Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расовая теория




Психологическая теория происхождения государства.

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал племенным вож­дям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психи­ческая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинк­ты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной тео­рии, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью кото­рых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль психологических свойств личности (ир­рациональных начал) не следует преувеличивать в процессе проис­хождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формиру­ется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оп­равдания существующего строя и его основы – деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабо­владельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господство­вать в обществе и государстве, вторые – «недочеловеки» – слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев «высшей расой», при­званной господствовать над низшими, к которым относились евреи, славяне и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя на­ции», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы «высшей» арийской расы с другими низшими расами.

Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных про­блем войну, которая, по мнению другого представителя этой тео­рии, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необ­ходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования «законного» права «высшей» арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

 

Вопросы для самоконтроля:

Как была организована и функционировала социальная власть в первобытном обществе?

Каковы особенности социальных норм догосударственного периода?

Какие объективные факторы обусловили возникновение государства?

Каковы особенности возникновения европейских государств и государств Древнего Востока?

Какие существуют теории происхождения государства?

Дополнительная литература

Аквинский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (ХI – ХVII вв.). – Л., 1990.

Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1988.

Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. – М., 1990.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7.

Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. – М.: Высшая школа. 1994. – Т.1. – Гл. 3, 4.

Гоббс Т. Сочинения. В 2-х томах. – М.,1991. – Т. 2.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.

Гроций Г. О праве войны и мира. – М.,1956.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Юристъ, 1999.

Каутский К. Материалистическое понимание истории. – М.,1931. – Т.2.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. – М., 1969.

Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

Малый А. П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3.

Минникес Н. В. Выборные начала в Древнегреческом государстве в обычаях и договорах // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 129 – 136.

Мицкевич А.В. Происхождение государства и права // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1.

Першиц А.И., Менгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 1990.

Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // Анатомия истории: История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. – М.: Изд-во "Остожье", 1998. – С. 243-287.

Платон. Государство: Соч.: в 3-х т. – М., 1971. – Т.3.

Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М., 1995.

Сагылин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. – № 5.

Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция. – 1997. – № 1. – С. 59-62.

Тихомиров Ю. А. Государство: теория развития и общественная практика // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 3-14.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21. – Гл. IV-VI, VIII, IX.

Яковлев А. М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // ОНС: общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 78-93.

 

Терминологический словарь

Вождь – глава племени, родовой общины.

Инцест – половые отношения между родственниками.

Матриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины.

Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.

Община – объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении (семейная, родовая и др.)

Обычай – регулятор труда и быта членов рода, их семейных и иных взаимоотношений.

Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины.

Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, исполь­зуя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления.

Род – объединение людей, связанных между собой узами родст­ва, общественная группа, сложившаяся для сов­местного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Старейшина – лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.

Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.