КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности научного метода
Сегодня, считает Мескон М. (1994), можно встретить понятия "наука управления", "наука о принятии решений", "системный анализ", "наука о системах", но чаще всего "исследование операций", которые используются как взаимозаменяемые. Эти термины распространяются на количественные методы. Многие авторы определенно могли бы отнести методы, которые мы рассматриваем в последующих разделах в связи с управлением операциями, планированием и средствами контроля, к методам науки управления. Независимо от предпочитаемой терминологии, отличительные особенности науки управления:
1) использование научного метода;
2) системная ориентация;
3) использование моделей.
Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые использованной на практике школой научного управления, является научный метод. Он состоит из трех этапов (рис. 1.1): наблюдения, формулирования гипотезы, верификации.
1. Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации по проблеме и ситуации. К примеру, если рассматривается зависимость между потребностью в изделиях и уровнем запасов, руководитель должен оценивать, как варьируют они и почти все другие аспекты научного анализа, который обычно проводится специалистами штабных подразделений.
2. Формулирование гипотезы. Формулируя гипотезу, исследователь выявляет имеющиеся альтернативы – варианты действий – и их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель – установление взаимосвязи между компонентами проблемы. Когда, например, наблюдение показывает, что запасы будут снижаться, если спрос в течение месяца возрастет на 10 %, руководитель может опереться на гипотезу, согласно которой прирост запасов на определенную величину предупредит их сокращение в подобной ситуации.
Информация
1. Наблюдение,
о релевантных факторах
сбор и анализ информации
2. Формулирование гипотезы – установление зависимости между компонентами проблемы по данным наблюдения
Если гипотеза верна
3. Проверка гипотезы – определение правильности гипотезы
Если гипотеза верна
Реализация решения или модели
Рис. 1.1. Научный метод в управлении
3. Верификация. На этом этапе исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения. Продолжая наш пример, отметим, что руководитель может в самом деле увеличить запасы на величину, рекомендованную штабным специалистом. Если при этом запасы не падают и не растут сверх меры, гипотезу следует признать правильной. Если все-таки возникает нехватка продукции с ростом спроса или запасы возрастают настолько, что расходы на их содержание становятся чрезмерными, гипотезу следует признать недостоверной. В этом случае, руководитель должен вернуться к первому этапу, добавить информацию, собранную на этапе проверки гипотезы, а также другие данные к имеющимся, после чего сформулировать новую гипотезу.
Применяя научный метод для разрешения проблем управления, необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является системная ориентация.
Третья особенность науки управления – использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.
Моделирование – это концепция, которой уделено много внимания в нашем обсуждении. Наиболее заметный и, возможно, наиболее значительный вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Многие из таких моделей настолько сложны, что не всякий средний руководитель в состоянии воспользоваться ими самостоятельно. Однако отсутствие основательного представления о моделях может привести руководителя к методу проб и ошибок и принятию необдуманных решений вместо применения проверенных методов..3. Резюме
1. Субъект управления (лицо, принимающее решение) – это управляющий или группа управляющих, которым предоставлено право разработки и окончательного выбора одного из альтернативных вариантов системы (товара, услуги) или (и) операции.
2. Необходимое условие исполнения решения – наличие власти (властных полномочий).
3. В 50-60-е гг. XX столетия методология науки управления была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала все более широко применяться для решения проблем в промышленности и принятии решений в разных ситуациях.
4. Сегодня можно встретить понятия "наука управления", "наука о принятии решений", "системный анализ", "наука о системах", но чаще всего "исследование операций", которые используются как взаимозаменяемые. Эти термины распространяются на количественные методы.
5. Наиболее заметный и, возможно, наиболее значительный вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Многие из таких моделей настолько сложны, что не всякий средний руководитель в состоянии воспользоваться ими самостоятельно.
6. Методы науки управления повышают качество принимаемых решений за счет использования научного подхода, системной ориентации и моделей.
7. Верификация – проверка истинности решения – одно из средств обеспечения его эффективности как инструмента управления.
Основные термины и понятия
Верификация
Властные полномочия
Наблюдение
Наука управления Научный метод
Субъект и объект управленческого решения
Формирование гипотезы Вопросы для повторения
1. Каковы три отличительных свойства подхода к решению проблем на базе науки управления?
2. Каковы этапы научного метода? Вопросы для обсуждения
1. В чем сущность взаимодействия субъектов и объектов управленческих решений?
2. Каковы отличительные особенности науки управления как инструмента повышения эффективности управленческих решений? Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. 2-е изд. – М.: Гардарика, 1996. – 416 с.
2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – г. Железнодорожный (Московская область): ТОО НПЦ “Крылья”, 1997. – 400 с.
3. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хефури Франклин. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1994. – 702 с.
4. C. West Churchman, R.L. Ackoff and E.L. Arnoff. Introduction to Operation Research. – New York: Wiley, 1957. p. 6.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |