Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексическая многозначность слова

Читайте также:
  1. Абревіатури, що складаються з частини основи і повного слова: Дніпроспецсталь, Укрвугілля тощо.
  2. В узком смысле слова под дыхательным центром подразумевают структуры ЦНС, где происходит окончательное формирование дыхательного стимула.
  3. Вводные слова и предложения
  4. Вводные слова и предложения
  5. Виды словарей, способы переводческой работы в Интернете.
  6. Внутренняя форма, или мотивировка слова. Этимология.
  7. Волшебные слова.
  8. Вопрос 1: Современная семантика и этимология слова «философия».
  9. Грамматическое значение слова
  10. Занятия, содействующие закреплению и активизации словаря
  11. Занятия, способствующие обогащению словаря
  12. Знаменательные и служебные слова

Внутренняя форма слова

Это такой морфонологический состав основы, который указывает на мотивированную связь ее звучания с данным значением. Корневые слова, как правило, скрывают мотивировку значения: снег, луна, поле. Их внутренняя форма совпадает с лексическим значением.

Слово как отдельная языковая единица – лексема имеет еще и свое собственное значение, синтезирующее значение морфем лишь в какой-то степени. Слово «подснежник» имеет, к примеру, значение: «луковичное растение из семейства амариллисовых с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега». Это значение является лексическим.

Кроме этого, слово, являясь частью речи, выражает общее значение целого класса слов: слово «подснежник» как существительное выражает, например, значение предметности: слово «белый» как прилагательное выражает значение пассивного признака и т.д. Это значение общеграмматическое, его можно было бы назвать семантическим (греч. semantikos – обозначающий). Семантика слова показывала бы, что означает слово: предмет, пассивный признак, действие и т.д.

И, наконец, когда слово станет членом предложения, к его смысловому объему прибавляется синтаксическое значение субъекта – подлежащего, сказуемого, определения и т.д. Синтаксическое значение можно назвать значением коммуникативным (лат. communicatio - сообщение, связь).

Как видно, в слове много типов значений: лексическое, семантическое, грамматическое, экспрессивно-эмоциональное и коммуникативное. Слово уже по многообразию типов значений является многозначным, полисемичным (греч. poly – много, sema - знак). Но когда говорят о многозначности, то обычно имеют в виду множество его лексических значений, хотя это однобоко и узко. Слово многозначно и грамматическими значениями: в глаголе «иду» 7 грамматических значений: выражается действие, оно не переходит на объект, производит действие 1-е лицо в единственном числе настоящего времени, действие еще не достигло предела, о нем сообщается изъявительно и т.д. Таким образом, когда речь идет о многозначности слова, надо всегда конкретизировать, какой тип значений имеется в виду.

 

Скажем еще о многозначности лексической. Только слова-термины однозначны, а все другие слова в языке действительно имеют не по одному лексическому значению, т.е. слово обычно соотносится не с одним содержанием объективной действительности или мысли. Например, слово «кошка» имеет следующие значения: 1) домашнее животное, 2) якорь с несколькими лапами, 3) металлические приспособления для лазания на столбы, 4) крюки для поднятия утонувших предметов, 5) плеть для телесных наказаний, 6) в говорах: «отмель», «коса», 7) может быть собственным именем: матрос Кошка в «Любови Яровой» А. Тренёва.



Среди множества лексических значений слова есть одно первое, немотивированное: кошка – «домашнее животное». Это значение называется первичным, номинативным. Все остальные значения каким-то образом связаны с первым, им обусловлены, им мотивированы: кошка – «металлическое приспособление для лазания на столбы» и т.д. Это вторичные, переносные значения.

Необходимо заметить, что лексическая многозначность нейтрализуется, исчезает, когда слово употребляется в речи. Слово многозначно только в языке, но однозначно в речи. Поэтому мы, воспринимая речь, совсем не испытываем затруднений в понимании смысла слов.

Иногда авторы произведений создают свои слова, например, ручьиться (Державин); обезмышить (Жуковский); обыностраниться (Н.В. Гоголь); пилатить (Кольцов); байронствовать (И.А. Гончаров); душедрянствовать, умонелепствовать (М.Е. Салтыков-Щедрин); стушеваться, джентльменствовать (Ф.М. Достоевский); взорлить (от «орел» – О.П. Табаков). Со временем оказывается, что созданные лексемы могут быть очень жизнеспособными, что позволит им войти в состав общеупотребительного языка.

Литература

Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - Саратов, 1973.

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 60-74.

Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высшая школа, 1973.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Изд-е 2-е, испр. – М.: Просвещение, 1972.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лексическая многозначность слова

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.21.176
Генерация страницы за: 0.005 сек.