Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и формы концентрации производства




Концентрация производства

Условие эффективной ценовой дискриминации

 

1. Должны существовать покупатели, которые по разному принципу оценивают полезность товара.

2. Предприятие может реально разделить покупателей, которые по-разному, оценивают полезность товара.

3. Предприятие должно исключить перепродажу товара между группами покупателей, которые по-разному оценивают полезность товара.

4. Ценовая дискриминация не должна быть обидной для покупателя.

5. Ценовая дискриминация не должна быть противозаконной.

 

 

P.S. 1. При реализации данного вида ценовой дискриминации в России существуют ограничения роста цен по 18 наиболее важным продуктам питания.

2. При изменении цены на 20% в ту или иную сторону от нормального значения, налоговая инспекция обязана вести проверку. При этом при снижении цены более чем на 20% для целей налогообложения прибыль налога будет рассчитана исходя из нормального уровня цен.

3. В России запрещена продажа товара одинакового количества и одинакового количества по разным ценам.

 

Влияние ценовой дискриминации на рыночную власть предприятия:

1. Если предприятие продаёт один и тот же объём по разным ценам, то увеличивается его прибыль; немного увеличивается показатель доли рынка, если он в стоимостных показателях.

2. В случае использования ценовой дискриминации по объёмам потребления, как правило, происходит более существенное увеличение доли рынка.

3. Если предприятие смогло привязать к себе покупателя, то это говорит о том, что даже при неизменности цен, постоянной норме прибыли данное предприятие имеет власть над данным покупателем

 


 

Концентрация производства характеризуется сосредоточением объемов производства (объемов продаж) товара в руках одного или нескольких участников товарного рынка.

В зависимости от того какая форма организации производства лежит в основе концентрации (см. табл. 8) различают следующие формы концентрации:

- горизонтальная концентрация;

- вертикальная интеграция;

- диверсификация.

Таблица 8

Основные формы концентрации

Форма организации производства Форма концентрации
1. Специализация Горизонтальная концентрация
2. Кооперирование Вертикальная концентрация
3. Комбинирование Диверсификация или конгломеративная концентрация

 

В основе горизонтальной концентрации лежит специализация. Специализация – это такая форма общественного разделения труда, при которой выпуск узкого ассортимента продукции, производство отдельных деталей и узлов (соответственно, предметная или подетально-узловая специализация), выполнение отдельной операции (технологическая специализация), функций (функциональная специализация) сосредотачивается в рамках одного предприятия, производственного подразделения, цеха, участка, рабочего места. То есть, понятие специализации применимо к любому уровню управления.

Таким образом, при горизонтальной концентрации будет иметь место сосредоточение в руках одного или нескольких участников рынка объемов продаж товара, относящегося к одной отрасли.

В результате специализации снижаются средние затраты на производство и реализацию продукции вследствие действия положительного эффекта масштабов производства, повышается качество продукции в результате использования более прогрессивного оборудования, инструментов, материалов, специализации труда рабочих и служащих и др.

Чем выше уровень специализации, тем выше потребность предприятия во взаимосвязях со своими поставщиками и покупателями, что требует установления большего количества кооперированных связей. В основе вертикальной концентрации лежит кооперирование. Кооперирование – эта такая форма общественной организации производства, при которой либо между предприятиями совместно занятых выполнением последовательно расположенных стадий единого технологического процесса устанавливается система долговременных связей, либо при которой в рамках одного предприятия объединяются несколько последовательных стадий единого технологического процесса.

В результате кооперирования также снижаются средние затраты на производство и реализацию продукции, растет ее качество. Однако кооперирование часто приводит к росту транспортных расходов в связи с увеличением радиуса поставок.

В основе диверсификации лежит комбинирование. Комбинирование предполагает сочетание разнородных, невзаимосвязанных между собой производств в руках одного участника рынка. В результате комбинирования увеличивается номенклатура выпускаемой продукции и предприятие одновременно будет присутствовать на нескольких товарных рынках. Это приводит к снижению рисков хозяйственной деятельности предприятия, связанных со специализацией производства на одной товарной (ассортиментной) группе.

Преимущества и недостатки каждой формы концентрации приведены в табл. 9.


Таблица 9

Преимущества и недостатки различных форм концентрации

Форма концентрации Преимущества Недостатки
1. Горизонтальная концентрации 1. Снижаются средние затраты на производство и реализацию продукции вследствие действия положительного эффекта масштабов производства; 2. Снижение затрат создает условия для снижения цен; 3. Повышается качество выпускаемой продукции; 4. Увеличивается объем выпуска и доля рынка предприятия и др.   1. Необходимость в наличии на рынке спроса на товар, сопоставимого с объемами производства; 2. Высокая зависимость финансовых показателей деятельности предприятия от ситуации на одном товарном рынке; 3. Низкая гибкость производства в результате высокой специализации оборудования, работающих и т.п.; 4. Высокие затраты на управление и увеличение сложности управления; 5. Ограничения накладываемые на поведение предприятий-монополистов и предприятий в средне- и высококонцентрированных отраслях антимонопольным законодательством и др.
2. Вертикальная концентрация (вертикальная интеграция) 1. Снижаются средние затраты на производство и реализацию продукции вследствие замены межфирменных отношений внутрифирменными и решения проблемы "двойной надбавки"; 2. Снижение затрат создает условия для снижения цен; 3. Повышается качество выпускаемой продукции; 4. Увеличиваются объемы выпуска и доля рынка в результате замены межфирменных отношений внутрифирменными; 5. Увеличивается надежность поставок и др. 1. Необходимость в наличии на рынке спроса на товар, сопоставимого с объемами производства; 2. Высокая зависимость финансовых показателей деятельности предприятия от ситуации на одном товарном рынке; 3. Низкая гибкость производства в результате высокой специализации оборудования, работающих и т.п.; 4. Высокие затраты на управление и увеличение сложности управления; 5. Ограничения накладываемые на поведение предприятий-монополистов и предприятий в средне- и высококонцентрированных отраслях антимонопольным законодательством и др.
3. Конгломеративная концентрация (диверсификация) 1. За счет производства нескольких номенклатурных (товарных) групп уменьшается зависимость финансовых показателей предприятия от ситуации на одном товарном рынке в результате чего увеличивается финансовая устойчивость предприятия на рынке; 2. За счет диверсификации появляются дополнительные возможности для ценовой конкуренции на рынке: предприятие может пойти на сознательные потери на одном товарном рынке, частично компенсируя их доходами с других товарных рынков и др. 1. Для реализации стратегии диверсификации необходимо достаточное количество финансовых ресурсов; 2. Выход в новые отрасли всегда сопряжен с высокими рисками; 3. Высокие затраты на управление и увеличение сложности управления.

 

При этом, если основным мотивом горизонтальной концентрации практически всегда является стремление к увеличению рыночной власти предприятия на том товарном рынке, на котором действует это предприятие, то вертикальная концентрация может иметь и другие цели (такие, как увеличение надежности поставок). Однако, хотя вертикальная концентрация, и не имеет прямого отношения к тому товарному рынку, на котором осуществляет свою хозяйственную деятельность предприятие, в ряде стран на нее существуют более жесткие ограничения, чем на горизонтальную концентрацию. Это связано с тем, вертикальная концентрация, и в частности вертикальная интеграция, зачастую обеспечивают больший рост рыночной власти предприятия, чем горизонтальные формы, что более подробно рассматривается в //. Основными мотивами диверсификации могут быть потребность во вложении свободных денежных средств, увеличении прибыли. Но так как диверсификация достаточно рискованная форма концентрации, то ее могут позволить себе только устойчивые в финансовом плане предприятия.

Горизонтальная и вертикальная формы концентрации связаны, в любом случае, с ограничением конкуренции. В табл. 10 приведены основные организационные формы ограничения конкуренции, существующие в мировой практике. Эти формы, в большей степени, представляют собой пути концентрации.

 

Таблица 10

Организационные формы ограничения конкуренции

Степень устойчивости формы (от неустойчивых форм к устойчивым)   Горизонтальные формы   Вертикальные формы
  Соглашения 1. Картели 1. Установление личных связей; 2. Долгосрочные соглашения о поставке
    Участие в собственности 1. Участие в капитале других предприятий; 2. Синдикаты; 3. Взаимное членство в советах директоров; 4. Концерны 1. Участие в капитале других предприятий; 2. Совместное управление; 3. Взаимное членство в советах директоров; 4. Вертикальные концерны
Слияния и поглощения 1. Одноотраслевые тресты; 2. Одноотраслевые концерны 1. Вертикальные концерны

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.