КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины.
Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «ва¬леология» дня обо шачения здоровья человека. Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное пита¬ние с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эф¬фективная демографическая политика. ВАЛЕ(1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой сово¬купность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формирова¬нии, Сохранении И укреплении здоровья. Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социоло¬гов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИ Цель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека зна¬ниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здо¬ровья. Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, нахо¬дящийся в со< гоянии предболезни. Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и соци¬альная категория; • механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья; • методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни; • теория и методика валеологического образования. Валеология включает в себя две составные части: 1) теоретическую валеологию; 2) практическую валеологию. В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогиче¬ский, экологический и т.д. В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья); 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма). С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выде¬лить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную). Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: - дошкольную; - школьную; - вузовскую; - послевузовскую.
Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «ва¬леология» дня обо шачения здоровья человека. Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное пита¬ние с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эф¬фективная демографическая политика. ВАЛЕ(1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой сово¬купность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формирова¬нии, Сохранении И укреплении здоровья. Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социоло¬гов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИ Цель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека зна¬ниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здо¬ровья. Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, нахо¬дящийся в со< гоянии предболезни. Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и соци¬альная категория; • механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья; • методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни; • теория и методика валеологического образования. Валеология включает в себя две составные части: 1) теоретическую валеологию; 2) практическую валеологию. В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогиче¬ский, экологический и т.д. В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья); 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма). С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выде¬лить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную). Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: - дошкольную; - школьную; - вузовскую; - послевузовскую.
64. Здоровье: сущность, понятие и его компоненты. Здоровье: сущность понятия и его компоненты Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго: процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:
• Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой -обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. • Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека. • Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Основа сексуального здоровья определяется: - способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородною поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; - свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и Других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; - отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций. • Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом). Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.
Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в к> же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья яв-1яются: - для физического здоровья - «я могу»; - для психического здоровья - «я хочу»; - для нравственного здоровья - «я должен». Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья - это жизнеспособность индивида. Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количест¬венная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хи¬рург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье - это максимальная произво¬дительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Да-виденкоД.Н., 2001). Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье - это динамический ат¬рибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья). Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы - между ни¬ми существуют разнообразные состояния». Практическая медицина выделяет три основных состояния человека: • Здоровье - состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адап¬тивность к меняющимся условиям жизнедеятельности; • Предболезнъ - состояние, при котором возможно развитие патоло¬гического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фак¬тора вследствие снижения механизмов адаптации; • Болезнь - состояние, при котором в организме активно развива¬ются патологические процессы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |