Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пореформенная деревня все больше страдала от таких проблем, как малоземелье, чересполосица, отдаленность участков друг от друга и т. д

Если в 1860 г. в среднем на крестьянскую душу приходилось около 4 десятин (гектаров) земли, то к 1900г. произошло сокращение до 2 десятин (гектаров). Крестьяне были связаны принудительным севооборотом, обязаны осуществлять те же операции, что и другие односельчане. Проявлять инициативу, использовать технику, передовые технологии, удобрения в таких условиях было крайне слож­но. Средний уровень хозяйств оставался низким, примитивным.

Крестьяне составляли подавляющее большинство населения. Но они были пло­хими покупателями фабричных товаров, поскольку не располагали свободными средствами. Нехитрые крестьянские потребности удовлетворяло собственное на­туральное хозяйство. Такое положение дел тормозило развитие рыночных отно­шений в стране, сужало рынок для изделий текстильных фабрик, металлических заводов и т. д. Крестьяне, вынужденные держаться за свой надел, уходили на за­работки после завершения сельскохозяйственных работ, что обусловливало серь­езные колебания на рынке рабочей силы.

Александр II вошел в историю как Освободитель. Однако далеко не все совре­менники соглашались с такой оценкой. И дело не только в происшедших кресть­янских восстаниях, в резких филиппиках, обличительных оценках революционных демократов. Тверское дворянское собрание в своем решении в 1862г. категориче­ски высказалось за настоящую демократическую реформу: «Дворянство не обра­щается к правительству с просьбою о совершенствовании этих реформ, но, при­знавая его несостоятельность в этом деле, ограничивается указанием того пути, на который оно должно вступить для спасения себя и общества. Этот путь есть собрание выборных от всего народа без различия сословий». На этот путь царизм встал только в 1905 г.

В ближайшие десятилетия после 1861г. непоследовательность, противоречи­вость и ограниченность ключевой реформы «великих преобразований» Алексан­дра II выявились в полной мере.

Долгое время дворяне-помещики осуществляли в отношении крестьян «оте­ческое попечение», осуществляли административное руководство, отвечали за сбор налогов, порядок и т. д. «В лице 100 тыс. помещиков у меня есть 100 тыс. полиц­мейстеров», — говорил Николай I.

С отменой крепостного права пришлось реформировать органы местного само­управления. По закону 1 января 1864 г. были созданы земства. Выборы депутатов — гласных — в состав уездного земского собрания проходили по трем избирательным категориям (куриям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян.

Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Исполнительными органами были губернские и уездные земские управы.

Выборных гласных в земствах называли «первым элементом». «Второй эле­мент» составляли представители местных государственных учреждений, «третий элемент» — наемные служащие для работы в земских учреждениях: школах, боль­ницах, богадельнях, статистических бюро и т. д. Земская интеллигенция многое сделала для развития местного хозяйства, улучшения жизни деревни, развития просвещения и здравоохранения. Один земский врач обслуживал 200 деревень, принимал в обычный день не менее 60 больных, в праздничный — по 100 человек. Рабочий день земского врача составлял 12 часов. Фельдшеры и акушеры получа­ли в земствах 120-180 рублей в год, сельские земские учителя —150 руб. в год (школьные сторожа — 100 рублей). «Тесно, сыро, холодно и не сытно». Так описывали свою жизнь земские учителя и врачи. Земские либералы мечтали о всерос­сийских выборах в Учредительное собрание, которое установит в России консти­туционную монархию. «Властное всероссийское земство» — так формулировал идеал политического устройства России П. Б. Струве.

В 1870 г. была проведена городская реформа. В городские думы выборы про­ходили по трем группам налогоплательщиков: мелких, средних и крупных, кото­рые платили по одной третьей части налогов. Городской голова и управа избирались думами. Органы городского самоуправления также занимались коммунальным ' хозяйством, благоустройством, школами, больницами и сделали немало для раз­вития городов.

С 1864г. началась судебная реформа. В стране были созданы судебные округа. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого за­щищал адвокат (присяжный поверенный). Рассмотрение дел было устным, со­стязательным, публичным, гласным. Окружной суд являлся бессословным. После судебных прений присяжные заседатели в количестве 12 человек, отобранные из большого списка, выносили свое мнение: «виновен», «невиновен», «виновен, но заслуживает снисхождения». На основании вердикта присяжных суд выносил приговор. Коронных судей министр юстиции назначал пожизненно. Они счита­лись независимыми от административных органов и полиции. Второй инстанци­ей были судебные палаты по уголовным и гражданским делам, третьей — депар­таменты Сената. Император сохранил право помилования.

Мелкие уголовные и гражданские дела разбирали мировые судьи, избираемые земским собранием или городской думой. Спорные вопросы рассматривались съездом мировых судей. Царь хотел дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый». Сохранился волостной крестьянский суд для разбора мелких кон­фликтов. Сохранились особые суды для духовенства, военных, в некоторых ми­нистерствах. Судебная реформа считалась прогрессивной, способствовала фор­мированию правовой культуры у населения.

1 января 1874 г. был принят закон, отменивший рекрутскую повинность. Во­инская обязанность стала всесословной, единой для мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. Льготы по срокам службы зависели от образо­вания, состава семьи. Фактически отбор в армию происходил по жребию, так как призывные контингенты превышали необходимое для армии число новобранцев.

Реформы способствовали развитию страны, росту гражданского самосозна­ния населения. Как уже упоминалось, Александра II называли Освободителем. Но наиболее образованные, передовые люди считали, что необходимо «увенчать здание», создать российский парламент и провозгласить политические права и свободы.

Сам царь еще в начале реформ в беседе с одним из лидеров московского дво­рянства обозначил свою позицию: «Я даю тебе слово, что сейчас на этом столе я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это по­лезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадет­ся па куски»1. (Главным для российских императоров было их Я.)

С сожалению, до «увенчания здания» дело не дошло. 1 марта 1881 г. утром царь подписал указ о начале готовки к возможному в будущем созыву представителей от разных сословий. После гибели Александра II в тот же день от рук террористов из «Народной воли», его сын Александр III вместо завершения реформ ал их свертывание.

В 1881г. было введено Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. Положение расширяло права администрации, предусматривало ограничение действия ряда законов в местностях, объявленных на положении усиленной чрезвычайной охраны. Положение вводилось временная мера на 3 года, но действовало до 1917г.

В 1882г. в соответствии с Временными правилами о печати вводилась предварительная цензура любого периодического издания после получения трех предупреждений. Созданная Верховная комиссия по печати в составе министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода получила право закрывать любое печатное издание в административном порядке.

В 1884г. в ведение Святейшего синода передали все церковно-приходские школы и крестьянские школы грамоты. В этом же году был принят новый университетский устав, который фактически ликвидировал автономию высшей школы. В 1886 г. прекратился прием на высшие женские курсы, повышена плата за обучение в высших и средних учебных заведениях. Циркуляром министра про­свещения 1887г. ограничивался прием в гимназию выходцев из низших сословий документ называли циркуляром «о кухаркиных детях»).

Для поддержки поместного дворянства был создан Дворянский банк (1885). Положение о найме на сельскохозяйственные работы защищало интересы землевладельцев. В то же время были ограничены разделы в крестьянских семьях, переделы общинных земель и ограничены крестьянские переселения. Государство стремилось законсервировать общину в качестве удобной формы контроля над крестьянством.

В 1889г. была введена должность земского начальника, назначавшегося правительством из потомственных дворян. Земские начальники заменили мировых судей, жестко контролировали волостное управление, суд, вмешивались в дела земств. В 1890 г. новое «Положение о земских учреждениях» увеличило представительство землевладельцев-дворян. На выборных должностях в земствах могли работать только лица, имевшие классный чин. «Русское самодержавие не может и нe должно терпеть никакой неподчиненной ему или не от него исходящей власти в стране, никакого государства в государстве... Самое главное — устроить на твёрдых началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству земство и местное управление», — писал один из вдохновителей контрреформ, редактор газеты «Московские ведомости» М. Н. Катков. Новое Городовое положение 1892 г. усилило надзор правительства за городскими органами самоуправления. Ограничивались несменяемость судей и публичность судебных заседаний. Сократился круг лиц, допускаемых в ряды присяжных. Политические де­ла были изъяты из общего судопроизводства и стали рассматриваться в Особом присутствии Сената. Либеральные бюрократы из окружения Александра II полу­чили отставку. Большое влияние на нового императора имел обер-прокурор Си­нода К. П. Победоносцев. О Земском соборе или Учредительном собрании не мог­ло быть и речи.

Охранительная политика Александра III была направлена на защиту неогра­ниченного самодержавия, жесткую централизацию власти, сохранение и усиле­ние сословных привилегий дворянства, означала отказ от наиболее прогрессив­ных и перспективных новшеств в жизни страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Февраля 1861г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и другие законодательные акты | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.