Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная и повседневная жизнь в новой России

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Ну, вы, блин, даете!»: так выразил свое крайнее изумление действиями сотовари­щей колоритный персонаж из кинофильма «Особенности национальной охоты». Фра­за стала весьма популярной. Слово «блин» стало употребляться к месту и не к месту. Это и неудивительно: значительной части населения пришлось не однажды изумиться действиям власть предержащих. :

После 1991 г. в культурной и духовной жизни общества происходили сложные противоречивые процессы. Исчез идеологический диктат КПСС, против которо­го долго боролась интеллигенция. Но значительная часть самой интеллигенции оказалась па обочине жизни.

Стремление нового руководства страны побыстрее ввести рыночные отноше­ния во все сферы жизни выразилось в резком сокращении финансирования обра­зования, науки, музеев, театров и других учреждений в сфере культуры. Многие специалисты были вынуждены сменить работу, покинуть страну, заняться само­обеспечением, натуральным хозяйством. Социальная деградация населения, де-интеллектуализация приобрела значительный размах.

Сокращение государственных расходов на развитие культуры привело к уси­лению коммерциализации культуры, направленной, прежде всего, на развлечение. Вследствие этого художественный уровень многих музыкальных, кинематогра­фических, литературных и других произведений снизился.

Доминирующее место в духовной жизни заняли средства массовой инфор­мации, особенно телевидение. Пропаганда преимуществ рыночных отношений, оправданности любых, прежде всего легких, способов обогащения, обеспечение народу «зрелищ» при явной нехватке «хлеба» стали основным содержанием ра­боты большинства телевизионных каналов. Резко усилилось влияние западной культуры, западных стереотипов поведения.

Первая половина 1990-х гг. прошла под знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступных российским гражданам. Значительными тиражами стали издаваться произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Набоков; М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского и др. Российские читатели познакомились с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не издавались. Для многих граждан открылся доступ к большинству крупнейших массовых изданий. Возникло множество новых газет, журналов, особенно иллюстрированиых, а также различных издательств. Книжный рынок оказался заполненным разнообразной литературой, среди которой заметное место заняли детективы, любовные романы, литература для детей, учебные издания. В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. Например, в Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-тием Северной Пальмиры. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д. В Россию вернулся ряд деятелей отечественной культуры, эмигрировавших в советский период. В 1994 г. в Россию переехал А. Солженицын. Некоторые стали жить как бы «на два дома». Ряд выдающихся деятелей искусства — оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра «Виртуозы Москвы» В. Спиваков, знаменитые балерины М. Плисецкая и Р. Стручкова, работая и зарабатывая за границей, оказывают помощь своим коллегам, особенно молодёжи, в России.

В сложных условиях отечественная культура продолжала развиваться. Благодаря Российскому фонду культуры в страну начали возвращаться произведения искусства. Коммерческие банки, акционерные общества и российские предпри­ниматели занялись коллекционированием произведений искусства, приобрете­нием произведений отечественных авторов на международных аукционах для возвращения па Родину. При поддержке спонсоров, современных отечествен­ных меценатов стали открываться новые музеи, выставочные галереи, школы ис­кусств, новые театры, организовываться концерты выдающихся мастеров.

В сфере народного образования появились новые типы учебных заведений — гимназии, колледжи, лицеи, частные университеты, религиозные образователь­ные учреждения. Обязательной по Закону Российской Федерации «Об образова­нии» стала лишь девятилетняя школа. Затянулось обсуждение о переходе на две­надцатилетнее обучение. В вузах прием первоначально сократился, но к концу 1990-х гг. дореформенный уровень был превзойден. Наряду с бюджетным, широ­кое распространение получило платное высшее образование. Резко увеличилась подготовка специалистов по экономике (менеджмент и маркетинг), юриспруден­ции, социологии, психологии, иностранным языкам. В образовании на различных ступенях появилось множество альтернативных программ обучения, учебников, но были введены Государственные стандарты. Активно внедрялись компьютер­ные технологии. В Россию пришли спутниковая связь, Интернет, мобильные си­стемы, что позволило стране вступить в новое информационное пространство. Осенью 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что в перспективе должно привести к интеграции российской системы высшего образования в евро­пейское вузовское и университетское сообщество.

Сферу искусства охватила коммерциализация, возник российский шоу-биз­нес. В различных сферах и жанрах культуры появились абсолютные монополи­сты. Отечественная кинопродукция почти полностью была вытеснена западным, прежде всего американским, кино. Отечественная культура начала утрачивать свои позиции и традиции. Заурядными событиями оказались 850-летие со дня основа­ния Москвы, 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Слово «патриотизм» стало едва ли не бранным.

Великим благом для российских реформаторов стали аполитичность, соци­альная пассивность современной молодежи. Впрочем, они наблюдались еще в со­ветский период. В годы «перестройки» молодежь (лица от 14 до 30 лет) проявила некоторую активность в так называемых неформальных объединениях, в немно­гих широко разрекламированных акциях, но Б. Н. Ельцина «сделало» среднее по­коление — от 30 до 50 лет.

ВЛКСМ, объединявший в советское время практически всю молодежь в воз­расте от 14 до 28 лет, тихо исчез с политической арены. Имущество и финансы этой организации дали старт многим современным деятелям российского истэб­лишмента. Большая часть молодежи стремилась активно приспосабливаться к жизни. По некоторым данным, лишь 5% молодежи оценивают свое положение как невыносимое, свыше 50 — как нормальное и 40% — как терпимое. Только 10% молодежи устраивает современная политическая система, но лишь 25% полагают ее замену остро необходимой. Главными проблемами молодежь считает преступ­ность, безработицу, экологию, задержки зарплаты, транспорт, состояние дорог, социальные услуги, работу коммунальных служб. На помощь государства мало кто надеется, но все большее число считает необходимым участвовать в выборах.

Некоторые полагают, что в стране накапливается деструктивный политиче­ский потенциал молодежи. Другие видят в молодежи значительный позитивный политический резерв. Проведенных весной 1998 г. массовых совместных акций студенчества и профессорско-преподавательского состава в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах оказалось достаточно, чтобы реформаторы-экстремисты в российском правительстве отказались от своих планов фактиче­ского разгрома высшей школы.

Молодежь вынуждена жить в «новом мире» таких «ценностей», как ложь, кле­вета, преступность, бесправие, наркомания, вымирание, проституция, предательст­во, нищета, разруха, коррупция, необъявленные войны, разврат, культ денег, герои­зация преступного мира и т. п.

Молодежь неоднородна, поэтому по-разному реагирует на реалии современ­ной российской действительности. Одна ее часть, что называется, «плывет по те­чению», без сопротивления подчиняется новым «ценностям». Другая — задумы­вается о последствиях вживания в этот мир. А третья, наиболее сознательная и уважающая себя, активно сопротивляется напору бездумной вестернизации, без­нравственности, дегуманизации и деинтеллектуализации. Значительная часть мо­лодежи гораздо быстрее, чем большая часть взрослых, привыкла к новым рыноч­ным отношениям. В России постепенно формируется молодежная элита со своей мировоззренческой моделью, в основе которой лежит идеология развития. Эта идеология направлена не на совершенствование старого общества, а на цивилизационный сдвиг, на формирование нового для России XXI в. информационного общества, которое основывается на знании, труде, опыте и высокой нравственно­сти. По сути, эта часть молодежи и является надеждой на становление сильной, уверенной в своем стабильном будущем России.

Термин «молодежная политика» вошел в юридическую систему в 1991 г., ко­гда был принят Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Но Закон остался на бумаге. На протяжении 1990-х гг. много говори­лось о важности «молодежной политики». Был создан Совет по делам молодежи при Президенте РФ. Но принятая президентская программа «Молодежь России» финансировалась на 10-15%.

1990-е гг. не были отмечены сколько-нибудь крупными, мирового уровня, до­стижениями российской культуры, если не считать Нобелевскую премию физика Ж.И.Алферова.

Существенным моментом в состоянии общественного сознания следует при­знать утрату сколь-нибудь четких ориентиров, а также людей, способных их пред­ложить и готовых возглавить борьбу за достижение общезначимых целей.

Россия в последние 10-15 лет, по существу, лишилась своей интеллигенции. Очередная катастрофа российской интеллигенции имеет множество проявлений. Резко снизился материально-бытовой уровень, а с ним и социальный статус ра­ботников умственного труда. Жители отечественных наукоградов, закрытых го­родов, которые работали в рамках военно-промышленного комплекса, не имеют государственных заказов, достойной заработной платы, перебиваются огородничеством, по дешевке продают свою продукцию и себя не только в США, Израиль, Канаду и страны Западной Европы, но и в Китай, Южную Корею, Африку, Иран, Индию.

В 1992-1997 гг. из России уехали около 1 млн. человек, включая 70 тыс. уче­ных и десятки тысяч врачей, инженеров, конструкторов, спортсменов, артистов, писателей. Этот «исход», «четвертая волна эмиграции», нанес колоссальный урон интеллектуальному потенциалу страны. Но такая ситуация, как и в послеоктябрьский период, вполне устраивала новое руководство страны, которое избавлялось от оппозиции, от тех, кто мог авторитетно заявить: «А король-то голый!» В более удобном для жизни «далеке» оказались многие бывшие «прорабы перестройки» (редактор «перестроечного» «Огонька» В. Коротич, драматург М. Шатров, уче­ные Р. Сагдеев, С. Хрущев и др., о которых знает теперь только старшее поколение). Постоянно растет мартиролог отечественной интеллигенции: академикА. Сахаров, публицист В. Селюиин, артист Ю. Никулин, писатель В. Кондратьев, поэты Р. Рождественский, Б. Окуджава и Ю. Друнина, профессор и первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак... Многие умерли, а некоторые и сами свели счеты с жизнью. Часть интеллигенции переродилась «во власть», бюрократизировалась (Е. Гайдар, А. Чубайс и др.). Многие инженеры, учителя, преподаватели вузов, ученые, офицеры оставили свое профессиональное поприще и ушли в бизнес, за­нялись другими видами деятельности. Произошла массовая дисквалификация и переквалификация инженеров в ларечники, офицеров — в охранники, учитель­ниц — в уборщиц.

В свое время в 1819 г. в своей «Притче» («Параболе») известный философ А. Сен-Симон поставил вопрос: что случилось бы с Францией, если бы она не­ожиданно потеряла всех своих принцев, герцогов, министров, кардиналов, епи­скопов, попов, судей и вдобавок еще 10 тыс. самых богатых землевладельцев и т. п.? Пострадала бы Франция? Нет, отвечал философ, отсюда не проистекало бы ника­кого политического несчастья для государства. Но если бы Франция, продолжал он, потеряла 50 своих лучших физиков, 50 химиков, 50 филологов и далее по 50 математиков, поэтов, живописцев, скульпторов, музыкантов, литераторов, ин­женеров, архитекторов, врачей и по 50 представителей других профессий — всего 3 тыс. ученых, художников и ремесленников, то страна сразу бы почувствовала падение культурного и экономического уровней. Время покажет, насколько тяже­лые потери понесла Россия и как они отразятся на ее развитии.

В России интеллигенция как социальный слой исторически не просто выполня­ла определенные профессиональные функции, но и становилась лидером в общест­венной жизни, выступала как «мозг», «совесть», «соль» нации. В годы «реформ» появилось множество публикаций, трактующих вопрос о «смерти интеллиген­ции».

Официальные власти пренебрегают мнением интеллигенции. Быстро замол­чал после возвращения на Родину А. И. Солженицын. Мертворожденным оказался Высший консультационный совет при президенте Б. Н. Ельцине, куда первона­чально входили многие «властители дум». Только в период предвыборных кампа­ний наиболее ангажированная часть российской артистической братии и попсы оказывается востребованной.

Характерно, что попытки разумно мыслящих интеллектуалов добиться при­знания у населения в ходе тех же избирательных кампаний практически не дали результатов. Яркий пример тому — неудачное участие в президентских выборах 1996 г. Святослава Федорова, руководителя МНТК «Микрохирургия глаза».

Из гордой «оппозиционерки» интеллигенция по большей части превратилась в интеллектуальную «обслугу», работающую по принципу «чего изволите». Уро­вень интеллигентской сервильности (прислужничества власти) представляется удручающим. И не только в сравнении с дореволюционным периодом, но даже с советским, сталинским, когда интеллигенция была превращена в «золушку» со­ветского общества, пресловутую «прослойку» между рабочим классом и кресть­янством. Современной российской интеллигенции в очередной раз предстоит трудный путь самоидентификации и поиска новых приоритетов в новых истори­ческих условиях.

Интеллигенция частично сохранила черты особого слоя, ориентированного на благо всего общества. От интеллигенции часть населения все еще ожидает выпол­нения функций духовной, интеллектуальной и нравственной элиты общества.

Интеллигенция на протяжении всего XX в. оставалась в России особой груп­пой, претендуя на положение коллективного героя, особенно когда находилась в оппозиции к властям и защищала интересы народа. Интеллигенция долго была в центре поисков и упований массового сознания. Сохранится ли ее роль в XXI в.?

В начале XXI в. впору вспомнить древнее изречение: «Есть время разбрасы­вать камни, есть время их собирать».

В духовной жизни постсоветской России заметно возросла роль религии. После празд­нования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Русской православной церкви стали возвра­щаться здания монастырей и храмов. Открылось немало новых церквей в тех местах, где их ранее не было. Например, храмы в Надыме, городе нефтяников и газовиков, в Костамукше, центре добычи железной руды, в ряде вузов. Появились священники в местах от­бывания наказания уголовными преступниками. Праздник православного Рождества Хри­стова стал нерабочим днем.

В многоконфессиональной России некоторое предпочтение, отдаваемое федеральными властями Русской православной церкви, вызывает обиду у служителей ислама, католи­цизма, протестантизма, иудаизма, буддизма, других религий. В то же время появились разнообразные издания, радио- и телепередачи религиозного характера. Серьезной проблемой стала деятельность тоталитарных сект, религиозных шарлатанов и религиозных экстреми­стов, например вакхабитов на Северном Кавказе. Религиозные организации занимаются духовным просвещением, ведут социальную работу среди наркоманов. Россия в соответст­вии с Конституцией является светским государством, в котором гарантируется свобода совести, т. е. право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедо­вать никакой религии.

Учеными и специалистами различных направлений приводятся достаточно убедительные факты о многочисленных социальных проблемах в молодежной сфере. Продолжается со­кращение численности молодежи примерно на 700 тыс. человек в год, детская смертность превысила среднеевропейский уровень в 3 раза. По разным источникам, в России насчи­тывается до 2 млн. беспризорных детей, а в Санкт-Петербурге — около 50 тыс. Около 3 млн. детей и подростков бродяжничают, вовлечены в криминальные преступные группировки. Около 1 млн. детей не посещают школу. Здоровыми являются только 20% детей. Примерно

2 тыс. детей ежегодно кончают жизнь самоубийством. Из 100 подростков 20 употребляют наркотики, а 6 являются токсикоманами. Рост подростковой преступности значительно опережает рост взрослой: на 10 тыс. подростков совершается примерно 268 преступлений,
а на такое же количество взрослых — 147. Резко снижается жизненный уровень большей части молодежи. В борьбе за выживание дети и подростки вместо учебы, полноценного отды­ха вынуждены подрабатывать, заниматься «бизнесом», воровством, спекуляцией, попрошай­ничеством, отрицательно влияющими на молодых людей. Нельзя не замечать усиливающего­ся процесса духовной деградации и моральной опустошенности молодежи.

В 1960 г. в СССР на медицинском учете состояло 8 тыс. наркоманов, в 1970 — 25 тыс., в 1980 — 50 тыс., а в 1990 г. — 150 тыс. В действительности, по оценкам специалистов, на 300 млн. человек населения СССР приходилось до 800-900 тыс. наркоманов. К настояще­му времени около 2% населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость. За последние 10 лет численность наркоманов среди детей и подростков возросла в 10 раз и в стране насчитывается более 500 тыс. детей-наркоманов. Каждый наркоман потенциально способен приобщить к смертоносному занятию до 60 человек. За последние десять лет смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, в том числе среди детей — в 42 раза. Не осталось ни одного региона в стране, который можно было бы назвать более или менее благополучным.

По результатам опроса, проведенного в сентябре 2002 г. Всероссийским центром изуче­ния общественного мнения, 61% респондентов высказали уверенность в том, что наиболь­шей опасностью для страны является проблема распространения наркомании. Около 3 млн. россиян употребляют наркотики. В Москве на учете стоят 20 тыс. наркоманов, в Петербурге с диагнозом «наркомания» зарегистрировано 9 тыс. горожан; 3 тыс. петербуржцев употребляют наркотики «эпизодически», еще 60 тыс. находятся в наркозависимости от набора других психоактивных веществ. В 2002 г. в России выявлено около 130 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. По данным МВД, с начала 2002 г. в России из незаконного оборота было изъято свыше 16 т. наркотических веществ. В общей сложности в наркологических учреждениях страны зарегистрировано более 335 тыс. наркоманов. Более 60% из них — молодые люди в возрасте до 30 лет. Цифры все время ме­няются в сторону увеличения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия в начале XXI в | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.