Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Теория текста как наука

Формирование теории текста в 60-70 –е гг. ХХ века связано с перемещением ее предмета от сочетания предложений (сложного синтаксического целого, сверхфразового единства) к целому тексту. На первый план выдвигается теоретико-коммуникативная основа: текст признается средством коммуникации. В тексте начинают видеть особую, самостоятельную сущность, которая описывается на основе связей языкознания с семиотикой, логикой, теорией коммуникации, психологией, социологией и другими гуманитарными дисциплинами. При определении признаков и свойств текста прежде всего указываются связность и целостность.

В статье К.Гаузенблаза «О характеристике и классификации речевых произведений» дана систематизация текстов по следующим основаниям:

1) простота/сложность структуры текста речевых произведений в зависимости от соотношения текста и смысла;

2) независимость/зависимость речевых произведений от ситуации;

3) непрерывность/прерывность речевых произведений в зависимости от порядка следования их частей (Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. УШ: Лингвистика текста).

Современный период исследования текста отличается оценкой его как «высшей реалии языка» (Г.А.Золотова), а науки о тексте как одного из «магистральных направлений мировой науки о языке ХХ1 века» (Л.А.Новиков). Начало этого периода ознаменовалось выходом первой в нашей стране монографии по теории текста – классической монографии И.Р.Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования» (1981г.), в которой автор пишет: «Текст – это данность, имеющая свои, присущие только ей параметры и категории. К числу таких категорий отнесены информативность, членимость, когезия, континуум, автосемантия отрезков текста, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция и завершенность текста. Их рассмотрение и составляет основное содержание книги. Автором дано следующее определение текста:

Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981, с. 18)

Важнейшие положения данной книги: о содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой информации, об объемно-прагматическом и контекстно-вариативном членении текста, о его категориях и признаках – во многом обусловили проблематику исследования текста в дальнейшем. На формирование теории текста в значительной степени повлияла смена научных парадигм, проявившаяся

1) в переходе от лингвистики языка к лингвистике общения;

2) во взаимодействии с неориторикой, признающей текст в качестве программы поведения, деятельности и общения;

3) в усилившейся «филологизации» лингвистики и укреплении ее связи с другими гуманитарными науками (семиотикой, прагматикой, герменевтикой, антропологией, теорией деятельности и др.).

В России в настоящее время создается новая текстовая реальность: «компьютерные», виртуальные тексты, тексты рекламы, интертексты, тексты на чужих языках, - а как писал Г.О.Винокур: «Все написанное, напечатанное, сказанное есть предмет филологического комментария» (Винокур Г.О. Культура языка. М., 1925, с. 215).

Объектом теории текста как современной науки является коммуникативная деятельность человека посредством текста.

Признание коммуникативной сущности текста вводит его в круг интересов всех гуманитарных наук. Текст обладает множеством функций: социальная, системная, регулятивная, когнитивная, эмоциональная, референциальная, способ хранения и передачи информации, отражение психической жизни индивида, продукт определенной исторической эпохи, форма существования культуры, отражение определенных социокультурных традиций и др.

Особая форма потребности – в обмене информацией – рождает коммуникативную сферу деятельности. Текст является продуктом коммуникативной деятельности человека, которая шире речевой деятельности, поскольку использует не только языковые средства. Поэтому теория текста изучает и языковые, и неязыковые, и смешанные тексты. Р.Якобсон подчеркивал: «Когда мы говорим, что язык или любая другая система знаков является средством коммуникации, мы не должны забывать, что при исследовании коммуникации нельзя накладывать ограничений на коммуникативные средства или ее участников» (Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985, с. 377).

А.А.Чувакиным выдвинута гипотеза о том, что в структуре современной филологии на правах ее междисциплинарного ядра существует филологическая теория коммуникации, задачей которой является изучение коммуникативной деятельности человека посредством текста (Чувакин А.А. Заметки об объекте современной филологии// Человек-Коммуникация-Текст. Барнаул, 1999. Вып. 3). Изучение состава, структуры, динамики модели коммуникативного акта в разных сферах деятельности составляет задачи разных филологических наук (лингвистики, литературоведения, журналистики, теории рекламной коммуникации и др.), отличающихся предметным материалом, а общая теория представленной модели - задачу филологической теории коммуникации как области филологии.

Базовые принципы построения предмета теории текста:

- общенаучный принцип системности, который основывается на целостном видении объекта, сопряжение идей системности с идеей деятельности и оппозитивное рассмотрение текста и среды его существования;

- специально-научный принцип коммуникативности, опирающийся на признание коммуникативной природы текста.

Микросредой существования текста является акт коммуникативной деятельности человека посредством текста. Модель коммуникативного акта включает следующие компоненты: коммуниканты – процессы вербализации и понимания – язык – текст – обстоятельства коммуникативного акта – практические цели – коммуникативные цели. Коммуникативно значимыми характеристиками, определяющими облик текста, для коммуникантов являются следующие:

· формально-демографический и этнографический;

· социальный, психологический и социально-психологический;

· культурно-антропологический;

· философско-мировоззренческий;

· когнитивный и коммуникативный;

· лингвистический;

· ситуативно-поведенческий и др.

Категория текстовой личности представлена в двуединстве субкатегорий: текстовой личности говорящего и текстовой личности слушающего. Деятельностные компоненты коммуникативного акта – вербализация (порождение) и понимание (восприятие) текста, т.е. движение от смысла к тексту (при вербализации) и от текста к смыслу (при понимании). В процессах вербализации – понимания текст может быть рассмотрен в цепочке: (текст как замысел) – текст как порождаемое – текст как продукт порождения (новый текст-1) – текст как объект понимания (текст как реальность) – текст как понимаемое – текст как продукт понимания (новый текст-2). Эта цепочка фиксирует этапы коммуникативных трансформаций, а текст как таковой существует как два трансформа: новый текст-1 и новый текст-2, соединенные трансформационными отношениями (выявляются на этапах порождения и понимания).

Язык – текст. Язык понимается как семиотический объект (естественный язык и пара-язык: иконические знаки, шрифтовые средства, средства звуковой фонации, кинетические, мимические и др.; языки в нелингвистическом смысле (художественные моделирующие системы – язык музыки, скульптуры, архитектуры и др.); дискурсивные коды = коды, связанные с «обслуживанием» разных «социальных полей» как сфер культуры – политики, науки, экономики и др.)

Обстоятельства коммуникативного акта – текст. Под обстоятельства подводятся, во-первых, внешние условия вербализации (место, время, обстановка и прочее) и, во-вторых, «действительный» и «возможные» миры.

Практические цели, коммуникативные цели – текст. Практическая цель представляет собой образ практического результата, который предполагает достичь субъект. Коммуникативная цель – это намерение, установка, реализуемая при порождении текста.

Макросреда – текст: культура, природа, социальная сфера, от которых человек неотделим, влияют на текст как внешние факторы.

Сущностные характеристики текста во многом обусловлены культурой, частью которой и являются тексты. Культура генерирует смыслы, определяет функции текста в культуре, характер взаимодействия текстов, отношения символ (знак) – текст, диалог/монолог – текст. Философско-культурологические модели текста и исследование текста как явления культуры освещаются в трудах М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Л.Н.Мурзина, В.П.Руднева, Е.Ф.Тарасова и др. Особенно актуален сейчас аспект диалогичности.

Природа определяет материалы, орудия и средства коммуникации, влияющие на облик текста как физического объекта, и описание его на базе категорий пропорции, симметрии, асимметрии (Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста. Барнаул, 1998).

Социальная сфера определяет существование текста через свое бытие, общественные отношения и социальную деятельность. Типы, виды, формы социальной деятельности влияют на структуру высказывания: вызывают к жизни или активизируют одни тексты (резюме, реклама) и уводят в тень другие (П.Бурдье. Начала. М., 1994).

Микросреда – текст: эти отношения лежат в основе тех факторов, которые обусловливают гармонию, возмущения и взрывы в процессах существования текста. Рассмотрение текста в единстве с микросредой сквозь призму макросреды позволяет интегративно представить текст в его коммуникативной сущности.

Основные направления изучения текста в теории текста: текст в его отношении к говорящему и слушающему; текст как сложный знак; текст в его отношении к действительности и другим текстам; типология текстов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Текст как объект филологии | Лекция 3. Текст в его отношении к участникам коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.