КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовная жизнь и ментальность советского человека: какой социализм построили в СССР
Декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР как равноправные субъекты образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Появились единые общесоюзные государственные органы — Съезд Советов СССР, Центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров СССР и др., а также были общесоюзные, союзно-республиканские и местные комиссариаты. Были приняты Договор и Декларация об образовании СССР, которые составили первую Конституцию СССР (1924). За союзными республиками предусматривалось право выхода из СССР, но механизм реализации этого права не был разработан. Система возникла весьма сложная и во многом формальная, так как реальное руководство страной осуществляла Коммунистическая партия и ее высшее руководство. 7.2 Развитие советской экономики: военный коммунизм; нэп; сталинский скачок ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». В советские годы это выражение знали все, начиная со школьного возраста. В декабре 1920г. на Восьмом съезде Советов был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Предусматривалось строительство крупных электростанций в течение 10-15 лет. В обеспечении страны электроэнергией Ленин вслед за крупнейшими российскими учеными видел ключ к развитию ее промышленности, экономики, производительных сил. Только развитая экономика могла обеспечить высокий уровень жизни населения, помочь построить коммунистическое общество. Но гарантией успеха Ленин считал крепкую политическую систему — Советскую власть. Так и родилась его знаменитая формула. В конце 1920 — начале 1921г. в Советской России нарастал всеобъемлющий кризис. В экономической области переплелись продовольственный (острая нехватка продовольствия), топливный (нехватка топлива) и транспортный (разруха на железнодорожном и водном транспорте) кризисы. К лету 1921г. сильный неурожай в Поволжье обрек на голод десятки миллионов людей, из которых умерли, по разным подсчетам, от 1 до 5 млн. В политической сфере всеобщее недовольство крестьян проявилось в крупном восстании в Тамбовской губернии, в выступлениях в Сибири и в других регионах. Волна массовых забастовок и демонстраций рабочих прошла в крупных промышленных центрах. В марте 1921г. с большим трудом было подавлено выступление гарнизона крепости Кронштадт, участники которого требовали отмены продразверстки, свободы торговли, слова и печати, Советов «без коммунистов». Большевики столкнулись с серьезной угрозой «четвертой революции». В РКП(б) возникла дискуссия о путях дальнейшего развития страны. В этой обстановке по инициативе В. И. Ленина X съезд РКП(б) в марте 1921г. заменил продразверстку продовольственным налогом, который был к тому же в два раза меньше. Остатки продукции крестьянам разрешалось реализовать самим. Этим было положено начало новой экономической политике (нэпу). Принятое решение открыло путь от централизованных, строго регламентированных отношений к восстановлению нормальной рыночной экономики с развитыми товарно-денежными отношениями. В 1921-1924 гг. в экономической жизни появилось множество новшеств. Была восстановлена свободная торговля, возрождено денежное обращение, проведена денежная реформа, в результате которой советский червонец стал конвертируемым. Разрешалось создавать мелкие и средние частные предприятия, для чего была проведена частичная денационализация. Государство предоставляло предприятия в аренду своим предпринимателям и зарубежным (концессия). Крестьяне получили право покидать общину и выбирать любые формы землепользования. Коммуны и колхозы, образованные в Гражданскую войну, распались, но получили распространение промысловые, кредитные, потребительские и другие кооперативы. Разрешалась аренда земли и применение наемного труда. Государственные предприятия стали работать на началах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они сами добывали сырье, организовывали производство и реализовали свою продукцию через специальные торговые синдикаты. Был осуществлен переход на сдельную оплату труда и выплату заработной платы не натурой (продуктами, одеждой, мылом и т. д.), а в денежной форме, твердым рублем. В городах платными стали коммунальные услуги, транспорт, жилье, посещение театров, музеев, бань. В вузах появилась плата за обучение. Главная цель нэпа заключалась в том, чтобы стимулировать материальную заинтересованность россиян в результатах своего труда. Без полного использования человеческого фактора, главной производительной силы общества, 'было невозможно восстановить народное хозяйство страны и обеспечить его устойчивое функционирование. Нэп достаточно быстро принес положительные результаты. В 1922г. был собран неплохой урожай, преодолевались последствия голода. С 1924г. крестьяне стали платить налог не в натуральной, а в денежной форме, что говорило о восстановлении нормальных товарно-денежных отношений. К 1924-1925 гг. в стране действовало около 50 тыс. частных промышленных предприятий и около 265 тыс. частных торговцев. На частных предприятиях работало 420 тыс. рабочих (всего было 8 млн. 160 тыс. рабочих и служащих). В сельском хозяйстве появилось 2 млн. батраков. К 1925г. по многим количественным показателям был достигнут уровень 1913г. в сельском хозяйстве и промышленности. Нэп многими воспринимался как что-то временное, переходное, зыбкое. Это легко можно увидеть на примере табель-календаря за 1925 г. Праздничными («красными») днями считались: 1 января — Новый год, 6 января — Крещение, 21 января — День смерти Ленина, 22 января — День памяти жертв 9 января 1905 г., 12 марта — Низвержение самодержавия, 18 марта — День Парижской Коммуны, 18 апреля — Страстная суббота, 19-20 апреля — Пасха, 1 мая — День Интернационала, 28 мая — Вознесенье, 7 июня — Троица, 8 июня — Духов день, 6 июля — День Конституции СССР, 6 августа — Преображение, 15 августа — Успение, 7 ноября — День пролетарской Революции, 25-26 декабря — Рождество. Сосуществование старых и новых праздников было призвано учесть интересы различных групп населения. Судьба социализма в России была еще под сомнением. Вскоре многое изменилось. Религиозные праздники исключили из календаря к 1930г. Нэп был весьма болезненным, противоречивым процессом. Происходило сокращение штатов государственных учреждений, работников госбюджетных организации (школ, больниц и т. п.), численности РККА, милиции, Государственного политического управления (ГПУ), которое заменило ВЧК. Росло число безработных (к 1928 г. — 1,8 млн. членов профсоюзов, или 10-15% их состава). Многим рабочим не нравилось усиление интенсивности труда на производстве, восстановление руководящей роли инженерно-технических работников, их большие заработки. Нэп расшифровывали как «новую эксплуатацию пролетариата». Доходы, образ жизни «нэпманов», зажиточных крестьян раздражали многих рабочих, служащих, молодежь, сельскую бедноту. Партийно-советской верхушке не нравилось расширение сфер жизни, не подчиненных ее контролю. Развитие капиталистических отношений сопровождалось криминализацией общества. Хищения, «разбазаривание» государственного имущества, коррупция, бандитизм, наркомания, винокурение и шинкарство, азартные игры, хулиганство — все это рассматривалось как порождение нэпа, «гримасы нэпа». Часть коммунистов расценивали нэп как «капитуляцию перед капитализмом». Противники коммунистической идеологии считали, что она утопична и переход к нэпу должен привести к реставрации нормального буржуазно-демократического общества. В. И. Ленин полагал, что из нэпа постепенно вырастет социализм. Он был уверен, что социалистический уклад победит в экономическом соревновании с воскресшим капиталистическим укладом. Дело в том, что в политической сфере новой политики (нэпизации) не проводилось. РКП(б) оставалась единственной политической партией. Партии меньшевиков и эсеров к середине 1920-х гг. были уничтожены. Профсоюзы, Российский Коммунистический Союз Молодежи, большинство других общественных объединений работали под контролем коммунистов. Законодательство несколько смягчилось, но для ГПУ не было проблемой посадить за решетку или отправить в лагерь любого человека. В 1922г. прошел сфальсифицированный процесс над руководством партии эсеров и были высланы за границу около 200 видных ученых-обществоведов. В 1923г. патриарх Тихон призвал прихожан не сопротивляться Советской власти. Многие считали, что Тихон сделал это под давлением ОГПУ. Кроме того, он старался вывести из-под удара карательных органов священников и прихожан. Советское государство сохранило за собой «командные высоты в экономике»: крупные предприятия, транспорт, банковскую систему, внешнюю торговлю. Нэп как «перестройка Ленина» не завершился созданием «рыночного социализма» в СССР. После смерти В. И. Ленина в 1924г. руководящую роль в Коммунистической партии и государстве стал играть И. В. Сталин и его соратники, которые считали, что нэп сыграл свою роль, и в 1927-1929 гг. постепенно его свернули. Произвольно увеличивалось бремя налогов па зажиточных крестьян и нэпманов. Была запрещена аренда земли, предприятий. Ограничивались возможности найма рабочей силы. Вместо экономической эволюции, экономического соревнования, экономических методов воздействия на экономику были взяты на вооружение командно-административные, чрезвычайные, внеэкономические формы руководства обществом. В 1928-1930 гг. началось «развернутое наступление социализма по всему фронту», которое осуществлялось в соответствии со сталинской концепцией развития страны. Основными составляющими сталинизма, фактически подменившего ленинизм, были: ♦ возможность построения социализма в одной стране — СССР; ♦ первоочередное развитие промышленности любой ценой; ♦ преобладание командно-административных методов с использованием не только террора, но также материальных стимулов и агитационно-пропагандистского воздействия; ♦ использование противоречий в капиталистическом мире. В годы первых пятилеток (1928-1932, 1933-1937, 1938-1941) проводилась социалистическая индустриализация страны, целью которой было превращение страны из аграрно-индустриальной в мощную промышленную державу. В эти годы было построено более 9 тыс. крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей (производство тракторов, самолетов, автомобилей, синтетического каучука и т. д.), осуществлялась электрификация страны. СССР к концу 1930-х гг. по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе, а в мире уступал лишь США. Источниками данного прогресса были внутренние займы, сохранение низкого уровня жизни большинства населения, трудовой энтузиазм, продажа за рубеж леса, нефти, продовольствия, мехов и даже произведений искусства. Все более широкое применение получало внеэкономическое принуждение, т. е. использование труда заключенных исправительно-трудовых лагерей. К концу 1930-х гг. они осваивали около 10% всех капиталовложений, вели строительство в труднодоступных районах, заготавливали древесину. В первую пятилетку было закуплено много зарубежной техники, которая успешно осваивалась, и страна добилась технико-экономической независимости от Запада. Индустриализация обеспечила качественное обновление материально-технической базы экономики страны. Массовая коллективизация, проведенная в основном в 1930-1932 гг., представляла собой объединение крестьянских хозяйств, основных средств производства (орудий труда, рабочего и продуктивного скота) в коллективные хозяйства. Все виды кооперации, кроме производственной (колхозы) и промысловой (рыболовецкие, охотничьи и др. артели), были ликвидированы. Колхозы, как и дореволюционные общины, были удобны для осуществления командно-административного руководства сельским хозяйством, фактически превращали крестьян в зависимых, бесправных работников. Передовая техника сосредоточивалась в машинно-тракторных станциях (МТС), которые с 1928 по 1958 г. принадлежали государству. Партия и государство через председателей колхозов всесторонне регламентировали проведение всего цикла сельскохозяйственных работ. Колхозная система позволяла произвольно устанавливать цены, меры наказания и поощрения колхозников. Минимальный прожиточный минимум для большинства колхозников обеспечивался работой в личном подсобном хозяйстве. Гарантированная помесячная оплата труда и пенсии в колхозах появились лишь во второй половине 1960-х гг. По трудодням зачастую крестьяне ничего не получали. С 1930-х гг. крестьяне перестали быть хозяевами земли, продуктов своего труда, утратили стимулы к труду и фактически превратились в крепостных государства. Колхозный строй служил удобной формой изъятия максимальных объемов сельскохозяйственной продукции, перекачки средств из деревни в промышленность, другие отрасли экономики. Такая «эффективность» советского аграрного строя обусловливалась многочисленностью крестьянства, его терпением и жестким административным режимом. До 1960-х гг. колхозники не имели паспортов, были фактически прикреплены к месту жительства. Недаром ВКП(б) в крестьянской среде расшифровывали как «второе крепостное право большевиков». ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ «Жить стало лучше, жить стало веселее». Этот лозунг провозгласил Сталин в связи с отменой карточной системы с 1 января 1935 г. Произошла некоторая дифференциация системы материального поощрения. Лозунг несли на демонстрациях, изображали на плакатах. Естественно, никто не считал, кому именно стало «жить лучше» и насколько. Многие современники любят вспоминать о безмятежных предвоенных годах. Тем же, кто пострадал в годы «ежовщины» (1936-1938), вряд ли было весело. Культурная революция рассматривалась большевистским руководством как важнейшая составная часть социалистического и коммунистического преобразования общества. В результате ее должен был сформироваться новый тип человека и новый тип культуры. Новый тип человека со временем был определен понятием «советский человек». Новый тип культуры в противоположность «буржуазной культуре» определялся как «советская, социалистическая культура». С 1920-х гг. культурную революцию стали называть «третьим фронтом» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Приобщение народных масс к культуре носило масштабный характер. Развитие народного образования формировало основу для организации культурной, духовной жизни страны на новой основе. После ряда экспериментов в стране возникла стройная, единообразная во всех районах страны советская система высшего образования. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. В 1928 г. расходы на образование составляли 8 руб. в год на одного человека, в 1937 г. — 113 руб. В середине 30-х гг. в школе был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, аттестаты зрелости, экзамены и т. д. Школьная система со второй половины 1930-х до 1990-х гг. по существу не менялась. К середине 30-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. За две пятилетки было обучено грамоте 40 млн. человек. Уровень грамотности в стране достиг 81%. СССР стал одной из немногих стран мира, в которой неграмотность была полностью ликвидирована. На этом месте в советское время было принято ставить большой восклицательный знак, рассматривать ликвидацию неграмотности как крупное достижение социалистического общества. Между тем еще В. И. Ленин считал элементарную грамотность атрибутом любого развитого буржуазного общества. В СССР не принято было вспоминать, что одной из первых стран с практически всеобщей грамотностью были США. Еще в XVII-XVIII вв. каждая американская община должна была бесплатно содержать священника и учителя. Школы и университеты получали значительные льготы от государства. В Дании всеобщее начальное обучение было введено в начале XIX в., а в последней трети XIX в. появилась широкая сеть высших народных школ, в которых взрослое население могло заниматься самообразованием. Кстати, в дореволюционной России подобные образовательные учреждения — воскресные университеты — возникли примерно в то же время, в период реформ Александра П. Благодаря распространению элементарной грамотности значительная часть советских людей получили доступ к разнообразным знаниям, основным источником которых служили газеты и журналы, популярная литература, издававшаяся огромными тиражами. Советские люди приобщались к культуре не только в ходе обучения, в детском и юношеском возрасте, но и в зрелые годы старались посещать киносеансы, театральные спектакли, выставки. В стране быстро развивалось радио. С 1939 г. в Москве и Ленинграде начались регулярные телепередачи. Постоянно расширялась сеть учреждений культуры. Массовыми тиражами издавалась художественная и другая литература. Цены на «продукты культуры» были вполне доступными. Большие средства на культурные цели выделяли профессиональные союзы. В театрах, концертных залах, рабочих клубах часто проходили шефские выступления профессиональных артистов для работников одного предприятия, оплаченные профессиональным союзом. В советское время были учреждены многочисленные «дни», в которые чествовались представители определенной профессии: учителя, строителя, железнодорожника, связиста и т. д. В эти дни обычно и проходили разного рода праздничные мероприятия. В сельскую местность выезжали концертные бригады, развивалась сеть сельских клубов. Многое делалось под лозунгом: «Все лучшее — детям!» В советское время возникла разветвленная сеть дошкольных учреждений. Активно работали Дома пионеров и школьников, детские библиотеки. В 1933 г. начало работу книжное издательство «Детская литература». Большой популярностью пользовались театры юного зрителя. Повседневной жизненной реальностью стали экскурсии школьников по историческим местам, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Культура сделала большой шаг к народу, стала более доступной. Но феноменом советской культуры, основным ее противоречием было то, что доступной для широких масс трудящихся в советское время становилась лишь та часть культуры, которую считал полезной для народа установившийся сталинский политический режим. Если в 1920-е гг. до культуры у Сталина «руки не доходили», то; одержав верх над политическими противниками и прекрасно понимая колоссальную роль культуры в духовной жизни страны, в воспитании народа, высший руководитель страны в 1930-е гг. приложил значительные усилия, чтобы поставить культуру, интеллигенцию на службу государству. Естественно-исторический ход культурного развития был нарушен, изменен волевым вмешательством людей с нередко ограниченным культурным кругозором. Эти «люди в ботфортах», располагая, как и Сталин, специфическим и чаще всего ограниченным культурным багажом, действовали решительно, безапелляционно, ориентируясь на указания и вкусы вождя. К концу 1930-х гг. в стране действовала единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. Были созданы единые учебники для всех ступеней образования по всем предметам с едиными программами. Единым для всей страны стал «катехизис» сталинского социализма — «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г. Частная инициатива в сфере культуры была сведена к нулю. Практически все культурные учреждения стали финансироваться через государственный бюджет и вся их деятельность, от планирования и до раздачи почетных званий и правительственных наград исполнителям, предопределялась и контролировалась соответствующими отделами партийных органов. Полный и всесторонний партийно-государственный контроль над сферой культуры практически исключал свободу творчества для работников этой сферы. Особенностью советской культуры было и то, что государство, обеспечивая непрерывное улучшение количественных параметров духовно-культурной сферы (количество школ, вузов, музеев и т. д.), жестко регулировало качественные характеристики в сфере культуры. Духовная пища становилась все более однообразной, простой и пресной. Бдительная и все более ужесточавшаяся цензура по быстро расширявшимся запретительным спискам-указкам не допускала появления в печати огромного числа имен, изданий, идей, фактов, оценок, суждений. В кладбища невостребованных мыслей превращались фонды специального хранения библиотек, многие архивохранилища. В стране было плохо поставлено изучение иностранных языков. Поездки за границу стали редкими и опасными из-за частых последующих обвинений в переходе на службу к иностранным разведкам. Западные радиопередачи успешно глушились отечественной техникой. Защита советского культурного пространства осуществлялась жестко и бескомпромиссно. Учителям, преподавателям вузов, редакторам газет, писателям, художникам, всем интеллигентам на протяжении 1930-х гг. настойчиво и весьма «доходчиво» объясняли, что именно от них требуется, что можно и чего нельзя делать. В конце 1920-х гг. ленинская политика в отношении интеллигенции, достаточно жесткая, но по преимуществу прагматичная, сменилась сталинской политикой, построенной на командно-административном подходе, на принципе утилитаризма. Перед оставшейся в стране интеллигенцией старой формации, перед молодым поколением специалистов стояла дилемма: либо работать на условиях, предлагаемых властями, либо — сменить социальный статус или погибнуть. С конца 1930-х гг. было принято заявлять об огромных достижениях в развитии культуры, в осуществлении культурной революции. В официальных документах говорилось о советской культуре, национальной по форме и социалистической по содержанию. За этой общей и эффектной формулой стояла сложная, противоречивая жизнь общества. В этой жизни наряду с показной преданностью идеалам социализма жило тщательно скрываемое недовольство коллективизацией и репрессиями. Шквал воинствующего атеизма, пронесшийся над страной, явно не смог вырвать глубоких религиозных корней. В «советскую культуру» были включены целые пласты «русской, российской культуры», правда, после отделения «демократической» культуры от «реакционной». Если считать культуру многослойной, сложной структурой, включающей в себя не только элементарное образование, политическую культуру, физическую, эстетическую, но и культуру быта, общения, нравственную, наконец, сексуальную культуру, то советскую культуру вряд ли можно считать всесторонне и гармонично развитой. В стране явно не хватало культуры труда, внешней культуры. Коммуналки, очереди, произвол карательных органов, атмосфера шпиономании и доносительства отрицательно сказывались на нравственной атмосфере, перечеркивали, шли вразрез с высокими идеалами, пропагандируемыми литературой, кинематографом, живописью, газетами и радио. Жизнь, которой жило абсолютное большинство населения, была далеко не такой «как в кино», «сказка» не становилась «былью», а многие «мечтатели и ученые», о которых пелось в известной песне, первыми попали под нож репрессий. При первоначально (в 1920-е гг.) большой тяге к культуре в 1930-е гг. отношение к ней становится все более потребительским, утилитарным. Культура стала «ручной». Это было главным результатом сталинизации культуры. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.). Большое значение придавалось системе политического просвещения образования, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически — сталинизма. Число вузов и студентов выросло в десять раз. Если к 1917 г. высшее и среднее специальное образование имели 240 тыс. человек, то к 1939 г. было уже 2,4 млн. специалистов с дипломами. Доступ в высшую школу получили рабочие и крестьяне независимо от уровня образования. Их готовили для поступления в вузы через систему рабочих факультетов (рабфаков). С конца 1930-х гг. обязательным условием для поступления в вуз стал документ (аттестат) о законченном среднем образовании. В научной сфере число работников также увеличилось в 10 раз, а число научных учреждений — в 8. Материально-техническая база советской науки росла по мере открытия новых отраслевых и республиканских академий, научно-исследовательских институтов, лабораторий, конструкторских бюро. Складывались советские научные школы: С. В. Лебедева — в производстве синтетического каучука; Н. И. Вавилова — в области генетики; И. В. Мичурина — в биологии и селекции. Во второй половине 1930-х гг. на первое место вышла оборонная тематика. К началу Великой Отечественной войны были созданы танк Т-34, ракетная установка «катюша», различные типы самолетов, артиллерийских орудий и другой техники. Полномасштабное развертывание их производства во время войны предопределило качественное превосходство Советской Армии над противником. В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции было предложено «сплотиться» на идейно-творческой платформе «социалистического реализма». Формалисты, модернисты и представители других течений подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Вместо десятков разнообразных литературно-художественных объединений были созданы единые, централизованные творческие союзы писателей, композиторов, архитекторов, художников. Официальную поддержку получило творчество М. Горького, В. В. Маяковского, Д. Бедного, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Н. А. Островского, А. Т. Твардовского и некоторых других. Имели возможность работать, оставаясь «в тени» и большей частью «в стол», А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, A. А. Платонов, М. А. Булгаков и др. Неугодные власти подверглись репрессиям: B. Мейерхольд, Б. Корнилов и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |