрольно-наблюдательного дела в нем отражается характер проводимой индивидуально-предупредительной работы.

Участковый уполномоченный милиции заводит контрольную карточку и контрольно-наблюдательное дело на основании извещения или сообщения, поступающего в орган внутренних дел по месту прибытия освобожденного из исправительного учреждения. Если лицо отбывает наказание не связанное с лишением свободы или условно, то в этом случае извещение приходит из уголовно - исполнительной инспекции по месту жительства осужденного.

Извещение из исправительного учреждения содержит ряд важных прогностических характеристик освобожденного лица, которые позволяют в известной мере определить, нуждается ли данное лицо в целенаправленном профилактическом воздействии. В извещении содержится следующая информация об освобождаемом: вид совершенного им преступления, срок наказания по приговору суда, прошлые судимости, черты характера, волевые качества, характеристика поведения за последние два года пребывания в исправительном учреждении, отношение к ранее совершенному преступлению и отбытому наказанию, отношение к труду и семье. Особое внимание уделяется сведениям об отрицательных связях и намерениях, а также о лицах, могущих оказывать положительное влияние.

Извещение направляется за 20 дней до освобождения, однако не на всех освобождаемых лиц, а только на тех из них, в отношении которых установлены в судебном порядке ограничения. Ограничения могут быть установлены в отношении лиц не вставших на путь исправления или не отказавшихся от намерений продолжать преступную деятельность, судимых за наиболее опасные преступления, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, имеющих три и более судимостей. На всех остальных освобождаемых из исправительных учреждений лиц высылаются сообщения, содержащие установочные и уголовно-правовые данные, а также краткие сведения о поведении в исправительном учреждении.

Участковые уполномоченные милиции начинают профилактическую работу с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, за шесть месяцев до их освобождения. Руководствуясь п.1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. В соответствии с п.1.1, 1.2 совместного указания МВД РФ и федеральной службы занятости РФ «О некоторых изменениях порядка трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказания» от 28.09.1992 администрация учреждения направляет запрос в орган внутренних дел о возможности регистрации осужденного по выбранному месту жительства. В 20-дневный срок со дня поступления запроса в орган внутренних дел участковый уполномоченный устанавливает возможность регистрации лица, освобожденного из учреждения, по выбранному месту жительства. Если освобождаемый возвращается на прежнее место жительства, то участковый уполномоченный выясняет отношение членов семьи к его возвращению и совместному проживанию. В необходимых случаях участковый уполномоченный встречается с руководителями предприятий, организаций, учреждений, где до совершения преступления работал осужденный и изучает возможность его трудоустройства, оказания ему поддержки и помощи или направляет в центр занятости информацию, необходимую для трудоустройства этого лица. О результатах проделанной участковым уполномоченным милиции подготовительной работы сообщается в исправительное учреждение.

По прибытии лица, освобожденного из мест лишения свободы, участковый уполномоченный милиции проводит с ним ознакомительную беседу, в ходе которой выясняет его дальнейшие планы и намерения на период адаптации к жизни на свободе, отношения с семьей и родственниками, вопросы, связанные с трудовым и бытовым устройством, возникающие при их решении трудности и другие обстоятельства, имеющие значение для профилактической работы. Разъясняет порядок регистрации по месту постоянного проживания и по возможности оказывает необходимую помощь в трудоустройстве. В беседе с такими лицами очень важно выяснить их подлинное отношение к совершенному ими преступлению (раскаивается в нем или нет, бравирует и т. д.), отношение к наказанию (считает справедливым или нет) и всему уголовно-исполнительному воздействию. Необходимо настойчиво стремиться к тому, чтобы вызвать в нем нравственное осуждение своего преступного прошлого, искреннюю готовность окончательно покончить с ним. Следует иметь ввиду, что для многих лиц, возвратившихся из мест лишения свободы, характерно состояние растерянности, неуверенности в собственных силах. Это могут быть люди надломленные, не знающие чему посвятить себя. Учитывая это, ознакомительную беседу с ними необходимо вести как можно тактичнее, терпеливее, строить ее как совместный поиск оптимальных путей успешной социализации в постпенитенциарный период.

В соответствии со статьей 82 УК РФ, которая закрепила право осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи, освобожденные вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона «О занятости населения» относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В соответствии с п.2.3 совместного указания МВД РФ и федеральной службы занятости РФ освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости. Для эффективного содействия в трудоустройстве руководители регионов вводят квотирование рабочих мест (т.е. обязанность работодателя принимать на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы). Бывший осужденный вправе требовать от службы занятости провести его обучение, если нет возможности подобрать ему подходящую работу из-за отсутствия необходимых профессиональных навыков, или утрачена способность к выполнению работы по прежней специальности, или его прежняя специальность стала не нужна. В период вынужденной безработицы, гражданин, освобожденный из мест лишения свободы и зарегистрированный в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца.

Необходимым условием осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы является глубокое и всестороннее изучение их личности:

а) развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, широта взглядов), черты характера (уровень коммуникабельности, эгоистичность, легкомыслие, безответственность, мстительность, жестокость, завистливость и т. д.), волевые качества (настойчивость, решительность, способность быть лидером или ведомым и т. д.), интересы (к чтению, спорту, коллекционированию, рыбалке, охоте и т. д.);

б) их преступное прошлое (когда, где и за что привлекались к уголовной ответственности, что было причиной совершенных преступлений, где отбывали наказание и как характеризовались в этот период; наличие преступного опыта, осведомленность о методах оперативно-розыскной работы ОВД, участие в преступных группировках и т.д.);

в) семейное положение, наличие и состав семьи, отношения в семье и степень ее прочности, позитивные и негативные факторы, также нравственный и психологический микроклимат в ней;

г) наличие образования, профессии, трудовой опыт и стаж, отношение к работе или учебе;

д) неформальное общение, его содержание, характеристика лиц, с которыми поддерживаются связи в неформальных группах, по месту жительства, учебы, работы или проведения досуга;

е) склонность к антиобщественному поведению: к употреблению алкогольных напитков, наркотиков, психотропных веществ; склонность к азартным играм и т.д.;

ж) жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность и т. д.;

з) наличие имеющихся заболеваний, инвалидности.

Информацию, полученную из исправительных учреждений, из бесед с освобожденными, их родственниками и лицами из ближайшего окружения, путем ознакомления с условиями их труда и жизни, участковые уполномоченные милиции фиксируют в справках, рапортах и других служебных документах, которые концентрируются в контрольно-наблюдательных делах и в последующем служат основанием для оценки происшедших изменений в и их личностных качествах и поведении в результате проведенных профилактических мероприятий.

На каждое лицо, в отношении которого будет осуществляться контроль, участковый уполномоченный составляет индивидуальный план профилактических мероприятий с целью недопущения рецидива преступлений со стороны данных лиц. В число мероприятий в обязательном порядке входит:

- систематическое проведение индивидуально-профилактических бесед с лицом, в отношении которого осуществляется контроль. Участковый уполномоченный разъясняет прежде всего смысл и содержание правовых норм. Он стремится постепенно подвести подучетника к правильной оценке своего прошлого антиобщественного поведения и осознанию необходимости изменить его в лучшую сторону. Воспитательные беседы должны быть конкретными, целенаправленными, убедительными и длительными (т.е. продолжаться столько, сколько требуется для действительного перевоспитания, переориентации позиции, образа жизни, поведения лица). Профилактические беседы помимо своей главной задачи- оказание непосредственного воздействия на профилактируемое лицо, помогают участковым уполномоченным контролировать их поведение в быту и способствуют сбору необходимой информации для проведения в дальнейшем индивидуально-профилактической работы;

- помощь в трудоустройстве, лицам, не имеющим постоянной работы;

- беседы с их родственниками и лицами, способными оказывать на них положительное или отрицательное воздействие;

- посещение контролируемых лиц по месту жительства с целью изучения их поведения в быту и образа жизни;

- посещение рабочих мест осужденных, отбывающих наказание не связанное с лишением свободы, проведение бесед с ними и представителями администрации организаций, на которых возложен контроль за поведением осужденных на производстве и проведение с ними воспитательной работы;

- проведение иных воспитательных мероприятий, способствующих исправлению лиц, в отношении которых осуществляется профилактический контроль (например, привлечение к занятиям в школе, в различных учебных заведениях, спортом и т.д.).

Профилактика рецидива преступлений применительно к сфере быта осуществляется в следующих направлениях:

Во-первых, участковые уполномоченные принимают необходимые меры, направленные на сохранение, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье ранее судимого. Одним из важных условий для нормальной адаптации лиц ранее судимых является поддержка семьи и ближайшего окружения. Именно от них, по большей части, и зависит поведение судимого: от их отношения, негативной или позитивной оценки, их взглядов и социальной направленности. Зачастую именно семья способствует тому, что человек становится преступником.

Во-вторых, осуществляются меры по устранению возможного отрицательного влияния на профилактируемое лицо со стороны лиц из их ближайшего бытового окружения, особенно из числа ранее судимых. Как правило, «рецидивисты» имеют ограниченный, устоявшийся круг общения, состоящий, как правило, из таких же ранее судимых. Постоянное общение в местах лишения свободы, не прекращающееся после выхода на волю, приводит к крайне негативным последствиям. Нарушается процесс адаптации ранее судимых к жизни в обществе, и, к тому же, происходит вовлечение еще большего количества людей в преступную деятельность. Для этого лица, отрицательно влияющие на подучетника, в необходимых случаях приглашаются для беседы в органы внутренних дел, где предупреждаются о недопустимости антиобщественного поведения, а при наличии достаточных оснований к ним могут быть приняты меры административного или уголовно-правового воздействия.

В-третьих, важным направлением в работе участкового уполномоченного является профилактика таких негативных социальных явлений как алкоголизм и наркомания среди лиц, стоящих на учете. Нет необходимости говорить о том, что причиной многих преступлений является систематическое употребление наркотиков, психотропных веществ или злоупотребление алкогольными напитками. Участковый уполномоченный должен проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков.

Наряду с рассмотренными мерами профилактике рецидива преступлений способствует применение административно-правовых мер в отношении ранее судимых лиц, которые нарушают общественный порядок, например, совершают мелкие хулиганские действия, появляются в общественных местах в состоянии опьянения, потребляют наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, не выполняют обязанностей, установленных судом и т.д. В случае невыполнения лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом, поднадзорные могут привлекаться к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях со взысканием штрафа от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда либо административный арест на срок до 15 суток.

Профилактика рецидивной преступности проводится участковыми уполномоченными милиции в тесном контакте с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций ФСИН МЮ РФ (Федеральная служба исполнения наказаний). Совместный приказ МВД России и Минюста России № 561/122 от 11.09.98 г. (п. 1.2., п. 2.1.) устанавливает, что повышение эффективности профилактики преступлений среди подучетных лиц и усиление контроля за их поведением является общей задачей двух ведомств. По действующему законодательству на уголовно-исполнительные инспекции возлагается учет и контроль за лицами: условно осужденными, осужденными к наказаниям не связанным с лишением свободы и досрочно освобожденными с отсрочкой исполнения наказания, а органы внутренних дел совместно с уголовно-исполнительными инспекциями контролируют поведение осужденных в быту и на производстве и проводят с ними профилактические мероприятия. Существующий порядок взаимодействия определяется совместным приказом МВД России и Минюста России № 393/179 от 28.05.1999 г.

Органы внутренних дел взаимодействуют с уголовно-исполнительными инспекциями на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией. В этих целях органы внутренних дел:

- готовят и направляют в уголовно-исполнительные инспекции предложения в планы совместных мероприятий;

- принимают участие в мероприятиях, проводимых уголовно-исполнительными инспекциями по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах;

- систематически (не реже одного раза в квартал) получают из уголовно-исполнительных инспекций списки осужденных, поставленных на учет инспекцией.

Вопросы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями ОВД периодически рассматриваются на служебных совещаниях при начальниках МОБ ОВД, на которых заслушиваются участковые инспектора милиции и сотрудники других служб о проведенных профилактических мероприятиях с осужденными по месту их жительства.

Контрольно-профилактические мероприятия в отношении осужденного условно или к наказаниям не связанным с лишением свободы начинаются с направления уголовно-исполнительной инспекцией начальнику органа внутренних дел сообщения установленного образца (утвержденного приказом МЮ РФ № 38 – 2005, форма №5) о постановке осужденного на учет. В этом сообщении дается задание участковым уполномоченным милиции организовать проведение профилактических мероприятий и принять участие в контроле за поведением и исполнением возложенных на него обязанностей, установленных судом. В соответствии с п. 5 ст.73 УК РФ суд, назначая условное осуждение, либо применяя условно-досрочно освобождение от дальнейшего отбывания наказания, может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления о том уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семье. Кроме перечисленных суд может, исходя из конкретной воспитательной ситуации, возложить на осужденного и иные дополнительные обязанности: завершить обучение в школе, пройти курс обучения новой специальности и т.п.

В соответствии с «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции» участковый уполномоченный милиции после получения из инспекции сообщения о том, что на обслуживаемой территории проживает осужденный, приступает к осуществлению контроля за поведением осужденного по месту жительства и исполнением возложенных на него обязанностей, проводит с ним профилактическую работу. Периодически проверяет осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Результаты проверки заносятся в контрольные карточки. О проделанной работе участковый уполномоченный ежеквартально представляет рапорт в уголовно-исполнительную инспекцию и не реже одного раза в три месяца совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции осуществляет проверки осужденных по месту жительства и в общественных местах. Если осужденный совершает административные правонарушения либо не выполняет возложенные на него обязанности, то участковый принимает своевременные меры правового и профилактического воздействия с целью предупреждения повторных противоправных действий и о проведенной работе так же информирует инспекцию.

Участковые уполномоченные оказывают содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в осуществлении профилактики рецидива преступлений среди ранее судимых несовершеннолетних лиц. Участковые уполномоченные выявляют родителей (или лиц, их заменяющих) не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством и принимает к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные административным и уголовным законодательством.

Следует отметить, что в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений лицами, состоящими на профилактических учетах органов внутренних дел, отделами по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции проводятся в отношении участкового уполномоченного служебная проверка, в ходе которой изучаются: контрольно-наблюдательные дела, учетные карточки на лиц, состоящих на профилактическом учете в органе внутренних дел; материалы о совершенном преступлении; объяснения от родственников, знакомых, соседей по факту совершения преступления и его мотивов; характеристики с места жительства и работы (учебы) лица, совершившего преступление; рапорта (справки) об индивидуально-профилактической работе, проводившейся участковыми уполномоченными и сотрудниками других служб и подразделений с лицом, состоявшим на профилактическом учете в органе внутренних дел и совершившем преступление; иные документы, содержащие сведения о личности лица, состоявшего на профилактическом учете в органе внутренних дел и совершившего преступление, его связях, образе жизни и так далее. По материалам, полученным в ходе служебной проверки, составляется заключение, в котором перечисляются выявленные недостатки в осуществлении контроля за лицом, состоявшим на профилактическом учете, упущения в профилактической и оперативно-розыскной деятельности по установлению связей, намерений, образа жизни, упущения в работе по предупреждению повторных преступлений, несвоевременная (либо ее отсутствие) постановка лица на учет, прочие обстоятельства, имеющие значение для объективной оценки полноты и эффективности проводившейся работы. К заключению по материалам служебной проверки прилагаются проекты приказов, указаний направленных на повышение эффективности работы участковых уполномоченных милиции.

Индивидуально-профилактическая работа и контроль со стороны участковых уполномоченных милиции за лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, прекращается или продлевается после получения из инспекции уведомления о том, что осужденный уголовное наказание отбыл в полном объеме, истек (продлен) испытательный срок для лиц, условно осужденных или прекращено исполнение наказания по иным основаниям (амнистия, помилование и т. д.). Если говорить о лицах, освобожденных из исправительных учреждений в отношении которых установлены ограничения и о лицах, условно-досрочно освобожденных, то вопрос установления и прекращения контроля законодательно не урегулирован.

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних

Лица, совершающие преступления в раннем возрасте, позже, как правило значительно труднее поддаются исправительному воздействию и в итоге составляют основной резерв для рецидивной преступности.

Своевременное принятие необходимых профилактических мер к лицам не достигшим возраста уголовной ответственности, совершившим общественно опасные деяния, к в первые осужденным подросткам, отбывающим наказание не связанное с лишением свободы, условно осужденным или освободившимся от дальнейшего отбывания уголовного наказания, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц, стойкой направленности на совершение в дальнейшем повторного преступления.

В системе органов внутренних дел основной службой осуществляющей профилактику рецидивной преступности среди несовершеннолетних является подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН). Их деятельность регулируется: Законом РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», Федеральным закон РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» утвержденной Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 и Приказом МВД РФ № 19 от 17.01.2006 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Предупреждение рецидивной преступности среди несовершеннолетних включает в себя общую профилактику преступности на обслуживаемой территории и индивидуальную профилактическую работу с ранее судимыми лицами, проживающих на обслуживаемой ОВД территории.

Сотрудники ПДН осуществляют следующие общепрофилактические мероприятия:

- выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции принимают меры к их устранению;

- ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой занятости, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в т. ч. склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции принимают меры в соответствии с законодательством;

- выявляют родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежащее исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством;

- выявляют несовершеннолетних, находящихся в беспомощном состоянии, опасном для их здоровья и жизни, в соответствии с законодательством оказывают им помощь, при необходимости доставляют их в органы внутренних дели в установленном порядке информируют о них заинтересованные государственные органы;

- в соответствии с законодательством информируют органы опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, в целях обеспечения защиты их прав и интересов;

- проводят разъяснительную работу среди населения по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних, активно используют в этих целях возможности радио и телевидения.

Специальное предупреждение рецидивной преступности реализуется в форме индивидуальной профилактической работы с ранее судимыми лицами, состоящими на учете в отделе ПДН.

Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел предусмотрено три формы профилактического учета: контрольная карточка, контрольно-наблюдательное дело и наблюдательное дело на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Кроме того сотрудник ПДН вносит информацию о лицах, состоящих на профилактическом учете, в журнал регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Разрешение о постановке на учет дается в письменном виде начальником ОВД или его заместителем. Указанными руководителями не реже одного раза в полугодие изучаются учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела на лиц, состоящих на учете. По результатам изучения даются письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактики правонарушений. При заведении учетно-профилактической карточки и учетно-профилактического дела сотрудник ПДН проводит беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъясняет им основание постановки на учет и порядок снятия с учета.

На учет с заведением учетно-профилактической карточки ставятся несовершеннолетние лица:

а) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

б) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

в) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия;

г) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

д) не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

ж) обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

з) родители, отрицательно влияющие на детей. Родители ставятся на учет только в том случае, если их противоправное поведение в установленном порядке зафиксировано в:

- приговоре, определении или постановлении суда;

- постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

- заключении, утвержденном начальником ОВД, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

На учет с заведением учетно-профилактического дела ставятся несовершеннолетние:

а) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания;

б) освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

в) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

г) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

д) осужденные за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

е) осужденные условно;

ж) осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

На каждое несовершеннолетнее лицо, состоящее на учете с заведенным учетно-профилактическим делом, сотрудник ПДН ежеквартально составляет индивидуальный план профилактических мероприятий с целью недопущения рецидива преступлений со стороны данного лица. Запланированные профилактические мероприятия должны проводиться с учетом особенностей личности несовершеннолетнего и его окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, иными лицами, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения характеризующих материалов.

Сотрудник ПДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним:

- выясняет образ жизни, связи и намерения несовершеннолетнего;

- разъясняет несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий;

- выявляет и в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений;

- выявляет и в пределах своей компетенции в установленном порядке привлекают к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (преступлений), а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

- привлекает к профилактической работе с несовершеннолетним лиц, способных оказать на него положительное влияние;

- решает вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего, во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одним из важнейших направлений профилактики рецидивной преступности несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, возвращающихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. Поведение отдельного лица после отбытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного воздействия, которое оказывалось на него в местах лишения свободы, сколько от влияния на него факторов постпенитенциарной адаптации. Одни из них способствуют закреплению результатов исправительного воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления. Решить проблему успешной социализации в настоящее время достаточно сложно прежде всего в силу того, что большинства несовершеннолетних до осуждения не существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи, отрицательно влияющей на подростка и заканчивая криминогенным районом. Для детей выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Значит о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е. о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе» К тому же, для многих подростков после освобождения из воспитательных колоний или возвращения из учебно-воспитательных учреждений по разным причинам негде жить и не на что существовать. Практически неразрешимой стала проблема их трудоустройства. Почти 40% несовершеннолетних, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы испытали при трудоустройстве серьезные препятствия. И хотя внушительное количество молодых людей (68,2%) владели той или иной профессией, которую они получили в воспитательной колонии, им было отказано в приеме на работу по причине судимости.

Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода с участием специальных органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В эту систему в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «Об основах системы профилактик и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» помимо ОВД входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы по делам молодежи, органы службы занятости. Особо следует выделить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые призваны координировать деятельность всех выше перечисленных органов и учреждений. Задачами комиссий являются: защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; координирует вопросы, связанные с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; готовят совместно с сотрудниками ПДН материалов, представляемые в суд, по вопросам, связанным с направлением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН и их родителей, отрицательно влияющих на детей.

Сотрудники ПДН готовят материалы для органа управления социальной защиты населения на лиц, состоящих на учете в ПДН, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации для направления их в:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Для предупреждения повторного совершения общественно опасного деяния со стороны лиц, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, сотрудники ПДН готовят материалы для рассмотрения в судебном порядке возможность помещения подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Сотрудник ПДН направляет за подписью начальника ОВД в суд по месту жительства подростка следующие материалы:

- прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;

- постановление комиссии по делам несовершеннолетних, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

- характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;

- акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

- справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

- заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Сотрудники ПДН активно взаимодействуют с уголовно-исполнительными инспекциями в сфере предупреждения рецидива преступлений со стороны лиц, условно осужденных, досрочно освобожденных и осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы. О каждом выявленном административном правонарушении со стороны осужденного несовершеннолетнего, а также о фактах неисполнения условно осужденным несовершеннолетним обязанностей, возложенных на него судом, сотрудники ПДН информируют уголовно-исполнительные инспекции. При совершении условно осужденным двух административных правонарушений либо систематическом или злостном неисполнении возложенных судом обязанностей, сотрудник ПДН вносят в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока. При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними женского пола, осужденными с отсрочкой отбывания наказания, сотрудники ПДН, в случае уклонения осужденной от воспитания ребенка и ухода за ним вносят в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене отсрочки отбывания наказания или вносят в суд по месту жительства осужденной представление об отмене отсрочки отбывания наказания.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, проводится во взаимодействии и по согласованию со следователем, в производстве которого находится уголовное дело. Информация о поведении таких несовершеннолетних, правонарушениях, совершенных ими, незамедлительно передается следователю.

Ведение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел на несовершеннолетних прекращается, и несовершеннолетние снимаются с учета ПДН в случаях:

- исправления. При этом лица, состоящие на учете за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учета по согласованию с органами здравоохранения;

- достижения 18 лет;

- вынесения судом определения об отмене условного осуждения либо отсрочки отбывания наказания;

- истечения испытательного срока при условном осуждении;

- отмены либо изменения приговора, исключивших применение условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, если судом не применены к этому лицу иные виды наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

- совершения преступления, если в отношении лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или при его осуждении к лишению свободы;

- не подтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет;

- наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений;

- смерти, признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим.

Деятельность криминальной милиции и следственных подразделений

Профилактика рецидивной преступности осуществляется не только гласными методами и средствами, но и негласными. Применение последних обеспечивается деятельностью оперативных подразделений криминальной милиции: уголовным розыском; подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями; с организованной преступностью и терроризмом. Профилактическая деятельность этих оперативных служб обеспечивается Федеральными законами «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Приказ МВД РФ № 19 от 17.01.2006 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и другими ведомственными приказами и инструкциями.

В соответствии с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», закрепленных приказом МВД РФ № 19 сотрудники подразделений криминальной милиции обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Оперативная работа сотрудника уголовного розыска начинается с получения из службы по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции извещения о прибытии на обслуживаемую территорию для постоянного проживания лица, в отношении которого требуется проводить профилактический контроль. На основании полученной информации оперативный сотрудник заводит контрольную карточку, где будут фиксироваться все результаты проводимых оперативно–розыскных мероприятий и приступает к осуществлению профилактического контроля.

Сотрудник уголовного розыска используя оперативные учеты ОВД и проводя необходимые оперативно-розыскные мероприятия такие, например, как: опрос граждан, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений и телефонных переговоров и т.д. устанавливают данные, характеризующие поведение профилактируемого лица в быту, выявляются его намерения совершить преступление.

Полученные результаты сотрудник ОУР заносит в учетную карточку и один раз в квартал информирует рапортом службу по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции о проведенной профилактической работе в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы.

При выявлении среди подучетников лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, оперативные сотрудники принимают необходимые меры по документированию и пресечению противоправных действий с передачей оперативно-розыскных материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

На этапе предварительного расследования профилактические мероприятия осуществляются сотрудниками следственных подразделений ОВД в отношении подучетных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении новых преступлений.

Быстрое и всестороннее расследование не только обеспечивает привлечение лиц, виновных в совершении преступлений, к уголовной ответственности и тем самым пресекается их дальнейшая преступная деятельность, но и имеет общепревентивное значение, поскольку, убеждаясь в неотвратимости наказания, часть из них возможно удержится в будущем от совершения новых преступлений.

 

Как известно, деятельность следователя по предупреждению преступлений складывается из мер процессуального и не процессуального характера. К процессуальным мерам, т.е. к таким, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, относятся: задержание подозреваемого в совершении преступления; проведение выемок, обысков с последующим изъятием орудий и средств совершения преступлений, ценностей добытых преступным путем, а также предметов изъятых из гражданского оборота; применение в отношении обвиняемого меры пресечения.

К мерам не процессуального характера относятся, например: профилактические беседы со свидетелями, подозреваемыми и обвиняемыми; выступление в средствах массовой информации, на предприятиях и в учреждениях, перед населением с сообщениями о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений.

Для профилактики рецидивной преступности следователю в ходе проведения предварительного следствия необходимо уделять особое внимание следующим обстоятельствам:

1) «Рецидивисты» нередко скрывают свою настоящую фамилию и судимости, а иногда выступают под несколькими фамилиями. Поэтому для правильной оценки личности преступника и выявления истинных причин преступного поведения, следователю необходимо устанавливать настоящую фамилию преступника и его преступное прошлое путем сбора необходимой информации, используя архивы судов, специальные информационные центры, криминалистические учеты МВД, свидетельские показания и т.д.

2) Следует учитывать такое обстоятельство, как то что часть «рецидивистов», не находящихся под стражей, могут продолжать совершать преступления во время предварительного следствия.

3) Многие «рецидивисты» неплохо осведомлены о приемах и методах деятельности ОВД по борьбе с преступностью, поэтому стремятся скрыть не только свои криминальные, но и социально-полезные связи.

4) «Рецидивисты» чаще, чем другие преступники, способны прибегнуть к запугиванию свидетелей и потерпевших или насилию над ними.

5) Возможны случаи, когда «рецидивисты» легко сознаются в совершении менее опасных преступлений с целью сокрытия более опасного и тяжкого преступления.

6) Из чувства ложной солидарности с подобными себе преступниками «рецидивисты» могут прибегать к самооговору, взять на себя вину за преступления, совершенные другими. Вместе с тем способны к оговору других лиц.

Эти и другие особенности, свойственные «рецидивистам», не только значительно усложняют работу по выявлению причин и условий совершаемых ими преступлений, но и требуют особого внимания к проведению с ними профилактической работы.

Из курса криминологии известно, что рецидивная преступность, как социально-правовая система, обладает разноуровневыми характеристиками и детерминирована факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка. Для борьбы с этим социально-правовым явлением требуется комплексный подход с участием всего общества, всех звеньев его социального организма. Комплексный подход в борьбе с рецидивной преступностью должен органично сочетать в себе общесоциальные и специально-криминологические мероприятия направленные на устранение причин и условий, негативно влияющих на динамику рецидивной преступности.

Успешность комплексного подхода во многом должна обеспечиваться разработкой и реализацией специальных федеральных и региональных программ, направленных на борьбу с рецидивной преступностью. Подобные программы должны были конкретизировать компетенцию всех субъектов профилактики, повысить взаимодействие между ними, определить для них основные мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и этапы исполнения.

 

 


Заключение

 

Таким образом, органы внутренних дел являясь специальными субъек­тами предупреждения преступлений и административных правонарушений во первых, не просто выделяют задачи и функции предупредительной дея­тельности как основной компетенции, но и выделяют приоритетность задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государствен­ной безопасности, борьбы с преступностью, во-вторых, призваны осуществ­лять предупредительную деятельность до того, как она примет процессуаль­ные формы, в-третьих, обладают правомочиями представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения, в-четвертых, осуществляют предупредительную деятельность в строгой организации в кадровом и ресурсном обеспечении в сочетании с жестким требованием участия в предупреждении преступлении и админист­ративных правонарушений всех служб и подразделений, учреждение органи­заций в меру возложенных служебных задач.

В деятельности органов внутренних дел приоритет должен принадле­жать разъяснению, предупреждению, поддержке и защите позитивных дейст­вий, требованию исполнения закона, и лишь в крайнем случае принуждению.


Литература

1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Словарь терминов по предупреждению преступлений: Учебно-практическое пособие / Гордеев А.Ю., Бочарникова Л.Н., Александров А.Н. – Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2009.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 734.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропочева. – Спб., - 2005. – 520с.

5. Административная деятельность ОВД: Учебник (т. 1-3) / Сальников В.П. -СПб., 2003.

6. Оперативно-розыскная деятельность: учебник 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Гориянова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФА-М, 2004. – XIV, 848 с.

7. Организация работы горрайоргана внутренних дел по предупреждению преступлений / Под ред. Э.И. Петрова. - М., 1994. - 151 с. - (Библиотечка начальника горрайлиноргана внутренних дел, Вып.4).

8. Мазур С. Н. Содержание специального предупреждения организованных преступлений органами внутренних дел // Оперативник (сыщик). - 2007. - № 2. - С. 46-48.

9. Козлов В.И., Прохорова М.И. Проблемы противодействия рецидиву преступлений // Российский следователь. – 2008. - № 17.

10. Липилин А.Г. Состояние рецидивной преступности и проблемы ее профилактики // Российский следователь. – 2007. - №13

11. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. - Ст. 3349.

12. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 02.03.2007г.). – М., - 2007.

13. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» (в ред. от 29.05.2006г.)

14. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

15. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. от 30.03.2006г.).

16. Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. от 09.10.2004г.)

17. Приказ МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

18. Приказ МВД РФ от 23.12.2005 №1042 "Об утверждении типового положения об управлении внутренних дел на транспорте министерства внутренних дел Российской Федерации".

19. Приказ МВД РФ от 04.01.1999 № 1 "О мерах по реализации указа президента Российской Федерации от 23.11.1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»" (ред. 24.08.2006).

20. Использование сотрудниками подразделений дознания и следователями процессуальных и непроцессуальных форм профилактики преступлений: Методические рекомендации / Данилова С.И, Осипов Д.В., - М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 12 с.

21. Предупреждение преступлений и сыск: зарисовки исторического опыта / В. А.Бодренков // Оперативник (сыщик). - 2007. - № 2. - С. 44-46.

22. Абдурахманов А.А. Правовые и организационные проблемы предупреждения участковыми уполномоченными милиции правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. - М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России. - 2005. - Сб. № 12. - С. 36.

23. Данилова С.И. Характеристика профилактической деятельности органов предварительного расследования // Правовая система «КонсультантПлюс». - 2004.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Место и роль органов внутренних дел в предупреждении рецидивной преступности. Административный надзор | В чем заключаются гносеологические основы процесса обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.211 сек.