КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития теории физ-ры
Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высо- 1 м уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, наука получает воз можность открывать законы и формулировать обобщающие теории. Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развития, является теория и методика физической культуры. На первом этапе люди в результате повседневной деятельности получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры. Второй этап характеризуется созданием первых методик по физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека. Примером могут служить системы воспитания молодёжи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики - оптимальные способы обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др. По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами морального и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самостоятельную область знаний - науку о собственно физическом (телесном) воспитании. Начало третьего этапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания. Четвёртый этап - создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX столетия по 1917 г. Большой вклад в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др. П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности, гармоничности физического развития. Главной задачей П.Ф. Лесгафт считал воспитание физически, нравственно, духовно, интеллектуально гармонично развитого человека. Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным. Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины - теории и методики физической культуры - начался в России после 1917-го года. Этот этап характеризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования. 6 этап: происходит смещение приоритетов государственной политики в сферу личностных потребностей. Сегодня теория и методика физической культуры - вполне сформировавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содержанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия даёт ей методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области физической культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно говорить о положительном эффекте занятий физической культурой. 12. Функции и принципы физ.культуры как социального явления: Физической культуре как органическому виду культуры общества присущи три категории функций: общекультурные, специфические, частные. К общекультурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие другие культурные функции. При этом основная функци я культуры вообще заключается в формировании ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития человека и общества. Специфические функции физической культуры можно свести в следующие группы: • образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; создание основы для здорового образа жизни и т.п.; • физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите ы I повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным ус- ювням труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная фи-жческая подготовка и т.п.); • удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, активна отдых); • раскрытие функциональных резервов и адаптационных возмож-аостей человека. Частные функции - это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система::::ической культуры, являются: • принцип всестороннего гармоничного развития личности; • принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью; • принцип оздоровительной направленности.
13. Понятие о физ. качествах. В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств. В специальной литературе до сих пор не найден единый термин для характеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия: • Л.П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности»; • В.П. Ашмарин - «двигательные качества»; • Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов - «физические качества»; Ю.Ф. Курамшин - «физические способности». Известно, что разные люди обладают разными двигательными возможностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми лет может прыгнуть в длину с места на 100 см., а другой - на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой - пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой - 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию». Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет, соответственно, зависеть характер и степень развития тех или иных физических качеств. Таким образом: ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние две группы факторов: • Средовые факторы: социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п. • Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенствуются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспособления (адаптации) и перерастают в соответствующие физические качества. В формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, а также двигательная подготовленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями. В настоящее время принято различать пять основных физических качеств: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. Каждое из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |