КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальные информационные системы
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС) связано с расширением функциональных возможностей информационных систем в области обработки информации и способов её хранения. Тенденция интеллектуализации информационных систем отмечается во многих областях использования таких систем и в ближайшей перспективе этот процесс будет продолжаться. С интеллектуальными информационными системами тесно связаны такие направления обработки информации как "Системы искусственного интеллекта" и "Экспертные системы". Искусственный интеллект – это программная система, имитирующая на компьютере мышление человека. Экспертные системы (ЭС) и системы искусственного интеллекта (СИИ) отличается от систем обработки данных тем, что в них в основном используются символьный (а не числовой) способ представления информации, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не исполнение известного алгоритма). Специфика экспертных систем по сравнению с другими системами искусственного интеллекта состоит в следующем: 1. Экспертные системы применяются для решения только трудных практических задач. По качеству и эффективности решения экспертные системы сопоставимы решениям эксперта-человека. 2. Решения экспертных систем обладают "прозрачностью", т.е. могут быть объяснены пользователю на качественном уровне (в отличие от решений, полученных с помощью числовых алгоритмов, и в особенности от решений, полученных статистическими методами). Это качество экспертных систем обеспечивается их способностью рассуждать о своих знаниях и умозаключениях. 3. Экспертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаимодействия с экспертом. Экспертные системы сформировались в самостоятельное научное направление в начале восьмидесятых годов на основе исследований по искусственному интеллекту. Цель создания экспертных систем заключается в разработке программ, которые, используя знания, полученные от специалистов в данной предметной области, решают те же проблемы, экспертами в которых являются эти специалисты (отсюда и название: ЭС). Существует несколько подходов к классификации ИИС, при этом каждый раз выбирается один или несколько наиболее важных для решаемой задачи признаков классификации. Классификация ИИС по решаемой задаче. • Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Примеры: обнаружение и идентификация различных типов океанских судов по результатам аэрокосмического сканирования; определение свойств личности по результатам психодиагностического тестирования. • Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность – это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является здесь необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы. Примеры: диагностика и терапия сужения коронарных сосудов; диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении компьютерных технологий. • Мониторинг. Основная задача мониторинга – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы – "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста. Примеры: контроль над работой электростанций, помощь диспетчерам атомного реактора; контроль аварийных датчиков на химическом заводе. • Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание "объектов" с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов – чертеж, пояснительная записка и т. д. Основные проблемы здесь – получение четкого структурного описания знаний об объекте. Для организации эффективного проектирования необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основных процесса: процесс вывода решения и процесс объяснения. Примеры: проектирование конфигураций ЭВМ; проектирование БИС; синтез электрических цепей. • Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками. Примеры: предсказание погоды; оценки будущего урожая; прогнозы в экономике. • Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. Примеры: планирование промышленных заказов; планирование эксперимента. • Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом "ученике" и его характерных ошибках, затем в работе они способны диагностировать слабости в познаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний. • Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями. Примеры: помощь в управлении газовой котельной; управление системой календарного планирования. • Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Примеры: выбор стратегии выхода фирмы из кризисной ситуации; помощь в выборе страховой компании или инвестора и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |