Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть




Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

 

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

 

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

 

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

 

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

 

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

 

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

 

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.

 

Государственный аппарат - это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.

 

Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру: государственный аппарат - ведомство - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.

 

Ведомство - это совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённое количество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.

 

Государственный орган - это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.

 

Структурное подразделение - это обособленная часть государственного органа - отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

 

Государственный служащий - это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

 

Государственная служба - это профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования - обязанности, ограничения, ответственность, а с другой - дополнительные гарантии. Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено:

 

· работать по совместительству;

 

· быть депутатом или судьей;

 

· заниматься любой предпринимательской деятельностью;

 

· использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

 

· получать от частных лиц вознаграждения - подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п., связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

 

· принимать участие в забастовках;

 

· использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций;

 

· совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти.

 

Подобные ограничения существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся:

 

· надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей;

 

· достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение;

 

· льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи;

 

· переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств;

 

· обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;

 

· защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий;

 

· иные льготы, преимущества и привилегии.

 

 

Государственный орган - это основной структурный элемент государственного аппарата.

 

Рассмотрим признаки, отличающие государственный орган от иных организаций.

 

Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства - на основе распоряжения вышестоящего органа.

 

Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой - контролирует нижестоящие государственные органы.

 

Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

 

Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия государственного органа - это права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения. Предметы ведения (подведомственность) государственного органа - это круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

 

Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, то есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание - перечень должностей, распределение функции и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

 

Виды государственных органов:

 

· Исполнительные, законодательные, судебные органы.

 

· Федеральные, региональные, местные органы.

 

· Органы общей и специальной компетенции.

 

Деятельность органов общей компетенции носит универсальный характер. Они отвечают за состояние территории в целом. Это - президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

 

Единоначальные и коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов - парламент, Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные органы - министерство, пенсионный фонд, местная администрация.

 

Центральные органы и их территориальные структуры в регионах.

 

Рассмотрим принципы организации и функционирования государственного аппарата.

 

Сочетание единства и специализации. Государственная власть характеризуется определенным единством. В условиях демократии такое единство обусловлено единым источником власти: согласно принципу народовластия народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Единство обеспечивается и системой подчиненности нижестоящих государственных органов вышестоящим.

 

В то же время каждое ведомство, каждый государственный орган имеет собственный правовой статус, специфические задачи и функции, компетенцию, организационную структуру, нормативную базу.

 

Сочетание федеральных, региональных и местных начал.

 

Сочетание коллегиальности и единоначалия. При осуществлении управленческих функций государственными органами, управленческое решение на стадии подготовки обсуждается коллегиально, но принимается единолично руководителем государственного органа, который несет за него персональную ответственность.

 

Сочетание функциональных и линейных полномочий. Линейные полномочия предполагают прямое управление в системе служебного подчинения по вертикальному типу «начальник - подчиненный» или ведомственного подчинения по вертикальному типу «вышестоящая - нижестоящая организация». Линейное управление носит универсальный характер и характеризуется непосредственным распоряжением материальными, кадровыми, финансовыми ресурсами. Функциональные полномочия реализуются по узкому, юридически ограниченному кругу вопросов в отношении формально не подчиненных субъектов. Это правоотношения в системе «инспекция по налогам и сборам - налогоплательщик» и т.д.

 

Сочетание выборности и назначения. Некоторые государственные органы и высшие должностные лица государства избираются непосредственно населением. Это президент, парламент, региональные и местные представительные органы, губернаторы. Другие формируются вышестоящими государственными органами.

 

Сочетание субординации и оперативной самостоятельности. Государственный аппарат - иерархическая система, построенная на основе подчиненности нижестоящих органов вышестоящим, обязательности решений вышестоящих руководителей для подчиненных. Здесь применяется запретительный тип правового регулирования - «запрещено все, что прямо не разрешено законом». Это предполагает детальное регулирование вопросов компетенции, подведомственности, властных полномочий, выходить за рамки которых недопустимо. С другой стороны, в установленных законом рамках государственного органа существует свобода усмотрения, выбор того или иного варианта управленческого воздействия.

 

Сочетание методов убеждения и принуждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.