КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Англо-саксонская правовая семья или система «общего права»
Тесты Тесты 1. Какое понятие определяют так: «Принцип поведения всех участников правоотношений, означающий требование соблюдения и исполнения законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами»? 1. Политико-правовой режим. 2. Законность. 3. Правопорядок. 2. Законность – это 1. Общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. 2. Определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства. 3. Состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и неукоснительной реализации данных норм всеми субъектами права. 3. Как соотносятся законность и государственная дисциплина? 1. Государственная дисциплина является составной частью законности. 2. Законность является составной частью государственной дисциплины. 3. Законность выступает содержанием государственной дисциплины, а государственная дисциплина – форма реализации законности. 4. Определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства – это 1. Принципы законности. 2. Гарантии законности. 3. Требования законности. 5. Что определяется как «состояние общественных отношений, являющихся результатом фактического осуществления законодательства в условиях режима законности, который обеспечивает беспрепятственное пользование юридическими правами и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений»? 1. Система правоотношений. 2. Общественный порядок. 3. Правопорядок. 6. В чем состоит различие понятий «правопорядок» и «общественный порядок»? 1. Общественный порядок является составной частью правового порядка. 2. Правопорядок и общественный порядок – тождественные понятия. 3. Правопорядок является составной частью общественного порядка. 7. Как соотносятся законность и правопорядок? 1. Правопорядок лежит в основе законности. 2. Правопорядок есть результат реализации требований законности в повседневном поведении участников правоотношений. 3. Законность – составная часть правопорядка. 8. Какому понятию соответствует следующее определение: «Объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность»? 1. Юридическая ответственность. 2. Меры защиты. 3. Гарантии законности. 9. Какие из перечисленных гарантий не относятся к юридическим гарантиям законности? 1. Процессуальные гарантии. 2. Устойчивая денежная система. 3. Гарантии правосудия. 10. Какие из перечисленных принципов не относятся к принципам законности? 1. Единство законности. 2. Наличие самоуправления. 3. Равенство всех граждан перед законом и судом. Тема 22. Механизм правового регулирования Учебные вопросы: 1. Правовое регулирование и его предмет. 2. Способы, типы и методы правового регулирования. 3. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование. 4. Стадии и механизм правового регулирования. Правовое регулирование и его предмет Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое регулирование – это процесс, предполагающий непосредственное правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения. Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Во-первых, предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, ибо право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования. Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо. В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей, т.е. та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. В-пятых, правовому регулированию подвержены устойчивые, повторяющиеся отношения. Следовательно, предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Правовое воздействие - это более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок. Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. 1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние). 2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. 3. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы. К иным формам относят следующие: 1) информационно-психологическую, 2) воспитательную, 3) социальную. Информационно-психологический (мотивированный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль. Все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны. Такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права). Правовые средства: понятие и виды. Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон. Оно выступает, прежде всего, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. В рамках этого подхода и исследуются правовые средства. Что же понимают под ними? В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. В качестве правовых средств выступают: нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п. Признаки правовых средств: 1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; 2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов; 3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву. Виды правовых средств. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно-психологической направленности – тимулирующие (поощрения, льготы, субъективные права и т.д.) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности и т.д.).
Способы, типы и методы правового регулирования В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет. Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах. Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Запрет – обязанность не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом. Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия. Управомоченный по своему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора. Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответствующие действия. В качестве дополнительных способов правового регулирования можно назвать – поощрение и рекомендации. Типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволения, обязывания и запрета. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение. Он обычно формулируется так: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено» или «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т. д.). При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм. Общедозволительный тип правового регулирования не предполагает специального разрешения со стороны государства на совершение субъектом тех или иных деяний. Основным условием признания этих деяний правомерными является отсутствие в законодательстве запрета на их совершение. Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов. Разрешительный тип правового регулирования обычно формулируется так: «разрешено лишь то, что предписано законом». При этом субъекты в своем поведении должны руководствоваться императивным методом, предполагающим принудительное побуждение к тем или иным деяниям либо напротив запрет их совершения под угрозой наказания. Метод правового регулирования – совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового положения субъектов (например, субъекты гражданского права равноправны, административного – находятся в отношениях властеподчинения и т.п.), в характере оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве – сделки, в уголовном – преступления, в административном – акты соответствующих органов и административные проступки и т.д.), в характере санкций (наказания – в уголовном, административные взыскания – в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков и т.д. – в гражданском праве). Методы правового регулирования – это определенные правовые «технологии», определяющие порядок применения правых средств в процессе правового регулирования. Основными методами правового регулирования являются: - императивный метод – предполагает регулирование отношений «власти-подчинения». В основу этих отношений положены принципы иерархии и субординации. Суть императивного метода правового регулирования заключается в издании властных предписаний обязательного характера, не допускающих свободы выбора варианта поведения со стороны субъекта, которому это предписание адресовано. Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в отраслях публичного права (например, в конституционном, административном, уголовном праве). Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно определенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера. - диспозитивный метод – предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения, регулирование отношений договорного (консенсуального) характера. В основу этих отношений положены принципы координации. Суть диспозитивного метода правового регулирования заключается в определении и закреплении при помощи правовых норм границ допустимого поведения субъектов права. При этом в рамках установленных границ субъекты могут самостоятельно выбрать вариант поведения. Диспозитивный метод правового регулирования чаще всего применяется в отраслях частного права (например, в гражданском, трудовом, семейном праве). Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах установленных действующим законодательством.
Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Нормативное правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования. Оно имеет общий характер, распространяется на все конкретные отношения определенного рода или вида. Например, нормы о купле-продаже регулируют все конкретные отношения этого вида, где бы и когда бы они ни возникали. Достоинства нормативного правового регулирования состоят в том, чтобы ввести общественные отношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей. Однако оно имеет свои недостатки, так как не в состоянии учесть все разнообразие особенностей конкретных отношений, следовательно, нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием. Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регулируемых отношений, или самими субъектами-участниками отношений (саморегулирование). В первом случае субъектом индивидуального регулирования выступают государственные органы – суды, органы администрации, внутренних дел и т. д. Они осуществляют разрешение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановления о наложении административного взыскания за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т. д. Или же стороны заключают соглашения о третейском суде, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчиниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (промышленными, торговыми, транспортными и др.), однако согласно закону это может быть и между гражданами и организациями. Вторым видом индивидуального регулирования являются договоры (соглашения, контракты). Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. В сфере права это самые разнообразные договоры (аренды, купли-продажи, найма, перевозки, оказания услуг, трудовые, кредитные договоры и т.д.). Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсоюзами или иными представителями трудящихся; отраслевые тарифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др. Правовые договоры в своей основе имеют нормы права, должны учитывать их требования. Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т.д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регистрации. Фактом регистрации государство подтверждает правовой статус соответствующей организации.
Стадии и механизм правового регулирования Правовое регулирование – процесс постоянный, непрерывный, в нем участвуют тысячи и миллионы различного рода субъектов: государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, граждане. Постоянно издаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, соблюдаются запреты, осуществляются права. В то же время совершаются правонарушения (нарушаются запреты, не исполняются обязанности, происходит злоупотребление правами), возникают различного рода правовые конфликты и споры, требующие правового разрешения. Можно выделить три стадии (этапа) процесса правового регулирования: общенормативное регулирование – оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права; индивидуализация прав и обязанностей – возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; реализация права. На первой стадии происходит оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права. На этой стадии осуществляется «юридизация» сложившихся в ходе объективного общественного развития правил поведения людей (социальных норм). В свою очередь, процесс «юридизации» социальных норм предполагает официальное признание государством той или иной нормы в качестве общезначимой; ее юридическую оценку (норма может быть признана как позитивной – правомерной, так и негативной – противоправной); определение круга лиц (субъектов), на которых эта норма распространяет властное воздействие; установление пространственных и временных пределов ее действия; закрепление нормы в формально-юридическом источнике права – правовом акте; обнародование этого акта и наделение его юридической силой. На этой стадии правовое регулирование носит общий характер. На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к отдельной ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер. На этой стадии они детализируются применительно к отдельной ситуации, конкретному отношению, «привязываются» к персонально определенным субъектам. Например, на основе конкретных юридических фактов (стаж работы, размер зарплаты, достижение пенсионного возраста, наличие иждивенцев и т.д.), подтверждаемых соответствующими документами, выносится решение о назначении пенсии конкретному гражданину в соответствии с законом о пенсиях. У гражданина возникает право на получение пенсии в определенном размере, у органов социального обеспечения — обязанность выплачивать пенсию. Однако в случае если право на пенсию конкретизировано, размер пенсии определен, а пенсионных денег временно нет, то есть лишь правовая возможность их получить. Чтобы она превратилась в реальность, необходимо совершение обязанным субъектом (органом социального обеспечения) и уполномоченным гражданином определенных действий (выдача денег одним, получение другим). Это и будет третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий. На стадии реализации правовая норма начинает «работать» – использоваться участниками правоотношения, применяться к конкретной ситуации. Таким образом, нормы права реализуются в действиях, в поведении, в деятельности разнообразных субъектов права, и ни в чем другом они реализоваться не могут. Различают четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование применение норм права. Формы реализации связаны со способами регулирования. Соблюдение связано с запретами, состоит в воздержании – от действий, запрещенных правом. Исполнение вытекает из позитивной юридической обязанности, заключается в совершении соответствующих обязанностям активных (позитивных) действий (уплата денег за проданную вещь по договору купли-продажи, уплата налогов и т. д.). Использование тесно связано с субъективным правом, предполагает совершение активных действий, направленных на реализацию, осуществление своего права. Правоприменение – особая форма реализации права, оно имеет место в тех случаях, когда первые три формы оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение – это властное вмешательство в общественные отношения государственных органов. Оно состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесении властного, обязательного для субъектов индивидуального решения (приказа, постановления какого-либо органа управления, решения, приговора суда и т. д.). Механизм правового регулирования – это система объединенных структурными и функциональными связями субъектов права, правовых актов, средств, методов, процессов и процедур, при помощи которых и в рамках которых осуществляется результативное воздействие права на общественные отношения. Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности. Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима. Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права. Структурными элементами механизма правового регулирования являются: нормы права; правовые акты (нормативные, правоприменительные, интерпретационные) регламентирующие поведение субъектов права; субъекты права – правосубъектные участники юридически значимых отношений; правоотношения, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов; юридические (правовые) средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования; юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений; юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому элементу примыкают юридические факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения): нормативное (нормы права) и фактическое (юридические факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент – с блоком управления, правоотношения – с системой передач и трансмиссией, а акты реализации – с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок. Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности. Основными правовыми средствами являются: правомочия – предусмотренные правом возможности, реализация которых непосредственным образом зависит от воли управомоченного субъекта; обязывания – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил; запреты – закрепленные правом долженствования, предостерегающие субъекта от совершения деяний противоправного характера и устанавливающие юридическую ответственность за совершение этих деяний. Кроме того, выделяются правовые средства производного характера: правовые стимулы – законодательно закрепленные факторы, побуждающие субъектов к совершению активных действий правомерного характера и обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения позитивных интересов этих субъектов; правовые ограничения – законодательно закрепленные факторы сдерживающего характера. При помощи правовых ограничений создаются условия для охраны интересов контрсубъектов юридически значимых отношений; правовые льготы – законодательно закрепленные факторы, облегчающие положение субъекта права и позволяющие ему с большей эффективностью удовлетворять свои позитивные интересы. Правовые льготы выражаются как в предоставлении субъекту дополнительных возможностей (правомочий), так и в освобождении его от определенных обязанностей; правовые поощрения – законодательно закрепленные формы и меры правового одобрения добровольного позитивного действия, выражающиеся в вознаграждении субъекта, наступлении в отношении него определенных благоприятных последствий. Вопросы для самоконтроля: Что такое правовое регулирование? Что является предметом правового регулирования? Каково соотношение правового воздействия и правового регулирования? Перечислите основные и дополнительные способы правового регулирования. Какие существуют методы правового регулирования? Назовите стадии правового регулирования. Дайте определение понятию «механизм правового регулирования». Назовите структурные элементы механизма правового регулирования. Дополнительная литература Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. – № 5. – С. 104-109. Ведяхин В.М., Ревина С.Н. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение. – 2002. – № 2. – С. 232-244. Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и политика: Современные проблемы соотношения и развития. – Воронеж, 1996. Дивеева H.И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. – 2002. – № 3. – С. 56-62. Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правоведение. – 1991. – № 4. Кашанина Т.В. Система правового регулирования в демократическом государстве // Власть силы, сила власти. – М.,1996. Киселева О.M., Малько А.В. Институт правового поощрения в России историко-юридический аспект // Правоведение. – 1999. № 3. – С. 32-41. Концептуальные проблемы правового регулирования: Сборник научных трудов. – Вып. 6. – Уфа. 2001. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. – 1993. – № 7. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 205-216. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. – № 6. Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. – 1999. – № 2. – С. 4-16. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М.: Юристъ, 2004. – 248 с. Матузов H.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 14-31. Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности // Правоведение. – 2001. – № 4. – С. 39-50. Проблемы теории и практики правового регулирования: Сборник трудов. – Самара, 2000. Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия права // Государство и право. – 1993. – № 1. – С. 23-32. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. – СПб., 2002. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. – М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 662 c. Сорокин В.Д. Что такое предмет правового регулирования // Юридическая мысль. – 2001. – № 2. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. – 2000. – № 4. – С. 34-45. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 217-222. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 3-12. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение. – 2001. – № 4. – С. 30-39. Терминологический словарь Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.). Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении. Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Правовое воздействие – эторегулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах. Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия. Запрет – обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом. Типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволения, обязывания и запрета. Метод правового регулирования – совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок. Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно определенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера. Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах установленных действующим законодательством. Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
1. К какому понятию относится нижеприведенное определение: «Регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств»? 1. Правовое регулирование. 2. Применение права. 3. Реализация права.
2. Фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении – это 1. Предмет правового регулирования. 2. Метод правового регулирования. 3. Способ правового регулирования.
3. Подберите соответствующее понятие к данному определению: «Единая система правовых средств и процедур, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения». 1. Механизм государства. 2. Метод правового регулирования. 3. Механизм правового регулирования. 4. Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий? 1. Запрет. 2. Обязывание. 3. Дозволение. 5. Назовите основные элементы механизма правового регулирования. 1. Правопорядок и законность. 2. Норма права, правоотношение, акт применения нормы права. 3. Формы права, функции права и принципы права. 6. Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом? 1. Разрешительный. 2. Общедозволительный. 3. Консенсуальный. 7. Урегулирование общественных отношений посредством заключения договоров, принятия различного рода уставов общественных объединений относится 1. К нормативному правовому регулированию. 2. К индивидуальному правовому регулированию. 3. К саморегулированию. 8. Каково соотношение понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование»? 1. Понятие «правовое регулирование» – более широкое, чем понятие «правовое воздействие». Правовое воздействие охватывает лишь официальное установление юридических норм. 2. Эти понятия равнозначны по своему содержанию: регламентация юридически значимого поведения путем определения прав и обязанностей. 3. Понятие «правовое воздействие» шире понятия «правовое регулирование». Правовое воздействие включает все формы влияния права на общественные отношения, в том числе информационное, ориентационное и правовое регулирование. 9. Установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости – это 1. Цель правового регулирования. 2. Тип правового регулирования. 3. Метод правового регулирования.
10. Юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение целей правового регулирования – это 1. Правовые действия. 2. Правовые средства. 3. Правовые нормы.
Тема 23. Основные правовые системы современности Учебные вопросы: 1. Понятие и структура правовой системы. 2. Соотношение понятий «правовая система» и «система права», «правовая система» и «правовая семья». Классификация правовых систем. 3. Общая характеристика основных правовых семей современности. Понятие и структура правовой системы Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система». Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена. Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. Кроме того, на правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией: морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию. К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в средние века, в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизационных факторов. К закономерностям относятся также преемственность в развитии правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем в отдельных обществах, государствах. Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, регулировании других сфер общественной и государственной жизни. Расширению взаимодействия правовых систем способствует деятельность Организации Объединённых Наций, насчитывающей в настоящее время свыше 180 государств-членов. Этот процесс стимулируют также законодательные акты суверенных государств, закрепляющие приоритет действия международных актов, относящихся к правам человека, к мирному урегулированию конфликтов между государствами. В конституциях ряда государств содержатся положения об отказе от войны как средства разрешения международных споров. Например, в Конституции Японии говорится от имени её народа: «Мы твёрдо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды». Таким образом, сегодня под понятием правовой системы надо понимать следующее определение: Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития страны. Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности. Правовая система отдельной страны (государства) называется национальной правовой системой. Национальная правовая система – конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Как мощное комплексное образование правовая система включает в себя следующие элементы: право и выражающее его законодательство; явления духовного, мировоззренческого характера (юридическую науку, правовые понятия, правовые принципы, правовую культуру, правовую логику, правовую политику, правовую символику); правовые отношения; юридическую практику; юридическую технику; правовые институты и учреждения, которые осуществляют правовую политику, занимаются правотворческой, правоприменительной или правоохранительной деятельностью. У отдельных авторов содержатся разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях эти взгляды совпадают. В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений: юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); совокупность правовых учреждений (организационная сторона); совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура. Близкая к этой характеристика элементов правовой системы содержится в книге американского исследователя Л. Фридмэна «Введение в американское право», где выделены правовые явления, объединенные также в три группы. первая группа, называемая автором «структура», включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая – «сущность» объединяет нормы и образцы поведения людей внутри правовой системы, решения, «живой закон», нормы, которые принимаются; третья группа – «правовая культура» включает отношение людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества. Правовая культура, по мнению Фридмэна, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе. Некоторые правоведы толкуют правовую систему как право в «широком смысле», объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.
Соотношение понятий «правовая система» Система права и правовая система непосредственно связаны с правом, но эти юридические категории не тождественны. Система права характеризует внутреннюю структуру права, определяет основополагающие принципы объединения и дифференциации юридических норм. Система права – это объективно существующее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соответствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности. Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения. Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути формирования. Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, система права или другие юридические качества. Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств и объединения их в правовые семьи: Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах). Общность источников (форм закрепления и выражения норм права). Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации. С учётом перечисленных критериев выделяют следующие правовые системы (правовые семьи): англо-саксонская правовая семья или система «общего права» (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) романо-германская правовая семья или система континентального права (государства континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые государства Африки, а также Турция); семья религиозно-традиционного права (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическая правовая семья (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); семья обычного (традиционного) права (Экваториальная Африка и Мадагаскар). Общая характеристика Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоевания. До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на её дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено местными нормами. Общее для всей Англии право возникает после её захвата Вильгельмом 1 Завоевателем (1066 г.). В этот период формируется централизованная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название «common Law» (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяжные-свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии – обычное, традиционное право. В XII-XIV вв. система общего права достигла расцвета, но постепенно, с возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило почву для качественно нового этапа её развития, связанного с появлением «права справедливости» и его противостоянием общему праву. Нарождающиеся рыночные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорд-канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре сама функция разбирательства дела по существу переходит к лорд-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей. В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и «права справедливости». Последнее постепенно претерпело существенные изменения. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов, а, следовательно, лорд-канцлер лишился возможности по собственному усмотрению, по своему чувству справедливости решать спор при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципиальными, хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом справедливости. После 1875 года нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями, и прецеденты права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии. Современный период развития англосаксонского права – период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное "наступление" привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-германской семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем. Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия, другие страны. Однако в самой Великобритании господство общего права не повсеместно. Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе. В Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не получило распространения. В рамках стран англосаксонской системы издавна идёт конструктивное правовое сотрудничество, многие прецеденты, выработанные английскими судами, стали достоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот. Вместе с тем в последнее время несколько стран (в том числе Канада и Австралия) заявили о своей правовой автономии. В Соединённых же Штатах Америки правовой «суверенитет» начал складываться гораздо раньше – ещё в ХVIII в., со времён борьбы за независимость. Но сам по себе процесс правовой суверенизации ещё не означает их «ухода» из сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обуславливает общий тип юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности, используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы. Особенности норм англо-саксонского права. В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера. Прецедентные – определённая часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме, во-первых, юридическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное». В отличие от континентальных юристов тип правового сознания англичан скорее индуктивный, чем дедуктивный. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Источники англо-саксонского права. Наиболее важным источником англосаксонского права является – судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остаётся прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств-членов Содружества, Апелляционным судом и Высоким судом). Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Другим источником англосаксонского права является – закон (статут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрёл весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений. Законы бывают публичные и частные. Древним источником англосаксонского права является обычай. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение. С учётом этих норм (обычаев) вырабатывается общее мнение, позиция присяжных по конкретному делу. Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука). У англичан некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. Например, наиболее авторитетный источник – «Институция» Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Таким образом, под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. Структура англо-саксонского права. В английском праве нет деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику. Это принципиальное отличие англосаксонской правовой семьи от романо-германской. Право справедливости – споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права отошли уголовно-правовые дела, институты гражданско-правовой ответственности. Однако жёсткого водораздела между ними нет.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |