Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на прочность брачного союза

Подготовка молодежи к семейной жизни. Готовность к браку.

Тема №11. Готовность к браку. Особенности отношения современной молодежи к браку и семье.

1. Период выбора брачного партнёра. Мотивы заключения брака.

 

1. В рамках добрачного периода принято выделять так называемый предбрачный период, охватывающий время от момента знакомства с брачным парт­нером до заключения брака.

Законом устанавливается определенный порядок заключения брака, обеспечивающий его правовую основу, регламентирующий его условия. Условия заключения брака – взаимное согласие партнеров, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (в России – 18 лет). Мини­мальный брачный возраст может быть в исключительных случаях снижен, но не более чем на два года. К таким случаям относятся беременность не­совершеннолетней, рождение ребенка, призыв будущего супруга на воен­ную службу. Препятствиями к заключению брака являются: прямое родство по восходящей и нисходя­щей линии, полнородное (общие мать и отец) и неполнородное (один об­щий родитель) родство, отношения усыновитель – усыновленный между партнерами, а также недееспособность одного из супругов. Таким обра­зом, в соответствии с принятым в настоящее время Семейным кодексом РФ брак является исключительно свободным волеизъявлением партне­ров, принявших решение о создании семьи. Соответственно, неизмеримо возрастает мера ответственности личности за сделанный выбор.

Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих опреде­ленную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознан­ности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать на­правленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть рядом с лю­бимым человеком (мотив, направленный на достижение) и соответствую­щее ему — избежать одиночества. Мотивы заключения брака реализуютжизненно важные отношения личности к миру, составляют основу иерар­хии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Перечислим наиболее значимые из них:

• реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;

• самоутверждения и самореализации (в частности, мотивы социально­го и статусного утверждения); примером такого рода мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи;

• удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнер рассматривается как источник заботы, опоры и стабильности; в этих случа­ях он выступает своеобразным заместителем родителя;

• реализующие потребность в аффилиации;

• мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношени­ях со значимым другим;

• мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;
• сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексу­альные отношения;

• мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забо­та и ответственность за благополучие партнера;

• прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью парт­нера).

Для будущего развития супружеских отношений оказывается крайне важной степень совпадения мотивов каждого из партнеров, определяющая меру совпадения ожиданий в отношении брака. Например, совпадение прагма­тической мотивации обоих супругов создает основу для стабильности брачного союза. Брак по расчету может быть устойчивым и удовлетворять обоих супругов. Говоря о мотивации заключения брака, следует понимать, что момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой раз­вития семьи и начинает другую.

Мотивы сохранения брачного союза не остаются неизменными и тож­дественными мотивам заключения брака. Их развитие может происходить как в сторону большей адекватности задачам гармонизации брачного сою­за, так и в сторону деструктивного, разрушающего влияния на брак. Одна­ко трансформация и развитие мотивов — процесс сложный и неоднознач­ный, требующий значительной духовной работы личности над собой и своими отношениями с партнером. Важнейшими потребностями, опредмеченными в мотивах сохранения брака, являются следующие пять групп потребностей [Левкович, Зуськова, 1985]:

• потребности в удовлетворении супругами определенных семейных ро­лей (матери, отца, мужа, жены, хозяина, хозяйки и др.);

• потребность в общении друг с другом, эмоциональной поддержке и со­переживании;

• познавательные потребности, потребность в духовном росте и совершенствовании;

• материальные потребности, включая потребности в благоустроенном жилище, приобретении необходимых семье материальных ценностей и обеспечении благополучия;

• потребность в защите Я-концепции, в самоуважении и уважении других, подтверждении самоценности и социального признания Я.

Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия ре­шения о заключении брака имеет особое значение для последующего разви­тия семьи и ее функционирования. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов [Сатир, 1992]. Не случайно психотерапевти­ческая работа с семьей в рамках модели В. Сатир начинается с реконструк­ции места, обстоятельств и времени первой встречи супругов. Значимыми характеристиками периода выбора партнера и ухаживания являются: 1) то, как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства), и 2) характер первых впечатлений друг о друге (эмоционально-положительные, от­рицательные, индифферентные, амбивалентные). Первые впечатления фор­мируются на основе самопредъявления партнеров, включающего их самопо­дачу (трансляция образа Я как внешнего Я-для-других с целью произвести желаемое представление о себе и привлечь внимание партнера) и саморас­крытие (трансляция образа Я как личного представления о себе с целью ус­тановления отношений доверия и близости с партнером).

 

2. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей се­мейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении опреде­ленного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Одна­ко многочисленные социологические и педагогические иссле­дования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готов­ность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых се­мей, Н. В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, опре­деляющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку - интеграль­ная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую сис­тему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотруд­ничеству. Семья является малой группой, для нормаль­ного ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к парт­неру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внут­ренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важ­ность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утон­ченности человека как личности. В связи с этим возрас­тает роль психотерапевтической функции брака, успеш­ной реализации которой способствует развитие способ­ности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения лич­ности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конст­руктивно решать межличностные конфликты, исполь­зование их для развития межличностных отношений суп­ругов играет решающую роль в процессе взаимного при­способления молодоженов.

Среди многих аспектов проблемы формирования психоло­гической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них ус­тановок, ориентации на вступление в брак.

В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои на­мерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заклю­чению – это далеко не одинаковые понятия. По мнению психо­логов, нравственно-психологическая подготовленность личнос­ти к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

К ним относятся:

□ готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

□ понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

□ стремление к повседневному общению и сотрудниче­ству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предпола­гает высокую нравственную культуру;

□ умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

В. С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагаю­щее несколько составляющих.

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотвер­женно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межлично­стному общению, наличие навыков и умений в осуще­ствлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предпо­лагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять соб­ственный эгоизм.

Все эти способности являются показателями умения челове­ка быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющи­мися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и пред­сказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирова­ние установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.

Б. С. Круглов заключает, что система подготовки молоде­жи к семейной жизни наряду с половым просвещением и поло­вым воспитанием, наряду с формированием навыков межлич­ностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступка­ми другого индивида, должна включать и формирование опре­деленного уровня гражданско-правового сознания, соединяю­щего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.

3. Перечислим факторы, влияющие на прочность брачного союза.

Продолжительность периода ухаживания до заключения брака. Трудно говорить об оптимальном времени, поскольку решающее значение имеет не продолжительность общения, а качество отношений, их интенсивность и содержание, насыщенность жизненно важными событиями предбрачного периода, т.е. психологическое время знакомства. Статистические расчеты показывают, что, как правило, оптимальный период ухаживания составляет примерно 1-1,5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза.

Инициирование брачного союза. Прерогативу здесь традиционная точ­ка зрения отдает мужчине. Действительно, в патриархальном обществе си­туация складывалась именно таким образом – в отличие от реалий сего­дняшнего дня, когда женщина все более утверждает свое равноправие с мужчиной, в частности и в семейно-брачных отношениях. В наше время трудно согласиться с мнением о прерогативе мужчин и в силу гендерных особенностей стратегии выбора брачного партнера. Представля­ется необходимым различать реального инициатора заключения брачного союза, которым в равной мере могут быть как мужчина, так и женщина, и партнера, вербализующего, «озвучивающего» брачное предложение, - эта роль в нашей культуре в большинстве случаев действительно отводится мужчине. Вместе с тем в современном обществе все в большей степени ле­гализуется право женщины на инициативу в создании брачного союза.

Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки (когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, но само его за­ключение отложено в связи с необходимостью завершения образования, достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.).

Ситуация оформления брака. Здесь необходимо учитывать фактор «вынужденности» его заключения и стоящие за ним мотивацию и личност­ный смысл для каждого из партнеров. Специального внимания заслужива­ет ситуация ожидания ребенка, стимулирующая заключение брака, однако воздействие ее на развитие семьи носит неоднозначный характер, часто вы­ступает как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает продолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени период взаимной адаптации и формирования семейной системы. К воздей­ствиям «вынужденного» фактора заключения брака относят также переезд на постоянное или временное место жительства одного из партнеров; уход в армию молодого человека, когда брак выступает гарантией верности партнеров; резкое изменение уровня и образа жизни, при котором заключе­ние брака является единственно возможным способом сохранить прежний уровень отношений.

Особенности сексуальных отношений партнеров до брака. В настоящее время сексуальный дебют не связывается с заключением брака, даже у жен­щин. Либерализация сексуальных отношений как тенденция современного общества делает достаточно частым явлением более или менее продолжи­тельное сожительство партнеров, предшествующее заключению брака, что позволяет рассматривать этот период как период взаимной адаптации парт­неров и выработки совместной системы семейных ценностей и семейного ук­лада [Кон, 1989].

Отношение родителей к партнеру (положительное, отрицательное, ам­бивалентное, индифферентное). Специфической культуральной особеннос­тью российского общества является характер отношения родителей моло­дого человека к его потенциальному брачному партнеру, обусловленное значительной зависимостью (экономической, территориальной, психологи­ческой, эмоциональной) поколения двадцатилетних от родителей. Психо­логическая задача молодого взрослого в предбрачный период состоит в том, что он должен приобрести степень автономии, необходимую для создания
собственной семьи, и в то же время перестроить отношения с родителями, сохранив взаимное доверие и близость. В некоторых культурах делается попытка решить эти две во многом противоположные задачи – отделения мо­лодого взрослого и сохранения близости с родителями – через предоставле­ние родителям права самим избирать брачного партнера своему ребенку.. Немалое значение для решения таких задач новой семьи, как установление системы отношений с расширенной семьей, принятие прародителей в роли бабушек и дедушек, реализация задач заботы и ухода за прародителями и пр., имеют особенности отношения родителей к потенциальному брачному партнеру их ребенка и перспективам заключаемого брака.

Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров за­ключить брак.

Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий (смерть близкого человека, конфлик­ты и серьезные неудачи в профессиональной и учебной деятельности и пр.).

Исследования особенностей выбора брачного партнера позволили выделить следующие психологические условия принятия реше­ния о заключении брака: регулярность контактов и установление отноше­ний между партнерами; взаимное удовлетворение потребности партнеров в любви и эмоциональной поддержке; комплементарность потребностей партнеров; внешняя физическая привлекательность партнеров; сходство социально-экономического статуса, мировоззрения, ценностей, принад­лежность к одной культуре; предсказуемость поведения партнера; получе­ние от партнера подтверждения принятия собственных мнений, ценностей, идей и интересов; соответствие партнера образу и моделям поведения ро­дителя противоположного пола.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Адаптация – приспособление индивида к изменяющимся условиям окружающей среды.

Амбивалентность - двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

Антропогенез – происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологиче­ском, психическом и социокультурном плане.

Антропосоциогенез – исторически длительный процесс становле­ния человека из биологического существа в социаль­ное и культурное существо – представляет собой не­разрывное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) исоциогенеза (развитие общества).

Антропология - 1) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 века. 2) в широком смысле - совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах.

Артефакты – материальные объекты, созданные человеком.

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, заключённый в установленном законом порядке, порождающий у супругов взаимные права и обязанности.

Взаимоотношения встречные интегрированные от­ношения людей, которые проявляются в групповых эф­фектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, со­вместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психоло­гические особенности человека (общительность, обая­тельность, агрессивность, застенчивость).

Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

Воздействие психологическое социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

Гоминизация – процесс очеловечения обезьяны – от появления первых специфически человеческих особенностей до возникно­вения вида человека разумного (Н. sapiens).

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Духовность - понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположный эмпирическому существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него.

Идентификация – это отождествление, соотнесение, установление соответствия.

Индивид -отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность -неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Индивидуализация – положительная нравственная черта личности, включающая в себя самостоятельность в принятии решений и ответственность за эти решения, деловитость, предприимчивость, инициативу, умение отстаивать личные интересы.

Интеллект -относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интеракция – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, ко­торые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена инфор­мацией, ведущий к взаимному пониманию участников общения.

Креативность -способность человека к созданию нового во всех сферах своей жизни.

Культура - совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.

Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.

Мотивация - динамический процесс внутреннего психологического и физиологического управления поведением, включающий его интуицию, направление, организацию, поддержку.

Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Наследственность - передача тех или иных черт, особенностей от предков к потомкам.

Обратная связь в общении это сообщение, адресован­ное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Общество – это все те связи и отношения, в которых индивиды находятся друг к другу, как ансамбль общественных отношений, в которых живёт и действует человек.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в об­щении реализуются социальные отношения людей.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти.

Отношение - это психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, которые имели место также при всех встречах с ним, и также вырабатывающуюся при этом форму поведенческих ответов при контактах с этим объектом.

Отношения психологические это целостная система индивидуальных, избира­тельных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Отношения социально-психологические это различ­ные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совме­стной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Отношения социальные - это отношения между социальными группами или их членами.

Потребность -источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития.

Предубеждения эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их по­ступков.

Предрассудок необоснованное негативное представ­ление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение не­справедливо ошибочно.

Разум -ум, способность к пониманию, осмысление.

Разумность – это способность человека осознавать не только мир, но и себя в нём.

Рефлексия -способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, осмысливать свои собственные действия и психические состояния.

Ретардация – замедление роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями.

Самоотношение -выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет в значительной степени характер взаимоотношений и вза­имодействий, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми.

Самосознание – одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Семья – это основанная на единой общесемейной де­ятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая вос­производство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Сознание -высший уровень психического отражения и саморегуляции присущий только человеку как общественному существу.

Социальность – это видовая особенность человека, отражающая его способность и потребность жить в обществе себе подобных и одновременно быть индивидуальностью, личностью.

Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Средства массовой коммуникации – это исто­рически сложившийся специфический социальный ин­ститут, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования мировоззрения и обще­ственного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками об­щественно-политической системы.

Убеждение - это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Установки – неосознанная готовность человека определенным при­вычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформиро­ванным образом без полного анализа конкретной ситу­ации.

Урбанизация – многосторонний исторический, социально-экономический, демографический и географический процесс повышения роли городов в развитии общества и увеличение удельного веса городского населения.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развивавшихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Филогенез - развитие человека как вида, как разновидности живого существа.

Философия – форма мировоззрения, исходной проблемой которой является проблема смысла жизни.

Целостность – это видовая особенность человека, характеризующая единство материального и духовного, чувственного и рационально- действенного в нём.

Эмпатия – способность к сопереживанию, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.