Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Влияние космоса на живые организмы

Еще в древности люди заметили влияние космоса на земные процессы. Например, влияние Луны на морские приливы и отливы, солнечные затмения. На возможную роль космоса в возникновении жизни на Земле указывали Аррениус, Кельвин, Гельмгольц и другие ученые ХIХ века. Вернадский среди факторов, влияющих на развитие биосферы, называл влияние космоса. Он подчеркивал, что без космических светил, в частности Солнца, жизнь на Земле была бы невозможна. Живые организмы преобразуют космическое излучение в земную энергию.

Русский ученый А. Л. Чижевский (1897-1964) проанализировав многочисленный научный материал по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на Земле. Будучи еще студентом университета, Чижевский обратил внимание на синхронность образования солнечных пятен и активизацию боевых действий на фронтах первой мировой войны. Позднее Чижевский выдвинул концепцию, согласно которой существует прямая зависимость между поведением человека и колебаниями в деятельности Солнца. По мнению Чижевского социальные конфликты (войны, бунты, революции и т.п.) предопределяются поведением Солнца. По его данным во время пиков солнечной активности происходит до 60% массовых активных социальных проявлений. А при минимальной активности Солнца – только 5%. В доказательство своей концепции вычислил ритмы, циклы и периоды колебаний солнечной активности.

К настоящему времени имеется много неоспоримых фактов влияния Солнца на земные процессы и на человека. Например, зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний от солнечной активности. Стали привычными прогнозы «неблагоприятных дней» по радио и в газетах.

 

 

Экология как наука о взаимоотношениях земных организмов с окружающей средой возникла в конце ХIХ века и вначале занималась только взаимоотношением животных и растений со средой их обитания. Сегодня она является также социальной наукой, изучающей проблемы взаимоотношений общества и окружающей среды.

По мере развития общества и его производительных сил углубляются противоречия в системе человек ↔ природа. Воздействие человека на природу вызывает ответные реакции природы, результаты которых плохо прогнозируются. «Не будем, однако, - писал Ф. Энгельс, - обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Действительно, в результате побед человека над природой мы получили: изменение климата, озоновые дыры в атмосфере, высохшие моря (например, Азовское), обмелевшие реки и т.п. В настоящее время бесцеремонное вмешательство в окружающую среду часто носит глобальный характер и порождает глобальные экологические проблемы. Еще первая конференция ООН по окружающей среде в 1972 году констатировала наличие на Земле экологического кризиса всей биосферы. Налицо следующие экологические проблемы:

- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

- в значительной мере истреблены леса;

- стремительно сокращается запас полезных ископаемых;

- истощается и загрязняется мировой океан;

- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых норм и чистый воздух становится дефицитом;

- почти вся поверхность Земли покрыта техногенным веществом;

- появление экологические проблем в космосе (засорение космоса обломками искусственных спутников, связь космических полетов с образованием озоновых дыр и др.);

- ухудшение здоровья человека из-за неблагоприятных условий жизнедеятельности.

Последняя напрямую касается каждого из нас. Неблагоприятные условия жизни привели к росту числа человеческих заболеваний, к изменению их структуры (появлению «болезней цивилизации» - аллергических, лучевых, токсических и пр.); появлению генетических изменений в организме человека. В связи с крайне неблагоприятной экологической ситуацией в крупных городах во много раз увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и информационные перегрузки резко увеличили число нервно-психических, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Какими видятся пути решения глобальных экологических проблем?

Некоторые из них требуют коллективных решений мирового сообщества. Другие – усилий отдельных государств. В рамках мирового сообщества необходимы:

- разработка и принятие международных конвенций по охране природы;

- разработка и осуществление совместных программ по защите окружающей среды (в этом направлении уже сделаны первые шаги: запрещение ядерных испытаний, подписание Киотского протокола);

- структурные изменения в мировой энергетике в сторону более эффективных и безопасных для природы и людей источников энергии.

В рамках отдельных государств необходимы следующие меры.

1. Экологизация производства. Для ее осуществления требуется введение обязательной экологической экспертизы новых технических проектов. И, во – вторых, создание и внедрение природосберегающих технологий и производств.

2. Принятие постоянных практических мер по поддержанию динамического равновесия между природой и человеком (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков и заповедников и др.).

3. Внедрение обязательного строгого контроля над производством продуктов питания.

4. Постоянный общественный контроль за состоянием окружающей среды.

5. Разумное самоограничение государств в расходовании природных ресурсов, в первую очередь, энергетических. При сегодняшних темпах потребления согласно расчетам международных экспертов разведанных запасов угля хватит на 430 лет, нефти – на 35 лет, природного газа – на 50 лет.

6. Формирование в человеческом обществе экологического сознания. Для этого необходимо экологическое обучение и воспитание людей.

 

Литература

1.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2001. – 519 с.

2.Концепции современного естествознания. Под ред. проф. Самыгина С. И.

Учебное пособие для студентов экономических и гуманитарных специальностей ВУЗов. Ростов на Дону.: - Феникс, 2001.-576 с.

3. Лавриненко В.И. и др. Концепции современного естествознания. Под редакцией проф. Лавриненко В. И., проф. Ратникова. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. - 303 с.

4. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2004. - 444 с.

5. Баскаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для гуманитарных и экономических специальностей ВУЗов. Ростов на дону.: - Феникс, 2003. - 447 с.

6. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Высшая школа, 1998. – 237 с.

7. Солопов Е. Ф. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для ВУЗов. М,: Высшая школа, 1998. – 231 с.

 

 


* В 1979 году было известно 34 спутника и более 2000 астероидов.

* Непосредственные наблюдения в природе показывают, что подавляющая масса органических веществ сейчас образуется на Земле через организмы путем фото- и хемосинтеза.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ноосфера | Логический позитивизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.