Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасль как часть рыночного хозяйства

Данный подход используется, в первую очередь, в экономической теории при описании типов рынка (например, монополия – это тип рынка, при котором весь отрасл евой спрос удовлетворяется одним предприятием…; совершенная конкуренция – это тип рынка, когда в отрасли дейтсвует множество производителей однородной продукции…). То есть в этом случае под отраслью совокупность конкурирующих между собой фирм (продавцов, производителей). Это позволяет сделать вывод о том, что отрасль “объединяет” предприятия-конкурентов, дейтсвующих на одном товарном рынке.

Данное определение требует уточнения таких понятий как «конкуренция» и «товарный рынок».

Понятие и виды конкуренции. Традиционно под «конкуренцией» понимается сопреничество, борьбу фирм-конкурентов друг с другом. В тоже время теория конкуренции выделяет понятия “фундаментальной рыночной ниши” (ФРН), которая определяется общим предназначением выпускаемого товара, и “реализованной рыночной ниши” (РРН), которая определяется сегментом рынка, на который фактически рассчитан продаваемый предприятием товар /Юданов/. То есть в отрасль будут объединяться все продавцы товара, предназначенного для удовлетворения одной и той же потребности, но фактически предприятия будут конкурировать только на тех сегментах, на которые рассчитан предлагаемый покупателям товар, то есть на пересекающихся реализованных рыночных нишах, а предприятия, работающие на различных сегментах рынка конкурироват между собой практически не будут. Например, на рис. 2 приведена ситуация, когда предприятия, работающие на реализованных рыночных нишах РРН3, РРН4 и РРН5 конкурируют между собой на пересекающихся участках, а предприятия, работающие, например, на нишах РРН1, РРН2 и РРН3 конкурировать между собой не будут (то есть производители малолитражных автомобилей и автомобилей представительского класса, относятся к одной отрасли, но между собой конкурировать не будут в силу того, что данные товары предназначены для разных групп потребилей).

 
 

В связи с этим, теория конкуренции выделяет понятия межвидовой конкуренции, которая будет иметь место между производителями, предлагающими товар различным сегментам рынка, и внуртивидовой конкуренции, которая предполагает конкуренцию между предприятиями, предлагающие товары одному и тому же сегменту рынка. Межвидовая и внутривидовая конкуренция относится к понятию внутриотраслевой конкуренции.

Данный подход к понятию отрасли также предполагает, что товар должен удовлетворять одну и туже потребность одинаковым спосбом. Если на рынке присутствует несколько товаров, удовлетворяющие одну и туже потребность, но разными способами, то это означает наличие у товара товаров-заменителей, которые как правило рассматриваются как отдельные отраслевые рынки. Но при этом будет иметь место конкуренция уже между товарами, относящимися к различным отраслевым рынкам, так называемая межотраслевая конкуренция. Примером может конкуренция между производителями кирпича и бревен, которые используются при строительстве, изначально эти товары имеют одинаковое предназначение, а значит его производители конкурируют между собой, но при этом они относятся к разным отраслям.

Таким образом, можно сказать, что предприятия одной отрасли могут между собой не конкурировать между собой, если они предлагают покупателям товар, предназначенный для разных груп потребителей, в тоже время предприятия, относящие к разным отраслям, наоборот, могут конкурировать дургу с другом, если товары ими предлагаемые, рассчитаны на один сегмент рынка. Поводя итог, можно выделить следующие виды конкуренции:

1) внутривидовая конкуренция – конкуренция между производителями внутри отрасли на пересекающихся рыночных нишах;

2) межвидовая конкуренция - конкуренция между производителями внутри отрасли на непересекающихся рыночных нишах. Межвидовая и внутривидовая конкуренции относятся к категории внутриотраслевой конкурнеции;

3) межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями, предлагающими покупателям товары-заменители, относящиеся к разным отраслевым рынкам;

4) также выделяют понятие потенциальной конкуренции, которая учитывает возможность появления на рынке либо нового конкурента внутри отрасли, либо нового конкурента на рынке товаров-заменителей, либо появления новых товаров-заменителей.

Понятие товарного рынка. Понятие товарного рынка регламентируется рядом законодательных актов [Закон о защите конкуренции] [Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке], под товарным рынком понимается «…сфера обращения однородных товаров или близких товаров-заменителей на определенной территории».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отрасль как вид экономической деятельности | Экономические границы отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.