Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие олигополистической взаимозависимости и координации

И КООРДИНАЦИЯ

ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

Олигополия это такой тип рынка, которому присущи следующие черты:

1. Количество предприятий в отрасли. В условиях олигополии на рынке присутствует ограниченное количество участников рынка (как минимум 2 и больше, в пределах 11 – 15 участников), в связи с ограниченным числом участников рынка их доли значительны и, как следствие, их рыночная власть больше минимальной. Олигополией можно также рассматривать ситуацию, когда на рынке присутствует более 10 – 15 участников рынка, но как минимум один из них обладает значительной долей рынка. Рынок можно считать олигополистичным, если несколько крупных предприятий поставляют на него большую часть общего объема производства отрасли. Доли фирм в сравнении с размером совокупного рынка велики.

2. Товар. В условиях олигополии предприятия могут производить как однородные товары (например, производители черных и цветных металлов), так и дифференцированные товары (например, производители автомобилей, компьютеров и др.).

3. Свобода входа в отрасль и выхода из отрасли. В отрасли существуют значительные барьеры на пути вхождения в отрасль новых предприятий.

Можно сказать, в целом, что олигополия представляет собой конкуренцию между немногими.

Помимо этих трех основных черт, с помощью которых можно охарактеризовать любой тип рынка, олигополии присущи еще две черты. первая заключается в том, что предприятиям в условиях олигополии характерна так называемая "жесткость цен". Это означает, что, если в условиях других типов рынка цены на товар меняются в зависимости от колебаний спроса, то в условиях олигополии цена практически всех продавцов может оставаться постоянной, несмотря на рост спроса, если цена все же меняется, то все продавцы делают это примерно одновременно. И наоборот, если спрос на товар стабильно падает, то продавцы не спешат снизить цены.

Это связано с тем, что в условиях олигополии фирмам присуще такое поведение, которое можно охарактеризовать как олигополистическая взаимозависимость и координация. В условиях ограниченной величины спроса и когда рынок делит между собой ограниченное количество крупных предприятий, то каждое предприятие занимает такое положение, что его решения и действия оказывают влияния на конкурентов. Это приводит к тому, что результат деятельности каждого из них будет зависеть, во-первых, от предпринятых каждым предприятием действий и от того, как на эти действия прореагируют конкуренты - олигополистическая взаимозависимость. При этом взаимозависимость действий и поведения распространяется на все сферы конкурентной борьбы: цены, объемы продаж, качество товары, использование рекламы, долю рынка и т.д. Разрабатывая свою конкурентную стратегию, предприятия располагают несколькими альтернативными вариантами своего поведения, выбор которого зависит от прогнозируемого поведения конкурентов.

В результате этого в условиях олигополии предприятия, планируя свои действия на рынке, должны предполагать возможные действия конкурентов и пытаться заранее приспособиться к ним – олигополистическая координация. Это, с одной стороны, достаточно часто, приводит к тому, что предприятия, не договариваясь между собой, действуют и поступают таким образом, как если бы они договорились и заключили тайное соглашение, а, с другой стороны, необходимость предсказания действий конкурентов с достаточно высокой вероятностью, - являются обязательным элементом разработки конкурентной стратегии предприятий в условиях олигополии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пути концентрации производства | Теоретические модели олигополистической взаимозависимости и координации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.