Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поделится ли респондент информацией?

Нежелание респондентов поделиться информацией может зависеть от количества усилий, требующихся для ответов, их способности сформули­ровать ответ или чувствительности к данной тематике. Респонденты также могут отказаться от ответа, когда проблема смущает или, наоборот, представ­ляется им угрожающей.

Подобные вопросы должны быть устранены везде, где это возможно. Если это не­возможно из-за важности вопроса для исследования, то необходимо уделить особое внимание тому, как подать вопрос, особенно в плане месторасположения или формулировки вопроса.

В целом лучше поместить деликатный вопрос далее по ходу анкеты, чем в начале опроса.

При использовании деликатных вопросов, полезно использовать средства, которые помогают сде­лать их менее угрожающими, а именно:

1) Поместить вопрос среди группы других, более нейтральных.

2) Перед тем как задать особый вопрос, следует убедиться, что поведение или восприятие является самым обычным.

Например, «Последние исследования показывают, что одно из четырех семейств сталкивается с ежемесячными трудностями при вы­полнении своих финансовых обязательств». Дан­ная техника, известная как использование успо­каивающих заявлений, делает более легким для респондентов преодолеть потенциальное замеша­тельство в их поведении.

3) Формулировка вопроса в отношении других и о том, как они могут действовать или что чувство­вать.

Например «Не кажется ли вам, что боль­шинство из нас мошенничает с налогами? Поче­му?» Когда вопрос задается в подобной манере, есть большая уверенность в том, что респондент может приоткрыть свое истинное отношение к вопросу о мошенничестве с налоговыми декларациями, по сравнению с вероятностью отказа, если бы его прямо спросили о том, мухлюет ли он со своими налогами и почему он это делает.

4) Формулировка ответа в виде ряда категорий, чтобы респондент мог бы просто выбрать подходя­щий вариант. Вместо того чтобы спрашивать о возрасте респондента, например, можно просто спросить его по возрастным категориям:

Например, 20-29; 50-59; 30-39; 40-49; 60 и более.

4 этап. Определение формы ответов на вопросы.

После того как определено содержание каждого от­дельного вопроса, необходимо решить, какие вопросы следует использовать в анкете. Чаще на практике используются следующие виды вопросов:

- вопросы с произвольным вариантом ответа. Это вопрос, на который респонденты отвечают на такие вопросы сво­ими собственными словами, не ограничиваясь выбором из предлагаемого набора вариантов;

- многовариантный вопрос. Это вопрос с ограниченным набором ответов, из которого респондента просят выбрать вариант, который наиболее со­ответствует его собственной позиции по данному вопросу.

Например, студенты отвечают на вопросы подобного многовариантного формата на экзаменах или при заполнении тестов (опрос по возрасту, доходу, причине покупки товара и т.п.).

- дихотомический вопрос. Вопрос с фиксированным количеством вариантов ответа, при котором респондента просят указать тот из двух ответов, который наиболее полно соответствует его взглядам на предмет вопроса.

Например, Вы собираетесь покупать автомобиль в этом году?

ДА НЕТ

- шкалы. Это другой тип вопросов с фиксированными вариантами ответов, который использу­ет определенную шкалу, для того чтобы показать ответ.

На­пример, когда проводят опрос об использовании ви­деомагнитофонов, может быть задан следующий вопрос «Как часто вы записываете на видеомагнитофон телепрограммы для последующего просмотра?»

НИКОГДА ИЗРЕДКА ИНОГДА ЧАСТО

В данном случае использована форма многовариант­ного вопроса. Однако эти ответы могут быть также даны при помощи шкалы. Шкаловая природа данного вопроса, возможно, будет более очевидна, если при состав­лении ответа будет использована следующая форма:

Никогда Изредка Иногда Часто

           
     


_______________________________________________________

Рис.3.1. Схема ответов шкалирующих вопросов

Преимущество данной схемы состоит в том, что опи­сания или категории могут быть представлены в верх­ней части страницы, а разновидности программ могут быть напечатаны по левой стороне листа — например, фильмы, спортивные передачи, специальные програм­мы. Респондентов просят отметить на шкале, с какой частотой используется видеомагнитофон для записи тех или иных передач. Инструкцию можно дать только один раз, в самом начале, и при этом большое количе­ство информации от респондента может быть получе­но от участника опроса за небольшое время.

5.этап. Определение формулировки вопросов.

Фор­мулирование каждого из вопросов - это сложная зада­ча, т.к. неправильная формулировка может вызвать отказ респондентов отвечать на вопрос, даже если они и согласились принять участие в опросе. Пло­хая формулировка может также спровоцировать рес­пондента ответить на вопрос умышленно или из-за недопонимания некорректно.

Поэтому, следует избегать следующих моментов:

- состояние неответа;

- избегать сложных понятий и слов;

- избегать сомнительных слов и вопросов;

- избегать наводящих вопросов;

- избегать скрытых альтернатив;

- избегать скрытых допущений;

- избегать обобщений и оценок;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Имеет ли респондент необходимую для ответа информацию? | Избегать сложных понятий и слов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.