Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития теории физ-ры

Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высо-

1 м уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, наука получает воз­

можность открывать законы и формулировать обобщающие теории.

Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развития, является теория и методика физической культуры.

На первом этапе люди в результате повседневной деятельности получа­ли эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Нако­пление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок воз­никновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры.

Второй этап характеризуется созданием первых методик по физическо­му воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накоплен­ного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.

Примером могут служить системы воспитания молодёжи в древнегрече­ских городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально разви­вались частные методики - оптимальные способы обучения конкретным дейст­виям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др.

По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духов­ного и физического формирования человека возникла наука педагогика, кото­рая на первых порах своего развития занималась вопросами морального и фи­зического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самостоятельную область знаний - науку о собственно физи­ческом (телесном) воспитании.

Начало третьего этапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерно­сти. Так, методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и другим уп­ражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двига­тельных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция на­учных знаний в единую теорию и методику физического воспитания.

Четвёртый этап - создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает пе­риод с конца XIX столетия по 1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др.

П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям зани­мающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности, гармоничности физического развития. Главной задачей П.Ф. Лесгафт считал воспитание физически, нравст­венно, духовно, интеллектуально гармонично развитого человека.

Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным.

Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины - теории и методики физической культуры - начался в России после 1917-го года. Этот этап харак­теризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования.

6 этап: происходит смещение приоритетов государственной политики в сферу личностных потребностей.

Сегодня теория и методика физической культуры - вполне сформиро­вавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содер­жанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её ин­тересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспи­тания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия даёт ей ме­тодологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают воз­можность объективно оценивать действие социальных законов в области физи­ческой культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анали­зировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно говорить о положительном эффекте занятий физической культурой.

12. Функции и принципы физ.культуры как социального явления:

Физической культуре как органическому виду культуры общества при­сущи три категории функций: общекультурные, специфические, частные.

К общекультурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценно­стную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функ­ции. При этом основная функци я культуры вообще заключается в формирова­нии ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития человека и общества.

Специфические функции физической культуры можно свести в следую­щие группы:

• образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физи­ческого развития; совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; создание основы для здорового образа жизни и т.п.;

• физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите

ы I повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным ус-

ювням труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная фи-жческая подготовка и т.п.);

• удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, актив­на отдых);

• раскрытие функциональных резервов и адаптационных возмож-аостей человека.

Частные функции - это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система::::ической культуры, являются:

• принцип всестороннего гармоничного развития личности;

• принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью;

• принцип оздоровительной направленности.

 

13. Понятие о физ. качествах.

В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств.

В специальной литературе до сих пор не найден единый термин для ха­рактеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия:

• Л.П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности»;

• В.П. Ашмарин - «двигательные качества»;

• Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов - «физические качества»;

Ю.Ф. Курамшин - «физические способности».

Известно, что разные люди обладают разными двигательными возмож­ностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми лет может прыгнуть в длину с места на 100 см., а другой - на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой - пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой - 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнени­ям силового характера, чем к упражнениям на координацию».

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных дви­гательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет, соответственно, зависеть характер и степень развития тех или иных физических качеств.

Таким образом:

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - это комплекс морфологических и психо­физиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влия­ние две группы факторов:

Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, клима­тические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.

Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воз­действия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенству­ются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспо­собления (адаптации) и перерастают в соответствующие физические качества.

В формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и сре­довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии фи­зических качеств играет двигательная активность, направленная на совершен­ствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологиче­ские и функциональные показатели различных органов и систем, а также двига­тельная подготовленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями.

В настоящее время принято различать пять основных физических ка­честв: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной дея­тельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественные силы природы и гигиенические факторы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.