Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Конспект лекций по Отечественной истории

1. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Основные этапы становления государственности.

3. Особенности социального строя Древней Руси.

4..Принятие христианства.

- 1 -

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения - в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе до Днепра на Востоке, от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие лесостепные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения были далеко не всегда мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. до н. э.), готами (III в. н.э.), гуннами (IV в. н.э.) приводили к упадку хозяйства, поискам новых, защищенных от воинственных соседей земель. Переселения славян проходили в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциации общества. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V - VI в. н.э. В это время произошло завоевание и заселение Балканского полуострова, территорий, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Для обработки почвы и уборки урожая использовались мотыга, соха, позднее - плуг с железным лемехом, серп. Активное применение в хозяйстве железа позволило добиться получения излишков продукции сельского хозяйства, которые использовались для обмена с другими городами.

В начале I тыс. н.э. славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно высокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в. н.э. у восточных славян начинается процесс расслоения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп.

В VI - VIII вв. появляются и первые племенные объединения восточных славян. К их числу относятся Дулобский союз в Прикарпатье и союз племен в среднем течении Днепра и его притока - р. Роси. Это были первые шаги в образовании государственности у восточных славян.

Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться сельская община - вервь. С развитием феодализма появляются новые формы зависимости между населением и землевладением - закуп (отдать проценты в конце сезона).

Наряду с феодальными отношениями действовало патриархальное рабство.

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или барской усадьбы и зависимых от нее общин-ветвей. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентированно на внутреннее потребление самого феодала и его услуг.

- 2 -

Процесс формирования и развития древнерусского государства протекал в несколько этапов. Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой первого этапа складывания Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти уличей и тиверцев, Святослав (965 - 972) воевал против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Князь Святослав потерпел поражение (971) в войне с Византией. После смерти Святослава в 972 г. на Руси начинается первая усобица между его сыновьями.

Второй этап развития Киевской Руси связан с правлением князей Владимира Святославича (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).Данный период – время расцвета древнерусского государства. Владимиру удалось добиться крупных успехов в борьбе с Византией. Владимир (980 - 1015) воевал против вятичей.С целью охраны южных рубежей от набегов кочевников были построены сигнальные вышки и крепости. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. При Ярославе Мудром велось активное строительство храмов, впервые митрополитом был поставлен русский священник Илларион. В княжение Ярослава был создан первый письменный юридический памятник - Русская Правда.

Основная тенденция третьего этапа развития Древней Руси – стремление предотвратить надвигающийся распад государства, который начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.

-3-

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071).

-4-

Важнейшим событием в истории Киевской Руси является принятие христианства в качестве государственной религии. Причинами принятия христианства в его византийском варианте были

1. Стремление укрепить авторитет великокняжеской власти.

2. Необходимость духовного объединения разноплеменных народов Руси

3. Желание повысить престиж государства в международных отношениях.

4. Тесные связи с Византией.

5. Возможность вести богослужение на родном языке.

Датой принятия христианства сяитается 988 год, когда произошло крещение Киева пго византийскому образцу. Крещение остальных районов Руси наиболее активно осуществлялось в первые десятиле6тия после официального принятия христианства в качестве государственной религии..Сельское население долго не принимало новую веру и поднимало восстания, которые были особенно сильными в северных районах. Особенностью Русского православия стало сохранение многих элементов язычества. Христианство оказало значительное культурное влияние на развитие Киевской Руси. Культура Киевской Руси представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы.

Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX - начало Х в.).

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги - "Избраники" 1073 и 1076 г.

В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в "Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись "Повесть временных лет" была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров - мечей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности выбора методов и инструментов продвижения | Тема 3. Социально- политические изменения в русских землях в XIII -XV вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.