Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь и ментальность советского человека: какой социализм построили в СССР




Декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР как равноправные субъекты образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик.

Появились единые общесоюзные государственные органы — Съезд Советов СССР, Центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров СССР и др., а также были общесоюзные, союзно-республиканские и местные комисса­риаты. Были приняты Договор и Декларация об образовании СССР, которые со­ставили первую Конституцию СССР (1924). За союзными республиками преду­сматривалось право выхода из СССР, но механизм реализации этого права не был разработан. Система возникла весьма сложная и во многом формальная, так как реальное руководство страной осуществляла Коммунистическая партия и ее высшее руководство.

7.2 Развитие советской экономики: военный коммунизм; нэп; сталинский скачок

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». В совет­ские годы это выражение знали все, начиная со школьного возраста. В декабре 1920г. на Восьмом съезде Советов был принят план ГОЭЛРО (Государственный план элек­трификации России). Предусматривалось строительство крупных электростанций в течение 10-15 лет. В обеспечении страны электроэнергией Ленин вслед за крупнейшими российскими учеными видел ключ к развитию ее промышленности, экономики, производительных сил. Только развитая экономика могла обеспечить высокий уровень жиз­ни населения, помочь построить коммунистическое общество. Но гарантией успеха Ле­нин считал крепкую политическую систему — Советскую власть. Так и родилась его знаменитая формула.

В конце 1920 — начале 1921г. в Советской России нарастал всеобъемлющий кризис. В экономической области переплелись продовольственный (острая нехватка продовольствия), топливный (нехватка топлива) и транспортный (разруха на же­лезнодорожном и водном транспорте) кризисы. К лету 1921г. сильный неурожай в Поволжье обрек на голод десятки миллионов людей, из которых умерли, по раз­ным подсчетам, от 1 до 5 млн.

В политической сфере всеобщее недовольство крестьян проявилось в круп­ном восстании в Тамбовской губернии, в выступлениях в Сибири и в других ре­гионах. Волна массовых забастовок и демонстраций рабочих прошла в крупных промышленных центрах. В марте 1921г. с большим трудом было подавлено вы­ступление гарнизона крепости Кронштадт, участники которого требовали отмены продразверстки, свободы торговли, слова и печати, Советов «без коммунистов». Большевики столкнулись с серьезной угрозой «четвертой революции». В РКП(б) возникла дискуссия о путях дальнейшего развития страны.

В этой обстановке по инициативе В. И. Ленина X съезд РКП(б) в марте 1921г. заменил продразверстку продовольственным налогом, который был к тому же в два раза меньше. Остатки продукции крестьянам разрешалось реализовать са­мим. Этим было положено начало новой экономической политике (нэпу).

Принятое решение открыло путь от централизованных, строго регламентиро­ванных отношений к восстановлению нормальной рыночной экономики с разви­тыми товарно-денежными отношениями. В 1921-1924 гг. в экономической жизни появилось множество новшеств. Была восстановлена свободная торговля, возро­ждено денежное обращение, проведена денежная реформа, в результате которой советский червонец стал конвертируемым. Разрешалось создавать мелкие и сред­ние частные предприятия, для чего была проведена частичная денационализация. Государство предоставляло предприятия в аренду своим предпринимателям и за­рубежным (концессия). Крестьяне получили право покидать общину и выбирать любые формы землепользования. Коммуны и колхозы, образованные в Граждан­скую войну, распались, но получили распространение промысловые, кредитные, потребительские и другие кооперативы. Разрешалась аренда земли и применение наемного труда.

Государственные предприятия стали работать на началах хозяйственного рас­чета, самоокупаемости и самофинансирования. Они сами добывали сырье, орга­низовывали производство и реализовали свою продукцию через специальные тор­говые синдикаты. Был осуществлен переход на сдельную оплату труда и выплату заработной платы не натурой (продуктами, одеждой, мылом и т. д.), а в денежной форме, твердым рублем. В городах платными стали коммунальные услуги, транс­порт, жилье, посещение театров, музеев, бань. В вузах появилась плата за обуче­ние.

Главная цель нэпа заключалась в том, чтобы стимулировать материальную за­интересованность россиян в результатах своего труда. Без полного использова­ния человеческого фактора, главной производительной силы общества, 'было не­возможно восстановить народное хозяйство страны и обеспечить его устойчивое функционирование.

Нэп достаточно быстро принес положительные результаты. В 1922г. был соб­ран неплохой урожай, преодолевались последствия голода. С 1924г. крестьяне стали платить налог не в натуральной, а в денежной форме, что говорило о вос­становлении нормальных товарно-денежных отношений. К 1924-1925 гг. в стране действовало около 50 тыс. частных промышленных предприятий и около 265 тыс. частных торговцев. На частных предприятиях работало 420 тыс. рабочих (всего было 8 млн. 160 тыс. рабочих и служащих). В сельском хозяйстве появилось 2 млн. батраков. К 1925г. по многим количественным показателям был достигнут уро­вень 1913г. в сельском хозяйстве и промышленности.

Нэп многими воспринимался как что-то временное, переходное, зыбкое. Это легко можно увидеть на примере табель-календаря за 1925 г. Праздничными («красными») днями считались: 1 января — Новый год, 6 января — Крещение, 21 января — День смерти Ленина, 22 января — День памяти жертв 9 января 1905 г., 12 марта — Низвержение самодержавия, 18 марта — День Парижской Коммуны, 18 апреля — Страстная суббота, 19-20 апреля — Пасха, 1 мая — День Интерна­ционала, 28 мая — Вознесенье, 7 июня — Троица, 8 июня — Духов день, 6 июля — День Конституции СССР, 6 августа — Преображение, 15 августа — Успение, 7 ноя­бря — День пролетарской Революции, 25-26 декабря — Рождество. Сосущество­вание старых и новых праздников было призвано учесть интересы различных групп населения. Судьба социализма в России была еще под сомнением. Вскоре многое изменилось. Религиозные праздники исключили из календаря к 1930г.

Нэп был весьма болезненным, противоречивым процессом. Происходило сокращение штатов государственных учреждений, работников госбюджетных орга­низации (школ, больниц и т. п.), численности РККА, милиции, Государственного политического управления (ГПУ), которое заменило ВЧК. Росло число безра­ботных (к 1928 г. — 1,8 млн. членов профсоюзов, или 10-15% их состава). Многим рабочим не нравилось усиление интенсивности труда на производстве, восста­новление руководящей роли инженерно-технических работников, их большие заработки. Нэп расшифровывали как «новую эксплуатацию пролетариата». До­ходы, образ жизни «нэпманов», зажиточных крестьян раздражали многих ра­бочих, служащих, молодежь, сельскую бедноту. Партийно-советской верхушке не нравилось расширение сфер жизни, не подчиненных ее контролю. Развитие капиталистических отношений сопровождалось криминализацией общества. Хищения, «разбаза­ривание» государственного имущества, корруп­ция, бандитизм, наркомания, винокурение и шин­карство, азартные игры, хулиганство — все это рассматривалось как порождение нэпа, «гримасы нэпа».

Часть коммунистов расценивали нэп как «ка­питуляцию перед капитализмом». Противники коммунистической идеологии считали, что она утопична и переход к нэпу должен привести к реставрации нормального буржуазно-демократи­ческого общества.

В. И. Ленин полагал, что из нэпа постепенно вырастет социализм. Он был уверен, что социа­листический уклад победит в экономическом соревновании с воскресшим капиталистическим укладом. Дело в том, что в политической сфере но­вой политики (нэпизации) не проводилось. РКП(б) оставалась единственной политической партией. Партии меньшевиков и эсеров к середине 1920-х гг. были уничтожены. Профсоюзы, Российский Коммунистический Союз Молодежи, большинство других общественных объединений работали под контролем ком­мунистов. Законодательство несколько смягчилось, но для ГПУ не было пробле­мой посадить за решетку или отправить в лагерь любого человека. В 1922г. прошел сфальсифицированный процесс над руководством партии эсеров и были высла­ны за границу около 200 видных ученых-обществоведов. В 1923г. патриарх Ти­хон призвал прихожан не сопротивляться Советской власти. Многие считали, что Тихон сделал это под давлением ОГПУ. Кроме того, он старался вывести из-под удара карательных органов священников и прихожан.

Советское государство сохранило за собой «командные высоты в экономике»: крупные предприятия, транспорт, банковскую систему, внешнюю торговлю.

Нэп как «перестройка Ленина» не завершился созданием «рыночного социа­лизма» в СССР. После смерти В. И. Ленина в 1924г. руководящую роль в Коммуни­стической партии и государстве стал играть И. В. Сталин и его соратники, которые считали, что нэп сыграл свою роль, и в 1927-1929 гг. постепенно его свернули. Произвольно увеличивалось бремя налогов па зажиточных крестьян и нэпманов. Была запрещена аренда земли, предприятий. Ограничивались возможности найма рабочей силы. Вместо экономической эволюции, экономического соревнования, экономических методов воздействия на экономику были взяты на вооружение командно-административные, чрезвычайные, внеэкономические формы руковод­ства обществом.

В 1928-1930 гг. началось «развернутое наступление социализма по всему фрон­ту», которое осуществлялось в соответствии со сталинской концепцией развития страны. Основными составляющими сталинизма, фактически подменившего ле­нинизм, были:

♦ возможность построения социализма в одной стране — СССР;

♦ первоочередное развитие промышленности любой ценой;

♦ преобладание командно-административных методов с использованием не толь­ко террора, но также материальных стимулов и агитационно-пропагандист­ского воздействия;

♦ использование противоречий в капиталистическом мире.

В годы первых пятилеток (1928-1932, 1933-1937, 1938-1941) проводилась социалистическая индустриализация страны, целью которой было превращение страны из аграрно-индустриальной в мощную промышленную державу. В эти го­ды было построено более 9 тыс. крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей (производство тракторов, самолетов, автомобилей, синтетического кау­чука и т. д.), осуществлялась электрификация страны. СССР к концу 1930-х гг. по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, за­нял первое место в Европе, а в мире уступал лишь США.

Источниками данного прогресса были внутренние займы, сохранение низкого уровня жизни большинства населения, трудовой энтузиазм, продажа за рубеж леса, нефти, продовольствия, мехов и даже произведений искусства. Все более широкое применение получало внеэкономическое принуждение, т. е. использова­ние труда заключенных исправительно-трудовых лагерей. К концу 1930-х гг. они осваивали около 10% всех капиталовложений, вели строительство в труднодо­ступных районах, заготавливали древесину. В первую пятилетку было закуплено много зарубежной техники, которая успешно осваивалась, и страна добилась тех­нико-экономической независимости от Запада.

Индустриализация обеспечила качественное обновление материально-технической базы экономики страны.

Массовая коллективизация, проведенная в основном в 1930-1932 гг., представ­ляла собой объединение крестьянских хозяйств, основных средств производства (орудий труда, рабочего и продуктивного скота) в коллективные хозяйства. Все виды кооперации, кроме производственной (колхозы) и промысловой (рыболо­вецкие, охотничьи и др. артели), были ликвидированы. Колхозы, как и дореволю­ционные общины, были удобны для осуществления командно-административного руководства сельским хозяйством, фактически превращали крестьян в зависи­мых, бесправных работников. Передовая техника сосредоточивалась в машинно-тракторных станциях (МТС), которые с 1928 по 1958 г. принадлежали государст­ву. Партия и государство через председателей колхозов всесторонне регламенти­ровали проведение всего цикла сельскохозяйственных работ. Колхозная система позволяла произвольно устанавливать цены, меры наказания и поощрения кол­хозников. Минимальный прожиточный минимум для большинства колхозников обеспечивался работой в личном подсобном хозяйстве. Гарантированная поме­сячная оплата труда и пенсии в колхозах появились лишь во второй половине 1960-х гг. По трудодням зачастую крестьяне ничего не получали. С 1930-х гг. кре­стьяне перестали быть хозяевами земли, продуктов своего труда, утратили сти­мулы к труду и фактически превратились в крепостных государства. Колхозный строй служил удобной формой изъятия максимальных объемов сельскохозяйст­венной продукции, перекачки средств из деревни в промышленность, другие отрас­ли экономики. Такая «эффективность» советского аграрного строя обусловливалась многочисленностью крестьянства, его терпением и жестким административным режимом. До 1960-х гг. колхозники не имели паспортов, были фактически при­креплены к месту жительства. Недаром ВКП(б) в крестьянской среде расшифро­вывали как «второе крепостное право большевиков».

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Жить стало лучше, жить стало веселее». Этот лозунг провозгласил Сталин в свя­зи с отменой карточной системы с 1 января 1935 г. Произошла некоторая дифферен­циация системы материального поощрения. Лозунг несли на демонстрациях, изобра­жали на плакатах. Естественно, никто не считал, кому именно стало «жить лучше» и насколько. Многие современники любят вспоминать о безмятежных предвоенных го­дах. Тем же, кто пострадал в годы «ежовщины» (1936-1938), вряд ли было весело.

Культурная революция рассматривалась большевистским руководством как важнейшая составная часть социалистического и коммунистического преобразо­вания общества. В результате ее должен был сформироваться новый тип человека и новый тип культуры. Новый тип человека со временем был определен поняти­ем «советский человек». Новый тип культуры в противоположность «буржуаз­ной культуре» определялся как «советская, социалистическая культура».

С 1920-х гг. культурную революцию стали называть «третьим фронтом» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Приобщение народных масс к культуре носило масштабный характер.

Развитие народного образования формировало основу для организации куль­турной, духовной жизни страны на новой основе. После ряда экспериментов в стране возникла стройная, единообразная во всех районах страны советская сис­тема высшего образования. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (се­милетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. В 1928 г. расходы на образование составляли 8 руб. в год на одного человека, в 1937 г. — 113 руб. В середине 30-х гг. в школе был установлен строгий внутренний распоря­док, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, аттестаты зре­лости, экзамены и т. д. Школьная система со второй половины 1930-х до 1990-х гг. по существу не менялась. К середине 30-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. За две пятилетки было обучено грамоте 40 млн. человек. Уровень грамотности в стране достиг 81%. СССР стал одной из немногих стран мира, в которой неграмотность была полностью ликвидирована. На этом месте в советское время было при­нято ставить большой восклицательный знак, рассматривать ликвидацию неграмотности как крупное достижение социалистического обще­ства. Между тем еще В. И. Ленин считал эле­ментарную грамотность атрибутом любого развитого буржуазного общества. В СССР не принято было вспоминать, что одной из первых стран с практически всеобщей грамот­ностью были США. Еще в XVII-XVIII вв. каждая американская община должна была бесплатно содержать священника и учителя. Школы и университеты получали значитель­ные льготы от государства. В Дании всеобщее начальное обучение было введено в начале XIX в., а в последней трети XIX в. появилась широкая сеть высших народных школ, в ко­торых взрослое население могло заниматься самообразованием. Кстати, в дореволюцион­ной России подобные образовательные учреж­дения — воскресные университеты — возникли примерно в то же время, в период реформ Александра П.

Благодаря распространению элементарной грамотности значительная часть советских людей получили доступ к разнообразным знаниям, основным источни­ком которых служили газеты и журналы, популярная литература, издававшаяся огромными тиражами.

Советские люди приобщались к культуре не только в ходе обучения, в детском и юношеском возрасте, но и в зрелые годы старались посещать киносеансы, ­теат­ральные спектакли, выставки. В стране быстро развивалось радио. С 1939 г. в Мо­скве и Ленинграде начались регулярные телепередачи. Постоянно расширялась сеть учреждений культуры. Массовыми тиражами издавалась художественная и другая литература. Цены на «продукты культуры» были вполне доступными.

Большие средства на культурные цели выделяли профессиональные союзы. В театрах, концертных залах, рабочих клубах часто проходили шефские выступле­ния профессиональных артистов для работников одного предприятия, оплаченные профессиональным союзом. В советское время были учреждены многочисленные «дни», в которые чествовались представители определенной профессии: учителя, строителя, железнодорожника, связиста и т. д. В эти дни обычно и проходили разного рода праздничные мероприятия. В сельскую местность выезжали кон­цертные бригады, развивалась сеть сельских клубов.

Многое делалось под лозунгом: «Все лучшее — детям!» В советское время воз­никла разветвленная сеть дошкольных учреждений. Активно работали Дома пио­неров и школьников, детские библиотеки. В 1933 г. начало работу книжное изда­тельство «Детская литература». Большой популярностью пользовались театры юного зрителя. Повседневной жизненной реальностью стали экскурсии школьников по историческим местам, на промышленные и сельскохозяйственные пред­приятия.

Культура сделала большой шаг к народу, стала более доступной.

Но феноменом советской культуры, основным ее противоречием было то, что доступной для широких масс трудящихся в советское время становилась лишь та часть культуры, которую считал полезной для народа установившийся сталин­ский политический режим. Если в 1920-е гг. до культуры у Сталина «руки не до­ходили», то; одержав верх над политическими противниками и прекрасно понимая колоссальную роль культуры в духовной жизни страны, в воспитании народа, высший руководитель страны в 1930-е гг. приложил значительные усилия, чтобы поставить культуру, интеллигенцию на службу государству. Естественно-истори­ческий ход культурного развития был нарушен, изменен волевым вмешательст­вом людей с нередко ограниченным культурным кругозором. Эти «люди в бот­фортах», располагая, как и Сталин, специфическим и чаще всего ограниченным культурным багажом, действовали решительно, безапелляционно, ориентируясь на указания и вкусы вождя.

К концу 1930-х гг. в стране действовала единая трудовая общеобразователь­ная политехническая школа. Были созданы единые учебники для всех ступеней образования по всем предметам с едиными программами.

Единым для всей страны стал «катехизис» сталинского социализма — «Крат­кий курс истории ВКП(б)», вышедший в 1938 г.

Частная инициатива в сфере культуры была сведена к нулю. Практически все культурные учреждения стали финансироваться через государственный бюджет и вся их деятельность, от планирования и до раздачи почетных званий и прави­тельственных наград исполнителям, предопределялась и контролировалась соот­ветствующими отделами партийных органов. Полный и всесторонний партийно-государственный контроль над сферой культуры практически исключал свободу творчества для работников этой сферы.

Особенностью советской культуры было и то, что государство, обеспечивая непрерывное улучшение количественных параметров духовно-культурной сферы (количество школ, вузов, музеев и т. д.), жестко регулировало качественные ха­рактеристики в сфере культуры. Духовная пища становилась все более однооб­разной, простой и пресной. Бдительная и все более ужесточавшаяся цензура по быстро расширявшимся запретительным спискам-указкам не допускала появле­ния в печати огромного числа имен, изданий, идей, фактов, оценок, суждений. В кладбища невостребованных мыслей превращались фонды специального хра­нения библиотек, многие архивохранилища. В стране было плохо поставлено изучение иностранных языков. Поездки за границу стали редкими и опасными из-за частых последующих обвинений в переходе на службу к иностранным раз­ведкам. Западные радиопередачи успешно глушились отечественной техникой.

Защита советского культурного пространства осуществлялась жестко и бес­компромиссно. Учителям, преподавателям вузов, редакторам газет, писателям, художникам, всем интеллигентам на протяжении 1930-х гг. настойчиво и весьма «доходчиво» объясняли, что именно от них требуется, что можно и чего нельзя делать.

В конце 1920-х гг. ленинская политика в отношении интеллигенции, достаточно жесткая, но по преимуществу прагматичная, сменилась сталинской политикой, построенной на командно-административном подходе, на принципе утилитаризма. Перед оставшейся в стране интеллигенцией старой формации, перед молодым поколением специалистов стояла дилемма: либо работать на условиях, предлагаемых властями, либо — сменить социальный ста­тус или погибнуть.

С конца 1930-х гг. было принято заяв­лять об огромных достижениях в развитии культуры, в осуществлении культурной ре­волюции. В официальных документах гово­рилось о советской культуре, национальной по форме и социалистической по содержа­нию. За этой общей и эффектной форму­лой стояла сложная, противоречивая жизнь общества. В этой жизни наряду с показной преданностью идеалам социализма жило тщательно скрываемое недовольство коллек­тивизацией и репрессиями. Шквал воинст­вующего атеизма, пронесшийся над страной, явно не смог вырвать глубоких религиоз­ных корней. В «советскую культуру» были включены целые пласты «русской, российской культуры», правда, после отделе­ния «демократической» культуры от «реакционной».

Если считать культуру многослойной, сложной структурой, включающей в се­бя не только элементарное образование, политическую культуру, физическую, эс­тетическую, но и культуру быта, общения, нравственную, наконец, сексуальную культуру, то советскую культуру вряд ли можно считать всесторонне и гармонично развитой. В стране явно не хватало культуры труда, внешней культуры. Комму­налки, очереди, произвол карательных органов, атмосфера шпиономании и доно­сительства отрицательно сказывались на нравственной атмосфере, перечеркивали, шли вразрез с высокими идеалами, пропагандируемыми литературой, кинемато­графом, живописью, газетами и радио.

Жизнь, которой жило абсолютное большинство населения, была далеко не та­кой «как в кино», «сказка» не становилась «былью», а многие «мечтатели и уче­ные», о которых пелось в известной песне, первыми попали под нож репрессий. При первоначально (в 1920-е гг.) большой тяге к культуре в 1930-е гг. отношение к ней становится все более потребительским, утилитарным. Культура стала «руч­ной». Это было главным результатом сталинизации культуры.

Получило распространение образование без отрыва от производства (вечер­нее, заочное, курсы, кружки и т. д.). Большое значение придавалось системе поли­тического просвещения образования, через которую происходило распростране­ние марксистско-ленинской идеологии, а фактически — сталинизма.

Число вузов и студентов выросло в десять раз. Если к 1917 г. высшее и среднее специальное образование имели 240 тыс. человек, то к 1939 г. было уже 2,4 млн. специалистов с дипломами. Доступ в высшую школу получили рабочие и кресть­яне независимо от уровня образования. Их готовили для поступления в вузы че­рез систему рабочих факультетов (рабфаков). С конца 1930-х гг. обязательным условием для поступления в вуз стал документ (аттестат) о законченном среднем образовании.

В научной сфере число работников также увеличилось в 10 раз, а число науч­ных учреждений — в 8. Материально-техническая база советской науки росла по мере открытия новых отраслевых и республиканских академий, научно-исследо­вательских институтов, лабораторий, конструкторских бюро. Складывались со­ветские научные школы: С. В. Лебедева — в производстве синтетического каучука; Н. И. Вавилова — в области генетики; И. В. Мичурина — в биологии и селекции. Во второй половине 1930-х гг. на первое место вышла оборонная тематика. К на­чалу Великой Отечественной войны были созданы танк Т-34, ракетная установка «катюша», различные типы самолетов, артиллерийских орудий и другой техни­ки. Полномасштабное развертывание их производства во время войны предопре­делило качественное превосходство Советской Армии над противником.

В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции было предложено «сплотиться» на идейно-творческой платформе «социалистического реализма». Формалисты, модернисты и представители других течений подверг­лись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Вместо десятков разнообразных литературно-художественных объединений были созданы единые, централизованные творческие союзы писателей, композиторов, архитекторов, ху­дожников. Официальную поддержку получило творчество М. Горького, В. В. Мая­ковского, Д. Бедного, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Н. А. Островского, А. Т. Твар­довского и некоторых других. Имели возможность работать, оставаясь «в тени» и большей частью «в стол», А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, A. А. Платонов, М. А. Булгаков и др. Неугодные власти подверглись репрессиям: B. Мейерхольд, Б. Корнилов и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.