КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пореформенная деревня все больше страдала от таких проблем, как малоземелье, чересполосица, отдаленность участков друг от друга и т. д
Если в 1860 г. в среднем на крестьянскую душу приходилось около 4 десятин (гектаров) земли, то к 1900г. произошло сокращение до 2 десятин (гектаров). Крестьяне были связаны принудительным севооборотом, обязаны осуществлять те же операции, что и другие односельчане. Проявлять инициативу, использовать технику, передовые технологии, удобрения в таких условиях было крайне сложно. Средний уровень хозяйств оставался низким, примитивным. Крестьяне составляли подавляющее большинство населения. Но они были плохими покупателями фабричных товаров, поскольку не располагали свободными средствами. Нехитрые крестьянские потребности удовлетворяло собственное натуральное хозяйство. Такое положение дел тормозило развитие рыночных отношений в стране, сужало рынок для изделий текстильных фабрик, металлических заводов и т. д. Крестьяне, вынужденные держаться за свой надел, уходили на заработки после завершения сельскохозяйственных работ, что обусловливало серьезные колебания на рынке рабочей силы. Александр II вошел в историю как Освободитель. Однако далеко не все современники соглашались с такой оценкой. И дело не только в происшедших крестьянских восстаниях, в резких филиппиках, обличительных оценках революционных демократов. Тверское дворянское собрание в своем решении в 1862г. категорически высказалось за настоящую демократическую реформу: «Дворянство не обращается к правительству с просьбою о совершенствовании этих реформ, но, признавая его несостоятельность в этом деле, ограничивается указанием того пути, на который оно должно вступить для спасения себя и общества. Этот путь есть собрание выборных от всего народа без различия сословий». На этот путь царизм встал только в 1905 г. В ближайшие десятилетия после 1861г. непоследовательность, противоречивость и ограниченность ключевой реформы «великих преобразований» Александра II выявились в полной мере. Долгое время дворяне-помещики осуществляли в отношении крестьян «отеческое попечение», осуществляли административное руководство, отвечали за сбор налогов, порядок и т. д. «В лице 100 тыс. помещиков у меня есть 100 тыс. полицмейстеров», — говорил Николай I. С отменой крепостного права пришлось реформировать органы местного самоуправления. По закону 1 января 1864 г. были созданы земства. Выборы депутатов — гласных — в состав уездного земского собрания проходили по трем избирательным категориям (куриям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Исполнительными органами были губернские и уездные земские управы. Выборных гласных в земствах называли «первым элементом». «Второй элемент» составляли представители местных государственных учреждений, «третий элемент» — наемные служащие для работы в земских учреждениях: школах, больницах, богадельнях, статистических бюро и т. д. Земская интеллигенция многое сделала для развития местного хозяйства, улучшения жизни деревни, развития просвещения и здравоохранения. Один земский врач обслуживал 200 деревень, принимал в обычный день не менее 60 больных, в праздничный — по 100 человек. Рабочий день земского врача составлял 12 часов. Фельдшеры и акушеры получали в земствах 120-180 рублей в год, сельские земские учителя —150 руб. в год (школьные сторожа — 100 рублей). «Тесно, сыро, холодно и не сытно». Так описывали свою жизнь земские учителя и врачи. Земские либералы мечтали о всероссийских выборах в Учредительное собрание, которое установит в России конституционную монархию. «Властное всероссийское земство» — так формулировал идеал политического устройства России П. Б. Струве. В 1870 г. была проведена городская реформа. В городские думы выборы проходили по трем группам налогоплательщиков: мелких, средних и крупных, которые платили по одной третьей части налогов. Городской голова и управа избирались думами. Органы городского самоуправления также занимались коммунальным ' хозяйством, благоустройством, школами, больницами и сделали немало для развития городов. С 1864г. началась судебная реформа. В стране были созданы судебные округа. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат (присяжный поверенный). Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Окружной суд являлся бессословным. После судебных прений присяжные заседатели в количестве 12 человек, отобранные из большого списка, выносили свое мнение: «виновен», «невиновен», «виновен, но заслуживает снисхождения». На основании вердикта присяжных суд выносил приговор. Коронных судей министр юстиции назначал пожизненно. Они считались независимыми от административных органов и полиции. Второй инстанцией были судебные палаты по уголовным и гражданским делам, третьей — департаменты Сената. Император сохранил право помилования. Мелкие уголовные и гражданские дела разбирали мировые судьи, избираемые земским собранием или городской думой. Спорные вопросы рассматривались съездом мировых судей. Царь хотел дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый». Сохранился волостной крестьянский суд для разбора мелких конфликтов. Сохранились особые суды для духовенства, военных, в некоторых министерствах. Судебная реформа считалась прогрессивной, способствовала формированию правовой культуры у населения. 1 января 1874 г. был принят закон, отменивший рекрутскую повинность. Воинская обязанность стала всесословной, единой для мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. Льготы по срокам службы зависели от образования, состава семьи. Фактически отбор в армию происходил по жребию, так как призывные контингенты превышали необходимое для армии число новобранцев. Реформы способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Как уже упоминалось, Александра II называли Освободителем. Но наиболее образованные, передовые люди считали, что необходимо «увенчать здание», создать российский парламент и провозгласить политические права и свободы. Сам царь еще в начале реформ в беседе с одним из лидеров московского дворянства обозначил свою позицию: «Я даю тебе слово, что сейчас на этом столе я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется па куски»1. (Главным для российских императоров было их Я.) С сожалению, до «увенчания здания» дело не дошло. 1 марта 1881 г. утром царь подписал указ о начале готовки к возможному в будущем созыву представителей от разных сословий. После гибели Александра II в тот же день от рук террористов из «Народной воли», его сын Александр III вместо завершения реформ ал их свертывание. В 1881г. было введено Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. Положение расширяло права администрации, предусматривало ограничение действия ряда законов в местностях, объявленных на положении усиленной чрезвычайной охраны. Положение вводилось временная мера на 3 года, но действовало до 1917г. В 1882г. в соответствии с Временными правилами о печати вводилась предварительная цензура любого периодического издания после получения трех предупреждений. Созданная Верховная комиссия по печати в составе министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода получила право закрывать любое печатное издание в административном порядке. В 1884г. в ведение Святейшего синода передали все церковно-приходские школы и крестьянские школы грамоты. В этом же году был принят новый университетский устав, который фактически ликвидировал автономию высшей школы. В 1886 г. прекратился прием на высшие женские курсы, повышена плата за обучение в высших и средних учебных заведениях. Циркуляром министра просвещения 1887г. ограничивался прием в гимназию выходцев из низших сословий документ называли циркуляром «о кухаркиных детях»). Для поддержки поместного дворянства был создан Дворянский банк (1885). Положение о найме на сельскохозяйственные работы защищало интересы землевладельцев. В то же время были ограничены разделы в крестьянских семьях, переделы общинных земель и ограничены крестьянские переселения. Государство стремилось законсервировать общину в качестве удобной формы контроля над крестьянством. В 1889г. была введена должность земского начальника, назначавшегося правительством из потомственных дворян. Земские начальники заменили мировых судей, жестко контролировали волостное управление, суд, вмешивались в дела земств. В 1890 г. новое «Положение о земских учреждениях» увеличило представительство землевладельцев-дворян. На выборных должностях в земствах могли работать только лица, имевшие классный чин. «Русское самодержавие не может и нe должно терпеть никакой неподчиненной ему или не от него исходящей власти в стране, никакого государства в государстве... Самое главное — устроить на твёрдых началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству земство и местное управление», — писал один из вдохновителей контрреформ, редактор газеты «Московские ведомости» М. Н. Катков. Новое Городовое положение 1892 г. усилило надзор правительства за городскими органами самоуправления. Ограничивались несменяемость судей и публичность судебных заседаний. Сократился круг лиц, допускаемых в ряды присяжных. Политические дела были изъяты из общего судопроизводства и стали рассматриваться в Особом присутствии Сената. Либеральные бюрократы из окружения Александра II получили отставку. Большое влияние на нового императора имел обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. О Земском соборе или Учредительном собрании не могло быть и речи. Охранительная политика Александра III была направлена на защиту неограниченного самодержавия, жесткую централизацию власти, сохранение и усиление сословных привилегий дворянства, означала отказ от наиболее прогрессивных и перспективных новшеств в жизни страны.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |